Среда развития ребенка построение предметно развивающей среды
Светлана Печенина
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок
1. Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
• способствует профессиональному развитию педагогических работников;
• гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
• создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
• обеспечивает открытость дошкольного образования;
создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
Большая роль в эффективности качества воспитательно — образовательного процесса детского сада отводится материально- техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей.
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живет – от правильно организованной взрослыми среды, в которой живет ребенок.
2. Образовательная среда – процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. По ФГОС ДО, образовательная среда включает в себя следующие компоненты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
Одним из важнейших факторов развития личности моих воспитанников является РПП среда, в которой они живут, играют, занимаются и отдыхают. Модель среды моей группы базируется на двух простых идеях:
— детский сад – это второй дом для малышей, в котором им должно быть комфортно, радостно;
— для полноценного и разностороннего развития детей необходимо специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной деятельности.
В группе я постаралась организовать среду так, чтобы каждый ребёнок мог найти место удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от всех, или, наоборот, позволяющее ощущать телесный контакт с ним, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.
В нашей группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п.
При создании предметной развивающей среды руководствуюсь следующими принципами:
• полифункциональности
• трансформируемости
• вариативности
• доступности
• безопасности.
Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. д., но и лежит в основе его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования. Моя роль состоит в том, чтобы раскрыть перед детьми все возможности предметно- развивающей среды, поэтому, планируя, я учитываю следующие факторы: возрастные особенности детей; индивидуальные особенности детей; социально-психологические особенности; гендерную специфику.
Пространство группы, где я работаю, преобразовано на зоны для различных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной, художественно-речевой, физкультурно-оздоровительной, познавательно-исследовательской.
В зоне двигательной активности, имеется: обручи, мячи, скакалки, кегли, обручи, кольцеброс, гимнастические палки, гимнастические скамейки, ребристая доска. Сшиты руками родителей авторские коврики здоровья с пуговицами и крышками. Кегли выполнены из бросового материала. Для полноценного физического развития дети регулярно занимаются физическими упражнениями (утренняя зарядка, физ. минутки, досуги, занятия по физической культуре, подвижные игры).
В зоне музыкальных инструментов размещены музыкальные инструменты: барабан, пианино, металлофон, бубен, ложки, магнитофон. Цель музыкального воспитания — поддержать интерес дошкольника к музыкальной деятельности, в соответствующей форме стимулировать развитие музыкальности посредством пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмичных движений и слушания музыки.
Для занятия по ознакомлению с окружающим миром имеется множество картин и иллюстраций, наглядных пособий. В достаточном количестве демонстрационный и раздаточный материал.
Для обучения детей приемам изодеятельности, умению понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству, для воспитания у детей чувства прекрасного в группе функционирует зона «Волшебное творчество». Изобразительное искусство влияет на формирование чуткого, внимательного отношения к окружающему миру, природе, предметам быта и произведениям искусства. В центре в достаточном количестве представлены разнообразные материалы для детского творчества: гуашь, акварельные краски, фломастеры трафареты, раскраски, репродукции художников изделия народного творчества и т. д. Дети в свободное от занятий время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В центре искусства на полочках устраивают выставки рисунков, лепки, аппликаций, выполненных детьми на занятиях в свободное время. В группе имеется доска для рисования мелом (белым и цветным, оборудование для рисования, лепки, аппликации.
Но не будем забывать, что игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем.
Зона «Дидактическая игра» очень нравится малышам представленными дидактическими играми по разным образовательным областям («Четыре времени года», «Четвертый лишний» и т. д.) В групповой комнате расположена зона «Сюжетно – ролевая игра». Дети любят играть в сюжетно — ролевые игры: «Кухня», «Парикмахерская», «Доктор». Они самостоятельно используют в игре костюмы, которые располагаются на вешалках, различную атрибутику, умело пользуются схемами – алгоритмами.
Для конструктивной деятельности в группе используются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, конструктор «ЛЕГО».
В группе в удобном месте организуется уголок книги — стол и рядом книжная полка-витрина.
В группе имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно — печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание детей. Также много дидактических игр изготовленных самостоятельно и по материалам таких журналов как: «Обруч», «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание». Они служат основой для игрового и познавательного материала группы.
