Среда образовательного учреждения как средство воспитания развития ребенка
Марина Долгих
Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально — потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Группы нашего детского сада разделены на центры активности: «Грамота»; «Строительство»; «Искусство»; «Наука»; «Математика», «Песок и вода»; «Двигательной активности»; «Книгоиздательство», «Драматизация», «Музыка», также в группах есть уголок природы, уголок ПДД.
Центр «Наука»: обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели.Предметы для опытно — поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки, разнообразие природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Центр «Грамота»: одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование правильной речи ребенка. Центр периодически обогащается новыми играми, пособиями,красочным материалом и пополняется с учетом: пройденного программного материала, индивидуальных возможностей детей, обеспечения зоны ближайшего развития, неисчерпаемой информативности. В группе есть материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы.
«Центр математика»: помогает детям формировать представление о числе и количестве, развивает представление о величине, о форме, ориентировки во времени и пространстве.В нем есть игры: «логические кубики», настольно – дидактические игры, палочки Кюизенера, числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений, альбомы с образцами логических упражнений и. т. д.
Центр «Двигательной активности». В этом центре находится оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений).
Центр «Книгоиздательство»: в нем есть различные заготовки книг, журналы, ножницы, клей, степлеры, кисточки, бумага, печатки, трафареты и т. д., то есть все, что нужно детям для самостоятельной работы.
Центр «Строительство»: дети играют используя элементы конструктора разной величины и формы, строят здания, узнают, что такое высота вес, улучшают координацию глаз – рука, закрепляют навык уборки по окончанию игры. При занятии детей конструктивной деятельностью дети используют строительный материал, конструкторы, бумагу, бросовый и природный материалы.
Центр «Песок и вода»:Оборудован разными предметами: формочками, лопатками, удочкой, ведерками; картотекой игр с песком и водой, методическими рекомендациями. Этот центр применяется для коррекционно-развивающих занятий с активными детьми, для релаксации и т. д.
Центр «Драматизация»: в нашей группе есть конусный театр, плоскостной театр, пальчиковый театр, театр кукол би – ба – бо и т. д. Драматическая игра — это спонтанная самодеятельная активность, в ходе которой ребенок опробует, проясняет и расширяет знания о мире и о себе.
«Уголок ПДД»: Очень важно познакомить малышей с правилами дорожного движения и правилами поведения на дороге. Поэтому в группе мы создали тематический уголок, в него входит макет «Перекресток», настольные игры, атрибуты к сюжетно — ролевой игре «Водители на дороге».
«Уголок природы»: служит не только украшением группы, но и местом саморазвития детей. Здесь подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода,приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Здесь уместны детские поделки из природного материала.
В каждом центре интегрируется несколько образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно — пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми. При гибком и вариативном использовании пространства, среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
При проектировании предметно-развивающей средыв группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
— пространство;
— время;
— предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среденеобходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
1 — рабочая
2 — активная
3 – спокойная
Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Таким пространством может быть макет. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Главное в создании макета, который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом, что при размещении составных частей макета, ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную ранее, таким образом, происходит развитие связной речи, развивается доказательность речи, дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, словарь и выразительность речи. При составлении макетов дети знакомятся с планом, с правилами размещения элементов макета в зависимости от заданной темы. Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Макет-карта, дает детям возможность придумать воображаемую ситуацию, объединить участников совместной игры, очерчивая границы замыслов в общем сюжете. Такой макет является универсальным. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик». Примечательно, что обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала. Так же интересно совместное изготовление макета-модели, который представляет собой небольшую плоскость, с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы, и т. д., дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья). Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей познания. Например, представленные макеты «Улица города», «Зоопарк», «Скотный двор»предполагают интеграцию таких областей как: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие». Таким образом, вне зависимости от своего типа и назначения, макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и т. д. Использование макетов в качестве игровой познавательно — развивающей среды способствует развитию общей культуры, нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию детей, что решает задачи всех образовательных областей, представленных во ФГОС.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
8.Литература:
1. С. Григорьев. Игровая среда: как её создают? К 75-летию игротеки в нашей стране.Газета : Дошкольное образование, № 1(265, январь, 2010, стр.
