Способы развития самооценки у ребенка

Способы развития самооценки у ребенка thumbnail

Счастливая семьяРазвитие самооценки ребенка дошкольного возраста — важный этап развития личности. Родители ошибочно полагают, что малыш 5-6 лет не способен глубоко рассуждать о своей личности. Именно дошкольный возраст определяет направление, уровень активности человека. Однако немногие дети умеют оценивать себя правильно. На формирование мнения влияют родители, сверстники, окружающие взрослые. Качество межличностных взаимоотношений создает условия для развития у дошкольника завышенной, адекватной, низкой самооценки.

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст — это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

  • Мнение взрослых — чем меньше ребенок, тем выше авторитет взрослого. Отсутствие жизненного опыта заставляет малыша полностью доверять словам родителей, поэтому критика по поводу своего поведения не воспринимается всерьез. Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.
  • Определенный жизненный опыт — у детей старшего дошкольного возраста восприятие оценок родителей становится более осознанным. Накапливается индивидуальный опыт, который помогает дошкольнику прислушиваться к мнению окружающих и в соответствии с ними оценивать свои действия. Некоторые родители, представляя себе, каким вырастет малыш, предъявляют завышенные требования. Часто эти представления отличаются от физических, умственных способностей ребенка. Родители! «Завышенные стандарты» формируют у чада неуверенность, детскую застенчивость, что принижает его самооценку. Помните, что ваш ребенок — неповторимая личность.
  • Общение между сверстникамиОбщение между ровесниками играет важную роль для становления самооценки. При выполнении совместной деятельности у детей проявляются способности, которые зачастую скрываются при общении со взрослыми: умение придумывать игры, распределять роли, знакомиться, устанавливать контакты. Коллективное общение снижает детский эгоцентризм, способствует установлению адекватной самооценки. Успех ребенка среди сверстников повысит его самооценку.
  • Уровень умственного развития — используя сверстников как «сравнительный материал», ребенок учится давать оценку поступкам других детей, наблюдая за ними со стороны, в дальнейшем он сможет адекватно относиться к своим. Родители! Научите ребенка критически оценивать свои поступки.

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

Дети

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные детиНеуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен — если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст — это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Правильно выбранная модель воспитания помогает сформировать в детях адекватную самооценкуАдекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.

  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал — пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;

Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:

  • первая ступенька — самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую – больше плохие, чем хорошие;
  • пятую – плохие;
  • шестую – очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Тест на самооценкуВыбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста:

  1. первую — вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая — шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая — крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Полезные советы родителям

Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Нельзя проводить сравнения Распространенная ошибка семьи — проводить аналогию между детьми. «Посмотри, Вася прекрасно учится», «Катя дома убирает, ты — разбрасываешь вещи». Подобные замечания развивают чувство неуверенности, ущербности. Нужно замечать сильные стороны крохи, подчеркивать их. Например, «Вася отлично знает математику, ты — русский язык», «Катя убирает, а ты замечательно моешь посуду».
  2. Нужно реально оценивать достижения Чрезмерная похвала способна привить ребятам зависимость от оценки. Критикуя, можно развить комплекс неполноценностей личности. Нельзя занижать способности, но и нельзя их завышать.
  3. Принятие границ малыша Под этим определением понимается широкий спектр особенностей личности. Родители должны уважать чувства, мысли собственного чада, бережно относиться к игрушкам, иной собственности. Принимать друзей, интересы, увлечения. Следует понимать — малыш может иметь плохое настроение, быть злым, расстроенным. Уважительное отношение родителей способствует формированию адекватной самооценки дошкольников.
  4. Будь примеромБыть примером Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал — маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам.

Источник

По утверждению психологов, ребенок, который часто произносит выражения, подобные: «Я не справлюсь, задание слишком сложное», «На тренировке ребята отжимают больше, чем я», «Я не могу стать спортсменом, потому что быстро устаю», «Я не получу высокий балл, потому что я слишком глуп и не смог разобраться в теме урока» и так далее, обладает заниженной самооценкой.

Во всем мире, вне зависимости от положения в обществе, благосостояния, менталитета, сталкиваются с такой психологической проблемой. Главной задачей родителей является помощь ребенку справиться с собственной слабостью, неуверенностью и разрешить проблемы с самооценкой. Важно понимать, что уверенность в собственных силах у человека периодически пропадает на протяжении всей его жизни. Поэтому необходимо уже в детстве взрастить задатки работы над собой, чтобы побороть сложности в эмоциональном состоянии.

Так что же такое самооценка? Как она проявляется и как ее полноценно развить?

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности, то есть, она отражает то, что мы думаем о себе. В связи с этим возникает вопрос, свойственны ли детям подобные размышления? Оказывается, дети сталкиваются с такими мыслями. Однажды ребенок станет взрослым, поэтому его самооценка сыграет весомую роль в выборе жизненного пути.

Известно две грани самооценки: низкая и высокая. Под первой подразумевается отсутствие уверенности в собственных силах, правильности мыслей. У ребенка отсутствует положительный образ собственного «я». Все это отражается не только на учебе, наличии друзей, но и на главном факторе – ощущение счастья.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

  • Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее. Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
  • Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках. Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны. Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
  • Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально. Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
  • Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
  • Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
  • Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
  • Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
  • Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
  • Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Итак, похвала отрицательно отражается на саморазвитии и внутренней мотивации ребенка. Есть один беспроигрышный способ, который позволит родителям поднять самооценку ребенка – это игры. Ниже перечислены некоторые из них:

«Я»

Игра позволит выяснить предпочтения ребенка, что ему нравится, чем он гордится. Также в ходе игры выясняется, чего опасается малыш, чего стыдится и какие недостатки имеет?

Позвольте ребенку ответить на несколько вопросов. Также приготовьте ватман, старые журналы и газеты, клей, ножницы, фломастеры. На бумаге ребенок перечисляет свои положительные и отрицательные качества. Затем акцентируйте внимание малыша исключительно на его положительных характеристиках.

Далее идет работа с образами. В центре ватмана наклеивается фотография ребенка, а вокруг нее пишутся все положительные слова, которые выбрал для себя ребенок, а также те, которые помогли выбрать родители. Полученный яркий коллаж повесьте на видное место в детской комнате. Это позволит усилить восприятие положительных качеств у ребенка.

Жизненные достижения ребенка

Вне зависимости от возраста, ребенок имеет собственные достижения и успех в своих делах. Родителям нужно напомнить ему об этом. Для этого снова понадобится лист бумаги и ручка.

Мама и папа могут первыми начать описывать достижения ребенка, а продолжить он сможет сам. Это может быть преодоление страха перед клеткой тигра в зоопарке или выход к доске у строгого преподавателя, мытье посуды или победа на олимпиаде. Перечень подобных достижений напоминает малышу о том, что он обладает большим потенциалом. Пусть запись происходит ежедневно, это развивает уверенность и повышает самооценку.

Получение положительного опыта

Здесь все просто. Малыш приобретает полезный положительный опыт в игре или групповом занятии с родителями. Для игры понадобится емкость и карточки.

Участники становятся в круг, записывают на карточке свои имена и кладут в емкость. Карточки перемешиваются. Затем участники берут карточки в руки, читают имя и записывают одно положительное качество этого человека. Затем карточки снова перемешивают, раздают и действие повторяется вновь. В итоге, каждый участник получает информацию о том, что думают о нем окружающие.

«Я боюсь, поэтому не смогу»

Невероятно, но страх способен запретить человеку выполнять не только сложные, но и простые задачи. Следующая игра позволит ребенку перебороть страх и стать увереннее. Здесь также нужно воспользоваться бумагой и ручкой.

