Среда опережающего развития для ребенка
Лилия Петрова
Развивающая предметно-пространственная среда в группе как зона опережающего развития детей. Оптимальные условия
1. слайд
2. слайд
Развивающая предметно-пространственная среда в группе как зона опережающего развития детей. Оптимальные условия.
3. слайд
Специально организованная предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в предметной среде. Поэтому для нормального развития дошкольника организовано его предметное окружение соответствующее его росту, действиям рук и предметному миру взрослых.
В период дошкольного детства познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вводя в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
4. слайд
Развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, в группе детского сада представлена центром «Академия почемучек», что позволило создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках мы относим: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
5. слайд
С этой целью центр «Академия почемучек»» оборудован всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру.
1. Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты, микроскопы).
2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.
3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.
4. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.
9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Функциональная роль центра «Академия почемучек»
— исследовательская;
— познавательная;
— приобретение навыков работы с исследовательскими приборами.
Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождается в раннем детстве в недрах предметной деятельности. Игрушки для экспериментирования отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами — водой, воздухом, песком и т. п. Важными качествами всех игрушек этого типа является наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает воспроизвести действие и желание разобраться.
Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы: для предметной деятельности и для детского экспериментирования.
Предметно- развивающая среда в группе и детском саду должна служить зоной опережающего развития детей.
6. слайд
Специально созданная предметно- развивающая среда в ДОУ, способствует опосредованному обучению и развитию познавательной активности детей и под-держания интереса к экспериментальной деятельности:
Уголок экспериментирования в группе, оборудованный с учетом опре-деленных требований к оформлению и содержанию.
Центры познавательного развития в ДОУ, где дети получают допол-нительное образование: элементарные знания из области астрономии, географии, краеведения, экономики, экологии, математики-логики, со-циальной жизни, истории человека, истории своей страны, по основам безопасности жизни.
Здесь дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстни-ками, или заниматься самостоятельным творчеством.
7. слайд
Оптимальные условия для экспериментально -исследовательской работы детей в группе.
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их экспери-ментами, исследованиями, опытами, наблюдениями.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощ-ряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному эксперименти-рованию.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой дея-тельности детей.
4. Создание в группах уголков, лабораторий, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми исследовательскую деятельность самостоятельно в свободное время.
5. Использование «Уголка экспериментирования» для долгосрочных исследова-тельских работ.
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследова-ниям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты,
9. сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
10. Разработка методов стимулирования и поощрения детей — активных исследователей.
11. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних усло-виях.
Исходя из теоретического материала и учитывая практический опыт, можно согласиться с высказыванием Рубинштейна, что «показателем зрелости развития ребенка является свободная и самостоятельная игровая деятельность».
В дошкольном возрасте потребность в игре достигает расцвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы ДОУ. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы развития, воспитания и обучения подрастающего поколения.
8. слайд
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Развитию элементарных математических представлений дошкольников всегда уделялось особое внимание в силу необходимости развития абстрактного, логического мышления. Обучение математике должно заинтересовать ребенка, чему и может способствовать экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию.
В ходе работы в нашей группе по формированию элементарных математических представлений, экспериментирование, представляется тем способом обучения, который помогает ребенку «открыть новое знание» за счет сравнения, измерения, выводов.
9. слайд
Например, дети берут три одинаковых по величине и цвету предметы, но изготовленных из разных материалов или наполненных разным материалом, и проводят эксперимент, в котором сравниваются предметы, проявляются признаки их сходства и различия. Наши дети делают вывод: масса трех одинаковых по цвету, форме и размеру предметов может быть различна из-за материала.
10. слайд
Аналогично дети устанавливают, что при одинаковой форме большего размера предмет, может быть легче, меньшего, например, два одинаковых предмета 2 кубика паралоновый и деревянный;
11. слайд
или разного размера предметы могут иметь одинаковую массу, например два кубика паралоновый и из ЭВА материала (вспененный полимерный композитный материал). Проводя выше описанные виды экспериментов, детьми усваиваются, такие математические понятия, как форма, величина, измерение массы.
