Среда развития ребенка в доу в летний период
Вера Кизенок
Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в летний период для детей 2–3-летнего возраста
В год экологии у нас в Детском саду родилась идея поделить группы на участки: юные фермеры,юные натуралисты (юннаты,юные орнитологи,юные лесники (экологи).
Для Юных фермеров придумали сюжет и воссоздали Бабушкин Дворик,с целью закрепления названий домашних животных,которые живут на Бабушкином Дворе и расширения представлений о природе. Сделали животных их фанеры,покарсили краской и гуашью,покрыли лаком и разместили по участку.
Были поставлены Задачи — создать благоприятные условия для укрепления физического здоровья наших малышей, сенсорного развития,экспериментирования, развития мелкой моторики. С целью — закрепить знания, накопленные за 1 год пребывания в детском саду и сделать нахождение на нашем участке — безопасным,вариативным,многофункциональным,интересным и познавательным и дать возможность каждому ребенку полноценно развиваться и Саморазвиваться.
Решая первую задачу, мы с родителями решили создать из бросового материала «Тропу Здоровья» своими руками на участке.
Покрасили старую лестницу в синий цвет, под нее положили спанбонд для защиты от травы,а собое внимание уделили наполнению — крышками от пластиковых бутылок для закрепления 3 основных цветов: желтых,красных и синих.А также использовали искуственную зеленую траву,песок,керамзит и контейнеры из Киндер-сюрпризов.Надеемся уже совсем скоро ее опробовать — будем ходить по ней босиком,чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни,повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, а также развить равновесие.
Вот такая Буренка поселилась на нашем Бабушкином Дворе)
Кроме эстетической функции у нее есть и практическое применение : метание в горизонтальную цель с расстояния 1 метр — в проделанные окошки мы бросаем разноцветные мячи для развития глазомера,а рога и хвост Буренки можно использовать как кольцеброс.
В свободное от этого время мы привозим Буренке сена,чтобы разрешала нам с ней поиграть)
У нас есть коврик от игры Твистер, с дорожками разных цветов. Применение для нашего возраста: закрепление названий основных цветов + прыжки для двух ногах с продвижением вперед!
Для двигательной активности мы используем мячи,горку и желтую Гусеницу для ходьбы!
Для наблюдения и бережного отношения к природе посадили цветочную клумбу и оформили ее на свой вкус. Очень скоро надеемся увидеть на ней цветочки. Там же сделали из пластиковых бутылок озеро Синего цвета,поместили туда золотую рыбку,у которой просим,чтобы не было дождя,светило солнышко и было все лето тепло).Поселили на озере трех Желтых уточек — маму и малышей и Зеленую лягушку. Рядом с клумбой у нас живут два розовых поросенка с фиалками. Гуся выпустили гулять около подсолнухов.
Закрепляем следующие понятия :
Математические познания:Уточка мама БОЛЬШАЯ — малыши МАЛЕНЬКИЕ, рыбка ОДНА — уточек МНОГО, ОДИН гусь — ДВА поросенка.
Предлоги : Гусь — ОКОЛО забора,рыбка — В пруду, цветочки — НА клумбе. Поросята — РЯДОМ с клумбой.
Для экспериментальной деятельности на улице в 1 младшей группе я решила использовать стол с сухим и мокрым песком,с целью выявить основные свойства песка,помочь сделать логические выводы : через сито пересыпали песок двух видов и заметили, что сухой сыпется — а мокрый нет, сухой — не лепится,мокрый — лепится,развивали тактильные ощущения — трогали песок руками и узнали, что сухой песок — теплый и мягкий, а мокрый — холодный и твердый,развивали навык лепки с помощью формочек и совочков.
Для безопасного пребывания — над песочницей разместили зонт — укрыться от солнышка, обновили песок в песочнице,а также собрали выносную аптечку на веранду.
Для игр с водой вынесли бассейн с водой в теплую погоды,а когда на улице холодно — ловим разноцветных рыбок щипцами,развивая мелкую моторику рук.
На сене около лавочки поселили Курочку Рябу,цыпленка и положили золотое яичко. Петушка поместили на жердочку. Чуть позже украсили его разноцветными атласными ленточками,развевающимися. когда дует ветерок. Покрасили прежнюю лавочку — Кошку Мурку. Посадили Бобика охранять наш участок! Нарисовали на картоне бабушку,поглядывающую из окна за тем,как мы гуляем.
На веранде сделали пребывание уютным и интересным! Вынесли коляску,две куклы и две кроватки,телефон, РЕПКА на палочках от мороженого,смастерили часики со стрелкой и настольную лампу из подручного материала,нарисовали окно,сшили на него занавески,для игр сделали уголок для готовки,уголок с книгами,огород на окне переделали в макет «Бабушкин Дворик» с фигурками животных и бабушкой).
(Обыграть его можно, помимо наглядного ознакомления, еще и играми как : «Кого не стало?» и «Волшебный мешочек»)
Повесили на мольберт плакат с домашними животными, вынесли книги с изображением животных и их детенышей и заламинированные пазлы — картинки с животными,животные — вкладыши,игру с разноцветными прищепками на развитие мелкой моторики,дидактическую игру с прищепками «Кто что ест?».
Для эстетического оформления участка повесили яркие флажки,на домик сделали вывеску и сшили занавески,покрасили паровозик и лавочки краской,сделали ярким забор и повесили веселые картинки с солнышком,бабочкой,гусеницей и б. коровкой для знакомства с насекомыми. Вот такой получился у нас участок) Очень яркий и красочный,еще интереснее в живую) Детям и родителям очень нравится)
К нам заходят и на фотосессии).
Очень многие наши родители принимали участие в благоустройстве территории — каждый внес свой вклад,чтобы мы могли проводить время с пользой. Привлечение родителей в жизнь Детского Сада также является актуальным,с целью расширения знаний в воспитании и развитии своих детей,достижения взаимопонимания,взаимоуважения и партнерства.
В конце каждого сезона моим родителям я делаю и вручаю именные грамоты за вклад и активное участие в жизни группы.
Источник
Консультация для воспитателей
«Организация работы в ДОУ в летний период»
Подготовила старший воспитатель Симакова Н.М.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летней оздоровительной работы.
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.
Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.
В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.
Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.
Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуются следующие мероприятия:
утренняя гимнастика,
физкультурные занятия,
элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры),
закаливающие процедуры,
совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования),
прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).
Утренняя гимнастика должна проводиться на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.
Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений).
Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков), условий проведения и планируемой двигательной деятельностью в течение дня.
Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.
Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т.п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.
Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.
Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).
Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.
Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.
Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.
Занятия могут быть: тренировочными; сюжетно-игровыми; ритмопластическими; комплексными; физкультурно-познавательными; тематическими.
Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.
Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.
Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми: экскурсии; прогулки; путешествия; трудовую деятельность; наблюдения; проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.
Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:
— художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;
— совместная изодеятельность детей и взрослых;
— занятия по интересам;
— самостоятельная изобразительная деятельность;
— организация выставок детских работ;
— проведение праздников, викторин, конкурсов.
Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как:
«Граттаж»; «Пенный орон»; «Фотокопия»; «Ладоневая и пальцевая живопись»; «Диатипия и монотипия»; «Мозаичная живопись»; «Пластилиновая живопись»; «Набрызг»; «Печать природными формами»; «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»; «Кристаллическая текстура»; «Кляксография»; «Волшебные нити»; «Линогравюра»; «Рисование через мокрую марлю».
Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.
Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.
Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки, выполненные своими руками, помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.
Цели и задачи работы в летний оздоровительный период
Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.
3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.
4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников.
Направление образовательных областей
«Физическое развитие»:
Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
Поддерживать инициативу детей в импровизации.
Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями.
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения.
Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
«Познавательное развитие»:
Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
«Социально – коммуникативное развитие»:
Развивать игровую деятельность воспитанников;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
«Речевое развитие»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) — формирование элементарного реплицирования.
Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа).
Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.
Источник