Способы развития личности ребенка в школе

Способы развития личности ребенка в школе thumbnail

Развитие личности в начальных классах школы

Прежде, чем говорить о развитии личности, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим понятием. «Личность – 1) человек как типичный представитель сформировавшего его общества. 2) человек как субъект отношений         и сознательной деятельности; 3) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности»[1].  Обобщив данную информацию, делаем вывод, что термин «личность» обозначает социальную сущность человека, т.е. ценностные ориентации, мотивационная сфера, система социальных отношений и установок.  В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек — двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. Личность — это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель.

Личностное развитие человека отражает  его возрастные и индивидуальные особенности. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Каждому возрасту присущи различные возможности и ограничения в развитии. 

Один  из переломных моментов в жизни ребёнка- поступление в школу. Включение в новый вид деятельности — учение, предъявляющее ряд новых, более серьёзных требований к ученику, подчиняет  жизнь человечка строгой организации с целью формирования общественно-ценных черт личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, начинается формирование общественной направленности личности, интенсивно развивается самосознание.

Ребёнок вступает  в новую для него  систему коллективов (общешкольный, классный), складываются новые отношения со сверстниками,  взрослыми. Ребенок становится частью ученического коллектива, нормы поведения и ценностные ориентиры которого становятся опорой в формировании личности учащегося.  С  расширением круга общения ребёнка, его отношений в  коллектив сверстников — происходит накопление нравственного опыта ребёнка. Образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей.

Большую  значимость принимают   общественные оценки поступков, знаний и личностных качеств младшего школьника. Но, не смотря на увеличивающуюся роль сверстников, остается  доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослым. «Моральные суждения учащихся I-II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь»[2].  Именно в этом и состоит одно  из противоречий формирования личности ребёнка на этом этапе, с одной стороны, растёт его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны он безоговорочно стремится следовать за нравственными образцами, которые дают взрослые. Поэтому роль взрослых, с которыми ребёнок находится в постоянном общении, имеет очень большое значение. Важно правильно выбрать тактику обучения и воспитания, учитывая особенности каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход определяет содержание образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение которой может обеспечить формирование развития личности.

 Для развития успешной личности необходимо руководствоваться  следующими  личностно — ориентированными принципами:

  • «ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
  • учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
  • учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
  • ребенок учится только через действие;
  • ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  • ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
  • ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
  • ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители»[3].

Одним из выводов этих принципов, является то, что нормальному развитию личности ребёнка способствует в первую очередь эмоциональное благополучие, формирование у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Удовлетворение потребности в положительных эмоциях со стороны других людей определяют поведение ребёнка. Одобрение поступков школьника вызывает чувство удовлетворения, закрепляет данное действие. Осуждение вызывают у ребёнка неприятные переживания в первую очередь от сознания того, что он вызвал неудовольствие взрослых авторитетов (учителя, родителей).   Он стремится не повторять проступки.

Таким образом, мы видим, что период начальной школы играет важную роль в развитии личности. Направление развития, формирование личности зависит от  влияния среды, возможностей ребенка и целенаправленной деятельности взрослых, являющихся для него авторитетами. Наилучшие результаты дает реализация личностно- ориентированного подхода в учебно- воспитательной среде школы.

Использованные источники:

  1. Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с
  2. https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/
  3. https://www.psyoffice.ru/3-0-age-00031.htm

[1] Мандель Б.Р. Справочные материалы по педагогической психологии. Ростов нД: Феникс, 2008- 384 с.- 197 с

[3] https://nova-ra.ucoz.ru/publ/lichnostno_orientirovannyj_podkhod_v_obrazovanii_osnovy/

Источник

И. А. Муленкова,                                                                                                                            

  МБОУ «Излучинская ОСШ № 1»                                                                                  

   Всестороннее развитие личности ребенка в школе I ступени                                                Слайд 1

     Система работы учителя и нашей школы в целом, направлена на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка.     В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.  Дети  от  природы  любознательны  и   полны   желания   учиться и творить. Именно в  начальных классах закладываются основы творческой деятельности. Раскрыть заложенные в ребенке индивидуальные способности можно применяя различные педагогические технологии  через участие в  различных конкурсах и олимпиадах. К любому конкурсу и олимпиаде надо готовиться: что-то искать, исследовать, перечитывать много литературы, репетировать, запоминать, придумывать самим.                                                                                          

     Любой конкурс, олимпиада – это всегда яркое, волнующее и запоминающее событие, хорошая возможность привлечь к себе внимание, показать себя, посмотреть с «кем плывешь в одной лодке». Участие ребенка в различных конкурсах становится «точкой роста», верой в свои способности и в свои силы.   Эту веру в себя, в свои возможности мы стараемся закладывать, поддерживать и развивать в ребенке с 1 класса.                                                                                                                        

       Все,  что  нужно  для  того,  чтобы  они  могли  проявить  свои  дарования, — это  умное  руководство  со  стороны  взрослых – учителей, родителей.                                                                                                         

     Какими правилами должен руководствоваться учитель?  

 1. Отказ от деления детей на «слабых» и «сильных» — просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других.                                                                                                                        2. Понимание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать.                                                                                                  3. Понимание того, что каждый ученик  имеет право на собственную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занять в будущем свое достойное место в жизни общества.

      Есть четыре  компонента: учитель, ученик, родители и проблемы обучения и воспитания. Умный педагог делает ставку на сотрудничество: «Все вместе — учитель, ученик и его родители — разрешим имеющиеся проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все учебно-воспитательные проблемы.  

      Свои  интеллектуальные «продукты» ребята представляют на предметных неделях, интеллектуальных чтениях, конкурсах, различных олимпиадах.                                     Слайд 2    

     Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах  ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.

     Не всегда дети проявляют желание участвовать в конкурсах, олимпиадах. Иногда у ребят нет желания, у  родителей нет денег и   времени на подготовку.  Мы проводим огромную работу с родителями, с самими ребятами – уговариваем, разъясняем, как это важно для ребенка.  Мы  видим, как загораются глаза ребят, когда на торжественных линейках они получают  дипломы, призы, сертификаты. Как гордо поднимают голову, когда их фамилии красуются на школьном стенде побед и достижений. И все чаще слышим от них слова: «А можно попробовать?», «А я хочу участвовать!», категоричное «Я буду!». И тогда учителя  испытывают огромную радость, что все их усилия, их труд не прошли даром – победы   детей, пусть даже самые маленькие, это вера в себя, в свои силы, это первая высота, которая была взята ими.

      Хочется  немного рассказать об олимпиадах, в которых мы участвуем:                                                                                                  1. Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок».                                                      Слайд 3-4    

    Увеличение количества участников олимпиады, участие многих школьников в олимпиаде в течение нескольких  лет, говорит о возросшем интересе учеников к данной форме интеллектуальных соревнований, о положительном отношении учеников, родителей, учителей-предметников к содержанию конкурсных заданий, организации и проведению олимпиады. По мнению школьников, принимавших участие в олимпиаде не один год, такая форма интегрированных заданий помогла им лучше понять свои пробелы по некоторым предметам и ликвидировать их в дальнейшем.

2. Международная олимпиада   «Кенгуру»                                                                          Слайд 5    

3.Международный дистанционный проект «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ) для учащихся первой ступени» учит ребят навыкам заполнения анкетных данных о себе. В игровой форме они отвечают на вопросы на компьютере, следят за временем. Формирует умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности. Формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения.                        Слайд 6-7   

4. Всесоюзная олимпиада «Познание и творчество», проводимая Малой Академией наук «Интеллект будущего» поощряет подробное изложение своих рассуждений, в ней делаются ссылки на литературу и жизненный опыт. Работа оформляется на компьютере,  в ней используются картинки, таблицы, фото, работы – придуманные и  сделанные своими руками.                                                                                            

       Организаторы конкурса обращаются к участникам с такими словами:

«Не грустите, если результат оказался ниже ожидаемого. Те, кто участвует, знает: дорогу осилит идущий.

Победа – это победа над собой (если вы участвовали, то собственную лень вы уже победили),

Победа – это опыт (не получилось в этот раз, в следующий вы уже будете во всеоружии),

Победа – это знание (а знания,  умения и навыки приобрел каждый участник»                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                  Слайд 8-13    

 5. Научно-практическая коференция молодых исследователей «ХХI век в поисках соверщенства». В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.        

    Наши ученики принимали участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Г.Москва, проводимый издательством «Первое сентября»                                                                                                                              

                                                                                                                                                                            Слайд 14-17    

6. Районный конкурс сочинений «Книга, которую не забуду» (на лучшего читателя военно-патриотической литературы); Районный творческий конкурс детских признаний

« Учитель, перед именем твоим…»; Районный конкурс на лучшего юного читателя «Читать — значит творить».                                                                                           Слайд 18-20

Эти конкурсы прививают интерес к чтению.  Ребята просят дать им  почитать книги  о которых пишут участники конкурса. Мы видим, как  на переменах им есть, что обсудить, о чем поспорить.  Можно повернуть время вспять! Книги передают неимоверный позитив и заряд настроения.    

В этом году появились новые конкурсы и олимпиады:

7. Центр Творческих Инициатив  «Снейл»II Всероссийская дистанционная олимпиада  «Snail» по биологии                                                                                                          Слайд 21      

8. Всероссийская интернет-викторина «Космоведы»                                              Слайд 22  

9.   Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа»                                                   Слайд 23  

10.  Подготовительный этап к VIII Олимпиаде по основам науки
ко II Олимпиаде по страноведеню «Go West»
(Автономная некоммерческая организация содействия развитию молодежи «ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ»  Екатеринбург)                                                                                                      Слайд 24  

Таким образом, труд, затраченный на развитие познавательных и творческих способностей,  оправдывает себя во всех отношениях:

  • он повышает качество знаний;                                                                        
  • продвигает ребенка в общем развитии;                                                                                             помогает преодолевать трудности;                                                                          
  • вносит радость в жизнь ребёнка;                                                                              
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;                              
  • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.                                                                                                                        Слайд 25

  Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах  ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.  

  Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в 1-4 классах должны остаться в памяти человека, как время приобщения  к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.                                                              

Каждый выбирает для себя

Конкурсы, проекты, фестивали,

Чтоб тренировали ум

и душу согревали.

Каждый выбирает для себя.

Источник

Для школьников начальных классов процесс обучения в школе является главной составляющей жизни, которая оказывает огромное влияние на развитие ребенка и формирование его личности.

Не сможем мы гордиться собой, людьми, нас окружающими, обществом, которое сами создаем, государством, к которому душой привязаны уже от рождения. Никогда не будем счастливыми оттого, что нет уверенности в будущем! Но выход есть! Только «стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Римский философ Сенека высказал следующую мысль: «Хочешь жить для себя – живи для других». Именно эти слова стали основой в моей работе с детьми.

Я считаю, что от учителя начальных классов во многом зависит то, насколько слаженный, дружный детский коллектив будет сформирован. К сожалению, мы иногда больше беспокоимся о результатах учебы, успеваемости школьника, и мало интересуемся тем, какие отношения у ребенка складываются с его одноклассниками. С первых дней обучения в школе я пытаюсь помочь ребенку адаптироваться в классе, найти свое место в детском коллективе. Я добиваюсь доброжелательной обстановки в классе, которая положительно влияет не только на успеваемость, но и на формирование характера и мировоззрения ребенка, основанного на уважении к другим людям, стремлении к компромиссам, взаимопомощи. Думаю, что если правильно организовать детский коллектив, у каждого ребенка входящего в него, повысится уровень самооценки, успеваемости, общественной активности. При возникновении затруднений в учебе ребенок без стеснения обратится за помощью к одноклассникам, не боясь быть осмеянным. Такой школьник будет стремиться к росту успеваемости в учебе, а сам учебный процесс будет доставлять ему радость. В своей работе я стараюсь быть внимательной, вовремя корректировать взаимоотношения между учениками: если я заметила, что к ребенку негативно относятся другие ученики, то стараюсь исправить ситуацию, чаще хвалю этого ребенка, обращаю внимание класса на его достижения. Чтобы формировать личность ученика недостаточно только учебного процесса. Иногда именно мы, учителя, открываем таланты ребенка, о которых даже и не подозревают родители.

Я стараюсь развивать замеченные таланты своих учеников, вовлекая их во все школьные мероприятия: это и школьная весна, подготовка театрализованных представлений, номеров для концертов, участие в интеллектуальных и творческих, гражданско-патриотических мероприятиях. Мы поем, сочиняем, инсценируем. Разве это не способствует развитию личности? А учитель? Какова его роль? Я думаю, что мы должны быть не только учителями, но и друзьями, помощниками детям. Поэтому во всех мероприятиях я участвую вместе с детьми, мне интересно все: и учебный материал объяснять, и рисовать, и сочинять. В своей практике использую индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся. Выбираю поручения и задания по силам, по способностям, по желанию, поддерживаю и развиваю талант каждого. Пытаюсь всегда встать на место ученика, понять сложность его положения, с позиции взрослого найти выход и подсказать, помочь, поддержать. Стараюсь, чтобы все школьные мероприятия были не для отдельных ребят, а для всего класса, в творческую работу стремлюсь вовлечь всех.

Будущее нашего государства, безусловно, во многом зависит от отношения молодого поколения к культурному наследию, от того, насколько крепкой является связь между поколениями. Поэтому мы не разрушаем границу между домом и классом. Родители всегда находятся рядом с детьми. Мы привыкли говорить, что всё идёт из семьи. Безусловно, основная роль в формировании личности остаётся за родителями, но и роль учителя является одной из ведущих (основных).

Какие же качества я прививаю детям? Самостоятельность, активность, коммуникабельность, нравственность, гуманизм… Это и есть, в моем понимании, современная Личность, способная создать светлое будущее России. Ясно, что счастье не в том, чтобы быстро решить собственные бытовые, материальные проблемы, а в том, чтобы, не забывая о себе, любить людей знакомых и незнакомых, видеть их беды и призывать окружащих делать добрые дела, вопреки всем трудностям. Быть открытыми миру и людям! Моя душа открыта детям, поэтому считаю себя не только педагогом, но другом и помощником моим ученикам.

Источник