Сроки развития ребенка до 3 лет
Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода, зная особенности которых можно выбрать правильную тактику по уходу и воспитанию вашего ребенка.
1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем, которого удержать становится все труднее: он всюду лезет и набивает свои первые шишки. Как раз в этом возрасте ребенок начинает говорить.
2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер.
3 период. Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства, то есть для периода от 1 до 3 лет.
На каждом из этих этапов общение со взрослыми и изучение вместе окружающего мира играет ведущую роль в развитии ребенка.
Словарный запас
Первые слова ребенка можно услышать ближе к году или после того, как родители отметят первый день рождения своего чада. Фразу он пока сказать не может, да и сложные слова произносить правильно ему не всегда удается. Однако вы его понимаете. В этот период он накапливает слова, запоминает их. А если какое-то слово он не произносит долго, не думайте, что он забыл его, оно отложилось в его памяти навсегда.
Развитие речи у детей отлично стимулируется неустанным общением с ними – разговоры, комментарии всех ваших действий. Ребенок – это своего рода копилка, то есть то, что в нее будет вложено, то и сохранится. Развитие малыша будет при нем всегда, независимо от того, как сложится его жизнь, знания, умственные способности у него никто не сможет отобрать. А основу в его развитие можете заложить только вы. Так же, как и у любого человека, в голове малыша уже существует своеобразная модель окружающего мира, совершенство которой зависит от вас. Соответственно этой модели строится и поведение малыша, а в дальнейшем – и образ его жизни.
Не стоит паниковать, если ребенок не может проговаривать какие-то слова или фразы – в его возрасте это считается нормальным, несмотря на это, он все понимает.
Стоит ребенку проснуться, как он сразу выбирается из своей кровати. Лежать ему становится скучно, ведь столько всего интересного вокруг! Не старайтесь одергивать его и мешать, пусть познает мир. Если ему не разрешается с чем-то играть, например, со спичками или швейными принадлежностями, то сделайте так, чтобы эти предметы не попадали в его поле зрения, ведь все, что на виду, всегда хочется потрогать, пощупать.
Помогайте ему во всех начинаниях, участвуйте в них, однако и контролировать не забывайте. Вдруг он захотел забраться в шкаф, заберитесь туда и вы с ним, повытаскивайте вместе с ним оттуда вещи. Словом, ребенок, на правах члена вашей семьи, во что бы то ни стало хочет знать буквально все – где, что и как… Единица времени у него очень дорогая – взрослый не способен обрести столько нового за такой же отрезок времени.
Развитие мозга ребенка проходит очень стремительно, а ваша задача – «удобрять» почву для его познаний.
Ребенок меньше обычного спит, зато бодрствует больше. Так чем же занять его свободное время? Один из лучших вариантов – это развивающие игры или комплексные развивающие занятия. И ребенок быстрее приобретет навыки, играя с новыми предметами. Если вы читаете малышу, дайте ему эту книгу, научите аккуратно с ней обращаться. Ему понравится перелистывать ее странички. В общем, обдумывайте все, что касается новых практических навыков – то, чему вы еще могли бы научить своего малыша.
Ах, эти падения…
Кроме того, что ребенок постигает мир, он еще и обучается премудростям ходьбы. А это, в первую очередь, связано с бесконечными «паданиями». А вы каждый раз бросаетесь на помощь. Это в корне неправильно. Не надо переживать, что ребенок падает – он не ушибется сильно, ведь он еще такой легкий… Переломы малышу тоже не грозят – его косточки содержат большое количество органики, и потому очень гибкие. А вот когда малыш поднимается, он развивается и тренирует свои мышцы, совершенствует равновесие, учится ориентироваться в пространстве. В эти моменты физическое развитие ребенка идет полным ходом.
Упал? Ну и что? Пусть поднимается сам. В вашем неучастии тоже есть элемент воспитания. Малыш сам должен научиться справляться с трудностями, чтобы во взрослой жизни он не дожидался вашей помощи по любому поводу. Единственное, на что он должен рассчитывать, так это на вашу моральную поддержку, на ласковое слово.
Учимся кушать самостоятельно
Если развитие ребенка проходит нормально, то после года он должен самостоятельно управляться с ложкой. Если же малыш пока еще не научился это делать, активизируйте свои действия в данном направлении, ведь некоторые проявляют способности в этом еще до годовалого возраста.
Как научить ребенка кушать самостоятельно? А сложного в этом ничего и нет. Просто не делайте ложку запретным предметом. Если малыш хватает ее, не запрещайте играть с ней, ему же надо изучить ее… Он понимает, для чего нужен этот предмет и, пытаясь подражать вам, будет пробовать использовать его по назначению. Разумеется, первая попытка будет неудачной, однако, науку эту он освоит быстро. Наберитесь терпения, не ругайте его, когда он «вымазывается» кашей. Уже к 15 месяцам многие дети в полной мере осваиваются и владеют ложкой, может быть, не так виртуозно, но уверенно, во всяком случае, могут обходиться без помощи мамы.
Если вы замечаете, что ребенок не прочь позабавиться во время еды и отвлекается, попытайтесь пресекать это поведение – просто заберите еду и спрячьте его тарелку. В точности так же поступайте и в следующее кормление. Тогда он сообразит, что баловаться не стоит.
Повышенная подвижность
В период от 1,5 лет и до 2, когда малыш слишком подвижный, но не очень ловкий, будьте максимально терпеливыми. Окрики и ругань – не лучшие помощники в этом, они лишь будут вызывать постоянное ощущение вины, а это со временем разовьет в нем комплексы. Подвижность – это хороший признак. Тихий ребенок, который всего боится и не дает повода пригрозить ему пальчиком, – не очень нормальное явление.
Вашему малышу 2 годика
В этом возрасте его движения уже менее активны, зато он становится более общительным. С каждым днем пополняется словарный запас ребенка: он многое спрашивает и без умолку повторяет ваши слова, словно ваше эхо. С удовольствием контактирует с окружающими, говорит даже со своими игрушками. В вашу задачу входит как можно больше говорить с малышом, позаботиться о его обществе, ибо развитие ребенка будет нормальным только в общении.
От 2 до 2,5 лет ребенок уверенно бегает, а из-за этого повышается и опасность травм, поэтому родителям надо быть начеку. Развитие не стоит на месте и, как обычно, ребенок продолжает приобретать навыки. Используйте эти моменты во благо – дайте ему возможность поучаствовать в ваших домашних делах, пусть он станет вам помощником.
Малышу скоро 3, и начался период вопросов…
Вы, наверное, поняли, что настало время «почемучек». Данное испытание нужно пройти. Можете приготовиться к тому, что закончится это нескоро. Только терпение, достойное похвалы, даст свои плоды.
Не нужно отмахиваться от его вопросов – это будет непростительной ошибкой в воспитании развивающегося ребенка. Не забывайте, что раннее развитие характерно именно для ребенка, который получает ответы на все вопросы. В его возрасте словарный запас должен составлять не менее 300 слов. И только в ваших силах приумножить его. Когда ваш малыш станет взрослым, он будет благодарен вам за это.
Скоро наступит следующий этап в жизни вашего ребенка, когда он перешагнет порог своего трехлетнего юбилея… Но об этом поговорим чуть позже…
Татьяна Алексеевна Наталичева, логопед-дефектолог, специалист по раннему развитию в детском клубе «Пампа Грин»
Поделиться
Твитнуть
Класс
Поделиться
Источник
Первый год жизни ребенка является очень важным для его развития – физического и психического.
Индивидуальное развитие ребенка оценивается на основании навыков и умений, приобретенных им к конкретному возрасту.
Современный малыш уже в 2 месяца имеет свои достижения и должен уметь выполнять определенные действия, которые говорят о том, что его развитие соответствует принятым нормам:
- к этому возрасту происходит закрытие заднего родничка;
- исчезают новорожденные рефлексы;
- укрепляются мышцы шеи, благодаря чему малыш способен короткое время удерживать голову;
- меньше становится напряжение в конечностях;
- ребенок может различить предметы, находящиеся на небольшом расстоянии от него;
- тянет в рот различные предметы;
- в его голосе появляется интонация, с помощью которой он выражает свое отношение к происходящему;
- поворачивает голову в сторону источника звука;
- начинает улыбаться;
- знает голоса своих родителей.
В 4 месяца ребенок должен:
- держать голову, сидя на руках у взрослого;
- сидеть с поддержкой;
- переворачиваться;
- сосредотачивать взгляд;
- держать погремушку и рассматривать ее;
- громко смеяться;
- проявлять оживление при виде бутылочки или маминой груди (в зависимости от вида вскармливания);
- узнавать родителей по звуку голоса, а также по внешнему виду.
Нормами развития 6-месячного ребенка являются следующие характеристики:
- способен перекладывать предметы из руки в руку;
- умеет опираться на руки;
- в состоянии поднять игрушку, упавшую на поверхность;
- переворачивается со спины на живот;
- сидит с поддержкой;
- у него прорезываются первые зубы;
- к этому возрасту удвоил свой вес.
Полугодовалый ребенок уже различает и недоверчиво относится к незнакомым людям, с помощью крика или плача может «позвать» маму или таким же образом «попросить» игрушку. В речевом плане он продолжительно гулит, старается подражать услышанным звукам.
В возрасте примерно 9 месяцев формируется эмоциональная и сенсорная чувствительность малыша. В этот период ребенок:
- начинает активно познавать окружающий мир;
- самостоятельно сидит;
- пытается стоять;
- использует большой и указательный пальцы для взятия предмета;
- трясет погремушку;
- более активно лепечет;
- крепко хватается за маму;
- знает значение слова «нельзя»;
- не любит одиночество;
- на уход родителей реагирует плачем.
Особенности развития вашего малыша в 10-12 месяцев во многом влияют на то, как будет развиваться его речь в период от 1 года до 3 лет.
Когда ребенок начинает ходить, начинает активно развиваться его двигательная и интеллектуальная активность, тесно связанная с речью и мышлением.
В возрасте от 1 до 2 лет родителям необходимо как можно больше времени и внимания уделять развитию ребенка, поскольку в этот период закладывается основа его будущей личности.
К тому времени, как вашему карапузу исполнился 1 год, он, как правило, уже:
- втрое увеличил вес с момента рождения;
- вырос наполовину;
- сидит без поддержки;
- ходит;
- перелистывает страницы в книге;
- следит за траекторией быстро передвигающихся объектов;
- реагирует на свое имя.
Ребенок, достигший возраста 1,5 года:
- произносит слова «мама», «папа», «баба»;
- подражает звукам животных;
- знает названия часто используемых предметов;
- «помогает» взрослым одевать себя (просовывает руку, ногу);
- имеет любимую игрушку;
- ему нравиться играть с мячом.
К 2 годам малыш уже:
- умеет шагать по ступенькам;
- способен контролировать свои естественные потребности (приучается к горшку);
- собирает пирамидку;
- самостоятельно пользуется ложкой, кружкой;
- с интересом рассматривает картинки в книжках;
- скучает по отсутствующим родителям;
- знает около 10 слов;
- слушает рассказы;
- знает, где у него глазки, носик, ручки и т.п.;
- «отстаивает» свои игрушки.
В 2-2,5 года ребенок:
- умеет поворачивать дверную ручку;
- может отбить мяч и не упасть;
- способен поднимать с пола предметы, нагибаясь и при этом не падая;
- приучен к горшку;
- пытается самостоятельно одеваться;
- считает до трех.
Кроме того, дети этого возраста уже задают взрослым много вопросов, а их активный словарный запас уже насчитывает 150-200 слов.
В период с 2,5 до 3 лет необходимо большое внимание уделить увлекательному знакомству ребенка с окружающим миром, а также развитию мелкой моторики.
3-летний малыш, как правило:
- полностью приучен к горшку;
- может делать прыжки на одной ноге;
- поднимается по ступенькам, поочередно переставляя ноги;
- делает постройки из большого числа кубиков;
- может поместить мелкие предметы в емкость с узким горлышком;
- самостоятельно крутит педали;
- умеет одеваться без помощи (кроме шнурков);
- пытается делиться своими игрушками;
- способен испытывать чувство страха;
- активно использует несколько сотен слов, может строить фразы из нескольких слов.
Источник
1 год — 1год 3 месяца
Появляется большой познавательный интерес к окружающим предметам, вещам, игрушкам. Может самостоятельно, хотя и не очень аккуратно, есть ложкой нежидкую пищу. Во время игры воспроизводит действия, которым обучен, при этом лепечет, проявляет положительные эмоции отдельными возгласами и словами. Понимает и знает много слов, словарный запас увеличивается. Во время ходьбы часто меняет положение туловища — приседает, наклоняется, бежит, поворачивается, останавливается. Может влезть на лесенку высотой 1 м, слезть с нее приставным шагом, перелезть через бревно. Бросает двумя руками средних размеров мяч
1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев
Хорошо ходит, умеет перешагивать приставным шагом через препятствия, понимает много слов. С желанием рассматривает картинки, умеет закрывать двери, хорошо понимает приказания, выражает свое согласие или несогласие, предпочитает быть среди людей. Перешагивает через лежащую на полу палку, перелезает через бревно, бросает одной рукой мяч на расстояние 50 см. Бросает одной рукой маленькие мячи в крупную цель, расположенную на расстоянии до 40 см, поднимается, не держась руками, на высоту 10 см и опускается с нее. Может подолгу играть
1 год 6 месяца — 1 год 9 месяцев
Возрастает интерес к общению со взрослыми, просит дать ему различные предметы, отвечает на простые вопросы двухсловными предложениями. Во время игры копирует движения родителей, с удовольствием рассматривает картинки, слушает детские песенки и стишки. Различает понятия «большой», «маленький». Может подняться вверх и спуститься вниз по наклонной доске длиной 2 м, приподнятой одним концом на 20—25 см от пола, влезать на стремянку высотой 1,5 м и слезать с нее приставным шагом. Перепрыгивает через веревку, приподнятую над полом на 15—18 см от пола. Бросает маленькие мячи одной рукой в цель, находящуюся на уровне груди, на расстояние 50—70 см. Поднимается на высоту 15 см и спускается с нее
1 год 9 месяца — 2 год 0 месяцев
Понимает почти все, что говорят родители. К концу 2-го года жизни должен уметь произносить до 200—300 слов, разговаривать двух-трех-словными предложениями. Умеет задавать вопросы «что?», «где?», «куда?» Различает форму предмета, имеет представление о размере и расстоянии, окончательно знакомится с окружающими предметами, их назначением, а также с частями своего тела. При помощи взрослых может сам раздеться и одеться, появляются черты самостоятельности. В состоянии преодолеть на пути различные прелятствия (ямку, камень, палку) не приставным, а чередующимся шагом.
2 год 0 месяца — 2 год 6 месяцев
Употребляет предложения, состоящие не менее чем из 3 слов. Может подбирать фигуры разной геометрической формы, а также различать их по цвету (красный, синий, зеленый, желтый). Поднимается по наклонной доске, приподнятой одним концом на 30 см над полом, влезает на табурет высотой 20 см, перешагивает через палку, приподнятую на 20— 30 см над полом, взбирается на стремянку на высоту 1,5 м, бросает мяч одной рукой в цель диаметром 50—60 см на расстояние 80—100 см. Координация движений совершенствуется, ребенок становится более ловким и подвижным. Проявляет самостоятельность при кормлении, одевании — раздевании, в игре, на прогулке.
2 год 6 месяца — 3 год 0 месяцев
Моет руки перед едой, самостоятельно ест, одевается и раздевается. Умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки и пояс. Лепит и рисует, самостоятельно играет. Полностью осознает свое «я». Различает все цвета, узнает предметы по картинкам. Запас слов на 3-м году жизни возрастает до 500 —700. Поднимается и опускается по наклонной доске шириной 15 см, длиной 2 м, приподнятой одним концом на 30—35 см от пола, влезает на табурет высотой 25 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на 30—35 см, бросает большой мяч на расстояние 70—100 см. Ходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной на высоте 30—35 см от пола
Фото с сайта: www.comstock.com
Оценить статью
Статьи на эту тему
Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?
Особенности питания детей в возрасте от 1,6 до 2 лет
К полутора годам у детей уже, как правило, не меньше 12 -13 зубов и многие мамы потихоньку начинают переводить малышей на взрослый стол. Супы становятся на мясных бульонах, в рацион включаются сосиски и жареная картошка, а у кого- то даже пельмени! Это связано с тем, что в таком возрасте ребенок уже не младенец и кормить пюре его вроде как уже не нужно, а тогда чем? Об особенностях питания ребенка от полутора до двух лет мы и расскажем.
Детские страхи в период от 1,6 до 3 лет
После первого года жизни большинство детей начинают меньше беспокоиться по ночам, крепче спать, спокойнее реагировать на шум, чужих людей и любую перемену обстановки. В нормальной (эмоционально спокойной) семье в этом возрасте у ребенка уменьшаются все признаки невропатии, следствия трудностей течения беременности или родов. К сожалению, в семьях, где нередко вспыхивают, скандалы-дети воспринимают происходящее очень эмоционально и их психологическое состояние резко ухудшается…
Как карма проявляется через детей? Основы ведической культуры
Как печально, что вокруг почти никто не понимает, что жизнь-это сложнейший экзамен. Все хотят наслаждаться, получать удовольствие, удовлетворение, пытаются использовать друг друга для этого и расстраиваются, когда кто-то мешает им наслаждаться или не дает наслаждение.
Жена обижается на мужа, когда он её не развлекает, а развлекается отдельно от неё со своими друзьями или подругами. И это только начало вступления в действие семейной кармы, всю тяжесть которой мы ощущаем после рождения наших детей…Развитие речи у ребенка от 1 года до 1,6 лет
…Начитавшись подобного бреда, молодая мама продолжает спокойно ждать, когда же ее чадо заговорит и, как правило, проблема ЗРР выявляется слишком поздно. Малыш то заговорит в три года, но отставать в развитии он будет продолжать! Потому что ЗРР — это первый звоночек, что у ребенка минимальная мозговая дисфункция и ему надо немного помочь
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Источник