Среда развития ребенка построение предметно развивающей среды

Светлана Печенина
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок

1. Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

способствует профессиональному развитию педагогических работников;

• гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

• обеспечивает открытость дошкольного образования;

создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

Большая роль в эффективности качества воспитательно — образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей.

Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет – от правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок.

2. Образовательная среда – процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. По ФГОС ДО, образовательная среда включает в себя следующие компоненты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

Одним из важнейших факторов развития личности моих воспитанников является РПП среда, в которой они живут, играют, занимаются и отдыхают. Модель среды моей группы базируется на двух простых идеях:

— детский сад – это второй дом для малышей, в котором им должно быть комфортно, радостно;

— для полноценного и разностороннего развития детей необходимо специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной деятельности.

В группе я постаралась организовать среду так, чтобы каждый ребёнок мог найти место удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от всех, или, наоборот, позволяющее ощущать телесный контакт с ним, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

В нашей группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п.

При создании предметной развивающей среды руководствуюсь следующими принципами:

• полифункциональности

• трансформируемости

• вариативности

• доступности

• безопасности.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. д., но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Моя роль состоит в том, чтобы раскрыть перед детьми все возможности предметно- развивающей среды, поэтому, планируя, я учитываю следующие факторы: возрастные особенности детей; индивидуальные особенности детей; социально-психологические особенности; гендерную специфику.

Пространство группы, где я работаю, преобразовано на зоны для различных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной, художественно-речевой, физкультурно-оздоровительной, познавательно-исследовательской.

В зоне двигательной активности, имеется: обручи, мячи, скакалки, кегли, обручи, кольцеброс, гимнастические палки, гимнастические скамейки, ребристая доска. Сшиты руками родителей авторские коврики здоровья с пуговицами и крышками. Кегли выполнены из бросового материала. Для полноценного физического развития дети регулярно занимаются физическими упражнениями (утренняя зарядка, физ. минутки, досуги, занятия по физической культуре, подвижные игры).

В зоне музыкальных инструментов размещены музыкальные инструменты: барабан, пианино, металлофон, бубен, ложки, магнитофон. Цель музыкального воспитания — поддержать интерес дошкольника к музыкальной деятельности, в соответствующей форме стимулировать развитие музыкальности посредством пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмичных движений и слушания музыки.

Для занятия по ознакомлению с окружающим миром имеется множество картин и иллюстраций, наглядных пособий. В достаточном количестве демонстрационный и раздаточный материал.

Для обучения детей приемам изодеятельности, умению понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству, для воспитания у детей чувства прекрасного в группе функционирует зона «Волшебное творчество». Изобразительное искусство влияет на формирование чуткого, внимательного отношения к окружающему миру, природе, предметам быта и произведениям искусства. В центре в достаточном количестве представлены разнообразные материалы для детского творчества: гуашь, акварельные краски, фломастеры трафареты, раскраски, репродукции художников изделия народного творчества и т. д. Дети в свободное от занятий время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В центре искусства на полочках устраивают выставки рисунков, лепки, аппликаций, выполненных детьми на занятиях в свободное время. В группе имеется доска для рисования мелом (белым и цветным, оборудование для рисования, лепки, аппликации.

Но не будем забывать, что игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем.

Читайте также:  Роль различных факторов в развитии ребенка

Зона «Дидактическая игра» очень нравится малышам представленными дидактическими играми по разным образовательным областям («Четыре времени года», «Четвертый лишний» и т. д.) В групповой комнате расположена зона «Сюжетно – ролевая игра». Дети любят играть в сюжетно — ролевые игры: «Кухня», «Парикмахерская», «Доктор». Они самостоятельно используют в игре костюмы, которые располагаются на вешалках, различную атрибутику, умело пользуются схемами – алгоритмами.

Для конструктивной деятельности в группе используются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, конструктор «ЛЕГО».

В группе в удобном месте организуется уголок книги — стол и рядом книжная полка-витрина.

В группе имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно — печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание детей. Также много дидактических игр изготовленных самостоятельно и по материалам таких журналов как: «Обруч», «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание». Они служат основой для игрового и познавательного материала группы.

Для экологического воспитания детей создана зона «Живая природа» (цветы соответствующие возрастной группе, растения). В группе имеется уголок озеленения, где дети самостоятельно ухаживают за цветами: поливают цветы, вытирают пыль с листьев влажной тряпочкой. Рядом располагается календарь природы, схемы с изображением погодных явлений природы. Провожу в зоне «Живая природа» систематические наблюдения с детьми, которые записываю в дневник наблюдений.

На участке дети вместе с детьми подкармливают птиц, одновременно ведём наблюдение за их повадками. Также на участке выращиваем растения, ухаживаем за ними, получаем конкретные представления об их росте и развитии. Имеется цветник. Дети ежедневно ведут дежурство по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло.

Дети позволяют себе в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, лепкой и т. д. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действия, распределить свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Постоянными и главными помощниками в создании предметно – развивающей среды в группе являются родители моих воспитанников. В процессе моей деятельности удалось повысить их заинтересованность и вовлеченность родителей в работу по организации предметно-

развивающей среды.

Создавая предметно – пространственную среду в группе, помню правила:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но, самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности воспитанника.

Необходимое гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей;

Элементы декора должны быть легко сменяемы.

В группе был создан мини-музей «Игрушки – герои отечественных мультипликационных фильмов», сделанные своими руками. Была собрана коллекция любимых игрушек, книг, оформлен альбом с работами детей «Любимые игрушки». Работа в мини-музее продолжается и сейчас: дети лепят, рисуют, узнают что-то новое. Рядом с музеем у нас есть «Полочка красоты», где выставляются изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.

Здесь же размещены материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Систематически работаю над оснащением предметно – пространственной среды, развивающей познавательную активность дошкольников.

Оборудовала центр «Моя Родина – Россия», куда поместила: физическую карту России, флаг России, герб России, гимн России, портрет президента России.

Оформила тематические альбомы: «Мой город», «Моя семья», «Наши защитники», «Город будущего».

В группе имеется материал для знакомства детей с «Тамбовским краем» — фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок.

Собрали материал по теме: «Куклы в национальных костюмах».

Подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы Великой Отечественной войны, о России, о Российской Армии.

Изготовила тематические папки, рассказывающие о жизни людей

в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных

для той или иной страны, папка-передвижка «Знаменитые земляки».

Изготовила атрибуты к сюжетно-ролевым играм патриотической направленности: «Моя семья», «Армия», «Космонавты», «Мы – богатыри».

Я считаю, что предметно — развивающая среда в группе, служит интересам и потребностям детей, а её элементы — оборудование, игрушки, игры, дидактический материал — развитию ребенка, и также соответствует возрастным требованиям детей данной группы. Таким образом, развивающая среда, созданная в группе, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, а также дает возможность самостоятельно распоряжаться её составляющим.

Образовательная среда — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребе

Читайте также:  Проблема наследственности и среды в психическом развитии ребенка

Источник

Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно — развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

«Организация предметно — развивающей среды в ДОУ»

Введение

Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:

1. Предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды, что предполагает:

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Предметно- развивающая среда в ДОУ включает в себя:

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя:

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально — театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка лучший день

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Особенности построения предметно- развивающей среды в ДОУ.

В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно- развивающая среда- центры:

1. Раздевалка.

2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.

7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.

8. Театральная зона– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

9. Уголок сюжетно — ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье».

10. Математическая зона.

11. Центр дидактической игры (грамматический уголок).

12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

13. Центр краеведения.

14. Уголок уединения.

15. Туалетная комната.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Источник