Средовые факторы развития движений ребенка


КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Оптимальное и неоптимальное соотношение среды и видов движения ребенка, этапы развития
| Идеальная (оптимальная) развивающая среда, развивающее обучение | Неоптимальная среда развития: условия НТР, урбанизация, интенсивное обучение | 
| Преобладание природной среды | Преобладание городской среды | 
| Преобладание сигналов первой сигнальной системы | Преобладания второй сигнальной системы | 
| Оптимальный сенсорный поток | Избыток символьной информации и дезинформации | 
| Деятельность на свету и в темноте | Деятельность только в освещенных помещениях | 
| Оптимум движений | Гипокинезия, дискинезия | 
| Трехмерное пространство движений | Преобладание движения по плоскости | 
| Опорная поверхность упругая | Опорная поверхность статичная | 
| Наличие микро-, мезо- и макрорельефа | Рельеф опорной поверхности сглажен | 
| Богатые природные сенсорные потоки | Шумы массовой культуры, «электронный смог» | 
| Частая смена вертикального прямого, горизонтального и перевернутого положения тела | Редкая смена положения тела, отсутствие перевернутой позы | 
Таблица 7
в дошкольном учреждении
| Средовые комплексы и средства | Водная, бассейн, большие гимнастические мячи | Водная, бассейн, большие гимнастические мячи, батуты, упругие маты | Рельефные (неровные) покрытия, варьирование от мягких до жестких, скользкие покрытия, лед | Приспособления для лазания: лесенки, канаты, сети, большие гимнастические мячи | Балансиры, модули разной плотности, атрибуты художественной гимнастики: мячи, ленты, палки, обручи | Социум: богатая предметная среда с гармоничным сочетанием факторов первой и второй сигнальных систем | 
| Развиваемое движение | Плавание | Переход к движениям в трехмерном пространстве, развитие антигравитационных систем (ортостаза) | Ползание | Лазание | Прямостояние и прямохождение в единстве с манипуляциями и балансированием | Социализирован- ные движения: осанка, стиль ходьбы и бега, бытовые и профессиональные движения, танец, речь, письмо, творчество | 
техники и комплексы для коррекции выявленных неоптимальностей опорно-двигательного аппарата, а в дальнейшем и для последующего развития ОДС.
Почти 90% наших детей имеют следующие отклонения в строении опорно-двигательного аппарата: неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, нарушения осанки, плоскостопие, неоптимальность статических положений тела и движений. Все эти нарушения должны обязывать педагогов использовать развивающие двигательные программы для формирования ОДС, применяя методы диагностики только для детей с выраженными нарушениями развития и органической патологией.
Программы формирования ОДС способствуют нормализации мышечного тонуса, активации деятельности нервной системы как реализации энергетического фактора развития через биологически активные зоны, моторно-висцериальной оптимизации через брюшное дыхание, рефлекторные и ассоциативные связи мышц с внутренними органами, а также на коррекцию общих для современных детей имеющихся исходных недоразвитий опорно-двигательного аппарата.
Первый уровень в формировании ОДС направлен на оптимальную статику, осанку и постановку стопы. Он строится на развитии устойчивого равновесия, ориентации ребенка по отношению к опорной поверхности в гравитационном поле. Внешне кажется, что тело человека не совершает движений, однако происходит очень большая внутренняя работа. Для поддержания позы требуется динамическое перераспределение мышечного тонуса и микродвижения мышц. Все это осуществляется в тесной координации с дыханием, центральной гемодинамикой, перистальтикой кишечника, жеванием. При развитии оптимальной статики необходимо чередовать неодинаковые опорные среды: неровную и ровную, неустойчивую и устойчивую, упругую и податливую. С этой целью должны широко применяться балансиры-полусферы, большие мячи, модули поролоновые, резиновые, деревянные; массажные коврики и др. Для маркирования опорной оси позвоночника и активации кинестетического фактора следует использовать «сигнальный груз», положенный на голову. Нужно применять перевернутые стойки, различные кинезиологические техники, способствующие нормализации мышечного тонуса.
Второй уровень формирования ОДС – это основные манипуляции и локомоции: плавание, ползание, лазание, ходьба, бег, бытовые и спортивные движения. Этот уровень требует тренировки автоматизма, непроизвольной регуляции для построения «штампа движения», что диалектически приводит через произвольную регуляцию к формированию индивидуального стиля конкретного движения. Последовательность формирования способов передвижения должна отражать средовую этапность развития движений: плавание, ползание, лазанье, ходьба, бег. В этих локомоциях адекватно отрабатываются зрительно-, слухо-, тактильно-, ритмо- и другие сенсомоторные координации, которые реализуют факторы развития нервной системы. Второй уровень также тесно связан с развитием двигательных способностей, отражающихся в основных двигательных качествах: силе, скорости, координации, ловкости, выносливости, гибкости. ОДС второго уровня – основных манипуляций и локомоций – тесно связан с формированием статики, осанки и движений.
