Среда развития ребенка это комплекс условий
Елена Виноградова
Образовательная среда как комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в ДОУ
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают
развитие детей в дошкольном учреждении.
Функции образовательной среды:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— воздействует на результаты образовательного процесса,
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
— обеспечивает открытость дошкольного образования; (сайт ДОУ, родительский и методический уголки, газета, информация через СМИ)
— создает условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
— способствует профессиональному развитию педагогических работников.
Компоненты образовательной среды в ДОУ:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть
образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием,
материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
3. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и
навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1. Большое значение в структуре образовательной среды ДОУ придаётся
взаимодействию участников образовательного процесса.
Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ:
готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.
Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать
субъектную позицию каждого участника коррекционного и образовательного
процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель
взаимодействия. Педагог как субъект педагогического процесса обеспечивает
развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников. В результате происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
Важной стороной образовательного процесса в ДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Педагогическое сотрудничество родителей с ребенком и педагогами помогает родителям познать индивидуальные особенности своих детей и общие закономерности развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой
возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы
конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:
} Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
} Возможность двигательной активности детей.
} Возможность для уединения.
Психолого – педагогические требования к созданию пространственной развивающей среды. Среда должна быть:
• Содержательно- насыщенной
• Полифункциональной
• Трансформируемой
• Доступной
• Безопасной
• Вариативной
Насыщенность ППР среды предполагает:
} Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
} Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию
программы
Полифункциональность материалов предполагает
} Возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает
изменения развивающей предметно-пространственной среды в зависимости: } От образовательной ситуации } От меняющихся интересов детей } От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
} Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения
и пр.
} Периодическую сменяемость игрового материала
} Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора
детьми
} Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
} Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность
} Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все
виды детской активности
} Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
} Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и
безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации
соответствия.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду.
При планировании организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды в разновозрастной группе детского сада, нами учитывались все вышеперечисленные требования.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду и в группе должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.
Наличие образовательной среды уже можно увидеть в раздевалке. Здесь у нас находятся индивидуальные шкафчики для одежды и скамейки для детей. Здесь же оформлен «Уголок группы» и «Уголок для родителей», где находится много полезной, нужной, познавательной информации для родителей и детей: расписание образовательной деятельности, режим дня, консультации для родителей, полезные советы и многое другое. Так же в раздевалке есть стенды, на которых вывешиваются творческие работы детей: выставки рисунков и поделок. Вниманию родителей предоставлена информация на папках-передвижках о сезонных изменениях в природе и связанные с ними рекомендации.
При входе в групповое помещение расположен «Уголок безопасности». Там отображена информация по противопожарной безопасности, безопасности детей на улице и дома, информация по правилам дорожного движения.
Групповая комната условно разделена на 3 зоны: учебную, игровую и зону отдыха. Вся мебель в группе соответствует возрасту детей и требованиям Сан Пина.
В качестве центров развития в учебной зоне выступают «Уголок патриотического воспитания», «Уголок природы», «Центр экологии», «Уголок экспериментирования».
В «Уголке патриотического воспитания» есть портрет президента России, картинки с символикой России, текст Гимна России, гербы Рязани и Старожиловского района. Оформлены альбомы «Мы живём в России» и «Национальные костюмы народов нашей страны».
Уголок природы расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней. Здесь дети учатся ухаживать за растениями. Имеются леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
«Календарь природы» с моделями -значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой;
Картинки с изображениями птиц, животных, насекомых, рыб. Рядом с Уголком природы у нас расположен Центр экологии.
В экологическом уголке сосредоточены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе, способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном содействии человека на природное окружение в целях сохранения и приумножения природного достояния.
Уголок экспериментирования.Здесь размещены материалы для проведения экспериментов: лупы, ёмкости, мерные стаканчики, тарелочки, палочки, трубочки, поднос, совочки, лейки, песок, глина, камни, деревянные брусочки и многое другое. В уголке есть картотеки опытов с водой, песком, воздухом.
В игровой зоне находится «Игровой центр», «Центр конструирования», «Центр театрализации», «Музыкальный уголок».
В «Игровом центре» игрушки располагаются по гендерной принадлежности детей. Для девочек – куклы различных размеров, одежда для кукол, коляски, наборы парикмахера, медика, швейная машинка, игрушечная мебель, посудка и др. Для мальчиков машинки, трактора, другие виды транспорта, железная дорога,инструменты: дрель, молоток, пила и многое другое.
В группе специальное место выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.
Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
Центр конструирования: в большом разнообразиипредставлены различные виды и формы конструкторов: напольный конструктор (деревянный и пластмассовый, к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки, настольный конструктор (деревянный и лего, к ним для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, сюжетные фигурки.
Театрализованный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театрализованном уголке располагаются театр настольный по сказкам (конусный, деревянный, плоскостной, кукольный, пальчиковые театры, театр ложек) ширмы для показа театров, простейшие декорации, изготовленные детьми, костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки сказок.
«Музыкальный уголок»— это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты: баяны, дудочки, металлофон, бубен, барабаны, погремушки, бутафорские музыкальные инструменты. В течение года игрушки и пособия меняют, убирают и вновь приносят, чтобы поддержать интерес к ним, желание с ними действовать.
В каждой группе имеется магнитофон и небольшой набор кассет и дисков с записью детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок.
В зоне отдыха у нас располагаются «Центр книги», «Уголок творчества» и «Центр отдыха».
В младшей группе Уголок книги содержит несколько экземпляров книг с красочными картинками. Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Игрушки» А. Барто, «Усатый-полосатый» С. Маршак и др. Много материала не дается, должна быть сменность. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает, говорит о правилах пользования (нельзя рвать, рисовать в книге, брать только чистыми руками и т. д.).
В старшей и подготовительной группах содержание книжного уголка становится более разнообразным. Количество книг увеличивается. Дети могут сами пользоваться библиотечкой. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др. Для книжной полки книги выбирают с учетом интересов детей, юбилейных дат, времени года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит от заинтересованности детей и определяется воспитателем.
Уголок творчества. Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. Имеются краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, альбомы для рисования, цветная бумага и картон, ножницы, клей, пластилин.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Физкультурный уголок «Здоровячок» служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Здесь для этого есть всёнеобходимое оборудование: гимнастические скамейки, мячи большие и маленькие, скакалки, обручи, дуги для подлезания, гимнастические палки. Имеется так же кольцеброс,кегли и нестандартное оборудование: ленты, цветные флажки, снежки, изготовленные из синтепона. Для проведения утренней гимнастики под музыку используется магнитофон.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает
потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности ребенка, должна вовлекать его в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
3. Следующий компонент образовательной среды ДОУ – освоение
содержания дошкольного образования.
Отмечая, что содержание дошкольного образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условийдля самовыражения и самореализации личности: формирование мировоззрения адекватного современному уровню знаний. В современных условиях дошкольным учреждениям доступен достаточно широкий выбор образовательных программ.
Содержание дошкольного образования определяется:
— Федеральными государственными образовательными стандартами;
— Основной образовательной программой, которую разрабатывает ДОУ;
— Возрастными особенностями и спецификой индивидуального развития детей данной группы, данного дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, образовательная среда — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, помогающая ребенку осваивать генетические задачи возраста.
Спасибо за внимание.
Источник
Татьяна Мантурова
Проектирование образовательной среды дошкольного учреждения с целью активизации субъекта личности ребенка
слайд 1. Вопрос проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности, будет ли происходить самореализация, саморазвитие и социализация субъекта личности ребенка. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде»
На нашем семинаре на основе изучения практического опыта, в процессе обсуждения, анализа учебно — исследовательского задания мы постараемся определить и обосновать содержание и специфику организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Для того, чтобы понять, в первую очередь для себя, насколько вы осознанно и близко подошли к этому вопросу, я предлагаю ответить вам на следующие вопросы, на эти же вопросы вам предстоит ответить и в конце семинара. (2-3 мин.) (Далее общее обсуждение).
слайд 2. Вопросы для обсуждения
1. Какое место в государственном образовательном стандарте дошкольного образования занимают требования к среде развития ребенка? Почему эти требования являются составной частью государственного стандарта? Из каких основных компонентов он состоит?
2. Какие качества и свойства формируются у ребенка в условиях развивающей среды?
3. Назовите два основных источника знаний и социального развития ребенка. Каково их значение в педагогическом процессе на этапе дошкольного образования?
4. Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?
5. Назовите принципы построения развивающей среды. Какие из них могут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие — в более отдаленной перспективе? Объясните, почему
слайд 3. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности.
Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды. Как вы понимаете, что значит среда обогащенная? А предметная? А чем будет отличатся развивающая предметная от предметной среды? Расширяем понятия, что изменится, если добавим слово пространственная? Развивающая образовательная среда?
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности.
Среда должна быть, не только развивающей, но и развивающейся.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребёнка, раскрытие субъективных проявлений ребёнка, формирования активности.
слайд 4
Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Итак, Среда развития ребенка — это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям — познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.
Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.
В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.
Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.
Эргономические, эстетические и главным образом психоло-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса
Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду.
Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и учения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка.
слайд 5.
Минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды
Прежде, чем приступить к изменениям РППС, нужно четко видеть и понимать минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды? Работаем в группах, записываем минусы, традиционного подхода в проектировании РППС.
Выводы:
Таким образом, в традиционном дошкольном учреждении часто господствует среда, полностью соответствующая учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослых с детьми. Ее можно опознать по следующим признакам. Цель — вооружить детей знаниями, умениями, навыками; привить послушание;лозунг во взаимодействии взрослых с детьми: «Делай, как я!»; способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; тактика — диктат и опека; позиция взрослого реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, а ребенок становится лишь объектом приложения сил воспитательной системы
слайд 6.
Принципы построения развивающей среды
В разработанной «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ.
Личностно-ориентированная модель обнаруживает себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2) принцип активности, самостоятельности, творчества;
3) принцип стабильности – динамичности;
4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребенка и взрослого;
6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
слайд 7.
СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ
стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания.Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности — доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка — не «запрограммированность», а содействие полноценному развитию личности.
В детском саду должны быть следующие функциональные помещения,которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты», творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др.
К позитивным традициям следует отнести появление изостудий, компьютерных классов; залов для занятий хореографией, оборудованных станками, зеркалами; «комнат сказок», в которых организуются коллективные игры детей и их театрализованная деятельность. .
Слайд 8.
Требования ФГОС ДО к РППС:
РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
РППС предполагает:доступность для воспитанников всех помещений организации
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
— охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
— возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых
— двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
— развитие и саморазвитие личности ребенка
— учет особенностей и коррекцию недостатков их развития,
Слайд 9 Что должен знать педагог при организации РППС группы?
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.
3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться Слайд 10
При проектировании предметной развивающей средынеобходимо учитывать следующие факторы:
-слайд 11.
Что является составляющими предметно- пространственной среды?
слайд 12
1. Ознакомьтесь с материально-техническими и медико-социальными условиями
2. Проанализируйте состояние развивающей среды в одной из групп для детей
3. Проанализируйте «рынок» современного оборудования и игровых средств для детских садов
4. Составьте список, сделайте правильный подбор необходимого оборудования
5. Создайте проект РППС вашей группы
Источник