Стабильные и кризисные периоды развития ребенка

Дети растут быстро и постоянно переживают различные изменения как физиологического, так и психологического характера. Изменения эти могут проходить постепенно, плавно и незаметно, а могут – стремительно и даже пугающе. Поэтому, говоря о кризисах развития ребенка, специалисты выделяют периоды стабильные и проблемные.
Стабильность и кризис
Стабильный период характеризуется постепенными переменами в характере ребёнка, без каких-либо кардинальных изменений. Развитие личностных черт проходит медленно и отличается незначительными переменами в разные моменты времени, поэтому процесс этот незаметен ни для ребёнка, ни для его близких. Обычно он занимает основную часть детства и может длиться не один год. Тем не менее, результат всегда очевиден, когда сравнивается начало периода и его конец. Причём качества, сформировавшиеся в это время закрепляются и приобретают устойчивость в характере ребёнка.
Кризисные периоды развития длятся не долго и имеют размытые границы. Наиболее заметное проявление кризиса проходит на его пике, когда черты ребёнка внезапно меняются, а поведение становится неузнаваемым. Иногда такие перемены носят разрушительный характер.
Кризисные явления и их значение в становлении психики детей
Мнения исследователей, которые занимаются изучением кризисов в психическом развитии ребенка, часто разнятся. Одни считают, что кризис – следствие плохого воспитания, что это явление, которое причиняет ущерб ребёнку.
От родителей, их поведения, манеры воспитания и общения будет зависеть насколько успешно ребенок сможет справиться с проявлениями кризиса
Другие уверены, присутствие кризисов в развитии ребёнка необходимо и закономерно. По мнению последних, резкие, внезапные скачки способствуют полноценному психическому становлению ребёнка и обеспечивают стабильность его нервной системы.
Существует и третье мнение известных специалистов о том, что наиболее здоровым считается развитие, в котором благоприятные и проблемные времена чередуются.
Кризис в развитии психики часто кажется окружающим недостатком воспитания, так как порой поведение ребёнка в этот период носит предельно негативный характер. Контроль взрослых сходит на нет, их влияние и предпринимаемые меры теряют силу.
Частые перемены настроения, эмоциональные вспышки, ссоры с окружающими, понижение работоспособности и успеваемости в школе – наиболее характерные внешние черты кризиса, сопровождающиеся бурей внутренних переживаний ребёнка.
Течение кризисного периода всегда индивидуально, его специфику можно определить, если сравнить ребёнка не со сверстником, а с ним самим на более раннем этапе взросления.
Развитие в кризисный период носит, казалось бы, негативный и непродуктивный характер, поскольку происходит глобальный распад тех качеств, которые сформировались ранее. Меняются черты, интересы, ценности. Но не стоит отчаиваться – значение кризисов в психическом развитии ребенка велико, и на месте личностных руин всегда появляется нечто новое. Новообразования, появившиеся в кульминационный момент, не отличаются устойчивостью и проходят отбор, когда развитие ребёнка переходит в более плавный, стабильный период. Тогда, уже в более спокойное время, происходит «отсев» незафиксированных и неустойчивых качеств.
Периодизация детского кризиса
Кризис отличает гамма внутренних противоречий
Большинство из кризисных периодов касаются новых желаний и нужд ребёнка, их взаимоотношений с людьми, старших по возрасту. Именно совокупность этих факторов определяется рядом учёных как основание для развития детской психики.
Кризисы в соответствии с концепцией развития ребенка Л.С. Выготского
Известный русский психолог выделил следующую периодизацию, согласно которой поочередная смена благоприятного и проблемного этапов необходима для правильного становления психики:
- Новорожденческий кризис;
- Младенчества;
- Кризис первого года;
- Ранний этап детства;
- Трехлетие;
- Дошкольный этап;
- Семилетие;
- Школьный возраст;
- Тринадцатилетние;
- Пубертатный период;
- Семнадцатилетние.
Рассмотрим лишь основные проблемные вехи детского становления.
Кризис первого года
В это время происходит переход ребёнка от младенчества к раннему детству. Здесь можно наблюдать вспышки самостоятельности и неожиданные проявления эмоциональности. Аффекты появляются, в основном, при непонимании родителей ребёнка его выражений и жестов. Не менее яркая ответная реакция возникает на понимание, но неудовлетворение его потребностей.
Не всегда чадо может понять, что слово «нельзя» звучит только потому, что вокруг него слишком много опасности и источников вреда. Из-за непонимания ребёнок начинает капризничать, кричать, плакать, создавать шум.
Реакция во многом зависит от воспитания в семье.
Чем больше ошибок допустили родители – давили на ребёнка или необоснованно меняли требования, лишали самостоятельности – тем агрессивнее ребёнок.
Острую реакцию можно со временем скорректировать, если родители наберутся терпения и предоставят ребёнку больше свободы (в пределах разумного).
Кризис 3 лет
Кризис трех лет связан с переходом от раннего детства к дошкольному периоду
В 3 года появляется и становится любимым местоимение «я». Причём в исключительно положительном контексте – «я хороший», «я очень хороший», и «я сам», которое означает стремление ребёнка самостоятельно что-то менять в окружающем мире.
Малыш становится более активным, что требует своевременной реакции родителей. Если они оказались не готовы принять ребёнка таким, не способны адекватно регулировать его свободу и не приветствуют его инициативу, то постепенно возникают следующие кризисные явления:
- Негативизм. Ребёнок реагирует крайне отрицательно, если взрослый о чём-то его просит или требует что-то сделать. Главная цель – сделать всё наоборот. Просто потому, что это дурацкий взрослый.