Третий уровень формирования ОДС – это формирование психоэмоциональных и музыкально-ритмических движений. Он опирается на эмоциональные и биоритмические особенности личности в музыкально-ритмической сфере предметно-двигательной среды, выражается в танце, выразительном движении, хореографии, пении. При этом фундаментальной основой организации морфофункциональных процессов в организме: дыхание, сердцебиение, ритмы мозга, перистальтика полых органов, сокращение и расслабление мышц и т. д. – являются биоритмы. Выраженный резонансный эффект взаимодействия внутренних и внешних для организма биоритмов проявляется в улучшении психоэмоционального состояния, активации деятельности мозга (энергетический фактор), развитии и функционировании всех органов и систем организма.
Четвертый уровень формирования оптимального динамического двигательного стереотипа направлен на высокосоциализированные движения, тонкую моторику кисти и артикуляции, связан с развитием второй сигнальной системы и социальной адаптацией личности. Все предыдущие уровни ОДС органично вбирает в себя социализация движений и мышечных групп. У человека она осуществляется с учетом хода эволюции и онтогенеза по следующим направлениям:
1. Формирование мышечных двигательных систем поиска, доставки, анализа, переработки и отправки вербальной, сенсорной и структурной информации. Ее получение осуществляется как в средовых потоках информации, так и в непосредственном общении людей.
Социализация тесно связана с развитием тонкой моторики кисти и движениями, которые ею осуществляются, – письмо, работа на компьютере, творческие движения, трудовые операции и работа артикуляционного аппарата и мышечных групп, обеспечивающих мимику и жестикуляцию. Максимальная социализация движений проявляется в условиях, обогащенных эмоциональными и музыкально-ритмическими компонентами, что, в первую очередь, может применяться в различных областях искусства и в конкурсной профессионально-творческой деятельности.
2. К социализации движений следует отнести поддержание вертикального положения тела в статике и динамике системы ортостаза: поддержание осанки, прямосидения, прямостояния, прямохождения, бега.
3. Гармоничное развитие двигательных способностей и соответствующих им основных двигательных качеств: ловкости, координации, быстроты, силы, выносливости, гибкости. В большей степени здесь оценивается их гармоничное, эмоциональное, сбалансированное с социальными условиями проявление, а не максимальный (биологически обусловленный) результат проявления двигательных качеств.
4. Социализация человека и его движений характеризует наивысшее развитие произвольной регуляции психомоторных и сенсомоторных процессов, обеспечивающих все виды человеческой деятельности, а также умение владеть собой, способность управлять своими движениями, эмоциями, мыслями.
Умение управлять своим здоровьем, деятельностью практически всех внутренних органов, владение аутотренингом также являются признаком и критерием социализации движений и мышечной системы. Вершиной уровня социализированных движений является высшее профессиональное, спортивное и коммуникативное мастерство.
Все выделенные уровни ОДС взаимодействуют между собой и соответствуют этапам развития движений человека.
Таким образом, развивающие двигательные программы последовательно формируют оптимальный двигательный стереотип, что происходит при взаимодействии организма с компонентами предметно-двигательной среды и является основой развития ребенка, а также формирования его здоровья.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
 Обеспечение
 здоровья детей, полноценное развитие
 их организма составляют серьезную
 проблему в современном обществе. Врачи,
 педагоги и родители отмечают тот факт,
 что наблюдаются отставание, задержки,
 нарушения, отклонения и несоответствие
 нормам  развития у большого количества
 детей, а также неполноценность их
 здоровья. В первую очередь это касается
 нервной системы и опорно-двигательного
 аппарата. Усилия медицинских работников
 в основном направлены на лечение
 заболеваний, а деятельность педагогов
 редко включает оздоравливающие и
 развивающие методы работы с детьми.
 Практически не разработаны подходы к
 процессу  обучения с позиций развивающей
 ребенка предметно-двигательной среды.
 Современная
 система дошкольного образования
 опирается лишь на санитарно-гигиенические
 нормы, обеспечивающие условия жизни
 ребенка, а также разрабатывает и
 определяет нормы уровня развития
 двигательных качеств и навыков.
