Средовые факторы в физическом развитии ребенка

Средовые факторы в физическом развитии ребенка thumbnail

Физическое развитие (ФР) — совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих процессы созревания и развития, обусловленных наследственными факторами и условиями внешней среды. В клинической педиатрии ФР трактуется как динамический процесс роста (увеличение длины, массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Выделяют 4 группы признаков ФР.

• Антропометрические: оценка длины, массы тела, окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени.

• Функциональные: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), кистевая и становая сила, физическая работоспособность и т.п.

• Соматоскопические: форма позвоночника, степень жироотложения, развитие мускулатуры, осанка, форма ног, стоп и т.д.

• Биологические: зубная формула, пропорции тела, линейный рост, развитие вторичных половых признаков.

В данной главе изложен материал по основным антропометрическим показателям, а также по пропорциям и поверхности тела ребенка.

3.1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Факторы, определяющие ФР детей и его темпы, можно условно разделить на генетические, средовые и неклассифицированные.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Определено более 100 генов, регулирующих скорость и предел роста человека. Влияние наследственности сказывается на росте после 2 лет жизни. Корреляция между ростом родителей и детей наиболее четко прослеживается в возрасте ребенка от 2 до 9 и от 13 до 18 лет.

Факторами, регулирующими и определяющими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия.

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, являются соматотропный (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны влияют на остеогенез. СТГ оказывает наибольшее влияние на рост ребенка в период с 3 до 11 лет. Наибольший ростовой эффект тироксина (Т4) определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном периодах. Андрогены действуют преимущественно также в этих периодах, усиливая развитие мышечной ткани, энхондральное окостенение и хондропластический рост кости. Действие андрогенов как стимуляторов роста кратковременное. После пубертатного ускорения роста андрогены влияют на закрытие эпифизарных зон роста и способствуют его прекращению.

СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ

Среди множества средовых факторов, влияющих на скорость роста, наиболее важно питание. Качественный и количественный дисбаланс питания приводит к недостаточности незаменимых аминокислот, витаминов, минеральных компонентов, что способствует задержке роста у детей.

Дефицит некоторых пищевых компонентов нарушает процессы роста детей, например, к ним относятся витамин A, Zn, I. Калорийное питание стимулирует рост при малом участии СТГ. Это явление получило название алиментарной акселерации.

Двигательная активность — важнейший стимулятор роста, эссенциально необходим для полноценного формирования структур скелета и гистологической дифференцировки костей. Достаточные механические нагрузки на кость активируют функцию остеобластов, обеспечивая адекватный рост кости в длину и толщину. Особенно значительное влияние на процессы роста оказывают такие физические нагрузки, как подвижные игры. Избыточная же вертикальная нагрузка, например подъем или перенос тяжестей, обладает эффектом торможения роста.

Важным моментом для роста ребенка выступает достаточность сна. Во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки в тканях, ребенок растет.

Эмоциональное состояние ребенка также отражается на реализации программы роста. Психическая напряженность, депрессия, травма приводят к активации симпатоадреналовой системы, которая приводит к блокировке процессов роста и развития детей.

Частые острые и хронические заболевания ребенка приводят к нарушению анаболических процессов в организме, что также вызывает задержку роста.

К средовым факторам можно отнести и влияние различных климато-геогра-фических условий. Доказано влияние жаркого климата, условий высокогорья, сезонности года на процессы роста.

Источник

Признаки
здорового реб: отсутствие в момент
обследов зболев, гармоночность и соотв
возрасту развитие (физ, псих), отсутств
наклон к заболеван.

Физическое
развиие

совокупность морфологических и
функциональных свойств организма,
которые характеризуют процесс его
роста и созревания, и обусловленный
наследств ф-рами и конкретными услов
внешн среды.

Признаки
ФР:

1.
морфологические(антропометрические)
длина тела, масса, ОГ и головы

Длина
тела- суммарный показатель, характериз
интенсивнгость пластич, стабильн
показатель, призн биологичес зрелости

Масса-
лабильн показаетль, отраж развиие
костно-мыш сис-мы, вн орг

ОГ-
объем гр клетки, развитие гр и спинных
мышц.У детей до 1 г +окр головы

2.
соматоскопия
(описание внешних признаки)-ОДА (позв,
гр Кл, осанка, ст отлож жира, нос, стопы)

3.
функциональные-ЖЕЛ,экскурсия гр Кл,
мыш сила рук (динамометрия), станов
сила, гемодинам показ (АД, ЧСС, МОК), физ
работоспос.

4.
Биологические – ст полов созрев, время
смены прикуса, скорость проц роста,
пропорции и индексы

Факторы,
вл на ФР:

1.
генетические – прогнозирование рост
м: (рост отца+рост матери+13)/2, д: (рост
отца+рост матери-13)/2. ошибка +-10см

2.
эндоген: а)материнские –низкий соц
экон статус (способн к деторожд, рост,
вес, Ур жизни),токсикоз, хр заболев,
недост питание, курение, алкоголь,
наркот, лек препарат, прожив в высоког
местн)

б)сам
плод (многодетн беремен, врожд пороки
разв, хром наруш, хр внутр инф)

в)плацентарные
– недост плаценты, близнецы, сосуд
аностом, един пуп арт, отделение плац,
аном прикреплен плац, опухоли

3.
экзогенные: птание, УФ, движение, лек
препараты, хрон растр.

В
6 месяцев ребенок весит около 8200 г.
За 7-й месяц он прибавляет 600 г, за
8-й– 550 г, за 9-й – 500 г, за 10-й –
450 г, за 11-й– 400 г, за 12– 350 г. и к
году должен весить 10,5 кг.
   Для
II полугодия жизни по формулам:  

1) масса
тела при рождении + плюс прибавка массы
тела за II полугодие:
   (800 х 6)
+ 400 г ч (n – 6), где n – возраст в
месяцах;  400 г – средняя;
   2) масса
тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за
каждый последующий месяц прибавляется
по 400 г (до 12 месяцев).
   Рост
с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно
на 2 см, ас9 по 12-й– на 1,5–1 см. во II
полугодии вырастает на 10 см.
формула
молочных зубов: n-4
(n-месяцы),
постояных: 4n-20
(n-год)

13.Законы
нарастания веса и роста детей. Определение
возраста. Понятие о календарном и
биологическом возрасте. Роль и значение
генетических факторов, нервной системы
и эндокринных желез в регуляции процессов
роста.

Законы роста

  1. замедление
    скорости роста с возрастом

  2. неравномерность
    изменений скорости роста (ускорение
    сразу после рождения, препубертатное
    в 11-12 лет)

  3. краниокаудальный
    градиент роста – после рождения
    дистальные сегменты тела растут быстрее
    по сравнению с верхними или проксимальными

  4. чередовние
    направлений роста –фазы роста в длину
    и толщину

  5. половая специфичность
    темпов роста ( более быстрый рост
    скелета у мальчиков, но после 2-3 у
    девочек)

  6. ассиметрия роста
    –опрежение роствого сдвига на стороне
    доминируюшей руки

Новорожденные- М
3200-3500, длина 52 см(46-54),
Потеря массы- на
3-5-е сутки 5-8 % от веса тела при рождении

Дети 1-го года

  • длина (6 мес 66 +1,5
    см, -2,5 см),

  • масса(6-8200,
    -800,+400)

Дети старше 1 года

  • длина (8 лет -130
    см, -8 см, +5 см)

  • масса 2-12 лет (5
    лет 19 кг -2,+3)

  • масса 12-16 лет
    (возраст умножить на 5 и минус 20)

Биологический
возраст-
достигнутый
уровень морфологического и функционального
развития организма. Биологический
возраст оценивается по комплексу
показателей: физическому развитию
(рост, вес и т. д.), срокам окостенения
скелета, степени половой зрелости

Генетические
факторы

  1. прогнозируемый
    рост мальчика: рост отца +(рост матери+13
    см)/2

  2. девочки Рост
    матери +(рост отца -13 см)/2

СТГ стимулирует
хондрогенез, а тиреоидные гормоны в
большей степени влияют на остеогенез.

Увеличение
СТГ-гигантизм, пов гормонов щит железы-
гипертиреодизим, дефицит СТГ гипофизарный
нанизм, снижение продукции стг,
ттг,гонадотропинов -карликовость

Средовые
факторы
.
Значимый дисбаланс питания, приводящий
к недостаточности незаменимых
аминокислот, витаминов и минеральных
компонентов, умеренная калорийная
недостаточность-к задержке роста.

Источник

Факторы влияющие на физическое здоровье ребенка.

Консультация для родителей.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. Одним из наиболее важных показателей здоровья детей, является  физическое развитие детей. В показатель физического развития ребенка входят так же такие показатели уровня здоровья, как функциональные и морфологические свойства организма, которые характеризуют его процессы роста и развития. Для определения физического развития детей, используют методику антропометрических исследований. Здоровье и физическое развитие детей является очень важным аспектом, которому необходимо уделять акцентированное внимание родителям с самого раннего детства.

Развитие организма ребёнка происходит гармонично, каждый возраст при этом является обязательным условием последующих возрастных изменений и создаёт необходимые возможности адаптации к действительности. Таким образом, важной особенностью физического развития ребёнка является не только определение всех его возрастных изменений, но и учёта диалектического взаимодействия наследственных, социальных и социально-экологических факторов.

На физическое развитие детей оказывают влияние самые разнообразные факторы. Ведущими формирующими факторами, влияющими на физическое здоровье и развитие детей считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

В первую очередь физическое развитие зависит от питания, от обеспеченности организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществ — нутриентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и множества других веществ, соблюдается ли режим занятий и отдыха, верно ли дозируются физические и умственные нагрузки. Резкие отклонения от нормы физического развития — сигнал для родителей: они здесь упускают что-то важное, необходимо предпринять все меры к оздоровлению ребенка.

Экологические факторы, атмосферное давление, температура окружающей среды постоянно взаимодействуют на организм ребенка. Под влиянием нагрузки и положительных эмоций от физических упражнений, занятий спортом на свежем воздухе, организм ребенка функционально изменяется.

Один из главных факторов, влияющих на физическое развитие ребенка – это фактор развития физической культуры  в семье. Спорт – это ключ к здоровью.

Ребенок, приученный с детства к физкультурным занятиям, занимается ними охотно, с радостью и удовольствием. Такой ребенок будет расти не только крепким физически, но и лучше развит интеллектуально, ведь эти два развития неразрывно соединены друг с другом. Отлично, если ребенок в будущем достигнет высоких спортивных достижений, но, даже просто занимаясь физическими упражнениями, он сможет избежать многих заболеваний, вырасти активным и здоровым.

Также одним из важных факторов являются ультрафиолетовые лучи. Именно поэтому нарастание массы тела и роста изменяются в зависимости от времени года. Определенно, набор массы тела и роста в какой-то мере зависят от географического и климатического местонахождения. Увеличение роста костей и усиление обмена веществ происходит за счет совершаемых движений ребенком. Отсюда значение воспитательной педагогической работы и особенно в области физического воспитания и организации образа жизни ребенка (достаточное пребывание на свежем воздухе, нормальный сон, активный двигательный режим). Физическое развитие организма в целом служит для измерения функциональной зрелости всего организма.

Взрослые, конечно же, мечтают о том, чтобы любимые дети выросли здоровыми, крепкими, спортивными. Бесспорно, много зависит от врожденных данных ребенка, но основное значение в физическом развитии имеет: внимание и помощь родителей,  педагогов.

Гармоничное взаимоотношение ребенка с окружающей средой формирует гармонично развитого, здорового ребенка, который  в состоянии выполнить свои общественные функции.

Источник

1. Физическое развитие детей. Факторы, влияющие на физическое развитие. Законы физического развития и принципы оценки. Семиотика нарушений.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения РФ
Кафедра пропедевтики детских болезней
Физическое развитие детей.
Факторы, влияющие на физическое развитие.
Законы физического развития и принципы
оценки. Семиотика нарушений.
Лекция для студентов
Специальность – 31.05.02. – Педиатрия
Дисциплина – Пропедевтика детских болезней
Профессор Хайретдинова Т.Б.
2016

2. Физическое развитие — это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде жизни

• Физическое развитие – это совокупность
морфологических и функциональных
признаков в их взаимосвязи и зависимости от
окружающих условий, характеризующих
процесс созревания в каждый данный
момент времени
• ВОЗ определяет показатели физического
развития как один из основополагающих
критериев в комплексной оценке состояния
здоровья ребенка.

3. Критерии оценки физического развития:

• Масса тела
• Длина тела
• Окружность головы
• Окружность грудной
клетки
• Пропорциональность
этих показателей

4. Оценка физического развития детей необходима, так как:

• нарушение физического развития может быть первым
клинически выявленным признаком хронических
заболеваний, хромосомной и генетически обусловленной
патологии;
• появление отставания в физическом развитии может
являться признаком недостаточного питания,
неправильного воспитания и нарушения гигиены в семье;
• антропометрическое исследование необходимо для
установления биологического возраста ребенка, темпа его
биологического созревания.

5. Средовые факторы имеют прямое отношение к росту и развитию ребенка

• Фактор питания
Нерациональное вскармливание может
привести к блокированию генетической программы.
Скорость роста прямо пропорциональна количеству
белка в рационе, наличию витаминов
и микроэлементов.
• Режим
— адекватный сон
— правильно организованный режим бодрствования
• Психоэмоциональная стимуляция
• Климато — географические условия
• Хронические заболевания

6. Основные законы роста детей

• Закон абсолютного роста – закон неуклонного
роста и развития организма.
• Закон неуклонного торможения энергии роста
– замедление скорости роста с возрастом,
определяющее его максимум во внутриутробном
периоде и далее в первые месяцы жизни.
• Закон скачкообразного изменения скорости
роста.
Падения скорости роста носит прерывистый
характер и, наряду с уменьшением скорости
роста, есть периоды, когда эта скорость
увеличивается.

7. Изменение пропорций тела (2-ой месяц внутриутробного развития – 25 лет)

8. Закономерности изменения основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей

• Во внутриутробном периоде имеет место самое интенсивное
наращивание и длины, и массы тела. Только между первым и
вторым месяцами плод увеличивается в длину почти в 3 раза , а в
массе в 10 раз.
• Длина тела доношенного новорожденного колеблется от 46 см до
56 см, и в среднем у мальчиков – 50,7 см, у девочек – 50, 2 см.
• Принято считать, что если новорожденный ребенок имеет длину
45 см и менее, то он не доношен.
• Масса тела доношенного новорожденного в среднем составляет
для мальчиков 3494 г, для девочек – 3348 г. Допустимыми
колебаниями массы тела при рождении считаются 2500-4000 г.

9. Длина тела

• В первые дни после рождения длина тела немного
уменьшается, т.к. имеющаяся на голове родовая опухоль
рассасывается в течение 2 дней.
• В первый год жизни длина тела увеличивается на 3 см
ежемесячно ( в I квартале), затем по 2,5 см в месяц ( во II
квартале), а затем уже по 1,5 -2 см в месяц (III квартал), 1 см (IV
квартал).
• К году рост ребенка составляет 75-76 см.
• В течение второго года рост увеличивается на 12-13 см.
• За третий год жизни -7-8 см, в последующим – 5-6 см в год.
• Абсолютный прирост тела во время препубертатного ростового
скачка у мальчиков достигает 47-48 см, у девочек 36-38 см.
• Удвоение длины тела новорожденного наступает к 4 годам,
утроение к 12 годам.

10. Масса тела

• Максимальная потеря массы отмечается у большинства
детей к 3-5 дням жизни и составляет 6-8%.
• Ежемесячно в первом полугодии вес увеличивается на
800 г, во втором полугодии – на 400 г.
• К полугодию масса тела детей достигает в среднем 8200 г,
а к году 10-10,5 кг, дальнейшая прибавка массы тела
составляет 2 кг в год.
• После грудного периода в возрасте до 10 лет показатель
массы тела высчитывается:
10,5 кг(средняя масса ребенка 1 года)+2хn
• В пубертатном периоде прибавка массы тела составляет
5-8 кг.

11. Окружность груди

• Окружность груди доношенного новорожденного
составляет 34 см.
• К году достигает 48 см.
• Средний темп нарастания окружности груди на
первом году жизни составляет 1,25-1,3 см в
месяц, в последующие 2-3 года – 2-3 см в год.

12. Окружность головы

• Окружность головы доношенного
новорожденного составляет 34-36 см.
• К году жизни окружность головы — 46-47 см.
• К 5 годам – 50-51 см.

13. Эмпирические формулы и узловые точки для расчета соматометрических данных у детей

ИЗМЕРЯЕМЫЙ ПРИЗНАК
СПОСОБ РАСЧЕТА
ДЛИНА ТЕЛА
Доношенный новорожденный
средний рост девочек
мальчиков
46-56 см
50,2 см
50,7см
На первом году жизни:
Рост при рождении + квартальные прибавки:
1 квартал -3 см ежемесячно (9 см/квартал)
2 квартал -2,5 см ежемесячно (7,5см/квартал)
3 квартал -1,5 (2,0) см ежемесячно (4,56,0см/квартал)
4 квартал – 1,0 см ежемесячно (3,0см/квартал)
средний рост в 6 месяцев
если рост при рождении не известен:
66 см
2,5 см — 66 см в 6 меc. + 1,5 см (на каждый недостающий месяц до 6 мес. вычитается 2,5 см,
на каждый последующий — прибавляется 1,5
см)
средняя прибавка за 1-й год жизни
25 см
средний рост в 1 год
75 см
пдк*
± 4 см

14. Эмпирические формулы и узловые точки для расчета соматометрических данных у детей

Старше года:
средняя прибавка за 2-й год жизни
12-13 см
средняя прибавка за 3-й год жизни
7-8 см
средний рост в 4 года (удвоение)
100 см (удвоение роста новорожденного)
8 см — 100 см + 6 см (на каждый недостающий год
до 4 лет вычитается 8 см, на каждый
последующий — прибавляется 6 см)
средний рост в 5 лет
110 см
8 см — 110 см + 6 см (на каждый недостающий до 5
лет год вычитается 8 см, на каждый последующий
прибавляется 6 см)
средний рост в 8 лет
от 2-х до 15 лет:
130 см
7 см — 130 см + 5 см
(на каждый недостающий до 8 лет год отнимается
7 см, на каждый последующий прибавляется 5 см)
от 8 до 15 лет:
90+5 п, где п — возраст ребенка в годах
средний рост в10 лет
140 см
утроение показателя
новорожденного
12 лет
пдк
1-5лет ± 6,0 см

15. Эмпирические формулы и узловые точки для расчета соматометрических данных у детей МАССА ТЕЛА

Доношенный новорожденный
средняя масса девочек
средняя масса мальчиков
На первом году жизни:
2501-4000 гр.
3348 гр.
3494 гр.
1 способ: Масса при рождении +
ежемесячные
прибавки:
1-й мес. — 600 гр.
2-й мес. — 800 гр.
3-й мес. — 800 гр.
Затем на 50 гр. меньше предыдущего
месяца
2 способ: По среднемесячным прибавкам:
1 полугодие — 800 гр./мес.
2 полугодие — 400 гр./мес.
Расчёт до 6-ти мес: М рожд. +800n
Расчёт после 6-ти мес: М рожд. + 800 х 6 +
+400(n-6), где n- возраст в мес

16.

средний вес в 6 мес. если масса при рождении не
известна:
8200 гр.
800 гр. — 8200 гр. + 400 гр. (на каждый месяц до 6
вычитается по 800 гр, на каждый месяц свыше 6
прибавляется по 400 гр.)
удвоение массы новорожденного
4-5мес.
средняя прибавка в массе за 1-й год
7150 гр.
средний вес в год
(утроение массы новорожденного)
ПДК
10,0-10,5 кг
1-3 мес. ± 850 гр. 4-6мсс. ± 1000 гр. 7-9мсс. ± 1200 гр.
10-12 мес. ± 1500 гр.
Старше года:
от 2-х до 11 лет
10 (10,5)кг + 2n, где n- возраст в годах
средний вес в 5 лет (удвоение массы годовалого
ребенка)
19 кг
2 кг -19 кг + 3 кг (на каждый год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий после 5 лет
прибавляется 3 кг)
средняя масса в 10 лет (утроение массы
годовалого ребенка)
30 кг
старше 10 лет:
1. 30кг + 4(n-10), где n-возраст в годах
2. Формула Воронцова:
Утроенный возраст + последняя цифра в годах:
от 12-ти до 18-ти лет:
5п-20 кг, где n — возраст в годах
ПДК
1-5 лег ±3 кг
6-10 лет ± 6 кг
11-18 лет± 10 кг

17. Центильный способ оценки физического развития

— зона 1 (до 3-го центиля) — «очень низкий» уровень;
— зона 2 (от 3-го до 10-го центиля) — «низкий»
уровень;
— зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) — уровень «ниже
среднего»;
— зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) — «средний»
уровень;
— зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) — уровень
«выше среднего»;
— зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) — «высокий»
уровень;
— зона 7 (от 97-го центиля) — «очень высокий»
уровень.

18. Комплексная оценка физического развития

БИОЛОГ. УРОВЕНЬ
МОРФОФУНКЦ.
СОСТОЯНИЕ
«СООТВЕТСТВУЕТ
ВОЗРАСТУ»
ГАРМОНИЧНОЕ
«ОПЕРЕЖАЕТ
ВОЗРАСТ»
ДИСГАРМОНИЧНОЕ
«ОТСТАЕТ ОТ
ВОЗРАСТА»
РЕЗКО
ДИСГАРМОНИЧНОЕ
ОБЩАЯ
ЗАДЕРЖКА
ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
РОСТ
МАССА, ОКР.
ГРУДИ
ФУНКЦИОНАЛ.
ПОКАЗАТЕЛИ
Любой
средний,
выше
среднего,
ниже
среднего.
Любой
средний,
выше
среднего,
ниже
среднего.
М±σ R и более за
счет развитой
мускулатуры
М + 2,1 σ R и
выше
От m±l,l σ R
до М±2 σ R
за счет повыш.
или пониж.
жироотложения
от m+1,1 σ R
до М+2 σ R
от M-2,l σ R и
ниже
до М+ 2,1 σR и
выше
от M-2,l σ R и
ниже
Рост
низкий
при любых Мт, О гр
м-2,1σ R
и ниже

19. Оценка уровня возрастного развития (по « зубному возрасту»)

Возраст
в годах
Пол
Замедленное
развитие
Соответствует
возрасту
Ускоренное
развитие
5,5
м

0-3
> 3-х пост. зубов
ж

0-4
> 4-х пост. зубов
м
0
1-5
5
ж
0
1-6
6
м
0-2
3-8
8
ж
0-2
3-9
9
м
Меньше 5
5-10
10
ж
Меньше 6
6-11
11
м
8
8-12
12
ж
8
8-13
13
6,0
6,5
7,0
7,5

20. Алгоритм оценки физического развития ребенка

• Определить паспортный возраст ребенка
• Определить возрастную группу ребенка
• Провести антропометрические измерения по общепринятым
методикам (масса , длина тела, окружность груди, окружность головы)
• Найти положение полученных измерений в центильных
интервалах по таблицам стандартов для каждого показателя в
зависимости от возраста ребенка
• Оценить гармоничность физического развития
• При гармоничном развитии определить соматотип
• При негармоничном развитии (дисгармоничном или резко
дисгармоничном) определить, за счет какого критерия обусловлена
дисгармония

21. Форма итоговой записи антропометрического исследования

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дата измерения
Дата рождения
Паспортный возраст ребенка
Возрастная группа
Результат каждого измерения в см, кг, в скобках – номера
центильных зон
Для массы тела рекомендуется записывать и и вторую оценку –
соответственно длине тела
Формулируется общая оценка антропометрических данных:
Степень гармоничности физического развития
Темп физического развития (соматотип) при гармоничном развитии
При негармоничном развитии отмечается наиболее отклоняющийся
признак с указанием, на сколько возрастных интервалов он отстает
или опережает паспортный возраст ребенка

22. Вариабельность физического развития

• Гипотрофия – это нарушение физического
развития ребенка I-II года жизни главным
образом за счет уменьшения фактической массы
тела по сравнению с долженствующей.
• Диагноз врожденной гипотрофии ставится сразу
после рождения ребенка. Для этого проводится
расчет массо — ростового коэффициента (МРК).
МРК= Масса тела новорожденного (г)/ Длина тела
новорожденного (см)
В норме МРК= 60-80.

23. Гипостатура — это одинаковое отставание роста и массы тела у детей первого года жизни по сравнению со средними нормативными показателями с

Гипостатура — это одинаковое отставание роста и
массы тела у детей первого года жизни по
сравнению со средними нормативными
показателями соответствующего возраста.
Паратрофия — результат
хронического нарушения
вскармливания детей
первого года жизни,
которое характеризуется
увеличением массы тела
по сравнением с
нормативными данными
на 10% и больше.

24. Нанизм (карликовость) – нарушение физического развития, выражающееся отставанием в росте по сравнению со средней нормой для возраста, пол

Нанизм (карликовость) – нарушение физического
развития, выражающееся отставанием в росте по
сравнению со средней нормой для возраста, пола,
популяции, расы.
Гигантизм – это клинический синдром, в основе
которого лежит гиперпродукция соматотропного
гормона, что приводит к чрезмерному увеличению
роста.

Источник