Сравнительный анализ периодизации развития ребенка

 
 
Возраст
 
Пиаже
 
Эльконин
 
Фрейд
 
Эриксон
 
Традиционная классификация
 
0-1 год.
 
сенсомоторная стадия
 
общение
 
оральная
 
орально-сенсорная (доверие — недоверие)
 
первое детство
 
1-2 года
 
предметная деятельность
 
анальная
 
мышечно-анальная (автономия — стыд и
сомне­ния)
 
3-6 лет
 
дооперационального мышления
 
игровая деятельность
 
фаллическая
 
локомоторно-генитальная (инициатива — вина)
 
второе детство
 
7-12 лет
 
конкретных операций
 
учебная деятельность
 
латентная
 
латентная
 
третье детство
 
12-16 лет
 
формальных операций
 
общение со сверстниками
 
генитальная
 
подростковая (эго-идентич-ность — спутан­ность ролей)
 
пубертатный период
 
16-18 лет
 

 
учебно-профессиональ-ная деятельность
 

 
ювенильный период
 
20-25 лет
 

 

 

 
ранняя
зре­лость
(бли­зость — изо­ляция)
 
юность
 
25-40 лет
 

 

 

 
средняя
зре­лость (продуктив-
ность — застой)
 
ранняя зрелость
 
40-60 (64)
лет
 

 

 

 
зрелый возраст
 
60-65 лет
 

 

 

 
поздняя зрелость (Эго-интеграция — отчаяние)
 
завершение зрелости
 
65-75 лет
 

 

 

 
первая старость
 
после 75 лет
 

 

 

 
преклонный возраст
 
 
 

Планирование и выбор жизненного пути

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей лич­ности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, вы­явлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личност­ных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее — в ряде работ отечественных и зару­бежных психологов.

Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жиз­ненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культур­ных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществля­ет избранное направление.

Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: «жизненный путь», «стратегия жизни», «жизненная цель», «жизненная пер­спектива», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», «жизненные задачи», «пространство и время жизни», «инициатива» и «ответственность», «стиль жизни», «жизненный план», «сценарий жизни».

Ниже приводятся определения этих понятий.

Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формиро­вание устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни — способ организации жизненного процесса.

Жизненная цель — представление об основном результа­те (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.

Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность лич­ностного роста.

Психологическая перспектива — когнитивная способность предвидеть будущее.

Личностная перспектива — готовность к будущему в настоящем.

Жизненные задачи — реализация жизненной цели в реально происходящих жиз­ненных событиях.

Пространство и время жизни — психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время — как свойство его регуляции.

Инициатива — своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.

Ответственность — умение принимать жизненно важные решения и обеспечи­вать контроль за их выполнением.

Стиль жизни — уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитив­ных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

· Жизненный путь — процесс развития чело­века в качестве субъек­та собственной жизни, в ходе которого осуществ­ляется регуляция жиз­ненного процесса и фор­мирование устойчивой и пластичной структуры личности.

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планиро­вание индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществля­ются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

Жизненные планы и жизненный сценарий. Структурным воплощением жизнен­ного процесса и его позитивной части — жизненной перспективы — становится жиз­ненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизнен­ных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирова­ния и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ре­бенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Ру­бинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дис­гармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправ­даны, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным си­туациям жизни.

Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сцена­рия, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни — как постепенно развертывающийся жизненный план, ограни­чивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд фак­торов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Та­кими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоцио­нальной поддержки или депривации и др.), влияние де­душек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фа­милии, случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жиз­ненных событий, впечатлений, которые соотносятся с ка­ким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины, Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит ста­дию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимально­го взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдален­ного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

4) сюжет — модель событий;

5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

6) свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие — приводить к неудаче, но все они позволя­ют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направле­ние, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагно­стику, а в случае необходимости — и на изменение «сценария неудачника».

Вопросы для повторения

1. Что такое гетерохронность развития?

2. В чем суть метафоры эпигенетического ландшафта?

3. Что такое сензитивный и критический периоды развития?

4. Каковы критерии выделения стадий развития?

5. Расскажите о периодизации интеллектуального развития Ж. Пиаже.

6. В чем отличие периодизации А. Баллона от классификации Ж. Пиаже?

7. Каковы особенности когнитивного развития людей зрелого и пожилого возраста?

8. Какие основные стадии и этапы выделяются в традиционной классификации жизненного цикла человека?

9. Какие периодизации личностного развития Вы знаете?

10. Каковы принципы, положенные в основу периодизации Э. Эриксона?

11. Какие основные теоретические положения лежат в основе периодизации Д. Б. Эльконина?

12. Что общего и в чем отличие различных периодизаций психического развития?

Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: В 2 ч. — Ч. II. Личность и ее жизненный путь. — М.: Наука, 1990. — 295 с.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.

Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубин­штейна: К 100-летию со дня рождения / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. А. Будилова. — М.: Наука, 1989. — 243 с.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем., вступ. ст. А. М. Боковикова — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 291 с. — (Б-ка зарубежной психологии).

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд- во ЛГУ, 1968. — 339 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые иг­рают в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 1992. — 399 с.

Гамезо М. В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М. В. Гамезо, Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. — М.: Пед. о-во России: «Ноосфера», 1999. — 269 с.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т. 1. Ч. 2, гл. 4 / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г. Г. Аракелова. — М.: Мир, 1996. — 370 с.

Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований / Отв. ред. Л. В. Сохань; АН УССР. — Киев: Наукова думка, 1987. — 277 с.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособ. / Универ­ситет Российской академии образования, — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 175 с.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. — М.: Наука, 1989. — 449 с. Марютина Т. М. Об использовании понятия «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 145-153.

Равич-Щербо И. А. и др. Психогенетика: Учебник / Равич-Щербо И. А., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. — М.: Аспект-пресс, 1999. — 447 с.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.

Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б. Младенческое лонгитюдное исследование: специфика психического раз­вития // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 2. — С. 39-54.

Сергиенко Е. А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания / Сергиенко Е. А, Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В.; РАН, Ин-т психологии. — М.: ИП РАН, 1996 — 68 с,

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой. — 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 1998. — 606 с. — (Мастера психологии).

Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Пер. с англ. — М.: Когито-центр, 1996. — 16с.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Изд. Ин-т практ. психологии. — Воро­неж: НПО «МОДЭК», 1997. — 287 с.

Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 1590; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10986 — | 8202 — или читать все…

Читайте также:

Источник

У различных авторов

Младенчество – возраст
до 1 года
Мухина В.С., 1988, Эриксон Э. 1963)
до 18 месяцев (Бромлей Д., 1966) до 2 лет (Крайг Г., 2000) до 3 лет (Квинн В., 2000)
Раннее детство – возраст
1 – 3 года
Мухина В.С., 1988, Эриксон Э. 1963)
18 мес. – 5 лет (Бромлей Д., 1966) 2 — 6 лет (Крайг Г., 2000) 3 – 6 лет (Квинн В., 2000)
Среднее детство – возраст 6 – 12 лет (Крайг Г, Квинн В.)
Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто обозначается термином – подростковый возраст
Выделяются 2 стадии: ранний подростковый возраст (до 14 лет)
старший подростковый возраст (до 19 лет)
11 – 19 лет (Райс Ф, 2000) 10 – 17 лет (Фельдштейн Д.И., 1999) 12 – 19 лет
(Эриксон, Крайг)
12 – 18 лет (Квинн В., 2000)
Ранняя взрослость – возраст
21 — 25 лет (Бромлей Д, 1966) 17 – 25 лет (Биррен, 1964) 20 – 25 лет
(Эриксон Э.)
20 – 40 лет (Крайг Г., 2000)
       

Таблица 7.

Структура психологического возраста

Психологический возраст — социальная ситуация развития;
— ведущий тип деятельности;
— возрастные психологические новообразования.

Таблица 8.

Подходы к проблеме периодизации психического развития человека

Автор периодизации Сущность периодизации (этапы, периоды, стадии психического развития)
1 2
 
З. Фрейд (1856–1939)
Теория психосекуального развития: развитие психики человека зависит от перемещения либидо по эрогенным зонам, последовательно созревающим в онтогенезе, что представлено в стадиях:
оральной (младенчество) – 0–1 год;
анальной (раннее детство) – 1–3 года;
фаллической (дошкольное детство) – 3–5 лет;
латентной (младший школьный возраст) – 5–12 лет;
генитальной (подростковый период и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12–18 лет
 
Э. Эриксон (1902–1994)
Эпигенетическая теория психического развития: развитие психики человека обусловлено выбором стратегии решения генетической задачи (конфликта), поставленной обществом, в процессе достижения эго-идентичности:
 между базовым доверием и недоверием – от рождения до 1 года;
автономией и зависимостью – 1–3 года;
инициативой и чувством вины – 3–6 лет;
трудолюбием (чувством компетентности) и чувством неполноценности – 6–12 лет;
идентичностью и диффузией ролей – 12–18 лет;
 между близостью и изоляцией – ранняя взрослость, молодость;
 между продуктивностью (генеративностью) и стагнацией – взрослость;
 между мудростью (цельностью) и отчаянием – старость
 