 Существует
 единая основа проблем физического и
 нервно-психического развития ребенка,
 которая потребовала и обусловила
 создание двигательных программ,
 содействующих нормальному развитию
 ребенка. В настоящее время эта проблема
 развития искусственно разделена на две
 составляющие: физическим развитием и
 физической подготовленностью  занимаются
 педагоги по  физической культуре, а
 нервно-психическое развитие обеспечивают
 педагоги, психологи и неврологи. В
 современной системе дошкольного
 образования полноценные программы
 развития  этих  двух составляющих не
 сформированы.
 На
 основе исследований И. К. Шилковой, А.
 С. Большева, Ю. Р. Силкина и других
 сделана попытка объединить две
 составляющие целостного процесса
 развития, совместив их со средовым
 развивающим подходом.
 В
 основе их развивающих двигательных
 программ положено сопоставление данных
 сравнительно-физиологического и
 онтогенетического исследований
 врожденных и приобретенных форм
 двигательной и рефлекторной деятельности,
 которое показывает, что в самом широком
 смысле функциональное развитие нервной
 системы в онтогенезе отражает
 филогенетические закономерности ее
 развития (А. А. Волохов, 1968, 1979).  Это
 подтверждается изменениями функциональных
 и биохимических процессов в мозге в
 процессе онто- и филогенеза (Н. А.
 Вержбинская, 1964; Е. И. Крепе, 1967; З.
 Д. Пигарева, 1975). Двигательная активность
 как кинетический фактор определяет
 развитие организма и нервной системы
 совместно с генетическим фактором и
 под влиянием сенсорной разномодальной
 информации (Н. А. Бернштейн, Г. Шеперд,
 1987). Полноценное физическое развитие,
 формирование правильной осанки, развитие
 двигательных способностей и оптимального
 двигательного стереотипа посредством
 развивающего движения строятся на
 основе гармоничной последовательной
 организации нервной системы, ее
 чувствительных и двигательных центров,
 анализаторов. Поэтому программа
 дошкольного образования по  физическому
 развитию и здоровью должна  быть
 направлена в одинаковой степени как на
 телесное и функциональное (физическое),
 так и на нервно-психическое развитие
 ребенка.
 При
 создании программ авторы опирались на
 фундаментальные разработки теории
 физического воспитания, лечебной
 физической культуры (ЛФК), врачебного
 контроля (ВК), социальной педагогики и
 психологии, прикладной кинезиологии и
 др. (рис. 1).
 
Рис. 1
 «В
 основу развивающих программ положены
 принципы системного подхода. При анализе
 закономерностей развития   учитывались:
 1) особенности воздействия среды на
 развитие организма, 2) оптимальный
 двигательный стереотип как конечный и
 одновременно промежуточный (базовый
 для следующего этапа) результат каждого
 этапа развития как основополагающая
 цель физического развития, 3) характеристика
 базовых факторов развития организма,
 нервной системы – собственно процесса
 развития «изнутри». Новизна авторского
 подхода в разработанных программах
 соответственно имеет три основные
 особенности. Первая особенность –
 сопоставление средовых закономерностей
 эволюционного (филогенетического) и
 индивидуального онтогенетического
 развития движений, врожденных и
 приобретенных форм двигательной и
 рефлекторной деятельности. Движение
 ребенка (и аналогично животных в эволюции)
 совершается различном окружении – в
 водной, наземной, социальной и других
 средах. В результате исследования был
 отобран и сформирован закономерный
 комплекс двигательных развивающих сред
 для растущего ребенка.
 Вторая
 особенность – введение в систему
 оптимального двигательного стереотипа,
 характеризующего этапную и конечную
 цель двигательного развития. Авторы
 считают, что при постановке целей
 двигательного развития оптимальный
 двигательный стереотип более приемлем,
 чем устоявшаяся ориентация педагогов
 на двигательные качества, навыки, на
 спортивный результат.
 Третья
 особенность – включение в систему и
 реализация базовых факторов развития,
 специфических для формирования нервной
 системы и психики ребенка. Базовые
 факторы развития в большей степени
 относятся к нервной системе, анализаторам,
 формированию сенсомоторных и психомоторных
 процессов. При этом на первый план
 выходит координация, сопряжение, с одной
 стороны, тонких установочных движений
 глаз, мышц шеи, уха при улавливании
 сенсорной информации и, с другой стороны,
 движений рук, частей тела, мышц лица,
 губ, языка при двигательном ответе.
 Физическое развитие в этом случае
 первоначально проявляется как развитие
 нервной системы и психических функций
 ребенка. Через оптимальное формирование
 центров регуляции дыхания, кровообращения,
 обмена веществ, координации движений
 развитие нервной системы опосредует
 развитие всего организма и в том числе
 опорно-двигательного аппарата»25.
 Развитие
 движений в течение жизни ребенка
 соотносится с эволюцией движений у
 живых существ. В организме человека и
 высших животных сохраняется память обо
 всех предшествующих  этапах своей
 эволюции. Это отражено такой
 последовательностью локомоторных
 движений младенца: плавание, ползание,
 лазание, прямохождение. И. К. Шилкова,
 А. С. Большев, Ю. Р. Силкин (2001) считают,
 что пятимиллионнолетняя эволюция вида
 Ноmo
 Sаpiens
 сформировала определенный комплекс
 ключевых движений и развивающих сред,
 необходимый для развития ребенка (см.
 табл.4).
 В
 филогенезе животные   последовательно
 проходят, а также живут и  двигаются в
 определенных средах: вода – рельефная
 земная поверхность – упругая лесная
 среда (ветви деревьев) – рельефная
 земная поверхность – реорганизованная
 современным человеком среда (город, дом
 или квартира).
 Соответственно
 этим сменяемым друг друга средам в
 животном мире эволюционируют следующие
 формы передвижений, или локомоций:
 плавание в  упругой среде (рыбы и морские
 животные); «выход на сушу», противодействие
 гравитации, «отрыв» тела от поверхности
 земли; ползание (земноводные и
 пресмыкающиеся); лазание по упругим
 ветвям деревьев (обезьяны); передвижение
 на четвереньках, начало прямостояния,
 прямохождения, бег (обезьяночеловек) и
 формирование зрелого   стиля, походки,
 бега, осанки у человека. Такая же
 последовательность вырисовывается и
 в индивидуальном развитии человека.
 Так,
 на первом этапе развития движений еще
 до рождения плод плавает в околоплодной
 жидкости, которая оказывает смягчающий
 эффект при резких движениях. Одновременно
 проявляется упругость этой жидкой
 среды,  регулирующей и ограничивающей
 избыточность движения плода, обеспечивающей
 трехмерный и объемный характер
 перемещений плода с матерью во всех
 трех плоскостях.  Эти движения определяют
 развитие трех важнейших    центров
 заднего мозга: вестибулярных и слуховых
 ядер, которые связаны с ориентацией
 тела в трехмерном пространстве; центров
 координации движений частей и всего
 тела, которые располагаются в мозжечке;
 центров регуляции сложных движений,
 кровообращения и дыхания в продолговатом
 мозге. Качающиеся, плавающие совместные
 с  матерью движения плода, а затем и
 новорожденного адекватны для сенситивного
 к ним мозга плода и ребенка.
 В
 настоящее время нередки ситуации, когда
 женщина малоподвижна, лежит на сохранении
 беременности, использует тугое пеленание
 новорожденного, не берет его на руки,
 тогда организм ребенка лишается фактора
 воздействии,я и уже  на самом раннем
 этапе не создаются условия для правильного
 развития.
 Второй
 этап развития движений тесно связан с
 первым, на этом этапе  формируются
 системы противодействия гравитации. В
 первый год своей жизни ребенок в момент
 рождения  повторяет «выход животных из
 морской невесомости на сушу» – в мир
 тяжести и гравитации. Поэтому только к
 двум месяцам за счет развития и укрепления
 мышц шеи ребенок  сможет удерживать
 голову, в период с 5–6  до 8 месяцев  по
 мере   развития и укрепления мышц
 туловища, позвоночника  он может садиться,
 а  к 12 месяцам своего существования –
 вставать вертикально.
 Когда
 в процессе эволюции  живые существа  из
 водной среды вышли на сушу, то это
 многократно увеличило нагрузку на
 организм, в результате чего  потребовалась
 перестройка опорно-двигательного
 аппарата и  систем регуляции.
 Нечто
 похожее  происходит с ребенком в момент
 родов, когда водная поддерживающая
 дородовая среда  сменяется  и ребенок
 оказывается в условиях  гравитации.
 Поэтому переходный период от момента
 рождения  до 1 года жизни ребенка ему
 необходимо обеспечить  промежуточные
 двигательные среды и комплексы движений.
 На
 этом этапе приемлемо: «плавать раньше,
 чем ходить»;  следует отказаться от
 пеленания и  от принятого «не брать
 ребенка на руки».
 Первые
 полгода своей жизни ребенок не может
 самостоятельно двигаться и это требует
 от родителей активного содействия.
 Ребенок должен совершать «пассивное»
 плавание в качестве «наездника» на
 руках родителей, подобно детенышу
 обезьяны,  и получать необходимые
 вестибулярные, зрительные и кинестетические
 импульсы. Это обеспечивает реализацию
 кинетического, кинестетического и
 пространственного факторов развития,
 а также  формирование синестезий –
 взаимосвязей органов чувств и анализаторов.
 Таблица
 4
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
 
  
 