Средства развития эмоциональной сферы ребенка

Средства развития эмоциональной сферы ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. — Текст : непосредственный, электронный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11749/ (дата обращения: 02.05.2020).



Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка.

Л. Выготский

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

У детей наблюдается недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость агрессивность, замкнутость. [5]

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка. [3]

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника:

  1. Сюжетно-ролевые игры — эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.
  2. Трудовое воспитание — элементарные трудовые поручения.
  3. Театрализованная деятельность — передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
  4. Совместные праздники, досуги.
  5. Использование художественной литературы — мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся
  6. Использование музыки — вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
  7. Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
  8. Наглядность — один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности — пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
  9. Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

– пиктограммы,

– графические изображения лица,

– силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,

– «подвижные аппликации».

  1. Развитие речи — активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

  1. Подвижные игры — высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. [2]

Развивающая среда ДОУ должна быть обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогут:

– преодолеть стресс поступления,

– успешно адаптироваться в дошкольном учреждении,

– .будут способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка,

Такую среду можно назвать эмоционально-развивающей или уголком настроения.

Мы предлагаем создать множество уголков в группе, они не занимают много места, и способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы. [1]

«Уголок приветствия»

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Используемый материал:

– Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своем присутствии в группе);

– Стенд «Мое настроение»(дети с помощью заготовок-пиктограм определяют свое настроение в течение дня);

– Картотека игр-минуток «вхождения в день»

Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя» и т. п.).

«Уголок достижений»

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

– «Цветок успехов»/«Звезда недели»: в серединке цветка-«ромашки» — фото, на лепестках (в течение недели) записывается информация о результатах ребенка за день, которыми он гордится;

– «Копилка добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок/дело (в конце недели дети поощряются).

«Уголок гнева»

Цель:дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

– «Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

– «Коробочка гнева и раздражения»темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);

– «Подушка-колотушка», мешочек «Для крика».

«Уголок уединения» (их должно быть несколько)»

Цель:создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

– Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;

– Мобильный «Домик-трансформер» — дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;

– Подушки — «думки», подушки — «плакушки», мягкие игрушки разных размеров — обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;

– Альбом с семейными фотографиями воспитанников — в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;

– Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д.;

– «Сонные» игрушки помогают преодолеть испытываемые ребенком негативные состояния в период адаптации к новому коллективу, способствуют созданию положительной мотивации на режимный момент, имеют релаксирующую особенность, используются во время укладывания ребенка на сон.

«Уголок настроения»

Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Полочка «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т. д. В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый — «я злюсь», голубой — «мне грустно», зеленый — «я спокоен», красный — «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями.

– Различные дидактические игры по изучению эмоциональныхсостояний,кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.

Плакат «Азбука эмоций» — представляет собой набор фотографий детей, выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т. д.).

«Уголок общения сприродой»

Цель: научить детей снимать мышечный и эмоциональный зажим, агрессивность, используя образы природы (на основе наблюдения), включая их в игру, задействовав при этом все свое тело.

– Режиссерские игры;

– Наборы семейств домашних и диких животных;

– Игры с песком (необходимы совки, формочки, различные моющиеся некрупные игрушки, например, для закапывания/зарывания образа обидчика; откапывания «сюрприза», не дотрагиваясь до него и т. п.);

– Игры с глиной (например, лепка образа, вызывающего напряженное состояние, его дальнейшее расплющивание и т. п.);

– Игры с водой (соревнования среди бумажных корабликов, подгоняемых ветром из соломинки, сбивание «брызгалками» легких игрушек, экспериментальная деятельность «тонет — не тонет» и т. п.).

«Театрально-музыкальный уголок»

Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

– Различные виды театров (пальчиковые, варежковые, настольные, театральная ширма);

– Маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев, во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр;

– Музыкально-дидактические игры, инструменты;

– «Музыкальная шкатулка» — подборка аудиокассет с разнообразными мелодиями для создания благоприятного музыкального фона в группе (не только привычные детские песенки, но и народные, классические произведения);

– Салон — ряжения «Модница».

«Уголок волшебных красок»

Цель: учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.

– Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ватман, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки для дорисовывания, нитки.

Совет: при обсуждении рисунков следует избегать оценок по технике их выполнения, необходимо обратить внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора.

«Уголок сюрпризов»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, вводить элемент новизны, неожиданности (например, новая музыкальная или говорящая игрушка).

Литература:

  1. Чистякова М. И. Психогимнастика/ Полдред Буянова М. И. — М: Просвещение, 1990.
  2. Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мир детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2006
  3. Леви Ш. Левс Ш. К Ребенок и стресс — СПб: Питер Пресс 1996.
  4. Выгодский Л. С Избранные психологические исследования — М, 1956, с 54
  5. Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.
  6. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-синтез, 2010. с 272.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Источник

Анна Гаврилова
Педагогические средства развития эмоциональной сферы ребёнка-дошкольника.