Ж. Пиаже (1896–1980)
Конструктивистская когнитивная теория психического развития: развитие есть последовательное активное приспособление (адаптация) ребенка к окружающей его среде через механизмы ассимиляции и аккомодации, что отражено в своеобразных стадиях:
сенсомоторного интеллекта – 0–2 года;
дооперационного интеллекта – 2–7 лет;
конкретных мыслительных операций – 7–12 лет;
формального интеллекта – 12–15 лет
 
Д. Б. Эльконин (1904–1984)
Культурно-историческая концепция психического развития: психическое развитие зависит от активного, деятельностного освоения ребенком культурно-исторического опыта в общении со взрослым, что проявляется в двух типах ведущей деятельности (ВД), направленных на освоение систем: 1 – “ребенок – общественный предмет” и 2 – “ребенок – общественный взрослый”:
 младенчество – непосредственно-эмоциональное общение с матерью – 2;
 раннее детство – предметно-орудийная – 1;
 дошкольное детство – ролевая игра – 2;
 младший школьный возраст – учебная – 1;
 отрочество – интимно-личностное общение со сверстниками – 2;
 ранняя юность – учебно-профессиональная1

Тема 8. Младенческий возраст

Содержание

1. Младенчество в современных интерпретациях: понятие о сенсорной компетентности, внутриутробном развитии.

2. Младенчество в зеркале классических исследований (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже).

3. Младенчество в исследованиях отечественных психологов.

4. Кризис новорожденности: природа, проявления, значение.

5. Госпитализм, его природа и проявления.

6. Психическое развитие в первом полугодии жизни.

7. Хватательное движение и его влияние на развитие во втором полугодии младенчества.

8. Основные новообразования младенческого возраста и кризис первого года.

Младенчествопервый год жизни ребенка, начальный этап в сложном пути его внеутробного психического развития. Во всех теориях психического развития признается важнейшая роль этого возраста и отмечается его исключительное влияние на психологический облик человека в последующем.

Существуют большие сложности в исследовании психической сферы ребенка первого года жизни в силу особенностей его жизнедеятельности и поведения. Очевидно, что наиболее распространенные исследовательские методы (тесты, изучение продуктов деятельности, наблюдения, беседы) совершенно не применимы в этом случае, возможности же эксперимента весьма ограничены.

Вместе с тем, в последней четверти двадцатого столетия выполнен ряд исследований, позволивших получить новые и пока не вполне объясненные факты относительно психических возможностей и особенностей внутреннего мира новорожденного и младенца. В частности, доказано наличие так называемой сенсорной компетентности новорожденных, которая представлена восприятием звука, в том числе его локализацией в пространстве; восприятием формы, в том числе сложных форм; дифференциацией младенцами речевых и неречевых звуков с предпочтением восприятия последних. Установлено, что жизнеспособность новорожденных гораздо выше, чем это предполагалось ранее. Некоторые психологи утверждают, что новорожденный испытывает сложные, вполне социальные человеческие переживания: радость, страх, удивление.

Все новые факты получают свою теоретическую интерпретацию и проверяются на их надежность. Складывается новая отрасль психологии – перинатальная психология – и новый раздел педагогики, изучающий возможности подготовки родителей к рождению ребенка или воспитания и развития еще не родившегося ребенка – пренатальная или перинатальная педагогика.

В различных психологических теориях младенчество рассматривается с определенных концептуальных позиций:

1. В психоанализе З. Фрейда этот период развития трактуется как оральная стадия, на протяжении которой центром чувственной стимуляции, наслаждения и удовольствия является ротовая полость. Психика ребенка характеризуется доверчивостью, чрезмерной зависимостью, эмоциональной неустойчивостью, пассивностью, требовательностью. Невротическая фиксация на этой стадии может вести к образованию орально-пассивного характера.

2. В теории эго-идентичности Э. Эриксона первый год жизни рассматривается как стадия конфликта между базовым доверием и базовым недоверием к миру, причем его негативное или позитивное разрешение зависит от отношения окружающих, прежде всего, матери к беспомощному ребенку.

3. По Пиаже, первый год жизни – часть так называемой сенсомоторной стадии интеллекта, в процессе которой младенец начинает воспринимать мир, не осознавая своих возможностей и самого себя. Все его представления об окружающем складываются на основе непосредственных ощущений, полученных в ходе собственных сенсорных и моторных действий.

