Сравнительная таблица методик раннего развития ребенка

Сравнительная таблица методик раннего развития ребенка thumbnail

Современные молодые родители все чаще и чаще в воспитании своих детей руководствуются одной или сразу несколькими методиками раннего развития, которые, помогают добиться максимально гармоничного и эффективного развития малыша. Чтобы облегчить вам выбор, мы собрали в одной статье наиболее популярные среди молодых родителей методики раннего развития, и постарались выделить наиболее значимые их особенности.

Современные молодые родители все чаще и чаще в воспитании своих детей руководствуются одной или сразу несколькими методиками раннего развития, которые, помогают добиться максимально гармоничного и эффективного развития малыша. И это, безусловно, правильно, поскольку во многом именно от этого зависит счастливое и успешное будущее наших детей.

Однако перед тем, как отдавать предпочтение той или иной методике необходимо как можно больше узнать о ней, изучить все ее особенности и понять подходит ли она лично вам и вашему ребенку. Чтобы облегчить вам выбор, мы собрали в одной статье наиболее популярные среди молодых родителей методики раннего развития, и постарались выделить наиболее значимые их особенности.

Основные правила гармоничного развития ребенка

Отметим, что важно не только выбрать наиболее подходящую методику раннего развития, но и придерживаться основных правил воспитания гармоничной личности:

  1. Необходимо создать дома развивающую среду для вашего ребенка. Выделите отдельное место для занятий и заполните его дидактическими материалами, развивающими игрушками и пособиями.
  2. С раннего детства начинайте в разумных пределах уважать желания ребенка. Ни в коем случае не нужно заставлять ребенка заниматься, если ему в данный момент этого не хочется делать.
  3. Подбор развивающих игрушек, дидактических материалов или пособий, а так же сами занятия, должны осуществляться в строгом соответствии с возрастом ребенка.
  4. Старайтесь как можно чаще хвалить ребенка за хорошие результаты или успешно выполненные задания. Но хвалить нужно правильно, чтобы у ребенка не возникало зависимости от похвалы. Забудьте про слово «молодец». Замените его на: «здорово, у тебя отлично получается» или «какой ты талантливый, как красиво нарисовал» и т.д. Похвала должна быть за поступки ребенка, чтобы у него не пропадал интерес действовать.

После того, как вы ознакомились с основными правилами, можно приступить к рассмотрению наиболее популярных методик.

Методика Марии Монтессори

На сегодняшний день это, пожалуй, одна из популярнейших методик раннего развития, которую успешно используют, как дома, так и в центрах раннего развития детей. Методику Монтессори, которая направлена на гармоничное и всестороннее развитие ребенка, можно осваивать, начиная с самого раннего возраста. Что же представляет из себя эта методика?

Во-первых, это, как было сказано ранее, в основных правилах, создание специальной развивающей среды для ребенка, которая будет способствовать успешному развитию воображения, мышления, усидчивости, а так же развитию тактильных, звуковых и зрительных ощущений.

Во-вторых, это неограниченная физическая активность ребенка. Обычно это игры и занятия, развивающие координацию движений, внимательность, а также способствующие приобретению и совершенствованию практических навыков в быту.

В-третьих, это обязательные занятия с детьми для развития творческих способностей. Это могут быть: аппликации, рисование, лепка (не всегда из пластилина) и музыкальные занятия.

В-четвертых, это неограниченное общение с родителями. Необходимо постоянно обсуждать с ребенком книги, сказки, их героев, эмоции, которые они вызывают у ребенка. Как можно больше и чаще объяснять ребенку все, что происходит вокруг, расширяя его кругозор.

Основные дидактические материалы, которые используются для занятий с ребенком по этой методике включают в себя:

  • Деревянные рамки с множеством различных застежек (молнии, кнопки, пуговицы, липучки, банты). Развивают практические навыки ребенка.
  • Набор геометрических фигур, различных цветов и размеров. Используются для изучения цветов, оттенков, геометрических фигур и размеров.
  • Буквы, которые вырезаются из шершавой бумаги. Они необходимы для изучения алфавита и развития тактильных ощущений у ребенка.
  • «Розовая башня» (набор кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см). Используются для наглядного пособия в изучении понятий: большой, поменьше, маленький, самый маленький.
  • Цветные катушки, которые служат для изучения цветов и оттенков. Каждый из представленных цветов показан в семи оттенках.
  • Два набора блоков с цилиндрами. Первый включает в себя цилиндры, различные по высоте, второй — цилиндры различные по диаметру. Цилиндры должны вставляться в подходящие отверстия в деревянном блоке. Предназначены для развития мышления.
  • Сенсорная доска. На доске представлены кусочки разнообразных по фактуре материалов для ощупывания. Развивает тактильные ощущения.
  • Прописи. На деревянной доске вырезаны углубления в виде различных линий (зигзаги, волны) и каждая линия имеет ручку, которая вставлена в прорезь. Ребенок, держась за эту ручку, ведет ее по прорези линии. Подготавливает руку к письму.
  • Рамки-вкладыши и пазлы. Способствуют развитию мышления. Также пазлы используются, в качестве наглядного примера для изучения частей тела животных.
  • Доска с различными видами замков (задвижка, крючок, защелка и т. д).
Читайте также:  Ребенок до года все о правильном развитии

Примечательно, что большинство из перечисленных обучающих материалов каждый родитель может сделать самостоятельно, используя подручные материалы.

Методика Глена Домана

Суть этой методики заключается в познании окружающего мира, благодаря уникальной зрительной памяти, которой обладает ребенок в раннем возрасте, посредством демонстрации красочных картинок. Такие занятия можно внедрять в жизнь ребенка, начиная с 7-8 месяцев. Наборы карточек разделены по различным тематикам окружающего мира (животные, растения, овощи, фрукты, явления природы, профессии, цвета, геометрические фигуры, музыкальные инструменты, живопись). Каждый набор состоит из 20 карточек. Есть еще один набор карточек с простыми словами для обучения детей чтению, которое основано, опять же, на зрительной памяти восприятия слов целиком.

Пособия Зайцева

Кубики Зайцева. Кубики необычны тем, что различны по внутреннему наполнению, цвету и величине. На кубиках написаны слоги или буквы. Пособие используется для успешного обучения чтению. Хорошие результаты по такой методике показывают дети с задержкой психо-речевого развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, слабослышащими и слабовидящими детьми.

Орнамент. Множество геометрических фигур, которые представлены в виде рамок-вкладышей. Они окрашены в разные цвета, поэтому из них получаются яркие и красочные гирлянды или орнаменты. Из этих рамок-вкладышей ребенок также может выкладывать объемные фигуры. Занятия с этим пособием будет хорошо развивать мышление, воображение и фантазию. Можно использовать, как наглядное пособие в изучении цветов или геометрических фигур.

Карточки Зайцева. На черно-белых карточках представлены силуэты различных птиц или животных. Чтобы понять, кто изображен на карточке, нужно обращать внимание на детали, что, несомненно, развивает внимательность и мышление.

Платоновы тела. Это конструктор, из которого возможно собирать различные фигуры. Фигуры могут быть плоскими, на начальном этапе занятий и объемными, когда ребенок будет уже отлично справляться с самостоятельной сборкой плоских фигур. Пособие используется для развития пространственного мышления у ребенка, воображения и мелкой моторики.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы  - слайд

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Методика Монтессори

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Читайте также:  Значение деятельности в психическом развитии ребенка

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Методика Зайцева

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Методика Домана

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка до года месяцам

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Вальдорфская методика

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Система Никитиных

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник