Среда влияющая на развитие ребенка

Среда влияющая на развитие ребенка thumbnail

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

  1. Социализация и
    воспитание.

  2. Роль среды в
    социализации ребенка.

1. Социализация и воспитание.

Социализация- это
процесс и результат усвоения и активного
воспроизводства индивидом социального
опыта, знаний, норм поведения, ценностей,
отношений. Это усвоение происходит в
процессе общения и деятельности, когда
человек постепенно адаптируется к
требованиям общества, усваивает
многочисленные социальные роли, которые
каждый выполняет в течение жизни.
Социализация как явление и функция
общества носит противоречивый, сложный,
разнонаправленный характер. Она
осуществляется как целенаправленными,
контролируемыми действиями — через
воспитание в семье и особенно в школе,
так и посредством стихийных, спонтанных
влияний со стороны разных социальных
институтов и факторов. К институтам
социализации относятся семья, школа
(образовательные учреждения), микросреда,
социальные группы, общественные
организации, средства массовой информации,
институты политики, культуры, церкви.
Как было сказано раньше, воспитание как
социальная функция это и есть социализация.
А воспитание как целенаправленное
воздействие на развитие личности
является функцией одного из агентов
социализации — школы. Следует признать
большие, но все же ограниченные возможности
школы в формировании личности, поскольку
институтов и условий социализации много
и они действуют часто несогласованно,
жизнь общества не поддается всеобщему
регулированию. Поэтому личность в
процессе социализации имеет определенную
независимость, автономию. Это надо,
очевидно, признать нормой, из чего
следует, что, с одной стороны, общество
имеет много возможностей для влияния
на формирование личности, обеспечивает
богатство и разнообразие условий для
развития и социализации. С другой
стороны, это несет в себе элемент
непредсказуемости, опасность развития
индивида в антисоциальном направлении,
уход в маргинальные группы, создает
возможность развития отклоняющегося
поведения. Задача общества — определить
оптимальные соотношения между социальными
воздействиями на личность и социальной
саморегуляцей личности, ее саморазвитием.
В социологии это находит выражение в
концепциях, с одной стороны, «жесткой»
и, с другой стороны, гуманистической,
понимающей социализации. Эта же проблема
в педагогике отражена в понятиях
авторитарная и гуманистическая
педагогика. Для учителя, воспитателя в
школе, необходимо в первую очередь
знание наиболее важных институтов
социализации школьников, это семья,
школа, микросреда («улица»). Конечно,
важно также знать и другие институты
социализации, которые опосредованно
влияют на формирование учащихся: это
политика, экономика, культура, религия,
средства массовой информации.

2. Роль среды в социализации ребенка.

В социальной
педагогике социум, социальная среда
рассмат­ривается прежде всего с точки
зрения процесса включения ре­бенка
в нее и интеграции через ближайшую
социальную среду в общество в целом.

С этой
точки зрения важным становится то, что
отношения человека и внешних социальных
условий его жизни в социуме имеют
характер взаимодействия.
Среда
— это не просто улицы, дома и вещи,
расположение которых достаточно знать
челове­ку, чтобы, войдя в нее, чувствовать
себя там комфортно. Среда — это еще и
самые разные общности людей, которые
характе­ризуются особой системой
отношений и правил, распространя­ющихся
на всех членов данной общности. Поэтому,
с одной сто­роны, человек вносит в нее
что-то свое, в определенной степени
влияет на нее, изменяет ее, но в то же
время, и среда влияет на человека,
предъявляет ему свои требования. Она
может прини­мать человека, какие-то
его поступки, проявления, а может и
отвергать; может относиться к нему
доброжелательно, а может и неприязненно.

Отношение среды
к человеку определяется тем, насколько
его поведение соответствует ожиданиям
среды. Поведение же человека во многом
определяется тем, какую позицию он
занимает в обществе.

Человек
может занимать в обществе одновременно
несколь­ко позиций. Так, женщина может
быть учительницей, женой, матерью. Каждая
позиция предъявляет человеку определенные
требования и в то же время дает ему
какие-то права. Такая по- зиция человека
в обществе, характеризующаяся
определенны­ми правами и обязанностями,
в социологии называется соци­альным
статусом.

Некоторые статусы
нам даны от рождения. Так, статус чело­века
может быть обусловлен полом, национальностью,
местом рождения, фамилией и другими
факторами. Такие статусы обычно называются
врожденными, или предписанными. Дру­гие
же определяются тем, чего человек добился
в обществе са­мостоятельно, благодаря
собственным усилиям. Например, ста­тус
социального педагога получает человек,
который обучался в соответствующем
профессиональном учебном заведении и
получил диплом по этой специальности.
В этом случае говорят о статусе
достигнутом, или приобретенном.

Статус
определяет поведение человека в обществе
в том смыс­ле, что в определенных
ситуациях личность ведет себя не про­сто
так, как ей хочется, а в соответствии со
своим статусом, по аналогии с тем, как
ведут себя в подобных ситуациях другие
люди. Важно также то, что и окружающие
люди ожидают от человека в этих ситуациях
определенного поведения. То есть человек
как бы вынужден играть определенную
роль. Поэтому, такое ожидаемое поведение,
обусловленное статусом человека, ]
называется социальной
ролью.

Усвоение различных
социальных ролей является важнейшей
составляющей процесса социализации
личности. Однако слож­ность заключается
в том, что в обществе существуют статусы
не только одобряемые им, но и такие,
которые противоречат обще­ственным
нормам и ценностям. Поэтому в процессе
становле­ния и развития ребенок может
осваивать как позитивные соци­альные
роли, так и негативные.

Для
наглядности представим сказанное в
виде схемы.
К
позитивным ролям следует отнести прежде
всего роль чле­на семьи. В семье ребенок
усваивает несколько таких ролей: сыйа
или дочери, брата или сестры, племянника,
внука, а также зна­комится с ролями
отца и матери, бабушки и дедушки и др.

Следующая важная
роль, которую осваивает ребенок в
про­цессе своего развития, — это член
коллектива.

В детском саде и
школе, в спортивной секции и детских
общественных организациях, в общении
со сверстниками ребенок усваивает роли
члена коллектива, товарища, друга,
ученика, лидера и многие другие.

Каждый человек
выступает в роли потребителя, так как
он на протяжении всей своей жизни
постоянно нуждается в том, что ему
необходимо для жизни: пища, одежда,
обувь, книги и мно­гое, многое другое.
Понимание этой роли, умение разумно
пользоваться услугами, которые
предоставляет человеку обще­ство,
ребенок должен освоить с раннего детства.

Важная социальная
роль — быть гражданином своего отече­ства,
любить свою родину, гордиться ею, быть
патриотом сво­ей родины. Могут быть
и другие социальные роли, которые
ос­ваивает ребенок, например, роль
специалиста, которую может получить
учащийся в стенах школы, лицея, гимназии
или же в учебных заведениях начального
профессионального образова­ния. Есть
и другие позитивные социальные роли,
которые ус­ваивает ребенок в процессе
взросления.

К негативным ролям
относятся такие, как бродяга, чаще все­го
это беспризорные и безнадзорные дети.
На улицах, особенно крупных промышленных
городов, в магазинах, на рынках, в
транспорте мы встречаем детей-попрошаек,
которые свыклись с этой ролью и часто
довольно умело выпрашивают деньги у
прохожих. Среди них появляются те, кто
занимается воров­ством, иногда к этому
их толкают взрослые, иногда этим дети
промышляют самостоятельно. Сюда могут
быть отнесены и не­которые другие
социальные роли негативного характера.

Освоение
ребенком механизма ролевого поведения
обеспечи­вает ему успешную включенность
в социальные отношения, поскольку дает
ему возможность приспосабливаться,
адаптиро­ваться к каждой новой для
него ситуации или позиции на про­тяжении
всей последующей жизни. Этот процесс
приспособле­ния индивида к условиям
социальной среды называется соци­альной
адаптацией.