2. И. Б. Барабанова и др. Развитие игровой деятельности средствами макетирования. М.: Справочник старшего воспитателя № 7, июль, 2012, стр. 32.
3. Л. Ю. Еловская. Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей. М.: Справочник старшего воспитателя № 5, май, 2013, стр. 364.
4. Игры с макетом. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Сохновский детский сад» Назаровского района Красноярского края.
Источник
Тюшева Светлана Николаевна,
воспитатель
МДОУ Д/С «Дружба» г. Качканар
Направление форума: Социальное партнерство в решении актуальных задач воспитания и социализации
ТЕМА: Среда образовательной организации как средство воспитания социализации личности ребенка
Цивилизация в целом и наше общество в частности постоянно развивается, появляются новые изобретения, профессии, меняется политическая и экономическая обстановка, усложняются отношения в обществе. Это накладывает отпечаток на все структуры и системы государства и на образование в том числе. В связи с этим к образованию предъявляются требования соответствия современному времени. Социальный заказ образованию и дошкольному, в том числе состоит в воспитании и развитии здоровой всесторонне развитой личности, адаптированной к сегодняшним условиям жизни. Новые образовательные программы нацеливают нас на организацию активного взаимодействия всех участников образовательного сообщества, на воспитание и социализацию личности.
Социализация — это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе, высокого уровня культуры. От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому наша задача направить свои усилия на создание в группе условий для успешной социализации воспитанников.
Однако, реалии нашей жизни таковы: уровень культуры в обществе понижается, увеличивается количество людей, практически не знающих литературу, рушится культ семьи, возрастает число молодежи уходящих в виртуальную жизнь и утрачивающих способность общаться и адаптироваться в реальной жизни. Тенденцию решения этих проблем мы можем наблюдать по направленности развития нашей страны. Так, например, 2008 год был объявлен «Годом семьи», 2014 – «Годом культуры», а 2015 – «Годом литературы». На решение данных противоречий была направлена моя профессиональная деятельность, на развитие социальных навыков детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, в рамках реализации дополнительных образовательных услуг в условиях дошкольной образовательной организации.
В настоящее время организация дополнительных образовательных услуг — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
Цель организации дополнительных образовательных услуг в нашей группе — развитие индивидуальных, творческих способностей детей, самостоятельности, формирование личности, обогащение интеллектуальной сферы дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Вместе с музыкальным руководителем мы разработали и организовали театральную студию «Мы артисты».
В театральной студии имеется весь необходимый материал. На занятиях в театральной студии применяется музыкальное сопровождение, а также электронные образовательные ресурсы. Деятельность студии организуется в форме комплексных, доминантных занятий и спектаклей — презентаций. Работа над спектаклем происходит через анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету. Постановочная работа над целостным спектаклем проводится на специальных занятиях. В театрализованных играх с дошкольниками я следовала определенным правилам драматизации.
Основы драматизации и актёрского мастерства закрепляются и раскрываются на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.
Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого использовала разнообразные приёмы:
— выбор детьми роли по желанию;
— назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
— распределение ролей по карточкам;
— проигрывание ролей в парах.
Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Привлечение родителей к оснащению предметно-развивающей среды, активному участию в работе студии, что ускоряет успех ребенка и способствует общению между ними. Так при помощи родителей нами созданы атрибуты и декорации для театрализованной деятельности.
Таким образом, реализация программы по дополнительному образованию способствовала успешному решению задач по развитию социальных навыков дошкольников через театральную деятельность, созданию атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.
Результатом такой работы можно считать успешное участие наших детей в различных муниципальных и городских мероприятиях, художественно-эстетической, социальной и спортивной направленности.
Это стало возможно при тесном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно — развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
Источник
Автор: Жорник Юлия Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 113
Населённый пункт: г. Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка
Дата публикации: 22.02.2017
Раздел: дошкольное образование
Среда образовательного учреждения как средство воспитания,
развития и социализации личности ребенка
Какой
он,
современный
дошкольник?
Что
ждет
он
от
нас,
окружающих
его,
взрослых?
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой,
каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась
природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась
жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные
модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Законодательство
Российской
Федерации
ставит
перед
педагогическим
сообществом цель развития творческой личности. В связи с этим на сегодняшний день
стоит
особо
актуально
вопрос
создания
предметно-развивающей
среды
дошкольного
учреждения.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» насыщенная предметно-развивающая
и
образовательная
среда
детского
сада
становится
основой
для
организации
увлекательной,
содержательной
жизни
и
разностороннего
развития
каждого
ребенка,
формирования его личности и является источником его знаний и социального опыта.
Федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования
указывает
на
«важность дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения,
доступности качественного образования».
Организация
развивающей
среды
в дошкольном
учреждении
строится таким
образом,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность
каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Пространственная
среда
должна
быть
содержательно
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной,
обеспечивать
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства,
безопасность
жизни
воспитанников,
способствовать
укреплению
здоровья, учёт
особенностей и коррекцию недостатков их развития.
Предметно-развивающая
среда
в
нашем
дошкольном
учреждении
не
только
развивающая,
но
и
развивающаяся.
При
любых
обстоятельствах
предметный
мир,
окружающий ребенка, пополняется и обновляется в соответствии с новообразованиями
дошкольного возраста. Размещение оборудования организуется так, что каждый ребенок
имеет
возможность
свободно
заниматься
любимым
делом,
а
это
позволяет
детям
объединяться
подгруппами
по
общим
интересам.
Самое
главное
–
образовательное
пространство работает на развитие самостоятельности, самовыражения и самореализации
каждого ребенка.
Организованное
таким
образом
пространство
становится
средством воспитания,
социализации личности ребенка, развития его самовыражения и самореализации в разных
видах творчества, самоутверждения его в группе сверстников.
На
наш
взгляд
уникальные
возможности
детей
полнее
всего
проявляются
и
развиваются
в
творческой
деятельности,
одной
из
которых
в
детском
саду
является
театрализация.
С целью развития артистических способностей воспитанников, их самореализации,
желания
выступать
вместе
с
коллективом
сверстников
в
учреждении
создан
Театр
маленького актера как возможность целостности развития личности.
Отличительная особенность нашей работы – участие в спектаклях всех детей без
исключения, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Считаем, что
каждый ребенок талантлив изначально, и Театр маленького актера помогает выявить и
развить то, что заложено в малыше от рождения.
Работа над спектаклем проводим поэтапно: адаптация авторского текста; просмотр
видеороликов,
рисунков;
введение
дополнительных
персонажей;
определение
последовательности
событий;
характеристика
героев;
обсуждение
средств
выразительности; изготовление реквизита, декораций; показ спектакля; рефлексия.
Через сублимирование материала рождается новый сценарий. Поощряем творческие
находки детей.
Рефлексия
после
спектакля
позволяет
детям
оценить
отдельные
моменты
игры.
Маленьких
артистов
заботит
результат,
которого
они
добились,
а
нас
–
уровень
самовыражения и самореализации каждого участника.
Создавая
предметно-развивающую
среду
в
учреждении,
мы
учитываем
психологические
основы
конструктивного
взаимодействия
участников
воспитательно-
образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения.
Полноценная
работа
невозможна
без
единомышленников,
которыми
стали
администрация
и
сотрудники
дошкольного
учреждения,
родители
воспитанников
и
общественность.
Проживание
роли
помогает
развитию
души
ребенка,
его
личностных
качеств,
способствует самовыражению и самореализации, развитию понимания других людей,
мотивации поступков, эмоциональной гибкости.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в
любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение.
Жорник Юлия Владимировна,
музыкальный руководитель
МДОУ детского сада № 113
Источник