Стабильные периоды в дошкольном развитии ребенка

Если Ваш ребенок стал вести себя совершенно непривычным образом, часто капризничать, ссориться со сверстниками и/или взрослыми, отдаляться от Вас и вообще стал «каким-то не таким», то это совершенно не означает, что он Вас не любит, попал в плохую компанию или недостаточно воспитан. Возможно, он просто достиг ступени в своем развитии называемой возрастным кризисом. Психологи выделяют 6 таких кризисов, которые последовательно возникают от самого рождения и до совершеннолетия. Особенности каждого из них мы и рассмотрим в данной статье.
Что такое возрастной кризис
Развитие маленького человека — процесс, растянутый во времени и очень необычный. На всем его протяжении стабильные периоды сменяются кризисными и наоборот. Стабильные характеризуются постепенным накапливанием новых навыков и умений, например, малыш научился ходить, ребенок старшего дошкольного возраста уже может произвольно запоминать нужную информацию и т.д. В эти периоды изменения происходят, но они очень порционы и заметить их возможно только тогда, когда появится новообразование (речь, произвольное запоминание и др.). А вот с кризисными периодами все обстоит совсем иначе.
В такие периоды развитие ребенка очень стремительно и заметно невооруженным глазом. Изменения в кризисные этапы можно сравнить с революцией: они очень бурные, начинаются внезапно и также заканчиваются, когда достигнуты определенные цели. Они могут быть очень тяжелыми как для ребенка, так и для взрослого, а могут протекать в достаточно сглаженной форме. Однако нормальное развитие человека невозможно без этих кризисов, и каждый малыш должен пройти каждый из них. Выделяются 6 кризисов детского возраста:
- Кризис новорожденности
- Одного года (младенчества)
- 3-х лет (раннего детства)
- 7-ми лет (детства)
- 13-ти лет (подростковый)
- 17-ти лет (юности)
Хотя в названии каждого кризиса фигурирует конкретный возраст, это не означает, что данный этап наступить точно в 3 или 13 день рождения. Он может начаться чуть раньше или чуть позже – за/через полгода или даже год до/после указанного возраста.
Кризис новорожденности
Можно сказать, что ребенок уже рождается в кризисе. Это связано с тем, что он меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Малышу нужно привыкнуть к новому типу дыхания и питания, к непривычным условиям, свету, звуку и т.д. Начинается период адаптации, который длится порядка 1-2 месяцев.
В этот период важно окружить младенца максимальной заботой, уходом, вниманием. Первые месяцы жизни самые сложные как для ребенка, так и для его родителей. Но когда кризис минует, окажется, что малыш уже более приспособлен к жизни и начинает налаживать свои первые социальные контакты со своим ближайшим окружением, т.е. мамой и папой.
Кризис одного года
Кризис младенчества связан с тем, что ребенок осваивает хождение и речь. Теперь ему доступно большее пространство для исследования, умение ходить дает возможность взять предметы, принадлежащие взрослым и ранее недоступные.
В возрасте одного-двух лет ребенок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание. Малыш сталкивается с тем, что «хочу» и «надо» часто могут не совпадать, и это вызывает его недовольство. В данный период могут возникать различные аффективные вспышки и агрессия: ребенок плачет и падает на пол, требуя что-то, обижается, может кидать во взрослого игрушками и т.д. Проявляются первые стремления все делать самостоятельно.
Типичные признаки наступления кризиса 1 года: ребенок набивает татуировку и покупает спортивную машину. Источник фото
Очень важно во время кризиса одного года проявлять терпение, такт и мудрость. Окрики, наказания, потакания капризам принесут мало толку. Во время аффективных вспышек лучше всего чем-то отвлечь малыша (например, показать какое-то животное или птицу) или попробовать договориться с ним. Если что-то запрещаете ребенку, то всегда объясняйте, почему это нельзя. Стремление к самостоятельности стоит поощрять, иначе малыш перестанет ее проявлять, а позже будет отказываться выполнить даже простые действия, объясняя это тем, что не умеет (одеться, есть самостоятельно и т.д.).
Кризис 3-х лет
Кризис раннего детства является одним из самых сложных возрастных кризисов. В это время ребенок становится трудновоспитуемым, зачастую с ним очень сложно находить общий язык. Малыш стремится противопоставить себя взрослым, показать, что он самостоятельный человек, отдельный от матери. Наиболее часто при этом можно наблюдать следующие проявления:
- Негативизм. Все поведение малыша полностью идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок будет отказываться что-то выполнять не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит от взрослого.
- Своеволие. Стремление к самостоятельности здесь очень выражено, часто можно услышать от малыша фразу «Я сам!». При этом он будет очень обижаться и даже может проявлять агрессию, если не давать ему этой самостоятельности.
- Строптивость. Ребенок отвергает сложившийся ранее образ жизни, все установленные в семье порядки и нормы воспитания. Он отказывается ложиться спать, гулять и т.д. в обычное время, выполнять какие-то привычные вещи, ходить в садик и пр.
- Упрямство. Если малыш что-то потребовал, то будет упорно настаивать на своем. При этом делает он это не потому, что действительно хочет, а потому, что высказал взрослому такое желание.
- Обесценивание. В этот период впервые у ребенка появляется критика по отношению к взрослому, чьи слова, поступки, воля ранее принимались безоговорочно.
- Деспотизм. Малыш этого возраста может проявлять ревность, агрессию, часто впадать в истерики.
- Протест-бунт. Практически все аспекты поведения маленького человека носят протестующий характер, причем без явной на это причины.
Также в данный период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту от наказания («это приходил бабайка и съел все конфеты»), демонстративное проявление чувств, желание оценивания.
Стремление подавить этот кризис не даст результатов. Чтобы справиться с этими проявлениями, взрослый должен быть очень терпеливым и проявить хитрость и смекалку. Например, зная, что ребенок воспротивиться сну, предложить ему делать все, что угодно, только не ложиться и не закрывать глаза. Также не рекомендуется подтверждать истерику (давать то, ради чего она была вызвана), иначе она станет естественным способом добиться желаемого.
Кризис семи лет
В этом возрасте ребенок стремится к новым социальным контактам, начинает ориентироваться на внешнюю оценку, приобретает новый социальный статус – статус ученика. Малыш утрачивает детскую непосредственность и наивность – теперь понять его значительно сложнее, чем еще совсем недавно. Главными проявлениями кризиса является манерность и вычурность поведения, кривляния, некоторая странность и непонятность поступков, агрессивность и аффективные вспышки.
Источник фото
Как правило, все эти проявления проходят, когда малыш поступает в школу и начинает осваивать новые виды деятельности. Помочь справиться с ними также могут значимые взрослые, не относящиеся к семье (учитель, друзья родителей и др.). Это связано с тем, что в этот период оценки посторонних людей являются важными и необходимыми ребенку для формирования самооценки и представления о себе.
Кризис 13-ти лет
Подростковый кризис является вторым по яркости и во многом схож с кризисом 3-х лет. Он связан с гормональными изменениями в организме ребенка и с переходом на новую ступень развития (переходную между ребенком и взрослым) и характеризуется следующими проявлениями:
- Эмоциональная неустойчивость. Связано это в большей степени с изменением гормонального фона и сбоем некоторых систем организма. У подростков часто меняется настроение от повышенного до подавленного, им трудно контролировать свои чувства и эмоции.
- Чувство взрослости, стремление казаться взрослым. Подросток не хочет называться и выглядеть ребенком. Своим поведением, манерой одеваться и т.д. он стремиться показать, что уже взрослый.
Этому парню точно удалось выглядеть взрослее… Источник фото
- Стремление к эмансипации. Ребенок этого возраста активно стремиться отделить себя от родителей: проявляет максимум независимости, тщательно скрывает свою личную жизнь и переживания и пр.
- Конфликты с родителями. Подросток считает, что его не понимают, очень бурно реагируют на любые проявления опеки и заботы со стороны родителей, а также на их критику, запреты и пр. Это приводит к частым конфликтам между поколениями.
