Справка развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности

Справка развитие творческого потенциала ребенка через организацию внеурочной деятельности thumbnail

Справка

«Развитие творческого потенциала обучающихся через организацию внеурочной деятельности»

февраль 2015 г.

Подготовила:зам. директора школы по ВР Крымская Ю.В.

Цель ВШК: проследить работу педагогов дополнительного образования, классных руководителей, при организации внеурочной деятельности

Вид контроля: комплексно-обобщающий фронтальный контроль

Методы контроля: проверка программ внеурочной деятельности, журналов внеурочной деятельности.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей..

Стандарты второго поколения предполагают реализацию в образовательном учреждении не только урочную, но внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности в 1-4, 5 классах:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное

В школе в 2015-2016 учебном году  количество часов внеурочной деятельности среди классов начальной школы распределилось следующим образом:

Класс

Кол-во классов

1

1

Количество часов внеурочной деятельности: 8 часов

2

1

3

2

Количество часов внеурочной деятельности: 9 часов

4

2

Количество часов внеурочной деятельности: 7 часов

5

1

Количество часов внеурочной деятельности: 7 часов

Содержание внеурочной деятельности складывалось из пожеланий родителей, детей и возможностей школы. В ОУ составлена программа внеурочной деятельности, куда вошли программы кружков и секций. Составлено расписание. Режим проведения внеурочной деятельности понедельник – суббота, согласно расписания. Внеурочная деятельность в  школе осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: кружки, лаборатория, клуб, секция.

План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через секции «Коррегирующая гимнастика», «Легкая атлетика», а также через занятия в кружках «Подвижные игры», «Культура здорового питания». Занятия в кружках и секциях способствуют формированию у обучающихся мотивации сохранения и преумножения здоровья средствами здорового питания и спортивной игры, формированию начальных представлений о культуре движений, сознательного применения физических упражнений, спортивных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Общеинтеллектуальное направление представлено следующими объединениями: кружки «В мире книг», «Удивительный мир слов», «Занимательная математика», «Развитие речи. Английский язык. Полиглотик», клубы «Юный инфознайка», «Клуб юных знатоков: мыслим-творим-исследуем», «Интеллектульные игры».

Кружок «Английский язык. Окно в мир» формирует умение общаться на английском языке с учетом речевых возможностей младших школьников, развивает личность ребенка, его речевые способности, мотивацию к дальнейшему овладению английский языком. Занятия в кружке обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников для преодоления психологического барьера в использовании английского языка как средства общения. Занятия проходят в форме поэтических выступлений, театрализованных постановок, в ходе подготовки которых происходит знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, с историей англоязычных стран.

На занятиях кружка «Удивительный мир слов» обучающимся предоставляется возможность познакомится с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире, осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Занятия в клубе «Юный инфознайка» подготавливает обучающихся к освоению информационно-коммуникационных технологий и имеет особую значимость для детей. Данная программа нацелена на развитие творческих способностей обучающихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях, ориентирует их на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. «Интеллектуальные игры», «Клуб юных знатоков: мыслим-творим-исследуем» способствуют развитию познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитию мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, умения выделить главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.

Общекультурное направление представлено кружками «Экология в красках и формах», «Мир на ладошке» и объединяет в своих рядах любителей природы. В процессе общения формируется экологическая грамотность, решаются задачи формирования интереса к изучению природы родного края, формируются представления о природных сообществах, об охранных территориях России и Сахалинской области. Программа имеет эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность с практической ориентацией. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей

Духовно-нравственное направление представлено кружками «Этика. Азбука добра», «Край, в котором я живу».

Кружок «Этика. Азбука добра» раскрывает правила нравственного поведения, ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.

Кружок «Край, в котором я живу» направлен на освоение социальных знаний при знакомстве с окружающим миром и жизнью людей родного края: их нормами и ценностями, этническими и религиозными особенностями.

Социальное направление представлено кружком «Я пешеход и пассажир». Основная идея курса – формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Программа организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 2 в 5 классах состоит из программ, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности (спортивно–оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное).

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через секцию «Легкая атлетика», а также через занятия в клубе «Формирование культуры здоровья». Занятия в клубе и секции способствуют формированию у обучающихся мотивации сохранения и преумножения здоровья средствами здорового питания и спортивной игры, сознательного применения физических упражнений, спортивных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Общеинтеллектуальное направление представлено следующими объединениями: кружки «MagicEnglish», «Литературный кружок в школе», «Юный математик», клуб «Что?Где?Когда».

