Среда как условие развития ребенка

Ольга Барбарина
Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Важное место в структуре требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования занимают требования к условиям реализации Программы в дошкольном учреждении, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребёнка. Главным становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив учитывает ориентиры, определенные ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, содержать материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учитыватьпсихофизиологические, возрастные и индивидуальные особенностидетей.

Создавая предметно-развивающую среду дошкольное учреждение должно ориентироваться на ту примерную программу, которая для них является основной. Наш детский сад работает над реализацией образовательной программы «От рождения до школы». Под редакцией Веракса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

• в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия.

В нашем ДОУ работает группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых созданы все условия: это пандус, и конечно, предметно – развивающая среда, где осуществляется свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать неповторимый колорит и стимулировать интерес детей.

Условия реализации каждой Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно социально — коммуникативном, познавательном, художественно-эстетическом и физическом развитии, и на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Исходя из вышеуказанных требований, деятельность педагогического коллектива будет направлена на организацию образовательного пространства и обогащение разнообразия материалов, оборудования и инвентаря таким образом,чтобы обеспечивать различные виды детской деятельности:

• игровую;

• изобразительную;

• познавательно-исследовательскую;

• музыкальную;

• двигательную;

самообслуживание и элементарный бытовой труд;

• конструирование из различных материалов;

• восприятие художественной литературы;

• коммуникативную;

Развитие ребёнка происходит в деятельности, определяющей эффективность развития в каждом психологическом возрасте, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечивается системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.

Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.

В группах нашего детского сада, в условиях развивающей среды дети реализуют свое право на свободу выбора деятельности, на реализацию своих интересов и потребностей. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, выбирать материалы и оборудования для реализации задуманных целей, а не получать готовые знания от педагогов.

Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Особенность дошкольника такова, что всё, полученное в ходе совместной деятельности с педагогом, должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности.

Поэтому педагог внимательно наблюдает, делает выводы и рационально организует для детей развивающее пространство исходя из их интересов, потребностей иособенностей организации образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, обеспечивая насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды.

Таким образом, создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей,посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности. Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя, и только тогда среда станет условием для развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста.

Источник

«Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка»

Подготовила: воспитатель

Медведева Наталья

Александровна

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Предметно-пространственная среда содействует становлению личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развивает индивидуальность, она представляет собой «единый комплекс кинестетических и аудио-визуальных модальностей» (Л.П.Стрелкова), влияющих на самореализацию личности.  С помощью гибкого зонирования группы и свободной планировки она обеспечивает активную жизнедеятельность и возможности для индивидуального самовыражения.

Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к личности дошкольника информативную функцию, являясь средством передачи социального опыта (поскольку всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире). Предметы расширяют «технический кругозор» (О.В.Артамонова), обеспечивают художественное восприятие, открывают мир музыки и искусства. Мир предметного окружения — это и источник познания внутреннего мира взрослого, его личностных и деловых качеств. Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоциональный мир ребенка, побуждает его к деятельности и ставит в активную познавательную позицию.

         Пространственная предметная среда обеспечивает психологическое здоровье личности, базис личностной культуры, способствует развитию индивидуальности (ориентированной не на «запрограммированность», а на содействие развитию, где основная тактика общения педагога — сотрудничество).

Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

Однако развивающая среда, ее правильное наполнение должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника. Педагог должен это учитывать и предвидеть. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Поэтому воспитывающая функция среды приобретает особую значимость при ее построении.

развивающая функция. Почему среда получила такое название? Почему выделяется именно эта сторона ее характеристики? По всей вероятности, потому, что эта функция главная, ведущая. Как же это понимать? Здесь надо отталкиваться и от понимания самого развития как результата воспитания и обучения, как показателя продвижения человека к совершенству, и от того значения, которое заложил в развитие Л.С.Выготский. Это расстояние от «зоны актуального» к «зоне ближайшего» развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать «зоне актуального» развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и «зоне ближайшего» развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка.

Вот здесь самое время сказать о месте педагога в развивающей среде Он — автор, он — компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии — он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество — умение импровизировать — актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

Чтобы предметно-развивающая среда выполняла названные основные функции и ряд других, не менее значимых, педагог при ее проектировании и создании должен ориентироваться на следующие принципы.

Принцип целесообразности и рациональности — один из первых и наиболее важных, поскольку он создает атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми, и для каждого предмета, обеспечивающего среду. Расположение всех находящихся в групповом блоке вещей должно быть организовано так, чтобы каждая вещь, выполняя свою функцию, не мешала другим делать свое дело. Это относится к расстановке мебели вообще и столов — в частности. Именно столы создают в группе заполненность пространства и занимают часто большую часть площади.

Продолжая разговор об этом принципе, хочется остановиться и на таких моментах благоустройства детского сада, как умение педагогов гибко сочетать в интерьере необходимое с возможным.

Следующий немаловажный принцип проектирования и построения окружающего мира — соответствие развивающей среды возрасту детей. Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень (ствол) этого дерева — возраст ребенка от рождения до 7 лет. Каждый возрастной период (или фаза) имеет свою мотивацию ведущего типа (вида) деятельности. Ее проявление обусловлено как уже имеющимся опытом, так и социальной ситуацией развития, влияние которой может соответствовать возрасту, отставать, или опережать его. Обычно социальная ситуация рассматривается как общественные (семейные, образовательные и др.) условия, выступающие данностью, с которой нужно считаться.

Соответствие возрасту — одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельном ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития: во-первых, для детей, которые эти материалы еще не освоили; во-вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к любимым игрушкам и предметам (пластмассовые и резиновые игрушки, фанерные и картонные плоскостные изображения натуральных предметов для строительных игр, игр с песком, водой и т.д.); в-третьих, для создания игровой ситуации, которая в более старшем возрасте почти не представлена игровым материалом, и все эти в прошлом значимые вещи сегодня выступают для детей побочным подспорным материалом.  В связи с этим принципом можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности – познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах – строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А.В.Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение».

Источник