Для экологического воспитания детей создана зона «Живая природа» (цветы соответствующие возрастной группе, растения). В группе имеется уголок озеленения, где дети самостоятельно ухаживают за цветами: поливают цветы, вытирают пыль с листьев влажной тряпочкой. Рядом располагается календарь природы, схемы с изображением погодных явлений природы. Провожу в зоне «Живая природа» систематические наблюдения с детьми, которые записываю в дневник наблюдений.
На участке дети вместе с детьми подкармливают птиц, одновременно ведём наблюдение за их повадками. Также на участке выращиваем растения, ухаживаем за ними, получаем конкретные представления об их росте и развитии. Имеется цветник. Дети ежедневно ведут дежурство по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло.
Дети позволяют себе в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, лепкой и т. д. Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действия, распределить свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Постоянными и главными помощниками в создании предметно – развивающей среды в группе являются родители моих воспитанников. В процессе моей деятельности удалось повысить их заинтересованность и вовлеченность родителей в работу по организации предметно-
развивающей среды.
Создавая предметно – пространственную среду в группе, помню правила:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но, самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности воспитанника.
Необходимое гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей;
Элементы декора должны быть легко сменяемы.
В группе был создан мини-музей «Игрушки – герои отечественных мультипликационных фильмов», сделанные своими руками. Была собрана коллекция любимых игрушек, книг, оформлен альбом с работами детей «Любимые игрушки». Работа в мини-музее продолжается и сейчас: дети лепят, рисуют, узнают что-то новое. Рядом с музеем у нас есть «Полочка красоты», где выставляются изделия декоративно-прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
Здесь же размещены материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Систематически работаю над оснащением предметно – пространственной среды, развивающей познавательную активность дошкольников.
Оборудовала центр «Моя Родина – Россия», куда поместила: физическую карту России, флаг России, герб России, гимн России, портрет президента России.
Оформила тематические альбомы: «Мой город», «Моя семья», «Наши защитники», «Город будущего».
В группе имеется материал для знакомства детей с «Тамбовским краем» — фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок.
Собрали материал по теме: «Куклы в национальных костюмах».
Подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы Великой Отечественной войны, о России, о Российской Армии.
Изготовила тематические папки, рассказывающие о жизни людей
в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных
для той или иной страны, папка-передвижка «Знаменитые земляки».
Изготовила атрибуты к сюжетно-ролевым играм патриотической направленности: «Моя семья», «Армия», «Космонавты», «Мы – богатыри».
Я считаю, что предметно — развивающая среда в группе, служит интересам и потребностям детей, а её элементы — оборудование, игрушки, игры, дидактический материал — развитию ребенка, и также соответствует возрастным требованиям детей данной группы. Таким образом, развивающая среда, созданная в группе, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности, а также дает возможность самостоятельно распоряжаться её составляющим.
Образовательная среда — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребе
Источник
Елена Васильевна Шакирова
Организация предметно — развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
«Организация предметно — развивающей среды в ДОУ»
Введение
Вопрос организации предметно- развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие предметно- развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:
1. Предметно- развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Предметно- развивающая среда в ДОУ включает в себя:
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя:
1. Центр игры
2. Центр двигательной активности
3. Центр конструирования
4. Цент музыкально — театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр продуктивной и творческой деятельности
3. Центр правильной речи и моторики
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу. ; также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно- развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Особенности построения предметно- развивающей среды в ДОУ.
В соответствии с рассмотренными принципами в группе должна быть создана следующая предметно- развивающая среда- центры:
1. Раздевалка.
2. Уголок конструирования, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
3. Уголок ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
4. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.
5. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.
6. Музыкальный уголок. Включает различные музыкальные инструменты, аудиозаписи. Игра на музыкальных инструментах воспитывает устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров.
7. Спортивный уголок. Яркий, веселый спортивный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п.
8. Театральная зона– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
9. Уголок сюжетно — ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье».
10. Математическая зона.
11. Центр дидактической игры (грамматический уголок).
12. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
13. Центр краеведения.
14. Уголок уединения.
15. Туалетная комната.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно- развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Источник