Стадиальность развития ребенка по выготскому
По Л.С.Выготскому развитие – это, прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как пишет Л.С.Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребёнка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребёнок переходит от одной возрастной стадии к следующей.
Л.С.Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребёнком и социальной средой. Взаимодействие ребёнка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Л.С.Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1. Цикличность. Периоды подъёма, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Темп и содержание развития меняются на протяжении детства. Такие циклы развития характерны для отдельных психологических функций (памяти, речи, интеллекта) и для развития психики ребёнка в целом. Возраст как стадия развития представляет собой цикл со своим особым темпом и содержанием.
2. Неравномерность развития. Различные стороны личности, в том числе функций психики, развиваются неравномерно.
В младшем возрасте (до 1 г.) сознание ребёнка недифференцировано. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Восприятие слито с эмоциями, не полностью разграничены восприятие формы, цвета и т.д.
Остальные функции оказываются на периферии сознания, зависят от доминирующей. Другие функции обслуживают восприятие. Период, когда функция доминирует, — это период её наиболее интенсивного развития. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребёнок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка. Процессы «обратного развития» вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает, преобразуется.
Выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начал и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кризисные, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это кратки, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим – таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.
Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. Развитие приобретает негативный характер. На первый план выдвигаются инволюционные процессы: исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но, наряду с потерями, создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С.Выготского имеет следующий вид:
· Кризис новорождённости
· Младенческий возраст(2 мес.-1 год)
· Кризис 1 года
· Раннее детство(1-3года)
· Кризис 3 лет
· Дошкольный возраст(3-7лет)
· Кризис 7 лет
· Школьный возраст(8-12лет)
· Кризис 13лет
· Пубертатный возраст(14-17лет)
· Кризис 17 лет.
Возраст (в психологии) — категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
Источник
Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое «не падает с неба», как писал Л.С. Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.
Источником развития является социальная среда. Каждый шаг в развитии ребенка меняет влияние на него среды: среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному переживают разные дети, даже дети одного возраста — близнецы. В результате на развитии одного ребенка конфликт между родителями, например, скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие отклонения. Один и тот же ребенок, развиваясь, переходя от одного возраста к другому, будет по-новому переживать ту же самую семейную ситуацию.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы -ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.
Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности— младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1—3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (7— 13 лет) -кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет) — кризис 17 лет.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 2442; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9762 — | 7583 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Возрастное развитие,
в особенности детское, — сложный процесс,
который в силу ряда своих особенностей
приводит к изменению всей личности
ребенка на каждом возрастном этапе. Для
Л.С. Выготского развитие — это прежде
всего возникновение нового. Стадии
развития характеризуются возрастными
новообразованиями, т.е. качествами
или свойствами, которых не было раньше
в готовом виде. Но новое «не падает с
неба», как писал Л.С. Выготский, оно
появляется закономерно, подготовленное
всем ходом предшествующего развития.
Источником развития
является социальная среда. Каждый
шаг в развитии ребенка меняет влияние
на него среды: среда становится совершенно
иной, когда ребенок переходит от
одной возрастной ситуации к следующей.
Л.С. Выготский ввел понятие «социальная
ситуация развития» — специфическое
для каждого возраста отношение между
ребенком и социальной средой.
Взаимодействие ребенка со своим
социальным окружением, воспитывающим
и обучающим его, и определяет тот путь
развития, который приводит к возникновению
возрастных новообразований.
Как ребенок
взаимодействует со средой? Л.С. Выготский
выделяет две единицы анализа социальной
ситуации развития — деятельность и
переживание. Легко наблюдать внешнюю
активность ребенка, его деятельность.
Но существует и внутренний план, план
переживаний. Одну и ту же ситуацию в
семье по-разному переживают разные
дети, даже дети одного возраста —
близнецы. В результате на развитии
одного ребенка конфликт между родителями,
например, скажется слабо, а у другого
вызовет невроз и прочие отклонения.
Один и тот же ребенок, развиваясь,
переходя от одного возраста к другому,
будет по-новому переживать ту же
самую семейную ситуацию.
Социальная ситуация
развития меняется в самом начале
возрастного периода. К концу периода
появляются новообразования, среди
которых особое место занимает центральное
новообразование, имеющее наибольшее
значение для развития на следующей
стадии.
Л.С. Выготский
рассмотрел динамику переходов от одного
возраста к другому. На разных этапах
изменения в детской психике могут
происходить медленно и постепенно, а
могут — быстро и резко. Соответственно
выделяются стабильные и кризисные
стадии развития. Для стабильного
периода характерно плавное течение
процесса развития, без резких сдвигов
и перемен в личности ребенка.
Незначительные, минимальные изменения,
происходящие на протяжении длительного
времени, обычно незаметны для окружающих.
Но они накапливаются и в конце периода
дают качественный скачок в развитии:
появляются возрастные новообразования.
Только сравнив начало и конец стабильного
периода, можно представить себе тот
огромный путь, который прошел ребенок
в своем развитии.
Стабильные периоды
составляют большую часть детства. Они
длятся, как правило, по нескольку лет.
И возрастные новообразования, появляющиеся
медленно и долго, оказываются
устойчивыми, фиксируются в структуре
личности.
Кроме стабильных,
существуют кризисные периоды развития.
В возрастной психологии нет единого
мнения по поводу кризисов, их места и
роли в психическом развитии ребенка.
Часть психологов считает, что детское
развитие должно быть гармоничным,
бескризисным. Кризисы -ненормальное,
«болезненное» явление, результат
неправильного воспитания. Другая
часть психологов утверждает, что наличие
кризисов в развитии закономерно. Более
того, по некоторым представлениям,
ребенок, не переживший по-настоящему
кризис, не будет полноценно развиваться
дальше.
Л.С. Выготский
придавал кризисам большое значение и
рассматривал чередование стабильных
и кризисных периодов как закон
детского развития. В настоящее время у
нас чаще говорят о переломных моментах
в развитии ребенка, а собственно
кризисные, негативные проявления относят
на счет особенностей его воспитания,
условий жизни. Близкие взрослые могут
эти внешние проявления смягчить или,
наоборот, усилить.
Кризисы, в отличие
от стабильных периодов, длятся недолго,
несколько месяцев, при неблагоприятном
стечении обстоятельств растягиваясь
до года или даже двух лет. Это краткие,
но бурные стадии, в течение которых
происходят значительные сдвиги в
развитии и ребенок резко меняется во
многих своих чертах. Развитие может
принять в это время катастрофический
характер.
Кризис начинается
и завершается незаметно, его границы
размыты, неотчетливы. Обострение
наступает в середине периода. Для
окружающих ребенка людей оно связано
с изменением поведения, появлением
«трудновоспитуемости», как пишет Л.С.
Выготский. Ребенок выходит из-под
контроля взрослых, и те меры
педагогического воздействия, которые
раньше имели успех, теперь перестают
действовать. Аффективные вспышки,
капризы, более или менее острые конфликты
с близкими — типичная картина кризиса,
характерная для многих детей. У
школьников падает работоспособность,
ослабляется интерес к занятиям, снижается
успеваемость, иногда возникают
мучительные переживания, внутренние
конфликты.
Однако у разных
детей кризисные периоды проходят
по-разному. Поведение одного становится
труднопереносимым, а второй почти
не меняется, так же тих и послушен.
Индивидуальных различий во время
кризисов гораздо больше, чем в стабильные
периоды. И все же в любом случае
изменения есть даже во внешнем плане.
Чтобы их заметить, нужно сравнить
ребенка не с ровесником, тяжело
переживающим кризис, а с ним самим —
таким, каким он был раньше. Каждый ребенок
испытывает трудности в общении с
окружающими, у каждого снижается темп
продвижения в учебной работе.
Главные изменения,
происходящие во время кризиса, —
внутренние. Развитие приобретает
негативный характер. Что это значит? На
первый план выдвигаются инволюционные
процессы: распадается, исчезает то, что
образовалось на предыдущей стадии.
Ребенок теряет интересы, еще вчера
направлявшие всю его деятельность,
отказывается от прежних ценностей
и форм отношений. Но наряду с потерями
создается и что-то новое. Новообразования,
возникшие в бурный, непродолжительный
период, оказываются неустойчивыми
и в следующем стабильном периоде
трансформируются, поглощаются другими
новообразованиями, растворяются в
них и, таким образом, отмирают.
В кризисные периоды
обостряются основные противоречия:
с одной стороны, между возросшими
потребностями ребенка и его все еще
ограниченными возможностями, с другой
— между новыми потребностями ребенка
и сложившимися ранее отношениями со
взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие
противоречия часто рассматриваются
как движущие силы психического развития.
Кризисные и
стабильные периоды развития чередуются.
Поэтому возрастная периодизация Л.С.
Выготского имеет следующий вид: кризис
новорожденности— младенческий возраст
(2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее
детство (1—3 года) — кризис 3 лет —
дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7
лет — школьный возраст (7— 13 лет) -кризис
13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет)
— кризис 17 лет.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник