Средство развития ребенка раннего возраста

Средство развития ребенка раннего возраста thumbnail

Ирина Волкова
Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до

Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации развивающих игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущего полноценного развития личности. Кроме того, это возраст наиболее благоприятен для речевого и сенсорного развития. Поэтому если происходят по каким-либо причинам потери в развитии ребенка в это время, то их уже ничем не восполнить.

Мы все прекрасно понимаем, что только грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период раннего возраста, а также творческий подход к развитию ребенка, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами, инновационные технологии позволяет нам адекватно, рационально и в полной мере использовать ресурсы развития ребенка и в тоже время обеспечить благополучное и полноценное развитие.

Значительную роль в сенсорном воспитании детей мы отводим развивающим играм. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Вы думаете, что вы просто предлагаете ребенку игру или играете вместе с ним с игрушкой? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Так как игрушки и игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.

Наша задача заключается в использовании в работе методических материалов и учебных пособий, которые мы приобретаем или изготавливаем для детей, а еще и в том какими глазами ребенок на них смотрит.

Мы с вами находимся в эпоху реализации ФГОС ДО, в котором прописаны основные требования к реализации образовательной деятельности: к основной образовательной программе; к результатам освоения образовательной программы и к условиям ее реализации.

Вопрос: Уважаемые коллеги, какие на ваш взгляд педагогические условия мы должны создать для организации развивающей игры?

Безусловно, это:

1. Играющий педагог (эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности)

2. Время на игру в режиме дня

3. Организация активной развивающей игровой среды (динамичность, вариативность, доступность и др.)

4. Обогащение жизненного опыта яркими впечатлениями (чтобы любая совместная деятельность ребенка с взрослым стала самостоятельной; ребенок сам является творцом «своего мира»)

5. Взаимодействие с родителями (формирование адекватной родительской позиции)

В рамках стандарта сенсорное развитие успешно прослеживается в образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря. Рассматривание и обсуждение картин. Картина ценный материал для развития детской речи. Посредствами картины обогащается словарь ребенка. (Также дерево на фланеграфе – листочки — зеленые, желтые, красные)

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия, это рисование разными цветами красок.

5. Физическое развитие – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т. д.)

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных игровых технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

Наиболее эффективными на наш взгляд являются пособия: такие как блоки Дьенеша; классические наборы блоков Фребеля; рамки-вкладыши М. Монтессори; игры Никитиных «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и др.

Фридрих Фребель – автор головоломки — так называемые «блоки Фребеля». Это деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединить части в целое и всё это в игровой форме.

Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги.

Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах Марии Монтессори.

Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывают влияние на структуру связей между нейронами.

Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.

Согласно Монтессори, основные условия развивающей игры это:

Добровольная игра, приятная ребенка, спонтанная для ребенка и с имеющая определенную цель для взрослого.

Монтессори, при помощи многочисленных научных наблюдений, создала специальную обучающую среду, организованную таким образом, чтобы ребенок мог работать с развивающими материалами, созданными специально для его возраста и потребностей.

Блоки Золтона Дьенеша – универсальная развивающая игра.

Что такое логические блоки? И зачем они нужны?

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.

Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:

— Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные представления.

Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

— Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

— Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Развивать речь.

— Успешно овладеть основами математики и информатики.

Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, ребенку необходимо дать время для самостоятельного использования их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят.

В ходе таких игр блоками малыш усвоит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.

Методики Никитиных — эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.

Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».

По методике игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с взрослым. Эти игры обладают большим потенциалом, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы.

Каждая игра, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.

«Давайте поиграем Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра.

На сегодняшний день игра доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности.

Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений; для того, чтобы приобрести умения и навыки; для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей; для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.

Играйте в игры!

Используемая литература:

1. Е. Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

2. Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка». – М., «Просвещение», 2009.

3. Н. Н. Подъяков, В. А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» — М., «Просвещение», 1981.

4. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» — М., «Просвещение», 1983.

Источник

Тема: «Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  развивающих игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущего полноценного развития личности. Кроме того, это возраст наиболее благоприятен для речевого и сенсорного развития. Поэтому если происходят по каким-либо причинам потери в развитии ребенка в это время, то их уже ничем не восполнить.

Мы все прекрасно понимаем, что только грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период раннего возраста, а также творческий подход к развитию ребенка, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами,инновационные технологии позволяет нам адекватно, рационально и в полной мере использовать ресурсы развития ребенка и в тоже время обеспечить благополучное и полноценное развитие.

Значительную роль в сенсорном воспитании детей мы отводим развивающим играм. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Вы думаете, что вы просто предлагаете ребенку игру или играете вместе с ним с  игрушкой? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Так как игрушки и игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.

Наша задача заключается в использовании в работе методических материалов и учебных пособий, которые мы приобретаем или изготавливаем для детей, а еще и в том какими глазами ребенок на них смотрит.

Мы с вами находимся в эпоху реализации ФГОС ДО, в котором прописаны основные требования к реализации образовательной деятельности: к основной образовательной программе; к результатам освоения образовательной программы и к условиям ее реализации.

Вопрос: Уважаемые коллеги, какие на ваш взгляд педагогические условия мы должны создать для организации развивающей игры?

Безусловно, это:

  1.  Играющий педагог (эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности)

  2.  Время на игру в режиме дня

  3.  Организация активной развивающей игровой среды(динамичность, вариативность, доступность и др.)

  4.  Обогащение жизненного опыта яркими впечатлениями (чтобы любая совместная деятельность ребенка с взрослым стала самостоятельной; ребенок сам является творцом «своего мира»)

  5.  Взаимодействие с родителями (формирование адекватной родительской позиции) 

В рамках стандарта сенсорное развитие успешно прослеживается в образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря. Рассматривание и обсуждение картин. Картина ценный материал для развития детской речи. Посредствами картины обогащается словарь ребенка. (Также дерево на фланеграфе – листочки — зеленые, желтые, красные)

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия, это рисование разными цветами красок.

5.Физическое развитие – это например использование разноцветных кеглей (изучение спектра цветов – обойди красную кеглю и т. д.)

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных игровых технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

Наиболее эффективными на наш взгляд являются пособия: такие как блоки Дьенеша; классические наборы блоков Фребеля; рамки-вкладыши М. Монтессори; игры Никитиных «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и др..

Фридрих Фребель – автор головоломки — так называемые «блоки Фребеля». Это деревянный конструктор для раннего развития знакомит малыша со свойствами геометрических тел, учит пространственному воображению, умению соединить части в целое и всё это в игровой форме.

Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги.

Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах Марии Монтессори.

Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывают влияние на структуру связей между нейронами.

Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.

Согласно Монтессори, основные условия развивающей игры это:

Добровольная игра, приятная ребенка, спонтанная для ребенка и с имеющая определенную цель для взрослого.

Монтессори, при помощи многочисленных научных наблюдений, создала специальную обучающую среду, организованную таким образом, чтобы ребенок мог работать с развивающими материалами, созданными специально для его возраста и потребностей.

Блоки Золтона Дьенеша – универсальная развивающая игра.

Что такое логические блоки? И зачем они нужны?

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.

Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют:

— Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

— Развивать пространственные представления.

— Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

— Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

— Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

— Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

— Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

— Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

— Развивать речь.

— Успешно овладеть основами математики и информатики.

Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, ребенку необходимо дать время для самостоятельного использования их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят.

В ходе таких игр блоками малыш усвоит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину.

Методики Никитиных — эффективная система развивающих игр для детей создана известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.

Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества».

По методике игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с взрослым. Эти игры обладают большим потенциалом, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы.

Каждая игра, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать.

«Давайте поиграем!» Нет в мире человека, который бы не произносил эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра.

На сегодняшний день игра доказывает свою значимость как ценностный вид деятельности.

Для чего играют люди? Для того, чтобы овладеть опытом предыдущих поколений; для того, чтобы приобрести умения и навыки; для того, чтобы подготовиться к выполнению своих профессиональных обязанностей; для того, чтобы дать себе отдохнуть и вдохнуть полной грудью радость жизни.

Играйте в игры!

Источник

Ирина Бочкина
Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста»

«Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста»

Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного взаимодействия воспитателя и ребёнка.

Дети раннего возраста активно познают мир по принципу » Что вижу, с чем действую, то и познаю»

Игра — это потребность растущего детского организма. В игре развиваются познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; развиваются любознательность и умственные способности, первичные интеллектуальные умения и навыки.

Игра становится ведущей деятельностью в раннем возрасте.

Дидактическая игра — одна из важных разновидностей игровой деятельности. Любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, результат, которые являются основными структурными элементами дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Важность дидактических игр заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира). Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, так как лёгкая дидактическая задача, заключённая в игре, так и трудная не вызовут у детей интереса к игре и соответственно поставленная цель не будет достигнута. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам и содержанию. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, матрешками, пирамидками. Хочу обратить ваше внимание на то, что вначале ставятся задачи моторного характера, а уже потом задачи познавательного развития.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Затем игры усложняются. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу, в огороде?» Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр –развитие логического мышления, формирование умения из отдельных частей составлять целый предмет.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Очень важно помнить, что любые дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» Д. В. Менджерицкая

Источник