- Стремление к общению со сверстниками. Если еще ранее ребенок стремился в большей степени общаться со взрослыми и ориентировался на них, то теперь сверстники и дети чуть старшего возраста становятся для него авторитетами. Появляется активный интерес к лицам противоположного пола.
Также в этот период можно наблюдать чрезмерный интерес к собственной внешности, частую смену имиджа и интересов, трудность в общении и ухудшение школьной успеваемости. Подросток ищет себя в этом мире, стремится заявить о себе как о взрослом. Родителям рекомендуется давать своим детям больше свободы, признавать их самостоятельность и право на личную жизнь, относиться к ним как к равным.
Кризис 17-ти лет
Как правило, возникает на пороге новой жизни, т.е. в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор. В этом возрасте могут возникать всевозможные страхи (новой жизни, перед поступлением в ВУЗ, перед армией и т.д.), повышенная тревожность, нервозность.
Во время кризиса юности очень важна поддержка семьи. Родители должны участвовать в жизни отрока, но предоставлять ему самостоятельность, особенно в выборе своего будущего. Также значительную помощь окажет работа с юношей/девушкой по приобретению уверенности в себе.
Возрастной кризис – явление неизбежное в нормальном развитии ребенка. В эти сложные для него периоды родителям нужно набраться терпения и постараться оказать своим детям максимум помощи и поддержки. Вспомните себя в этом возрасте. Наверняка, Вы тоже испытывали нечто подобное. Войдите в положение ребенка и вместе с ним справьтесь с кризисными проявлениями.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
19 февраля 2015
Источник
Кризисные периоды в развитии детей.
Все взрослые знают, что в развитии детей бывают особые трудные периоды – кризисы. Что же такое кризисы развития? Сколько их, в каком возрасте они бывают? Обязательно ли каждый ребенок проходит через все кризисы? Можно ли, действуя разумно и грамотно, смягчить проявление кризисов, а то и вовсе избежать их? И, наконец, главное: естественны ли вообще кризисы для нормального развития? Дают ли они какой-либо положительный результат?
Кризисы развития – это относительно короткие ( от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни человека, в течение которых он очень заметно меняется, становится совсем другим, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве. Личность человека развивается в течение всей жизни. При этом происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких и бурных – критических. Критические периоды отделяют стабильные друг от друга, являются переходами между ними.
В относительно короткое время ( от рождения до поступления в школу) ребенок переживает четыре кризиса и три стабильных периода. Это: кризис новорожденности, младенчество, кризис одного года, раннее детство, кризис трех лет, дошкольное детство, кризис семи лет.
Стабильные периоды у детей длятся от нескольких месяцев ( младенчество) до 3-4 лет ( дошкольный возраст). Можно сказать, что продолжительность кризисов и стабильных периодов в детстве – величины одного порядка. Самое неприятное следствие такой быстрой смены периодов развития в детстве – это то, что возникшие в одном из кризисов сложности не успевают стабилизироваться к началу следующего. В результате одни проблемы наслаиваются на другие, ломая как ход последующих кризисов, так и стабильные периоды.
Во время каждого кризиса почти неизбежно возникают те или иные проблемы. Бывает, что у ребенка появляется только слегка повышенная тревожность или какой-нибудь конкретный умеренно выраженный страх – например, темноты или собак. Часто повышенная возбудимость выражается в упрямстве, обидчивости. Иногда появляется излишняя двигательная активность.
Взрослые не всегда знают, как надо реагировать на «плохое поведение» ребенка. Часто вместо того, чтобы найти ему подходящее занятие, приласкать его или, наконец, просто твердо его остановить, пока еще не разошелся, родители начинают бороться с возникшей воспитательной проблемой «в лоб».
Это терпеть все выходки ребенка, поставив себе целью не раздражаться. Это возможно до известного предела, по достижении которого терпение лопнет и последует реакция, вероятно, более резкая и суровая, чем хотели бы родители и чем ожидал ребенок. Нужно учитывать, что у детей есть достаточно выраженное чувство справедливости. Ребенок знает, когда он ведет себя плохо, и ждет за это наказание, считая его справедливым. Если родитель его простил, ребенок чувствует облегчение, но если прощения не последовало, а наказание откладывается, это беспокоит его. Он ждет какой-то страшной расплаты и, к сожалению, иногда оказывается прав в своих ожиданиях, если взрослый терпел его выходки долго и скопил раздражение. Такие ситуации могут повторяться часто.
И при каждом проявлении нежелательного поведения пытаться «правильно» (с точки зрения родителей) отреагировать на него, осудить его, заставить сделать «как надо», добиться «раскаяния», обещания впредь так не делать.
Было бы наивно со стороны взрослого ждать, что маленький ребенок будет стремиться каким-то образом изменить свое поведение, даже если удастся довести до его сознания, что он поступает неправильно.
Так же наивно думать, что, «сражаясь» с действительно заупрямившимся маленьким ребенком, можно «победить» его с какой-то пользой для его воспитания.
Часто очень ценным может оказаться изменение, хотя бы временное, привычных ситуаций, провоцирующих конфликты с ребенком. Изменение как бы предупреждает развитие привычной конфликтной ситуации. Любой момент повседневной жизни – одевание, туалет, еду, сборы на прогулку и с улицы домой, укладывание спать – можно сделать интересным для ребенка. Копушу могут заинтересовать и увлечь песочные часы, дающие на еду ровно десять минут, а на одевание – пять. Непослушные волосы можно «победить» с помощью новой, какой-то особенной щетки (которую сперва можно опробовать на маме и бабушке, да и на кукле тоже). На манной каше можно нарисовать вареньем рожицу. Молоко налить в необычный высокий стакан с соломинкой, из помидора и яйца соорудить мухомор, бульон дать в чашке – если все это непривычно, должно подействовать. Наконец, любую ситуацию можно ввести в контекст игры. Например, сегодня у нас путешествие в джунгли. Мы умываемся в ручье, завтракаем на поляне, идем гулять – в поход по тропическому лесу, устраиваем после обеда большой привал – и так до вечера. Условие одно – взрослый должен тоже получать удовольствие от игры с ребенком, увлечься придумыванием сюжета. Важно только не показать ребенку, что вы торопитесь придумать что-то интересное, чтобы он не успел начать привычную ссору.
Конечно, ребенок не переменится, как по волшебству. Тем более что вы не сможете целиком и полностью погрузиться в продумывание способов избегания конфликтов. При каждой возможности он будет по инерции демонстрировать все те же фокусы, провоцируя вас на новый конфликт. Ваше дело – устоять и не отчаиваться при неизбежных срывах. Вы убедитесь, что после каждого следующего срыва вынырнуть на поверхность будет все легче и легче. В то же время усилия, необходимые для поддержания бесконфликтного существования, вначале очень значительные, будут постепенно уменьшаться, пока не сведутся к уровню автоматизма – вы привыкните постоянно ориентироваться на интересы и чувства ребенка и делать все не только для его физического благополучия и умственного развития, но и для того, чтобы он был счастлив и ему было интересно.
В качестве испытанного психологического средства для снятия напряжения, особенно у тревожных, много конфликтующих детей, очень хороши игры с водой, песком, глиной, жидкой грязью, снегом.
Для более полного уяснения того, что представляют собой стабильные и критические периоды развития дошкольника, рассмотрим некоторые из них вкратце.
Младенчество кончается кризисом одного года, который у одних детей наступает раньше, у других – позже. Это связанно с унаследованными от родителей и уже успевшими сложиться индивидуальными особенностями и темпом развития, а также с условиями жизни. Большое значение имеет, кто ухаживает за ребенком, много ли его носят на руках, играют и т.д.
Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Ребенок, находящийся на ступени раннего детства отличается от младенца тем, что он самостоятельно передвигается и разговаривает. Правда, и то и другое не всегда хорошо получается, но существенно, что его отличает большая активность в этом направлении.