Ребенку нужно перечислить на бумаге свои страхи. Нередко дети пишут то, что боятся произнести вслух, например, боязнь посещать бассейн из-за лишнего веса, посещать тренировки по единоборству – по причине шанса проиграть, выступать перед публикой, приглашать на день рождения, попросить ручку или книгу. Предложение должно иметь следующий вид: «я боюсь просить помощь на уроке, потому что…».

Затем нужно предложить ребенку сделать то, чего он боится. Пусть он представит, что во время урока просит у своих одноклассников учебник.

И еще один важный аспект. После каждого описанного ребенком страха, он должен написать несколько вариантов его преодоления. Пусть наравне с волнением и негативными ощущениями будет написано, даже если я промолчу и не попрошу учебник, я сделаю хороший конспект и выучу урок. Это облегчит страх и неуверенность в своих возможностях.

Игра для матери и дочери

Мать для своих детей является мощным подражателем. То, как мать позиционирует себя, как ведет, отражается на девочке. Поэтому следующая игра поможет повысить самооценку девочке.

Нужно взять ватманы, маркеры или фломастеры.

Создаем четыре плаката: два «Я», «Моя мама», «Моя дочь». Отдайте девочке плакать «Я» и «Моя мама». Пусть она подробно опишет положительные качества свои и матери. Остальные плакаты следует заполнить маме. После этого нужно обменяться работами и изучить, что написано на них. Как показывает практика, самое сложное – это мотивировать дочь писать о себе самой что-то положительное.

Ответственность

Если родители доверяют ребенку, то в нем развивается ответственность. Лучший способ повысить самооценку малышу – это доверие со стороны родителей. В этой игре также понадобится лист бумаги и ручка. На бумаге перечисляются задания, которые под силу выполнить ребенку. Это может быть уборка постели, складывание вещей или обуви, полив цветов и другое.

После того, как ребенок выполняет какое-то задание, он получает похвалу. Но здесь важно не переусердствовать. Если малыш допускает ошибки или ленится что-то делать, мотивируйте его, помогайте исправить неточности, но не акцентируйте внимание на его недостатках. Эта игра улучшает самовосприятие ребенка, придает ему внутреннюю силу.

Игра на визуализацию

Негативные мысли, апатия или лень способны тяготить даже уверенного в себе человека, что же говорить о ребенке? Если малыш переживает подобный период, ему можно помочь игрой на визуализацию или, другими словами, медитацией. Способ немного непривычный для менталитета людей нашей страны, но признанный как эффективный во всем мире. Поэтому психологи рекомендуют взять его на вооружение и использовать по мере необходимости.

Игра начинается с разговора. Родитель узнает, чего остерегается ребенок, почему испытывает негативное ощущение к какому-то действию или предмету, почему он недоволен своим поведением. За основу медитации берется определенный вопрос и ребенку предлагается сосредоточиться на возможных путях решения его. Малыш закрывает глаза и визуализирует в своих мыслях то, что он чувствует, когда справляется с поставленными задачами. Рекомендуется не только устно описать свои ощущения, но и записать их.

Изменение внутреннего диалога

Внутренний диалог – мощная практика, которая оказывает грандиозное влияние на человека, его душевного состояние. Не имеет значения, что говорят или думают окружающие, главное то, что человек думает сам о себе, то, во что он верит. Эта практика способна всего за несколько часов сменить негативный взгляд на положительный.

Берется ручка и бумага. Лист делится на две колонки с названиями положительных и отрицательных черт характера и убеждений. В первую колонку записывают все негативные качества. Во второй ребенок должен преобразовать их в положительные. Все фразы должны быть четки и понятными ребенку.

Применяйте свой родительский опыт, вспоминайте то, как решали вопросы в детстве и юности. Используйте свое влияние и авторитет перед ребенком, все это оказывает положительное влияние на развитие высокой самооценки ребенка.

Источник