Сравнительный анализ периодизации развития ребенка таблица

Возрастной этап | Признаки возрастного | Социальная ситуация | Характеристика | Кризисные проявления | Основные | Характеристика | Особенности |
Новорожденность | Адаптация ребенка | Полная биологическая | — | Кризис новорожденности. | Комплекс оживления | Первые мгновений | Малое |
Младенческий возраст | Психика | Неразрывная связь | Непосредственно-эмоциональное | Аффективные вспышки, | Ходьба | Основывается на | Действия с предметами. |
Раннее детство ( 1-3 | Единство | Сотрудничество со | Предметно-манипулятивная | Негативизм | Речь и наглядно-действенное | «Аффективное | Способность к |
Дошкольный (3 – 7 лет) | Познание мира | Отделение ребенка | Сюжетно-ролевая | Поведение | Потребность в | Соподчинение мотивов. | Игра. |
Младший (7 – 11 лет) | Начало школьной | Переход от свободного | Учебная деятельность. | «Я | Произвольность. | Внутренняя позиция | «Школьная жизнь». |
Подростковый (11 – 15 лет) | Переход от детства | Стремление приобщиться | Интимно-личностное | Становление | Чувство «взрослости». | Теоретическое | Стремление |
Старший школьный | Переход к самостоятельной | Первоначальный выбор | Учебно-профессиональная | Страх ошибок в выборе | Мировоззрение. Профессиональное Идеалы. Идентичность. | Дифференциация | Учебно-профессиональная |
Юнность (от 17 до 20-23 | Первый период | Выбор жизненного | Учебная, служба в | — | Окончательное | Реализация жизненных | Три варианта |
Молодость ( от 20-23 до | Осуществление | Выбор спутника жизни | Труд. | Представления | Семейные | Осознание | Поиск партнера. |
Зрелость ( от 30 до | Человек должен | Реализации | Труд. Творческий | Проблема убывающих | Продуктивность в | Совмещение процессов | Расцвет деятельности, |
Поздняя зрелость | Заключительный | Смена общественной | Если пожилой человек | Встает ряд вопросов | Принятие Жизненная Счастливая Интегрированность, | Снижение Другим характерным | На пороге старости |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Возраст | Пиаже | Эльконин | Фрейд | Эриксон | Традиционная | |
0-1 | сенсомоторная | общение | оральная | орально-сенсорная | первое | |
1-2 | предметная | анальная | мышечно-анальная сомнения) | |||
3-6 | дооперационального | игровая | фаллическая | локомоторно-генитальная | второе | |
7-12 | конкретных | учебная | латентная | латентная | третье | |
12-16 | формальных | общение | генитальная | подростковая | пубертатный | |
16-18 | — | учебно-профессиональ-ная | — | ювенильный | ||
20-25 | — | — | — | ранняя зрелость (близость | юность | |
25-40 | — | — | — | средняя зрелость ность | ранняя | |
40-60 лет | — | — | — | зрелый | ||
60-65 | — | — | — | поздняя | завершение | |
65-75 | — | — | — | первая | ||
после | — | — | — | преклонный |
27.Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
Социальная
ситуация развития ребенка в утробе
матери тесным образом связана с
соматическим и психическим здоровьем
матери, поэтому объектом исследования
в перинатальной психологии выступает
диада «мать -ребенок».
В
психической жизни ребенка наблюдаются
следующие процессы. . К концу первого
триместра беременности, как указывает
Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не
только разнообразные сенсорные
переживания, но и положительные и
отрицательные эмоциональные переживания,
сопровождающие комфортное и дискомфортное
состояние. Влияние матери на ребенка в
этот период происходит через функции
ее организма. , Во втором триместре
беременности эмоциональное состояние
ребенка — удовольствие/неудовольствие
— изменяется в зависимости от собственного
эмоциональ- ного состояния матери
напрямую, через поступающие с кровью
гормоны матери. В этом периоде ребенок
уже реагирует изменением двигательной
активности в ответ на эмоциональное
состояние матери. Поскольку ребенок ,
теперь постоянно находится в зоне
интенсивной звуковой стимуляции — и
внутриутробной, и внешней — он реаги-
рует на структурированные высокочастотные
звуки. После 20 недель при обучении
ребенок может отвечать дви-Положение,
занимаемое ребенком в данном обществе,
определяется, с одной стороны, существующими
представлениями о том, каким должен
быть ребенок на каждом возрастном этапе,
а с другой — достигнутым ребенком уровнем
развития, его индивидуальными возможностями
удовлетворять общественные требования
к тому или иному этапу возрастного
развития.
В
настоящее время в нашем обществе
наметилась тенденция к изменению
требований к ребенку, к усилению его
самостоятельности и в то же время к
осознанию особых прав ребенка. Социальная
ситуация развития может сильно различаться
у детей одного возраста в связи с
социальным расслоением в обществе.
Адаптация, индивидуализация, интеграция
выступают как механизмы взаимодействия
человека и общности, механизмы его
социализации и личностного развития,
которое происходит в процессе разрешения
возникающих в этом взаимодействии
противоречий.
Личностное
развитие человека соотносится с
формированием его самосознания, образа
«Я» («Я»-концепции, «Я»-системы), с
изменением сферы потребностей и
мотиваций, направленности как системы
отношений, с развитием личностной
рефлексии, механизма самооценки. жениями
на определенную тактильную стимуляцию,
а после 24-26 недель — на тактильную и
слуховую стимуляцию. В этом периоде,
считают исследователи, можно говорить
о факте активности ребенка, организованной
и достигающей цели — изменять и поддерживать
свое состояние определенного качества.
Здесь закладывается начало формирования
содержания субъективного опыта, которое
станет основой привязанности.
Отсутствие
зрительного восприятия партнера ребенком
не дает ему в этом триместре возможность
прямого зрительного взаимодействия с
матерью на эмоциональном уровне, которое
осуществляется непрямым путем -через
гормоны матери в крови.
В
третьем триместре, который сензитивен
для образо-вания индивидуальных
особенностей нервной системы, психических
особенностей ребенка и его способностей,
ребенок имеет возможность формировать
предпочтения к различным видам звуковой
стимуляции: голосу матери, биению ее
сердца, характеристикам родного языка,
музыкальным и речевым фразам, мелодиям,
стихам, песням, развивается избирательность
к культурным особенностям пищи. ваться
на еще не созревшие функции, на зону
ближайшего развития, что характеризует
высший порог обучения. Между этими
порогами и находится оптимальный период
обучения.
Как
всякая ценная идея, понятие зоны
ближайшего развития имеет большое
практическое значение для решения
вопроса об оптимальных сроках обучения.
Зона ближайшего развития — симптом,
критерий в диагностике умственного
развития ребенка. Определение обоих
уровней развития — актуального и
потенциального, а также одновременно
и зоны ближайшего развития — составляют
вместе то, что Л. С. Выготский называл
нормативной возрастной диагностикой.
Важным следствием этой идеи можно
считать и то, что зона ближайшего развития
может быть использована как показатель
индивидуальных различий детей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.
Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.
Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.
Некоторые определения
Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.
Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.
Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.
Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.
Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.
Виды периодизации
Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.
Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:
- Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
- Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
- Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;
- Начало детства длится с 3 до 8 лет;
- Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
- Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
- Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.
Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.
Эриксон. Этапы
Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.
- Младенчество. Этап, который длится до 1 года, является базой для развития полноценной здоровой личности. Дальнейшее благополучное психологическое и социальное взросление зависит от степени любви и ласки, которую подарила мать. Это время, когда закладывается ощущение уверенности в окружении и чувство внутренней определенности. Малыш будет настолько адаптирован в социуме, насколько велико его чувство доверия к матери.
- Начало детских лет. Период от года до трех лет. Время начала самостоятельной физической активности. Начинает проявляться идентичность ребенка, которая выражается в желании все выполнять без помощи взрослых. Разумное поощрение самостоятельности будет способствовать развитию личностной самооценки и правильной жизненной позиции. В случае чрезмерной опеки малыш может вырасти слабовольным человеком, который не способен к принятию самостоятельных решений.
- Игровым возрастом Э. Эриксон считает период до 6 лет. Возраст до школы характеризуется появлением чувства вины за совершенные провинности и наличием желания совместной деятельности. Малыши уже умеют выполнять задания, ориентируясь на заданную цель. В это время обязательно нужно поощрять желание ребенка творить, заниматься общественно-полезным трудом и расширять его возможности самостоятельной деятельности. Чрезмерный контроль приведет к появлению чувства вины и низкой самооценки.
- Период начала школьной жизни является важным этапом для детей, так как он знаменует выход из-под тотальной опеки родителей и переход на новую стадию социального развития. С 6 до 11-12 лет взрослеющие личности учатся правилам дисциплины, а также осознанному участию в социальной жизни. С этим периодом связано появление первых комплексов из-за страха потерять авторитет в глазах учителя, а также сомнения в собственных возможностях.
- Юношеский этап, продолжительность которого Эриксон определяет в пределах 12-20 лет, является главным периодом психосоциального взросления. Ребенок, который ощущает себя взрослым, еще не в состоянии определить грани социального мира, возрастающие требования которого он чувствует все сильнее. Начинается поиск смысла жизни и ответов на философские вопросы о собственном предназначении. Душевный дискомфорт, который испытывают подростки, приводит к ощущению бесполезности своего существования и выражается в асоциальном поведении. Наступает время кризиса идентичности, который не дает юношам и девушкам сделать правильный выбор профессионального и личностного пути.
Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.
Закономерности взросления по Выготскому.
Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.
- Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
- Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
- Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
- Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.
Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.
Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.
Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.
Психологический возраст по определению Выготского
Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.
По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.
Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:
- Кризис новорожденного ребенка;
- Младенческий возраст до 1 года;
- Кризис первого года жизни;
- Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
- Кризис трех лет;
- Возраст до школы до 7 лет;
- Кризис семилеток;
- Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
- Кризисный период тринадцатилетних подростков;
- Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
- Кризис идентичности семнадцати лет.
К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:
- Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
- Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
- Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).
Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на выводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.
Свойства кризисных периодов
Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.
В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.
Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.
- Отказ от сотрудничества с взрослыми;
- Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
- Неумение справиться с негативными эмоциями;
- Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.
Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.
Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.
В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.
Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.
Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:
- Сохраняйте спокойствие;
- Умейте выслушать;
- Дайте ценный совет;
- Не навязывайте свое общество;
- Уважайте выбор своего ребенка;
- Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
- Любите своего ребенка;
- Говорите ему о своей любви как можно чаще.
Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.
Подведем итоги
Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.
Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.
Источник