4. В отечественной психологии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) младенчество рассматривается как стабильный период развития, ограниченный с двух сторон специфическими кризисами: кризисом новорожденности (возникновения своеобразного психологического симбиоза с матерью) и кризисом одного года (кризисом отделения, первым шагом к психологической автономии). При этом в самом младенчестве, как в литическом периоде жизни, отечественные психологи выделяют:

  • своеобразную социальную ситуацию развития, характеризующуюся максимальной социальностью ребенка, его предельной зависимостью от взрослого на фоне собственной психологической и физической беспомощности;
  • ведущую деятельность – непосредственно-эмоциональное общение, в ходе которого ребенок осваивает невербальные средства коммуникации и речь и тем самым преодолевает полную зависимость от взрослого, двигаясь в сторону автономии и самостоятельной жизнедеятельности.

Младенчество рассматривается в современной психологии как возраст, включающий в себя несколько периодов:

  • кризис новорожденности (от рождения до полутора месяцев);
  • две стадии собственно младенчества (первое полугодие – пассивно-созерцательное и втрое полугодие – активное освоение мира);
  • кризис первого года жизни (первые попытки эмансипироваться от матери).

Кризис новорожденности – начало первого периода внеутробного психического развития ребенка. Рождение – резкое изменение условий существования ребенка в силу физического отделения от материнского организма. У новорожденного отсутствуют сложившиеся формы поведения – все они должны появиться при жизни. Предельная биологическая беспомощность ребенка определяет специфику психического развития человека: пластичность детской психики и огромную роль социального опыта, средовых влияний и собственной активности организма и личности в процессе развития.

Нервно-психическая жизнь новорожденного протекает на фоне незрелости его нервной системы, в особенности коры головного мозга. Около 80 % всего времени новорожденный спит, при этом сон имеет поверхностный, неглубокий характер, а бодрствование (20 % времени) – это, скорее, полудремотное состояние. Движения новорожденного нескоординированы и не имеют преднамеренного характера: он не владеет собственной рукой, не контролирует движений головы, ног, тела.

Новорожденный обладает рядом безусловных рефлексов (глотательный, сосательный, оборонительный и т. д.), позволяющих его нервной системе приспосабливать организм к внешним условиям. Правда, без помощи взрослого ни один из этих рефлексов не позволяет удовлетворять потребности ребенка. Несколько рефлексов новорожденного не имеют выраженного приспособительного значения и впервые месяцы жизни отмирают (хватательный, рефлекс ходьбы, плавания, ползания).

Все названные особенности создают ситуацию объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым, которые становятся источником первой социальной ситуации развития. Она должна окончательно оформиться к концу новорожденности. Под влиянием родительских воздействий, устанавливаемых взрослыми чередований кормления, пеленания, купания устанавливается ритмичное чередование сна и бодрствования, их дифференциация.

Первый объект интересов и зрительного сосредоточения новорожденного – человеческое лицо. Ай-контакт (взгляд в глаза и следование взглядом за движущимся предметом на фоне лица взрослого), ответная улыбка, инициативная социальная улыбка, голосовые реакции, окрашенные позитивными эмоциональным состоянием (воркование, гукание) – признаки устанавливающегося социального контакта ребенка со взрослым. Важным новообразованием новорожденности является комплекс оживления – эмоционально-положительная реакция на взрослого, сопровождаемая движениями и звуками.

Комплекс оживления как первый прижизненно возникший акт общения рассматривается психологами в качестве критерия конца кризиса новорожденности и начала стабильного периода – собственно младенчества. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте характеризуется связанностью ребенка с матерью – психологическим симбиозом, который Выготский назвал «ситуация “Мы”» (Мы поели, Мы погуляли). Она содержит в себе противоречие: ребенок нуждается в общении, но не обладает специфическими средствами воздействия на взрослого и взаимодействия с ним – речью. Это противоречие разрешается посредством ведущей деятельности. Такой ведущей деятельностью становится непосредственно-эмоциональное общение, которое не только помогает ребенку ориентироваться в мире взрослых при помощи невербальных (экспрессивно-мимических и предметно-действенных) средств коммуникации, но и позволяет освоить речь как важнейшее и универсальное средство человеческого общения. По мере преодоления названного противоречия в ходе общения со взрослым ребенок разрушает ситуацию связанности со взрослым и к концу 1 года жизни подходит к кризису своего развития.

Отрыв ребенка от матери, или депривация общения со взрослым, по мнению большинства исследователей этого возраста, приводит к значительным нарушениям в нормальном психическом развитии ребенка и накладывает отпечаток на всю последующую жизнь. Синдром патологии детского психического, личностного и физического развития, возникающий в условиях нарушения общения или полного отделения младенца от матери, получил название госпитализма.

Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, О. О. Смирнова) доказывают, что общение младенца со взрослым – это основной путь, источник и основа проявления детской активности. Зарубежные исследователи (Дж. Боулби, Р. Спитс, Харлоу) утверждают, что ранняя детская привязанность – это основа чувства безопасности, это энергетическая база, без которой ребенок не может исследовать и осваивать мир, нормально развиваться.

Младенчество как период стабильного развития имеет две фазы. В первой (до 6-ти месяцев), которую иногда называют пассивно-созерцательной, активно развиваются все сенсорные системы ребенка, в особенности слух и зрение. При этом развитие сенсорики у человеческого младенца обгоняет моторное развитие (в отличие от младенцев животных). Активно развиваются голосовые реакции и движения артикуляционного аппарата (гуление, гукание, лепет), складывается фонематический слух. Общение со взрослым имеет непосредственно-эмоциональный или ситуативно-личностный характер.

Во второй фазе (от 6-ти месяцев) наступает перелом в развитии за счет появления первого преднамеренного акта поведения – хватательного движения, возникающего на фоне достижений в овладении собственным телом. Дети к этому возрасту уже не только хорошо держат голову и контролируют грудь и спину (поворачиваются со спины на живот и с живота на спину), но тянутся к предмету, поворачиваются всем телом в положении лежа, совершают первые попытки ползания, пытаются садиться. С появлением акта хватания резко меняется характер детского бодрствования. Теперь дети стремятся активно действовать, осваивая окружающий их мир. Они захватывают и удерживают предметы, настойчиво тянутся к ним и передвигаются в их сторону, совершают разнообразные манипуляции с предметами, которые становятся главным средством детской исследовательской активности и основой собственно предметных действий. Хватание стимулирует развитие крупных моторных действий: сидения, ползания, переступания. Оно создает предпосылку для изменения форм общения со взрослым. Возникает ситуативно-деловое общение, в ходе которого малыш требует от взрослого “сотрудничать” с ним: подавать предметы, показывать способы действия с ними, организовывать, поддерживать, одобрять ребенка. Появляется указательный жест как средство новой формы коммуникации, как первый знак в социальной ситуации развития ребенка, открывающий эру овладения своим поведением.

К концу младенческого возраста ребенок владеет собственным телом (стоит, ползает или неуверенно ходит), рукой активно манипулирует с предметами, выполняет первые предметные действия, активно общается со взрослыми посредством жестов, мимических средств, понимает речь и пытается сам разговаривать – появляются первые слова. Психические новообразования ведут к изменению отношений с матерью: на месте полного психологического единства складывается первая автономия: из ситуации «Мы» выделяются ощущения двух относительно самостоятельных субъектов. У ребенка появляется эмоциональное самоощущение своей отделенности от матери, предшественник детского Я. В этом возрасте у младенцев возникают первые представления о себе: они узнают себя в зеркале, радуются своей активности и протестуют против ограничения их самостоятельных действий.

Кризис одного года возникает как итог нормального психологического развития младенца на фоне его резко возросшей самостоятельности. Он имеет психологическую природу, являясь кризисом автономизации, и обладает глубоким психологическим смыслом. Кризис первого года помогает ребенку перестроить социальную ситуацию развития в младенчестве и войти в новый возраст жизни – возраст самостоятельной детской активности, т. е. в раннее детство. В кризисе первого года жизни разрушается ситуация полной слитности ребенка со взрослым и готовится почва для становления новой системы отношений со взрослым – отношений совместной деятельности двух самостоятельных субъектов, каждый из которых обладает своими желаниями и интересами.

Симптомы кризиса: первые протестные действия ребенка против близкого взрослого, капризы, истерики, неистовые крики в ситуациях ограничения независимости и попыток управлять его поведением, настырность, непослушание, повышенная чувствительность к порицаниям, рост попыток осуществления самостоятельных действий.

Основные новообразования младенчества: предметное восприятие, ходьба, речь, хватательное движение, манипулятивная деятельность (неспецифические действия с предметами обихода), ситуативно-деловое общение со взрослыми, представление о себе как о субъекте практических действий, образ себя.

Графический материал

Рис. 12. Краткая характеристика кризиса новорожденности

Рис. 13. Краткая характеристика кризиса первого года жизни

Таблица 10.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник