Справка развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности
Справка
«Развитие творческого потенциала обучающихся через организацию внеурочной деятельности»
февраль 2015 г.
Подготовила:зам. директора школы по ВР Крымская Ю.В.
Цель ВШК: проследить работу педагогов дополнительного образования, классных руководителей, при организации внеурочной деятельности
Вид контроля: комплексно-обобщающий фронтальный контроль
Методы контроля: проверка программ внеурочной деятельности, журналов внеурочной деятельности.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей..
Стандарты второго поколения предполагают реализацию в образовательном учреждении не только урочную, но внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности в 1-4, 5 классах:
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
В школе в 2015-2016 учебном году количество часов внеурочной деятельности среди классов начальной школы распределилось следующим образом:
Класс | Кол-во классов | ||
1 | 1 | ||
Количество часов внеурочной деятельности: 8 часов | |||
2 | 1 | ||
3 | 2 | ||
Количество часов внеурочной деятельности: 9 часов | |||
4 | 2 | ||
Количество часов внеурочной деятельности: 7 часов | |||
5 | 1 | ||
Количество часов внеурочной деятельности: 7 часов |
Содержание внеурочной деятельности складывалось из пожеланий родителей, детей и возможностей школы. В ОУ составлена программа внеурочной деятельности, куда вошли программы кружков и секций. Составлено расписание. Режим проведения внеурочной деятельности понедельник – суббота, согласно расписания. Внеурочная деятельность в школе осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: кружки, лаборатория, клуб, секция.
План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через секции «Коррегирующая гимнастика», «Легкая атлетика», а также через занятия в кружках «Подвижные игры», «Культура здорового питания». Занятия в кружках и секциях способствуют формированию у обучающихся мотивации сохранения и преумножения здоровья средствами здорового питания и спортивной игры, формированию начальных представлений о культуре движений, сознательного применения физических упражнений, спортивных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Общеинтеллектуальное направление представлено следующими объединениями: кружки «В мире книг», «Удивительный мир слов», «Занимательная математика», «Развитие речи. Английский язык. Полиглотик», клубы «Юный инфознайка», «Клуб юных знатоков: мыслим-творим-исследуем», «Интеллектульные игры».
Кружок «Английский язык. Окно в мир» формирует умение общаться на английском языке с учетом речевых возможностей младших школьников, развивает личность ребенка, его речевые способности, мотивацию к дальнейшему овладению английский языком. Занятия в кружке обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников для преодоления психологического барьера в использовании английского языка как средства общения. Занятия проходят в форме поэтических выступлений, театрализованных постановок, в ходе подготовки которых происходит знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, с историей англоязычных стран.
На занятиях кружка «Удивительный мир слов» обучающимся предоставляется возможность познакомится с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире, осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Занятия в клубе «Юный инфознайка» подготавливает обучающихся к освоению информационно-коммуникационных технологий и имеет особую значимость для детей. Данная программа нацелена на развитие творческих способностей обучающихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях, ориентирует их на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. «Интеллектуальные игры», «Клуб юных знатоков: мыслим-творим-исследуем» способствуют развитию познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитию мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, умения выделить главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.
Общекультурное направление представлено кружками «Экология в красках и формах», «Мир на ладошке» и объединяет в своих рядах любителей природы. В процессе общения формируется экологическая грамотность, решаются задачи формирования интереса к изучению природы родного края, формируются представления о природных сообществах, об охранных территориях России и Сахалинской области. Программа имеет эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность с практической ориентацией. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей
Духовно-нравственное направление представлено кружками «Этика. Азбука добра», «Край, в котором я живу».
Кружок «Этика. Азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения, ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.
Кружок «Край, в котором я живу» направлен на освоение социальных знаний при знакомстве с окружающим миром и жизнью людей родного края: их нормами и ценностями, этническими и религиозными особенностями.
Социальное направление представлено кружком «Я пешеход и пассажир». Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Программа организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 2 в 5 классах состоит из программ, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности (спортивно–оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное).
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через секцию «Легкая атлетика», а также через занятия в клубе «Формирование культуры здоровья». Занятия в клубе и секции способствуют формированию у обучающихся мотивации сохранения и преумножения здоровья средствами здорового питания и спортивной игры, сознательного применения физических упражнений, спортивных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Общеинтеллектуальное направление представлено следующими объединениями: кружки «MagicEnglish», «Литературный кружок в школе», «Юный математик», клуб «Что?Где?Когда».
Кружок «MagicEnglish» позволяет изучать иностранный язык совместно с родным языком и закладывает основы филологического образования, содействует осознанию учащимися своего мышления, общему речевому развитию человека, совершенствованию его коммуникативной культуры. Занятия проходят в форме поэтических выступлений, театрализованных постановок, в ходе подготовки которых происходит знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, с историей англоязычных стран.
«Литературный кружок в школе» позволяет глубже усвоить школьную программу, через расширение круга чтения произведений литературы, не входящих в школьный курс. Активно используются такие формы работы, как эвристическая беседа, самостоятельная творческая работа, конкурсы, мини-концерты, словесное рисование.
Кружок «Юный математик» направлен на расширение и углубление знаний по предмету. В результате занятий учащиеся приобретают навыки и умения в решении более трудных и разнообразных задач, а также задач олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Клуб «Что?Где?Когда?» способствуют развитию познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитию мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, умения выделить главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.
Социальное направление представлено кружком «Юные инспекторы дорожного движения». Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения, углублѐнное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганде правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки. Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.
Экологическое направление «Моя экологическая грамотность» направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Духовно-нравственное направление представлено клубом «Юный патриот».
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей. Курс «Юный патриот» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, русского языка, математики,биологии, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Выводы: В МБОУ СОШ № 2 созданы методические, материально-технические, кадровые условия реализации плана внеурочной деятельности.Организация занятий внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
В документации учителей записи ведутся своевременно, согласно рабочих программ и КТП, контроль, осуществляемый в данном направлении показал, что внеурочная деятельность проводится в строгом соответствии с утвержденным расписанием занятий.
Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
Предложения:
Классным руководителям 1-5 классов продолжать работу по вовлечению обучающихся к занятиям в кружках и секциях при школе, в рамках внеурочной деятельности..
Включить в вопрос ВШК на 2015-2016 учебный год: «Развитие творческих способностей в коллективной внеурочной деятельности»
Источник
Итоги реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Развитие творческого потенциала ребенка
через кружковую деятельность
Одной из отличительных особенностей по ФГОС является предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков.
В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу.
Задача учителя — отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно — ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.
Какие условия для этого необходимы?
Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это — возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства, нетрадиционную проработку содержания учебного материала, изменения окружающего мира, самого ученика, условия воспитания ребенка, вовлечение всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, оснащение материально-технической базы школы и время.
Цели: Развитие творческих способностей младших школьников, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.
Задачи:
— усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
— организовать досуговую деятельность школьников совместно с семьями обучающихся;
— выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
— оказать помощь в поисках «себя»;
— создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
— развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
— развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Ожидаемые результаты
Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно:
1. овладевают системой знаний практических умений и навыков, предусмотренных не только школьной программой, но и за ее рамками;
2. участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески;
3. возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности;
4. формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.
Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.
Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки — игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок — творческий отчет, урок-проект- вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Первое условие развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».
Второе условие развития способности ребёнка — создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.
Заключение
Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.
Задача школы — подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.
Моя главная задача — вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Кружок «Занимательная математика» в 6 классе
Математика — один из главных предметов в школе. Еще английский философ Роджер Бэкон писал: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».
Занимательная математика развивает интеллект школьников, закладывает основы для изучения систематических курсов алгебры и начал анализа, геометрии, физики, информатики, астрономии и других наук
Программа кружка составлена на основе типовой программы по математике и современных образовательных стандартов.
Программа направлена на формирование и развитие умений рассуждать, делать простые доказательства.
Современная математика видит три цели математического образования:
Образовательная.
Без математики невозможно понять ряд других предметов. Ядро математического знания давно стало общечеловеческой культурой ценностью.
Прикладная.
Необходимо научить детей принципам математического моделирования каких-либо реальных процессов.
Воспитательная.
Математика развивает логическое мышление, формирует трудолюбие, усидчивость, учит ценить красоту мысли.
Цели занятий в кружке «Занимательная математика»
1.Развивать интерес к математике, помогать в усвоении школьной программы и расширять знания учащихся по предмету.
2. Учить ребят самостоятельно выбирать способы решения задач.
3. Развивать устную и письменную речь.
4. Способствовать развитию личности ребенка.
Формы проведения занятий кружка:
беседа, практическая работа, творческое задание, дискуссия, соревнования, математическая эстафета.
Методы обучения:
Монологический, диалогический, алгоритмический, показательный, эвристический.
Девиз: От развлечения — к знаниям.
Показать работы учащихся
Источник