- Упрямство. Вызвано желанием ребёнка во что бы то ни стало выполнить его требование, так как пора бы уже взрослым считаться с его мнением. Не путать с настойчивостью, которая связана с получением желаемого объекта или услуги. Упрямство же не зацикливается на объекте просьбы, оно завязано на привлечении внимания к собственной персоне.
- Строптивость. Не против мамы, папы или бабушки. Против системы правил или отношений, которые сложились в семье. Ребёнок высказывает своё неприятие и скептицизм ко всему, что ему предлагается и считается нормальным.
- Своеволие. Страсть к самостоятельности может перерасти в ярко выраженное своеволие. Оно обычно приводит к неприятным последствиям и влечёт за собой дополнительные конфликты с родителями. Уже в три года дети могут настолько часто ругаться со взрослыми, что состояние войны, протеста и бунта становится постоянным. Если родители не могут совладать с ребёнком, в нём проявляются черты деспотизма. Ребёнок имеет полную власть над взрослыми, указывая родителям на свои изысканные вкусовые предпочтения и остальные моменты.
- Обесценивание. То, что было дорого и неприкосновенно только вчера, в 3 года может быть выброшено, сломано и нарушено. В топку идут правила поведения, ухо игрушечного медведя, многие другие ценности.
Кризис 7 лет
Кризис 7 (или 6) лет связан с изменением социального статуса ребёнка – он становится школьником. Общественные отношения и его место в их системе вызывают массу противоречий внутри первоклассника и предъявляют ему свои требования. Система ценностей развивается всё динамичнее – теперь игра не так важна, как учебная деятельность, а мышление постепенно избавляется от детской непосредственности.
Как «бороться» с детским «бунтом» в периоды кризисов доподросткового возраста, смотрите в видео:
Заключение
Школьная действительность кардинально меняет устоявшийся уклад жизни ребенка и таит в себе много новых впечатлений. Его ждёт ещё масса перемен в своём характере, что будет особенно заметно в сложные 13-15 лет. Безусловно, каждый переживает кризисы развития по разному, и крайне сложно найти универсальный рецепт, который бы помогал их преодолеть всем одинаково эффективно. Родителям следует быть более чуткими в эти периоды и в случае необходимости обращаться за помощью к детскому психологу.
Источник
Кризисные периоды в развитии детей
Уважаемые специалисты учреждений дополнительного образования детей (УДОД), ранее нами рассматривались вопросы возрастных особенностей психического развития детей в частности возрастные периоды развития детей, а точнее периоды относительно спокойные, или стабильные. Так же отмечалось, что дети развиваются неравномерно и наряду со стабильными существуют так называемые критические периоды (кризисы). О них и пойдет речь в данной статье. Данный материал может быть полезен специалистам УДОД, как при разработке дополнительных образовательных программ, так и в процессе их реализации.
Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно, по меньшей мере, предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.
Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. При возникновении нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым.
Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. В кризисные периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.
«Все мы родом из детства» как говорил замечательный ученый, основоположник психоанализа З.Фрейд, имея в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека. Поэтому наибольшее внимание современности уделено именно детским кризисам.
К числу кризисов детского возраста принадлежит кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. В силу значительных индивидуальных, социокультурных и других различий хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны и могут заметно колебаться (известно, что за последние полвека на 1-2 года «помолодели», по крайней мере, два последних из вышеназванных кризисов).
Для критических периодов характерны следующие особенности:
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.
Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания и обстановки в семье, педагогической системы общества и типа культуры в целом.
Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие, свойственные кризисному возрасту негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются, не исчезая полностью, при правильном, т. е. достаточно гибком и чутком воспитании. Поэтому крайне важно, чтобы конфликтность и трудновоспитуемость ребенка в кризисные периоды воспринимались как сигнал назревшей необходимости изменений, а не как аномалии поведения, и не заслоняли от родителей и воспитателей непреходящего позитивного значения кризисов для процесса формирования личности ребенка.
Характеристика кризисных периодов в развитии детей
1. Кризис новорожденности (0-2 месяца) был не открыт, а высчитан и выделен как особый кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса — потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:
общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
обильные вокализации во время общения с матерью;
реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
2. Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:
нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
3. Кризис 3-х лет.
На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:
острый интерес к своему изображению в зеркале;
ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3-х лет.
Негативизм — реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
Упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
Строптивость безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
Своеволие — ребенок стремится все делать сам.
Протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
Деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля. Они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
4. Кризис 7-ми лет.
Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности.
Это кризис саморегуляции. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.
Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать и управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.
Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания.
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.
5. Кризис подросткового возраста — это кризис социального развития, напоминающий кризис 3-х лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле.
Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Кризис относится к числу острых.
Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка — личностная нестабильность.
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.
Происходит переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.
С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
Мышление в подростковом возрасте — это не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.
Второй симптом кризиса – негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.
Поведение подростка во время кризиса необязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.
Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.
Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
6. Кризис юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция). В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.
У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).
Это период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность.
Рассмотрев основные характеристики кризисных периодов, нельзя обойти вниманием то, каким же образом смягчить, свести к минимуму негативные проявления возрастных кризисов и то, как вести себя взрослым (родителям, педагогам и т.д.), столкнувшимся с этими проявлениями. Именно эти вопросы мы будем рассматривать в следующий раз.
Источники:
Возрастные кризисы. https://www.syntone.ru/library/psychology_dict/vozrastnyje_krizisy.php
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
Малкина-Пых И. Г. — Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Туревская Е.И. Возрастная психология.- Тула, 2002.
Объект и предмет возрастной психологии. Основные проблемы возрастной психологии. Возрастные кризисы. https://bank.orenipk.ru/Text/t11_5.htm#22
Психология развития. Словарь. https://slovari.yandex.ru/dict/psychlex3/article/PS3/ps3-0011.htm
Источник