Кружок «MagicEnglish» позволяет изучать иностранный язык совместно с родным языком и закладывает основы филологического образования, содействует осознанию учащимися своего мышления, общему речевому развитию человека, совершенствованию его коммуникативной культуры. Занятия проходят в форме поэтических выступлений, театрализованных постановок, в ходе подготовки которых происходит знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, с историей англоязычных стран.

«Литературный кружок в школе» позволяет глубже усвоить школьную программу, через расширение круга чтения произведений литературы, не входящих в школьный курс. Активно используются такие формы работы, как эвристическая беседа, самостоятельная творческая работа, конкурсы, мини-концерты, словесное рисование.

Кружок «Юный математик» направлен на расширение и углубление знаний по предмету. В результате занятий учащиеся приобретают навыки и умения в решении более трудных и разнообразных задач, а также задач олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия проводятся в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Клуб «Что?Где?Когда?» способствуют развитию познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитию мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, умения выделить главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи.

Социальное направление представлено кружком «Юные инспекторы дорожного движения». Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения, углублѐнное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганде правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки. Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве.

Экологическое направление «Моя экологическая грамотность» направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни. Выполнение учащимися исследовательских проектов в рамках программ способствует развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Духовно-нравственное направление представлено клубом «Юный патриот».
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей. Курс «Юный патриот» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, русского языка, математики,биологии, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

Выводы: В МБОУ СОШ № 2 созданы методические, материально-технические, кадровые условия реализации плана внеурочной деятельности.Организация занятий внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

В документации учителей записи ведутся своевременно, согласно рабочих программ и КТП, контроль, осуществляемый в данном направлении показал, что внеурочная деятельность проводится в строгом соответствии с утвержденным расписанием занятий.

Организация внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

Предложения:

  1. Классным руководителям 1-5 классов продолжать работу по вовлечению обучающихся к занятиям в кружках и секциях при школе, в рамках внеурочной деятельности..

  2. Включить в вопрос ВШК на 2015-2016 учебный год: «Развитие творческих способностей в коллективной внеурочной деятельности»

Источник

Итоги реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Развитие творческого потенциала ребенка

через кружковую деятельность

Одной из отличительных особенностей по ФГОС является предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.

За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков.

В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу.

Задача учителя — отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно — ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

Какие условия для этого необходимы?

Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это — возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства, нетрадиционную проработку содержания учебного материала, изменения окружающего мира, самого ученика, условия воспитания ребенка, вовлечение всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, оснащение материально-технической базы школы и время.

Цели: Развитие творческих способностей младших школьников, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.

Задачи:

— усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

— организовать досуговую деятельность школьников совместно с семьями обучающихся;

— выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

— оказать помощь в поисках «себя»;

— создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

— развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

— развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Ожидаемые результаты

Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно:

1. овладевают системой знаний практических умений и навыков, предусмотренных не только школьной программой, но и за ее рамками;

2. участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески;

3. возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности;

4. формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки — игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок — творческий отчет, урок-проект- вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Первое условие развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

Второе условие развития способности ребёнка — создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  1. наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

  2. реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

  3. объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

  4. творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

  5. стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Заключение

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

Задача школы — подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.

Моя главная задача — вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Кружок «Занимательная математика» в 6 классе

Математика — один из главных предметов в школе. Еще английский философ Роджер Бэкон писал: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».

Занимательная математика развивает интеллект школьников, закладывает основы для изучения систематических курсов алгебры и начал анализа, геометрии, физики, информатики, астрономии и других наук

Программа кружка составлена на основе типовой программы по математике и современных образовательных стандартов.

Программа направлена на формирование и развитие умений рассуждать, делать простые доказательства.

Современная математика видит три цели математического образования:

  1. Образовательная.

Без математики невозможно понять ряд других предметов. Ядро математического знания давно стало общечеловеческой культурой ценностью.

  1. Прикладная.

Необходимо научить детей принципам математического моделирования каких-либо реальных процессов.

  1. Воспитательная.

Математика развивает логическое мышление, формирует трудолюбие, усидчивость, учит ценить красоту мысли.

Цели занятий в кружке «Занимательная математика»

1.Развивать интерес к математике, помогать в усвоении школьной программы и расширять знания учащихся по предмету.

2. Учить ребят самостоятельно выбирать способы решения задач.

3. Развивать устную и письменную речь.

4. Способствовать развитию личности ребенка.

Формы проведения занятий кружка:

беседа, практическая работа, творческое задание, дискуссия, соревнования, математическая эстафета.

Методы обучения:

Монологический, диалогический, алгоритмический, показательный, эвристический.

Девиз: От развлечения — к знаниям.

Показать работы учащихся

Источник