12. слайд
Другой эксперимент, проводимый с детьми с водой может быть направлен на изучение свойства сохранения объема воды в независимости от формы сосуда. Для этого понадобятся: стакан или кружка, несколько сосудов разной формы и высоты (узкие, широкие и т. д.) и сама вода. Мы с детьми наливаем в стакан или кружку воду до краев, причем педагог обращает детское внимание на количество налитой воды в стакан или кружку, затем переливаем в имеющиеся сосуды воду из стакана. На последнем этапе эксперимента следует воду перелить в первоначально взятый стакан (кружку). Мы спрашиваем у ребят: «что изменилось?», «стало ли воды больше или меньше?», «почему?» и т. д. в ходе эксперимента мы с детьми обращаем внимание на форму и величину сосудов. В результате проведения данного опыта наши дети выявляют неизменность объема, и закрепляют понятие «узкий», «широкий», «большой», «маленький» и т. д. После окончания эксперимента делаем с детьми заключение о том, что определенный объем воды не меняется от формы сосудов, а только принимает их форму. Такой эксперимент с водой можно проводить в разновозрастных группах.
13. слайд
Одной из программных задач по ФЭМП является деление предметов на равные части, реализовать которую возможно с помощью экспериментирования. Например, мы предлагаем детям установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части. В экспериментальном уголке лежит расходный материал в форме квадрата, прямоугольника, круга. Дети имеют возможность экспериментировать с этими формами, выбирая самостоятельно пути деления геометрических фигур на части: складывание, разлиновка, разрезание.
14. слайд
Экспериментирование по ФЭМП пробуждает интерес, познавательную активность, любопытство, развивает мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать. Используя экспериментирование, наши дети с удовольствием занимаются математикой, стремятся узнать новое, а наша задача как педагогов создать условия, т. е. создать развивающую среду, которая будет доступна детям, безопасна, вариативна.
15. слайд
Источник
Елена Черний
Консультация для воспитателей «Построение развивающей среды с учетом зоны актуального и ближайшего развития»
Построение развивающей среды с учетом зоны
актуального и ближайшего развития
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах, или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в дошкольном учреждении.
Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций. Основные из них это:
Организующая, воспитывающая и развивающая – которая является главной, ведущей.
Что же такое развитие? Развитие это продвижение человека к совершенству под влиянием воспитания и обучения. Развитие по Выготскому – это расстояние от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать «зоне актуального» развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и «зоне ближайшего» развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка.
Другими словами, среда должна быть наполнена:
1. Содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,
2. Тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению, а
3. Для отдельных еще и недостижимо.
Среда может называться развивающей только в том случае, если содержит материал, посильный каждому ребенку, в каждом разделе. Каждому ребенку должна быть предоставлена возможность удовлетворить потребность к успеху через посильное, которое у каждого свое.
Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого,а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей каждого ребенка.
Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.
Непременными условиями построения развивающей среды является реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей среды в группе:
1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого зонирования (распределение развивающего материала по зонам).
2. Принцип уважения к мнению ребенка. Развивающую среду для детей выстраивает воспитатель. Он при этом старается, чтобы окружающая при этом обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной. Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, всех детей группы, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворить или же тактично объяснить причину отказа.
3. Принцип функциональности – означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.
4. Принцип опережающего характера содержания образования. Воспитатель подбирает в группу только те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это обусловлено «зоной ближайшего» развития самых сильных детей в том или ином виде деятельности. И чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей.
5. Принцип динамичности – статичности среды. Ребенок оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а так же требует изменений. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- коммуникативные навыки
Ребенок научился читать и писать еще до поступления в детский сад, складывает в уме сложные числа, уверенно произносит умные слова и даже понимает их значение? Такая ситуация, как правило, поначалу радует родителей, уверенных в том, что раннее развитие поможет крохе при обучении в детском саду и школе. Мама с папой непрерывно хвастаются успехами своего ребенка перед всеми родными и друзьями, засыпают свое чадо комплиментами и искренне гордятся тем, что их малыш не по годам умен и сообразителен.
Но ситуация в корне меняется, когда ребенок начинает ходить в детский сад. Оказывается, что ему совсем не интересно проводить время в компании сверстников, ведь они ничему новому научить ребенка не могут. Как же помочь ребенку, опережающему свое развитие, адаптироваться среди сверстников и какие ошибки ни в коем случае нельзя допускать родителям? Об этом расскажет «Я родитель».
Особенности детей с опережающим развитием
Дети, опережающие свое развитие, действительно сильно отличаются от сверстников. Чаще всего они зациклены исключительно на своих интересах. Если ребенка интересуют числа, он способен часами просиживать над математической задачей, запоминать номера всех машин, которые увидел на прогулке, постоянно считать какие-то предметы в доме. Если кроху интересует биология, он еще в досадиковском возрасте выучит названия всех существующих животных и их повадки, часами будет рассказывать родителям о том, чем питаются белые медведи и куда улетают зимовать разные виды птиц, а попытка уложить ребенка спать в то время, когда по телевизору идет передача о животных, окончится лишь истерикой и слезами.
Дети, опережающие свое развитие, беспрерывно задают окружающим вопросы о той сфере, которая их волнует, и практически не проявляют интереса к занятиям, не посвященным их увлечению. Зачастую это очень расстраивает и даже раздражает родителей. Такие дети часто перебивают собеседника, они нетерпеливы, порывисты и очень эмоциональны. Общаться они предпочитают с детьми старшего возраста или со взрослыми, поскольку такое общение приносит новые знания.
Однако, несмотря на нежелание ребенка общаться в среде своих ровесников, необходимо помнить о том, что нельзя слишком рано лишать его всех радостей детства.
Социальная адаптация – это необходимая основа для успешной и счастливой жизни.
Обучаем коммуникативным навыкам!
Ошибка:
У ребенка нет друзей, потому что он постоянно сидит дома, не ладит с другими детьми и не стремится к общению, а родители поощряют это и рассуждают вслух: «Ну и правильно, нечего тебе гулять с этими Петями и Наташами».
Рекомендация родителям:
Не нужно приучать ребенка к одиночеству, иначе он так и не найдет своего места в обществе. Обсудите с ребенком проблемы, которые возникают у него со сверстниками, выясните, почему ему трудно найти с ними общий язык. Если ровесники не хотят общаться, потому что ваш ребенок всегда первый отвечает на вопросы воспитателя, быстрее всех считает, рисует, собирает конструктор, то объясните ему, что другие дети тоже хотят, чтобы их заметили. «Сегодня ты ответил первый, а завтра немного помолчи, даже если знаешь ответ, пусть Наташа, Саша или Петя сделают попытку!».
Если проблемы в общении возникают из-за того, что ребенок всегда перебивает сверстников, не дает собеседнику закончить предложение и постоянно навязывает всем свои условия игры, объясните ему правила этикета. Расскажите о том, как нужно поддерживать диалог, что нужно уметь выслушать предложения других детей, что иногда нужно идти на уступки и о том, что никто не любит, когда им пытаются командовать. Объясните ребенку, что в детском саду все дети на равных правах, и всем нужна возможность реализовать себя.
Если ребенку просто скучно в компании сверстников, потому что он знает намного больше их, предложите ему пообщаться с ровесниками об их увлечениях.
Объясните малышу, что дружба – это умение не только рассказывать о своем хобби, но и возможность узнать от друга, чем увлекается он, задавать вопросы и делиться информацией.
Вместе с ребенком найдите интересные темы, на которые он сможет разговаривать с другими детьми в детском саду. Например, Вася коллекционирует модели кораблей, значит можно попросить его рассказать что-то интересное о пиратах и сокровищах, спрятанных на дне морском, или поделиться с ним интересными фактами, которые ему еще неизвестны. Лиза любит плюшевых медведей, а ваш ребенок увлекается животными – значит, малыш вполне может заинтересовать девочку вопросом о том, знает ли она, чем белые медведи отличаются от бурых.
Не увеличивайте интеллектуальный разрыв!
Ошибка:
Осознав повышенную интеллектуальную потребность своего ребенка, некоторые родители начинают всячески ее поощрять, покупая малышу игрушки и книги, предназначенные для детей более старшего возраста; с ранних лет отдают его в различные кружки и секции, тем самым делая отрыв в развитии ребенка от сверстников еще больше.
Между тем, эмоциональное развитие также важно, как и интеллектуальное.
Выпадая из круга общения с ровесниками, ребенок начинает проигрывать им в способности распознавать эмоции, испытывать разнообразные гаммы чувств и управлять ими, понимать мотивации и поступки других людей, а без развитого эмоционального интеллекта будет трудно достичь успеха в жизни и в карьере.
Рекомендация родителям
Постарайтесь сделать так, чтобы малыш расширил круг своих интересов и проводил свободное время не только за чтением книг или решением математических головоломок, но и играл в подвижные игры. Предлагайте ему сходить на каток, поиграть в футбол, покататься на велосипеде, устроить пикник в парке, посетить интересное театральное представление.
Если малышу не понравился футбол, вполне возможно, ему придется по душе другой командный вид спорта, например, волейбол или хоккей. Не бойтесь пробовать различные варианты и обсуждать с ребенком, что ему понравилось, а что не очень. Дети очень активны и любознательны по своей природе, и даже если поначалу им не слишком по душе новое занятие, вполне возможно, что в процессе они втянутся и заинтересуются новой деятельностью.
Дарим любовь и понимание!
Ошибка:
Мама с папой постоянно рассказывают родственникам о том, какой у них одаренный ребенок, и ребенок начинает стремиться всеми силами соответствовать этой характеристике. Для него становится важно быть первым, быть лучшим, совершенствовать свои навыки и увеличивать знания. Если же в какой-то момент он перестает оправдывать ожидания родителей (либо его просто начинают реже хвалить), то у ребенка начинают развиваться комплексы, он теряет веру в себя и получает сильнейшую психологическую травму. Иными словами, когда ребенка много хвалят, он приобретает зависимость от мнения окружающих.
Рекомендация родителям:
Не акцентируйте внимание на высоком интеллектуальном уровне развития вашего ребенка. Говорите ребенку, что вы его любите не за то, что он такой умный и так много всего знает, а просто за то, что он у вас есть. Поддерживайте любые его начинания, не отмахивайтесь от его вопросов, даже если их слишком много, и они не вполне соответствуют его возрасту, проявляйте понимание и любовь в любых ситуациях.
Если попытка не увенчалась успехом…
Если же наладить контакт со сверстниками в детском саду ребенку так и не удается, несмотря на все его и ваши попытки, попробуйте завести знакомство с родителями других детей, тоже опережающих свое развитие. Таких родителей можно найти на специализированных форумах, в социальных сетях, в специальных центрах для одаренных детей. Пообщайтесь с ними, познакомьте детей между собой и возьмите за правило регулярно устраивать такие встречи. Детям с высокими интеллектуальными способностями, несомненно, будет интересно пообщаться с себе подобными.
Если же ваши попытки адаптировать ребенка к социуму так и не увенчались успехом, стоит подумать о консультации психолога или переводе малыша в специализированный детский сад, в котором обучающая программа составлена специально для детей, опережающих свое развитие.
Виктория Котлярова
Число близких людей варьируется по мере взросления сына или дочери, меняется и само содержание дружбы. Насколько прочны отношения школьника с друзьями, и что он вкладывает в это понятие, поможет выяснить наш тест на портале «Я – родитель».
Пройти тест
Источник