Стандарты развития ребенка в ссср

Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.
6. Приучение к труду и самостоятельности
С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям.
Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.
7. Минимум свободного времени
Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус.
Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.
8. Не баловать детей
Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто.
Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг. Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека.
9. Любовь к природе
Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.
Чтобы приблизить природу к городским детям, во многих школах организовывались живые уголки, в которых можно было встретить самую разную живность. Среди молодого поколения всячески поощрялись аквариумистика и любовь к котам и собакам.
10. Моральные ценности
Этическое воспитание было важной частью педагогического процесса. Поэма Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» стала настоящим гимном нравственности нескольких поколений советской детворы. Так как религию в СССР не жаловали, то моральные ценности объясняли не на примере заповедей, а посредством особой системы ценностей советского человека и строителя коммунизма.
Детей учили жить не для себя, а для пользы всего общества, соблюдать чистоту, быть вежливыми, уважать старших и не стремиться к материальным благам. Большую роль всегда отводили семье, как важной ячейке советского общества. Можно сказать, что все эти ценности не слишком отличались от христианских, но были иначе сформулированы.
Смотрите также — Екатеринбургская школа «Орленок», где учат как в СССР
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Источник
Девочки, поделитесь, пожалуйста, кто из вас начинал прикорм по старой схеме, как кормили нас наши мамы. Я за старую схему, существовавшую десятилетиями. В итоге у моей мамы двое здоровых деток: 36 и 27 лет. Ни гастритов, ни язв, ни проблем с котями, ничего нет. Своего малыша тоже по советской школе прикорма начинаю кормить. Так вот, кто уже этот этап прошел, пишите. Только давайте без критики, у всех свое мнение на воспитание и кормление малыша.
Комментарии
Добрый день! Дайте, пожалуйста, схему прикорма СССР… старшей именно по ней вводила продукты, очень довольна, вот скоро опять пригодится, но потерялась за столько лет ????♀️???? спасибо ????????
ÐвÑÑÑиÑ, ÐлагенÑÑÑÑ
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, можно мне ваÑÑ ÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑикоÑма, за Ñание ÑпаÑибо
РоÑÑиÑ, ÐÑаÑнодаÑ
ÐобÑÑй денÑ! ÐÑиÑлиÑе пожалÑйÑÑа и мне ÑакÑÑ ÑÑ ÐµÐ¼Ñ, не Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð½Ð°Ð¹Ñи.
РоÑÑиÑ, ЧелÑбинÑк
ÐÐ½Ð°Ñ ÑÑо вводили пÑикоÑм по капелÑкам Ñвежего ÑвеколÑного и моÑковного Ñока, а Ð²Ð¾Ñ ÑоÑно Ñо ÑколÑки меÑÑÑев не помнÑ, нÑжна подÑказка)))
РоÑÑиÑ, ЧелÑбинÑк
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, оÑÐµÐ½Ñ Ñ Ð¾ÑелоÑÑ ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð´ ÑÑкой бÑла ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑÑ ÐµÐ¼Ð°. Я ÑолÑко ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñала коменÑаÑии в конÑакÑе на ÑемÑ:» ÐÑжно ли даваÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ?»ÐовÑоÑÑÑÑ Ð¸ ÑкажÑ, ÑÑо ÑÑо жизненно Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ Ð´Ð»Ñ ÑабоÑÑ ÐºÐ¸ÑеÑника Ñебенка,инаÑе ÑодиÑелÑм вÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¿ÑидеÑÑÑ Ð±Ð¾ÑоÑÑÑÑ Ð·Ð° его воÑÑÑановление и возможно без оÑобого ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð°. У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾ лежали ÑÑи ÑекомендаÑии и Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñмала, ÑÑо вÑе помнÑ, ан нехÐÑÐ´Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¿ÑизнаÑелÑна, еÑли Ð²Ñ Ñо мной поделиÑеÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸.
ÐолноÑÑÑÑ Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ ÑоглаÑна Ñвоего ÑебÑнка именно Ñак и наÑала пÑикаÑмливаÑÑ Ð½Ð°Ð¼ 4 меÑÑÑа и Ñлава Ð±Ð¾Ð³Ñ Ð¼Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ñ Ð¾ÑоÑо пеÑеноÑимоÑÑи каÑи ÑÑÑкÑÑ Ð° Ñамое главное ÑйÑо за ÑÑо болÑÑе вÑего пеÑеживала Ñак как они ÑаÑе вÑего вÑзÑваÑÑ Ð°Ð»ÐµÑÐ³Ð¸Ñ . Ð½Ñ Ð¸ конеÑно болÑÑе Ñклонна к пиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑигоÑовленое Ñамой а не еде из баноÑек но ÑÑо вÑÐ±Ð¾Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ индевидÑалÑно
ÐапиÑиÑе пожалÑйÑÑа пÑо ÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð° Ñо Ñ Ñак ниÑего и не понÑла
УÑа, Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ Ð¸ Ñ Ð½Ð°Ñла ÑÑ ÑемÑ, коÑоÑÑÑ Ð¸Ñкала.)))
УкÑаина, ÐонеÑк
ÐожеÑе ÑбÑоÑиÑÑ? Я не Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð½Ð°Ð¹Ñи!
ÐÑ Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ Ñо наÑла Ñо ÑÑо иÑкала. Рне пÑикоÑм в 6меÑÑÑев. ÐÑмала Ñже одна ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÐºÑо возвÑаÑаеÑÑÑ Ð² СССР.
РоÑÑиÑ, Ð¯Ñ Ñома
ÐобÑÑй денÑ,ÐаÑина!а Ð²Ñ Ð± не могли поделиÑÑÑÑ ÑÑой ÑÑ ÐµÐ¼Ð¾Ð¹!?
УкÑаина, ÐаÑиÑполÑ
Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾ÑÑ Ð²ÑÑоÑла на ÑÑой ÑÑ ÐµÐ¼Ðµ , Ñ ÑолÑко ÐÐ!!!! за 14 Ð»ÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ в болÑниÑе ни ÑÐ°Ð·Ñ Ð½Ðµ лежала!!! ТТТ
Источник
Идеализировать советское детство и то, как воспитывали детей в СССР не стоит. Там было много и темных сторон, и неоднозначных правил. Взять хотя бы самое знаменитое: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим».
Многие принципы советского воспитания были заложены еще в 1930-х годах легендарным педагогом Антоном Макаренко. В те годы в России оказалось огромное количество беспризорных детей, которые затем становились преступниками. Власти забирали их с улиц и помещали в детдома, но превратить их в нормальных детей было уже довольно сложно. В такой колонии для малолетних преступников Макаренко успешно их перевоспитывал в полноправных членов общества, опираясь на общечеловеческие ценности и высокие моральные нормы.
Многое из его опыта вошло в советские учебники по педагогике и успешно практиковалось в общей системе образования. Вот некоторые из них.
1. Строгий режим
Много внимания уделялось режиму ребенка с самых малых лет. Считалось, что все должно происходить строго по часам: и сон, и кормление.
Считалось, что даже если ребенок плачет в перерывах между кормлениями, не стоит его «успокаивать» грудью. Советские медработники приходили на дом к молодым матерям и тщательно следили за тем, как ребенок набирает вес (это в СССР должно было быть тоже по регламенту).
Дисциплина в этом вопросе поддерживалась и в более взрослом возрасте. Кормление в одно и то же время устраивалось в яслях, детских садах и школах, а матерям советовали не давать детям лакомств между кормлениями.
2. Закалять детей и класть спать на свежий воздух
Тихий чай в детском саду, 1950-е
Леонид Шокин/МАММ/МДФ
Свежий воздух считался полезным для иммунитета и здоровья ребенка, поэтому бесстрашные мамы даже в самый мороз по несколько часов гуляли с коляской. Дневной сон многих детей проходили именно на улице.
Такая практика применялась и в детских садах — детей укладывали спать на улице, в том числе чтобы избежать эпидемий самых разных болезней.
Из серии «Клуб «Здоровая семья»», 1985
Георгий Розов/МАММ/МДФ
Отдельным аттракционом были закаливания, обтирания и обливания холодной водой на улице. Считалось, что это очень полезно для здоровья, в том числе для сердца. А одним из главных лозунгов СССР было «В здоровом теле — здоровый дух».
3. Приучать к физической культуре и спорту
В школах были обязательные спортивные занятия, причем разные в зависимости от сезона: зимой детей выводили кататься на беговых лыжах, летом — бегать на свежем воздухе. В другое время года занятия проходили в зале — занимались бегом и легкой атлетикой, играли в командные игры.
Чтобы побудить и детей и взрослых к занятиям, даже популярнейший поэт-песенник Владимир Высоцкий сочинил небольшую шуточную композицию о важности утренней гимнастики.
4. Социализировать детей
Детей отдавали в детский сад с самого малого возраста (даже грудных), ведь матери должны были как можно скорее продолжить трудиться на благо советского государства. Кроме того, важным навыком, который ребенок получал в детских садах, была социализация. Он должен был научиться жить и работать в коллективе, а также отвечать за свой коллектив.
5. Приучать к ответственности
Коллективная ответственность — отличный прием, который мог бы очень помочь в борьбе с сегодняшним буллингом в школах.
Американец академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х подробно изучал, как воспитывают детей в Советском Союзе и выпустил книгу «Два мира детства: Дети в США и СССР». В ней он приводит слова советской школьной учительницы о том, как она борется с плохим поведением в классе.
«Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена».
6. Приучать к самостоятельности и труду
При всей коллективной ответственности, конечно, ребенок должен был отвечать и за себя лично. Кроме того, с детства его уже поэтапно готовили ко взрослой жизни. Он должен был непременно помогать взрослым и родителям и таким образом учиться делать все по дому, готовить и заниматься простым ручным трудом.
«Где-то с 5-го класса у меня была повинность убираться в квартире по выходным и ходить в магазин. Я делал это всегда и даже не знал, что может быть по-другому. Моя сестра-близнец в это время готовила обед на всю семью. А родители работали или отдыхали», — рассказывает о своем детстве москвич Сергей, 62 года.
В школах был также отдельный предмет — «труд». Девочек и мальчиков обучали разному: девочки учились шить и готовить, а мальчики забивать гвозди, строгать, пилить, паять и даже выполнять нехитрые операции с электричеством.
7. Свести свободное время к минимуму
Советский ребенок должен был быть всегда занят делом. И оказывается, чем больше у него дел, тем больше он успевает. Так его готовили к работе и активной общественной жизни в партийной ячейке, например.
Каждый ребенок после школы оставался на занятия школы продленного дня (“продленку”) или непременно посещал кружок. Была масса домов детского творчества, спортивных секций и музыкальных школ. Многие дети посещали по несколько кружков. Помимо развития ребенка, это еще и сильно облегчало жизнь родителю — ему не нужно было волноваться, чем занято чадо, пока он на работе.
Родители стремились дать им лучшее и все то, чего, возможно, они сами были лишены в детстве. Поэтому все средства непременно тратились на образование и развитие ребенка. Его поощряли за участие в олимпиадах и соревнованиях.
8. Не баловать детей
Особенно строго рекомендовали родителям не баловать своих детей — иначе из них вырастут ленивые барчуки. Именно поэтому у советских детей никогда не было ни огромного количества игрушек, как у современных, ни такого разнообразия одежды, ни каких-либо предметов роскоши (правда, сказался также дефицит товаров). Советский человек с юного возраста должен был быть непритязателен в быту.
Считалось, что избалованные и изнеженные дети непременно станут асоциальными элементами, а то и вообще преступниками!
9. Прививать любовь к природе
Советские дети, как вы уже поняли, много времени проводили на свежем воздухе. Многие кружки в том числе проходили на улице, очень популярным было увлечение ботаникой и зоологией, были целые объединения юных натуралистов, которые исследовали особенности природы своей местности. Детей также водили в походы в леса, учили альпинизму и сплавляться на байдарках.
Родители также часто брали детей за город — учили ловить рыбу, собирать грибы (и главное, разбираться в том, какие из них съедобные).
10. Воспитывать моральные ценности
Большое внимание уделялось в целом этическому воспитанию. Знаменитый поэт Маяковский написал поэму «Что такое хорошо и что такое плохо», ставшую очень популярной. За отсутствием религии, детям объясняли правила поведения не через библию, а через моральные нормы советского человека и строителя коммунизма. Впрочем, они мало чем отличались от 10 евангельских заповедей.
Очень важным было жить не для себя, а для другого, не стремиться к личной выгоде и обогащению, не лгать, соблюдать чистоту, уважать старших: уступать места в общественном транспорте, помогать пожилым людям переходить дорогу или нести тяжелые сумки.
Одной из самых важных ценностей, которую прививали ребенку была семья, ведь семья была важной ячейкой советского общества.
Девочек именно поэтому с детства готовили становиться матерями и вести домашнее хозяйства (при этом ни в коем случае не говорили, что это единственная их обязанность. Профессиональные качества в них также пестовали). Мальчиков же учили выполнять «мужскую работу», требующую бóльшего физического труда. Очень важно было пройти армейскую службу.
«Над теми, кто не служил, у нас просто смеялись. С ними даже девушки не хотели встречаться», — рассказывает Иван, 75 лет.
И конечно, главной ценностью для советского ребенка (да и взрослого) была верность и любовь к родине. Для этого нужно было знать ее историю, культуру, географию, а также великую роль СССР в освобождении пролетариата всего мира от гнета капиталистов.
Источник