Главное, что малыш стал требовательней и капризней. Он действует только с теми предметами, которые видит и чувствует в настоящее время. Его речь отвечает этой же особенности. Впрочем, «речь» — это слишком сильно сказано. Часто это всего несколько слогов, представляющие собой первые или ударные слоги «взрослых» слов или собственные фонетические произведения. Такие слоги-слова что-то означают. Часто это не один, а много разных предметов, не очень похожих друг на друга.
Малыш умудряется объясняться с помощью такой речи, включая в нее жесты – выразительные и указующие, междометия и, главное, всю ситуацию общения. Такую детскую речь психологи называют «автономной».
Л.С. Выгодский считал, что, пока ребенок объясняется с помощью автономной речи, он находится в кризисе одного года. Исключения из этого правила он наблюдал очень редко. Эта зависимость – возникновение и исчезновение автономной детской речи вместе с кризисом одного года справедлива в большинстве случаев и в наши дни. Однако современные наблюдения показывают, что все большее количество детей остаются на этой стадии речевого развития довольно долго – до двух, а то и почти до трех лет, причем другие явления, свидетельствующие о кризисе, успевают полностью пройти. Особенно часто это случается с теми детьми (обычно – мальчиками), у которых наблюдается склонность к леворукости или есть левши среди близких родственников. Когда эти дети, наконец, начинают говорить, используя настоящие слова, они сразу строят достаточно сложные фразы, что соответствует их возрастной норме.
Наступает кризис трех лет. Это – тяжелое испытание. Малыш был все-таки довольно покладистым – если взрослые не успели закрепить у него сложности, возникшие в прошлом кризисе, — и вдруг новые капризы и упрямство. Да такое упрямство, какого еще не было! Трехлетка – это не годовалый малыш, которого было так легко обмануть и отвлечь. В три года ребенок уже не поддается на примитивные приманки. Даже если предмет, который ему предлагают, очень интересный, трехлетка будет упрямо отворачиваться и скандалить, требуя, чтобы ему дали (убрали) не это, а то, что он просил. Это очень неприятная черта трехлетнего ребенка и в то же время это его достижение.
Важно, что ребенок осознал, что он хочет чего-то! И будет добиваться, чтобы сделали так, а не иначе.
Существеннейшее приобретение кризиса трех лет – самостоятельная сюжетная (режиссерская) игра. Эта такая игра, в которую играют в одиночку с маленькими игрушками или заменяющими их предметами – коробочками, катушками и т.д. В этой игре ребенок не берет на себя никакой роли – он хозяин, режиссер. Режиссерская игра – это создание и обыгрывание ситуаций. Первые, простенькие игры типа режиссерской бывают и до трехлетнего кризиса, на третьем и даже в конце второго года жизни. Но у трехлетки начинается настоящий расцвет таких игр. Сюжеты усложняются, героев становится больше. Ребенок говорит и действует за всех своих героев.
В режиссерской игре у ребенка младшего дошкольного возраста развивается новый, исключительно важный вид речи – так называемая эгоцентрическая речь. Малыш проговаривает частью громко, частью шепотом, частью про себя весь ход игры, все слова и действия, а также свои соображения по этому поводу. Эгоцентрическая речь – предтеча и основа для внутренней речи, которая у старших детей и взрослых является необходимым средством речевого мышления. Без эгоцентрической речи не может появиться абстрактное, теоретическое мышление.
Кризис трех лет заканчивается.
В возрасте от трех до семи лет (собственно дошкольном) ведущей деятельностью ребенка считается игра. Абсолютно все, что произвело на него впечатление в повседневной жизни (семейные события и дела взрослых, работа разных механизмов и поведение животных, а также то, что читают, рассказывают, показывают по телевизору), дошкольник включает в эти свои придуманные ситуации, то есть в игру.
Игра видоизменяется на протяжении дошкольного возраста. Вначале – это в основном режиссерская игра, происходящая в маленьком, обозримом для взгляда ребенка игровом поле – в коробке, в каком-нибудь укромном уголке. Такое ограниченное пространство посильно для еще неустойчивого внимания маленького ребенка. Когда ребенок подрастает, поле его игры тоже делается больше. Он уже способен удержать во внимании и то, что сейчас не видит, например «магазин», находящийся в другом углу комнаты.
И наконец, появляется высшая форма детской игры – сюжетно-ролевая игра. Она характерна для старших дошкольников, но ее элементы появляются и раньше. Сюжетно-ролевая игра коллективна. Чтобы дети смогли организовать такую игру, каждому из них нужно продумывать и всю игровую ситуацию в целом, и свою роль в отдельности; ориентироваться на других и в общем ходе развития сюжета, и в конкретном ролевом взаимодействии. Это очень сложная деятельность.
Игра с правилами больше похожа на игры взрослых или даже не на игры, а просто на всякие взрослые дела, регулируемые правилами. Ведь от умения принять правила и действовать в соответствии с ними во многом зависят вполне серьезные взрослые вещи.
Ребенок, увлеченно играющий в игры с правилами, — при условии, что в его арсенале остались и сюжетно-ролевая, и режиссерская игра, — скорее всего входит или уже вошел в кризис семи лет. Не всегда это случается именно к семи годам – бывает раньше, бывает позже.
В чем же выражается кризис семи лет? Подросший ребенок стремится походить на тех из своих сверстников или старших детей, кто ему импонирует. К сожалению, его вкус может совершенно не совпасть со вкусом мамы. Он перенимает манеру говорить, жаргонные словечки, аргументы в спорах со старшими. Теперь ребенок настаивает на том, что он будет одеваться так же, как нравящиеся ему дети, будет ходить гулять туда же, куда позволяют ходить им, есть на улице мороженое, как они. Могут снова появиться периоды двигательного возбуждения, когда видно, что ребенок не может овладеть собой. Необходима какая-то разрядка этого напряжения, которое нередко выливается в ссоры со слезами и грубыми пререканиями.
Семилетний ребенок более, чем трехлетний, сознает свое стремление к утверждению самостоятельности. Целесообразно, по возможности, предоставить ему свободу – если не в той форме, которой он требует, то в другой, обоюдно приемлемой. Если удастся снять остроту «борьбы за независимость», скорее всего уже через несколько недель проблема отступит и постепенно забудется. Будет хуже, если вам придется вступить в борьбу за беспрекословное выполнение своих требований. Возможно, это будет совершенно необходимо для обеспечения безопасности ребенка. В этом случае надо быть готовым к тому, что раз возникшая проблема будет все более заостряться. Хорошо, если ее удастся снять до наступления подросткового кризиса.
У ребенка, прошедшего кризис семи лет, завершается формирование внутренней речи. Это выражается в том, что он уже умеет рассуждать про себя, обдумывая разные вопросы. Внутренняя речь совершенно необходима не только для учебы, но и для познавательного развития в течение всей жизни.
Детская игра – это овладение универсальным механизмом человеческого творчества. Без игры, в той или другой форме и мере присущей каждому ребенку, овладение способностью к творчеству в любой области культуры просто невозможно. Ребенок, научившийся создавать, придумывать ситуации и управлять ими в игре, сможет «играть» и с ситуациями, задаваемыми в разных областях культуры. «Играть» можно словами и словесными образами, рифмами, ритмом, цветом, живописными или графическими массами, мелодиями, сценическим пространством, математическими и языковыми явлениями, сюжетными линиями и многим-многим другим.
Кризис семи лет дает ребенку средства и возможности для строительства его собственных, уже не только игровых, но и относящихся к миру общечеловеческой культуры, осмысленных и актуальных для него ситуаций.
Очень важно, чтобы развитие ребенка в дошкольном возрасте, пройдя все свои закономерные этапы и периоды, дало ему возможность, когда придет время, погрузиться в эту реальность человеческой культуры и действовать в ней.
Т.А. Рыжкова
МБДОУ №62 «Огонёк»
Источник