Социальная адаптация
является непременным условием и
результатом успешной социализации
ребенка, которая, как известно, происходит
в трех основных сферах: деятельности,
обще­ния и сознания. В сфере деятельности
у ребенка происходит рас­ширение
видов деятельности, ориентация в каждом
виде, ее ос­мысление и освоение,
овладение соответствующими формами и
средствами деятельности. В сфере общения
происходит расши­рение круга общения,
наполнение и углубление его содержания,
усвоение норм и правил поведения,
принятых в обществе, овладение различными
его формами, приемлемыми в социальном
окружении ребенка и в обществе в целом.
В сфере сознания -формирование образа
«собственного Я как активного субъекта
деятельности, осмысление своей социальной
принадлежности и социальной роли,
формирование самооценки.

В
процессе социализации, и в частности
социальной адапта­ции ребенка,
проявляется объективная потребность
человека быть « как все». Однако
параллельно с этим в процессе
индиви­дуального развития личности
у ребенка постепенно формируе­тся
другая объективная потребность —
проявить себя, свою ин­дивидуальность.
Ребенок начинает искать способы и
средства для ее выражения, проявлять
их, в результате чего происходит его
индивидуализация,
которая
выражается в том, что те или иные социально
значимые качества и свойства личности
прояв­ляются в индивидуальной, присущей
именно этому человеку форме, что его
социальное поведение при всей общей
внешней схожести с поведением других
людей приобретает черты непов­торимости,
уникальности.

Социальное развитие
ребенка, таким образом, происходит по
двум взаимосвязанным направлениям:
социализации (овладе­ния социокультурным
опытом, его присвоения) и индивидуали­зации
(приобретения самостоятельности,
относительной авто­номности).

Если
при вхождении ребенка в социум
устанавливается рав­новесие между
процессами социализации и индивидуализации,
когда, с одной стороны, он усваивает
нормы и правила поведе­ния, принятые
в данном социуме, а с другой — вносит
свой «вклад» в него, свою индивидуальность,
происходит интеграция
ребенка
в социум. При этом происходит взаимная
трансформация и личности и среды.

Эти процессы
проявляются на всех уровнях социума, в
том числе и при вхождении ребенка в
какую-либо конкретную груп­пу, общность
людей, и оказывают влияние на формирование
его определенных личностных качеств.

Так, если не
происходит процесс адаптации ребенка
к груп­пе, то у него может появиться
робость, неуверенность в себе,
безынициативность, что может привести
к серьезной личност­ной деформации.

Если ребенок
преодолел фазу адаптации и начинает
предъяв­лять окружающим свои
индивидуальные отличия, которые они
отвергают как несоответствующие их
представлениям и потреб­ностям, это
может привести к развитию у ребенка
негативности, подозрительности,
агрессивности, завышенной самооценки.
Положительное вхождение ребенка в
группу, его интеграция способствует
формированию у ребенка чувства
товарищества. При вхождении ребенка в
асоциальную группу у него могут
развиваться асоциальные качества.

Все
эти процессы могут происходить спонтанно,
стихийно в ходе жизнедеятельности
ребенка, а могут регулироваться, хотя
бы отчасти, целенаправленным влиянием
на развитие ребенка — воспитанием.

В течение последних
десяти лет в педагогике и других
соци­альных науках широко обсуждается
вопрос о соотношении по­нятий
«социализация» и «воспитание». Особое
внимание при­ковано к этой проблеме
в связи с изменением идеологии госу­дарства
(отказом от коммунистической идеологии),
пересмот­ром целей, содержания и
методов воспитания. При этом одни авторы
пытаются заменить воспитание социализацией,
другие рассматривают воспитание как
часть социализации личности ребенка,
третьи под социализацией понимают
гражданское и нравственное воспитание.
Есть и другие точки зрения. Однако
бесспорным для всех является то, что
воспитание — один из основополагающих
факторов социализации личности ребенка.

В самом общем виде
воспитание — это целенаправленный
процесс, способствующий развитию и
формированию нрав­ственных качеств
личности, тем самым влияющий на
социали­зацию ребенка. Являясь
составной частью влияния социальных
факторов на человека, оно имеет свои
особенности. Этот про­цесс, в отличие
от других, всегда целенаправлен и
осуществля­ется сознательно настроенными
на него или специально подготовленными
для этого людьми: родителями, учителями,
воспи­тателями, вожатыми, социальными
педагогами и др.; через воспитание
происходит учет других социальных
факторов, вли­яющих на социализацию
ребенка — среды, в которой он нахо­дится,
средств массовой коммуникации, культуры
и пр. В про­цессе воспитания учитывается
также индивидуальная самобыт­ность
каждого ребенка. Однако следует помнить,
что воспита­ние занимает вполне
определенное место среди других
соци­альных факторов и не может их ни
заменить ни исключить.