Структура деятельности педагога, как и любой другой профессиональной деятельности,предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет, объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена, цели (к чему она стремится, функций (какие при этом функции выполняются, средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель). Содержательно задачу деятельности педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами — помощь в социализации ребенка. По сути, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.

Следовательно, целью деятельности педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, ближайшем окружении и других социумах.

Поскольку деятельность педагога, в первую очередь связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, медицинским работникам и др.).

В зависимости от общих целей воспитания и развития ребенка, педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие: уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов.

Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности педагога обусловливает и многообразие ее средств, которые могут использоваться в комплексе. Поиск педагогических средств, способствующих эмоциональному развитию личности, раскрытию его индивидуальности, обосновывает интерес к потенциальным возможностям искусства. Искусство, как элемент культуры, имеет социальную природу, характеризует степень развития общества в целом и каждого человека в частности.

Артпедагогика осуществляет процесс воспитания и обучения посредством искусства на основе общих закономерностей развития психики нормально развивающихся детей и их сверстников с различными особенностями, тем самым существенным образом связана с общей и возрастной психологией.

Артпедагогикасочетает в себе комплекс основных видов художественной деятельности: театрально-исполнительскую, музыкальную, художественно-изобразительную. Именно эти виды деятельности являются важными и доступными для развивающейся личности, поэтому применение артпедагогики особенно эффективно в дошкольном, младшем и среднем школьном возрасте.

Проанализируем возможности каждого вида художественной деятельности в процессе развития эмоциональной сферы личности ребенка.

Особое место среди видов художественной деятельности занимает театрально-исполнительская деятельность.Игра детей во многом схожа с театральной деятельностью артиста: в игровой деятельности детей «зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице», что позволило Л. С. Выготскому рассматривать игру ребенка как первичную драматическую форму синкретичной художественной деятельности; творчество ребенка в ней имеет характер синтеза.

Театрально-исполнительская деятельность детей является, скорее, театрализовано-игровой – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.

Музыкальная деятельность включает в себя восприятие музыки, пение, движения под музыку. Каждый вид музыкальной деятельности имеет определенные особенности. Так, восприятие музыки – сложный, чувственный процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями.

Пение – это вид исполнительского искусства, которое оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т. д. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоцииональная отзывчивость, музыкальный слух, нравственно-эстетическая культура личности. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.

Движение под музыку – это вид активной музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. Он дает возможность ребенку овладевать «языком движений» и в единстве с музыкой сформировать двигательную и музыкально-ритмическую культуру. Естественные для ребенка подвижность, эмоциональный яркий отклик под музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов художественной деятельности.

Изобразительная деятельность – раздел артпедагогики, который подводит дошкольников к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. Знакомство с разными видами и жанрами изобразительного искусства, закономерностями его функционирования способствует воспитанию у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведения искусства; стимулирует творческие проявления ребенка в различных видах искусства.

Психофизиологии, педагоги, исследователи игры единодушны в том, что игра – эмоционально насыщенный вид проявления активности детей. «Увеличение удельного веса эмоций в игре связано с ходом, процессом игры», — отмечал С. Л. Рубинштейн.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Палитра эмоциональных проявлений, наблюдаемых в игре, их богатство, разнообразие обусловлены протеканием эмоций, порождаемых как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет. Наконец, игра предоставляет колоссальные возможности для перестройки эмоционального опыта играющего: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др. В игре возможно инсценирование эмоций, чувств. В игре реализуется способность ребенка «быть собой и другим». Весь путь развития эмоций – от их зарождения до факта эмоционального реагирования – в игровых заданиях контролируется контекстом игры, сюжетом, игровой ролью. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра усиливает эмоции, провоцируемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками. Цель игры – дать ребенку свободу, возможность самому оценить свое поведение,понять собственный творческий потенциал: результатом является поддержание положительного образа «Я» ребенка.

В основе деятельности педагога лежит уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять – важнейшая задача воспитателей дошкольного учреждения и родителей. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса ДОУ, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других» у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

На занятиях с дошкольниками могут быть использованы следующие средства:

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрама, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется принятие своего имени, своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3. Коммуникативные игры,которые включают: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

5. Игры, направленные на развитие воображения, вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».

6. Задания с использованием «терапевтических» метафор.Система-тическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи». При прослушивании «терапевтических» метафор целесообразно использовать рисование (детям предлагается изобразить любую картинку, навеваемую метафорой).

7. Релаксационные методы – например, использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.

Таким образом, для развития эмоциональной сферы ребенка среднего дошкольного возраста педагог может использовать разнообразные педагогические средства в комплексе.Они включают в себя разнообразную деятельность: общение с взрослыми и своими сверстниками, игры (ролевые, психогимнастические, коммуникативные и др., занятия искусством (музыкой, изобразительным искусством, театрально-исполнительской деятельностью). Целесообразно использовать разнообразные технические средства, игрушки, пособия. Активное влияние на развитие эмоций и чувств ребенка оказывает общение с природой посредством наблюдения, ухода за животными, растениями и др.

Источник