Другой вопрос, что
влияние воспитания на развитие ребенка
динамично меняется с течением времени.
Чем меньше ребенок, тем сильнее
воспитательное воздействие на становление
и раз­витие личности. Со временем, по
мере взросления ребенка, его доля
уменьшается, зато возрастает степень
самостоятельности ребенка в выборе и
предпочтении тех или иных социальных
ценностей и ориентиров, его собственного
влияния на свое развитие. Это можно
представить в виде двух соединенных
верши­нами пирамид, представленных
на схеме:

Основанием
первой пирамиды является воспитательное
воз­действие на ребенка с его рождения.
Постепенно это воздействие ослабевает,
однако набирает силу другой процесс —
самовоспи­тание,
более
активной становится осознанная
самостоятельная деятельность ребенка
по совершенствованию своей личности,
саморазвитию и самореализации,
способствующая его самосто­ятельной
интеграции в общество. Известно, что
потребность в самовоспитании — высшая
форма развития личности, которая
предопределяется ведущими личностными
качествами челове­ка и обеспечивает
ему позицию субъекта социализации.
Поэтому роль воспитателя начинает
снижаться. Зато на первый план выдвигаются
мотивы, идущие непосредственно от самого
чело­века. Согласно нашей модели,
человек будет стремиться к осно­ванию
второй пирамиды, достичь которой ему
вряд ли сужде­но, поскольку процесс
самовоспитания длится почти всю жизнь.

В
результате воспитания, самовоспитания
и позитивного вли­яния других социальных
факторов (культурно-исторических и
религиозных традиций, средств массовой
информации, детских общественных
объединений, школьного коллектива,
друзей и др.) происходит естественный
процесс интеграции ребенка в общество,
«врастания в человеческую культуру»
(Л. С. Выгот­ский), т. е. его социализация.
При этом чем
значительнее и многообразное влияние
социальной среды на ребенка, тем
сво­боднее и независимее от нее
становится ребенок.

Однако нередко
процесс социализации ребенка по
каким-либо объективным или субъективным
причинам осложняется. Так, вхождение
ребенка в общество может быть затруднено
вследствие особенностей его физического
или психического развития. Или усвоение
социальных норм и ценностей ребен­ком
искажается в результате негативного —
стихийного либо преднамеренного —
влияния среды, в которой он живет, и т.
д. В результате ребенок «выпадает» из
нормальных социальных отношений и
поэтому нуждается в специальной помощи
для успешной интеграции его в общество.

Процесс социализации
таких детей также происходит преж­де
всего через воспитание, посредством
которого осуществляе­тся целенаправленное
влияние, управление этим процессом.
Однако при этом для каждой категории
детей должны быть разработаны свои
методики и технологии воспитательного
про­цесса, позволяющие активизировать
позитивные факторы и нейтрализоватьнегативные.

В целом
усилия воспитателей и специалистов
должны быть направлены на социальную
адаптацию
ребенка,
находящегося в
трудной жизненной ситуации, т. е. на его
активное приспособ­ление к принятым
в обществе правилам и нормам поведения
или на преодоление последствий влияния
негативных факторов.

Если
же степень утраты или несформированности
социально значимых качеств столь высока,
что это препятствует успешно­му
приспособлению ребенка к условиям
социальной среды, т. е. происходит его
социальная
дезадаптация,
то
в этом случае необходима социальная
реабилитация
ребенка,
которая пеpeсматривает
применение специальной системы мер,
направленных на восстановление утраченных
ребенком общественных связей и отношений,
восстановление его социального статусаобеспечивающего
социальную адаптацию в обществе.

Таким
образом, в процессе
развития ребенка в социуме должна

осуществляться его социализация,
которая
включает в себя социальную
адаптацию.
Если
же этого не происходит, наблю­дается
другое явление — дезадаптация,
тогда
возникает необ-ходимость в социальной
реабилитации
ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник