Способы коррекции речевого развития ребенка

Способы коррекции речевого развития ребенка thumbnail

Способы коррекции речевого развития ребенка

Работа по коррекции речи детей включает в себя не только занятия в кабинете у логопеда, но и дома, с родителями. Интенсивность занятий в домашних условиях должна зависеть от уровня серьёзности нарушений. Чем они заметнее, тем чаще необходимо практиковаться дома. При этом следует помнить, что коррекция речи – это трудоёмкий процесс, который занимает много времени и отнимает немало сил у ребёнка.

Условия эффективности занятий с детьми с нарушениями речи

Занятия "из под палки" не помогут. Правильный настрой, регулярность и интересный формат - залог успехаЗанятия «из под палки» не помогут. Правильный настрой, регулярность и интересный формат — залог успеха

Дети с нарушениями речи утомляются быстрее своих ровесников, поэтому систему занятий в школе, у логопеда и дома необходимо выстроить таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и приближался к результату уверенными шагами. Для этого важно создать благоприятные условия для успешного развития детей:

  • Правильный настрой;
  • Регулярность занятий;
  • Формат занятий.

Правильный настрой

Как бы очевидно и банально не звучало, но наибольшего эффекта достигают дети, которые воспринимают логопедические занятия не как наказание и пытку, а как увлекательный и интересный процесс. Проследите, чтобы ребёнок приступал к заданиям в хорошем настроении, и уж точно не «из-под палки», иначе все занятия (а их, как правило, много) будут вызывать только негативную реакцию и отторжение.

Регулярность занятий

Эффективному устранению дефектов речи будет способствовать не только положительный настрой, но и регулярность занятий. Именно в них – залог успешной работы, которая приводит к желаемому результату. Ребёнок сам должен понимать, что логопедическая практика ему необходима, и с установленной частотой заниматься с родителями и специалистами. Помните, что принуждение и насилие могут только усугубить ситуацию.

Формат занятий

Чтобы вызвать у ребёнка положительную реакцию, организуйте занятия так, чтобы они отличались от стандартных уроков в школе. Некоторые упражнения можно выполнять в игровой форме, во время прогулки, на диване или даже на ковре (конечно, не в случае письма). Создайте наиболее комфортные условия, как физические, так и эмоциональные, чтобы ребёнок чувствовал себя удобно и мог сконцентрироваться на заданиях.

С примерами развивающих игр можно ознакомиться, посмотрев видео ниже.

Методы работы в домашних условиях

Помимо создания условий для результативной работы важно помнить и о методах домашнего обучения, которые будет полезно знать родителям, желающим помочь своим детям преодолеть дефекты речи.

Разнообразные и не продолжительные занятия

Не следует перегружать ребенка в ходе занятийНе следует перегружать ребенка в ходе занятий

Помните, что утомить ребёнка можно очень легко. Чтобы избежать излишней и быстрой усталости, попробуйте дробить задания, менять их формат, тематику, выполнять упражнения в несколько подходов, а не заставлять ребёнка доделывать упражнение, если он устал.

Полезно чередовать задания, которые задействуют разные органы и способности ребёнка. Например, упражнения по коррекции произношения звуков можно «разбавить» игрой на внимание, реакцию, память, обогащение словарного запаса. Не секрет, что у детей с нарушенным развитием речи, страдают и некоторые психические функции. 

Использование наглядного материала

Дети лучше воспринимают и усваивают информацию, когда есть, что потрогать и на что посмотреть. Поэтому активно используйте наглядный материал: иллюстрации, аудио, видео, реквизит. Картинки должны быть яркими, а предметы – с ярко выраженными тактильными свойствами, чтобы можно было по максимуму задействовать моторику ребёнка.

Наглядные материалы помогают быстрее освоить предмет занятийНаглядные материалы помогают быстрее освоить предмет занятий

Повторение пройденного материала

Повторение, как известно, штука крайне полезная, особенно в случае коррекции речи.

Пройденные звуки не должны оставаться в разряде забытых, их стоит повторять часто и правильно, чтобы довести результат до автоматизма.

Если ребёнок допускает ошибки, работайте над ними и исправляйте ситуацию, призывая чадо к правильному произношению.

Использование похвалы 

Чтобы ребёнок чувствовал личную заинтересованность в процессе, используйте традиционные методы мотивации – похвалу и поощрение. Важно, чтобы родители оценивали не только положительный результат работы, но и старания ребёнка, его усердность и работоспособность.  В этом не только «корыстная» цель малыша – работать «за конфетку», но и вполне естественная потребность ребёнка в участии, понимании и любви.

Только не перестарайтесь в проявлении своих родительских чувств, не перехвалите, но и не будьте излишне строги – найдите тот самый баланс и следуйте сформированному рецепту эмоционального взаимопонимания.

 В сотрудничестве с логопедом

Не все родители до конца понимают, какие функции выполняет логопед. Его роль заключается в том, чтобы составить подходящую для ребёнка систему коррекционно-развивающих логопедических занятий и проинформировать родителя о причинах и последствиях дефекта, факторах, которые влияют на его развитие и методах, с помощью которых его можно устранить. Рекомендации по коррекции речи ребенка можно получить в групповом и индивидуальном формате.

Групповая консультация

Взаимодействие с логопедом можно наладить в традиционном формате «Групповая консультация». Часто в группе родители лучше ориентируются в потоке информации и чётче формулируют свои вопросы и описывают проблемы.

Обмениваясь информацией с участниками «родительского собрания», мамы и папы приобретают новый опыт, проецируют его на свою ситуацию, при этом получают компетентную консультацию специалиста. На подобных собраниях также проходят показы тематических презентаций, которые освещают наиболее общие вопросы, интересные всем.

Индивидуальный подход

Противоположный формат исключает присутствие посторонних и подразумевает индивидуальный подход логопеда к родителям. Таким образом, в более комфортных и конфиденциальных условиях они могут получить всю необходимую информацию и рекомендации по работе о своими детьми.

Заключение

В современных условиях родители не всегда могут уделить время посещению групповых консультаций или другим формам взаимодействия с логопедом. В этом случае прибегните к другой стороне века информации – интернету, социальным сетям, мессенджерам, сайтам и форумам. Только избегайте сайтов с сомнительным содержанием, проконсультируйтесь один раз со специалистом по поводу того, какими ресурсами можно пользоваться, держите связь с «фронтовыми товарищами» и оставайтесь в курсе событий.

Источник

 коррекция речи дошкольников

Составила:

Логопед

Центра развития ребёнка –

 детского сада № 14

«Дельфинчик»:

                              Т.С.Маркина

Что такое «речь»?

Ожегов С.И. даёт такую трактовку:

Речь – способность говорить, говорение

Разговор, беседа

Публичное выступление

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Основных компонентов языка и речи – семь (по Бородич А.М.):

Словарь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Диалогическая (разговорная) речь

Монологическая речь (умение связно рассказывать).

Ознакомление с художественной литературой.

Подготовка детей к обучению грамоте.

Выполняя в детском саду общую задачу – формирование у детей правильной устной речи – можно выделить составляющие частные задачи. А именно:

Развитие словаря у детей

В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор, прежде всего, такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими и который стихийным путём приобретается медленно, с трудом, с ошибками.

Формирование грамматического строя речи

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении.

Ребёнок слышит от окружающих грамматически оформленную речь, осмысливая услышанное, усваивает грамматический строй. Воспитатель знакомит детей с новыми грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм.

Воспитание звуковой культуры речи

Прежде всего, ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением. Ребёнок, подражая и участь, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза, взгляд, обращённый к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т.д.).

Формирование разговорной (диалогической) речи: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, спрашивать.

Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.

Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки  детей к школе. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывать свои мысли, умение выступать перед аудиторией.

Ознакомление с художественной литературой.

У детей формируются элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения о их героях.

Подготовка детей к обучению грамоте

Вся педагогическая работа по развитию речи ребёнка в детском саду подготавливает его к обучению в школе. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Дети должны слышать сказанное педагогом, уметь ясно выражать свои мысли. С детьми 6 лет проводится работа по подготовке к овладению детьми грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из 2 – 4 слов.

Итак,  дана краткая характеристика основных задач развития речи детей. Большинство задач имеет место во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.

Если взрослые твёрдо знают, какие качества речи он должен формировать у детей, они будут планомерно развивать каждое из них. В этом случае речевое развитие каждого ребёнка будет проходить без проблем. Каждый из детей на определённой ступени развития будет овладевать словарным запасом, соответствующим возрасту, грамматическими нормами, звукопроизношением и т.д.

В каком случае ребёнок нуждается в коррекции речи? (Коррекция речи – это исправление речевых недостатков).

Если речь ребёнка намного отличается от речи его сверстников, то рекомендуется консультация специалистов, а именно психиатра, невролога, логопеда, психолога. Воспитатель тактично обращает внимание родителей на задержку (отставание в речевом развитии) ребёнка, находит аргументы убедить родителей посетить врачей-специалистов.

Речевые трудности у детей:

Ребёнок не говорит совсем.

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении.

Задержка на стадии называния.

Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет.

В реальном общении вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

Говорит как маленький.

Невнятная речь.

Не хочет говорить.

В речи появились запинки

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть, поставлен диагноз. Родные, близкие ребёнка совместно с воспитателями могут помочь ребёнку.

Если ребёнок не говорит, то постарайтесь одновременно «погрузить» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи.

Не подавляйте речевую и игровую инициативу ребёнка, учитывайте предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.

Проверьте, может ли малыш выполнить следующие инструкции:

Покажи зайчика (машину)

Возьми зайчика, собачку.

Дай зайчика, …

Налей в стакан воды и дай его тёте.

Для развития слухового внимания предлагайте задания:

Дайте послушать, как звучит барабан, бубен, ксилофон. Потом предложите отгадать, на каком инструменте играли.

Обращайте на неречевые звуки: журчит вода, стучит посуда… Дома: гудит стиральная машинка, пылесос, …

Привлекайте внимание малыша: слышишь, как шумит дождь, гудит машина и т.д.

Пойте короткие, ритмичные песенки, декламируйте стихи.

Расширяйте кругозор, говорите о том, что видите, комментируйте всё, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: мы сейчас оденемся. Мы сейчас гулять пойдём…

Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Ни в коем случае не запрещайте использовать жесты в общении. При появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагается использовать:

Диалог,

Имитацию и звукоподражание,

Стихи

Чтение

Формирование речи происходит в общении. Постарайтесь «спровоцировать» на высказывание, ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения.

Легче всего получить ответ при инсценирование песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок.

Например: — Был сапожник?

— Был

— Шил сапожник?

— Шил

и т.д.

Первая серия вопросов в диалоге предполагает ответ «да» — «нет»

Вторая серия вопросов предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это?

Третья серия – вопрос: Что делает?

Эффективный приём «Театр».

— «Куклы разговаривают»

— «Кормление зверей» и т.п.

Попробуйте учить ребёнка читать. Не страшно, если слова выговариваются нечётко. Учить нужно с глобального чтения. Ребёнок должен научиться узнавать написанное слово целиком, как иероглиф. (Например, «дом», «мяч»).

Слова печатать фломастером зелёного или чёрного цвета. На обороте каждой карточки рисунок предмета

Когда ребёнок научится узнавать слова, картинки можно стереть.

Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова-названия предметов. Нужно учить использовать слова-действия через слова-команды: дай мяч, неси куклу, …

Учить образовывать множественное число имён существительных, глаголов: стол – столы, кукла – куклы, …

Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён существительных: нос – носик, рот – ротик, …

Расширяйте глагольный словарь: входит – выходит, наливает – выливает, …

Вводные прилагательные в речь: большой – маленький, горький – сладкий.

Обратите внимание на предлоги. Ваза на столе. Под столом собака.

Постоянно стремитесь, чтобы у ребёнка были новые впечатления.

В дошкольном возрасте основания для беспокойства, когда речевые умения хуже, чем у сверстников, он не может связно рассказывать, что с ним произошло, не может точно сформулировать свою мысль, ограничен словарный запас, не понимает значений многих слов.

В этом случае коррекция речи включает следующие приёмы:

Заведите «Словарик» — альбом, шкатулку и т.п., куда будете помещать картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы и т.д.

Слова не просто заучиваются, а вводятся в разнообразные ситуации.

Задания на формирование обобщений. Морковь, капуста, огурец – это … овощи.

Обращайте внимание на свойства предметов.

Упражняйте в словообразовании.

Развивайте словесно-логическое мышление. Например: писатель – книга, художник — … /кисть/.

Учите различать мужской и женский род глаголов прошедшего времени: бегал – бегала, …; префиксальные изменения глаголов (выехала, съехала, приехала, уехала, …).

Упражняйте в употреблении предлогов: Поручения: положи мяч под стул, на стул, … . Игры «Кто спрятался за …?» и т.д.

Учите пересказывать прочитанное:

а) отвечать на конкретные вопросы по содержанию

б) Сделайте серию картинок на карточках, перепутайте, предложите разложить правильно и рассказать историю

в) уточняйте значение непонятных слов.

Спрашивайте, как понимает значение пословиц

Учите отгадывать загадки, объяснять.

Если у ребёнка дефекты звукопроизношения, не предлагайте ему произносить скороговорки. До консультации логопеда, учите различать близкие по звучанию слова: кашка – каска, колобок – коробок, бочка – почка, …

Итак. Речь  — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Поэтому очень важно до поступления ребёнка в школу сформировать у него грамматически правильную, связную речь.

Литература

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1974

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С., Ребёнок плохо говорить. Почему? Что делать? М., 2004

Источник

Елена Королёва
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи детей. Дошкольников имеющих различные речевые патологии, становится все больше, проблема речевого развития – одна из самых актуальных в современном детском саду.

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

В рамках коррекционной работы с дошкольниками широко применяются логосказки.

Сл. 2 Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Основная идея логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Сл. 3 Выделяют несколько видов логосказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука автоматизация, дифференциация звуков).

• Лексико — грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

• Сказки, способствующие формированию связной речи.

• Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Сл. 4 Для постановки сказок подходят различные виды театров:

• пальчиковый,

• настольный,

Сл. 5 рукавичный,

• куклы-БИБАБО,

• куклы на палочках,

Сл. 6 театр «Притворщик»

Артикуляционные сказки.

Сл. 7 Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

Сл. 8 В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные упражнения на тренировку дыхания.

В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы.

В сказке «Колобок» дети помогают колобку с помощью воздушной струи добраться от одного сказочного героя к другому, «пробежаться» с Колобком по дорожке.

Сл. 9 В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией — на выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.

Пальчиковые логопедические сказки.

Сл. 10 Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Фонетические сказки.

Сл. 11 Основной задачей фонетических сказок является работа над изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях и спонтанной речи.

Сл. 12 Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.

Сл. 13 Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.

В имени зайца должен присутствовать звук С, а имени лисы – З.

У зайки были игрушки, в названии которых есть звук С, а у лисы – звук З.

Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.

Найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.

Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.

Лексико – грамматические сказки.

Сл. 14 Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым.

Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)

Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

— Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и т. д.)

Сл. 15 По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и ПЕРЕД.

Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).

Сл. 16 Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц — хваста» поможет ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Сл. 17 Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки, сочиненные логопедом, воспитателем и созданные вместе с детьми. Особое внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов, придумыванию сказок, сказочных историй.

Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:

— Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.

— Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»

— Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» — в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.

Сл. 18 — Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.

— Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.

— Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Например, «Теремок» — новое название «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».

Рассказывание сказок сопровождается действиями на фланелеграфе, магнитной доске, в настольном театре.

Сл. 19 Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).

Сказки для обучения грамоте.

Сл. 20 Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.

Сл. 21 Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Например, такие задания: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д. В сказке «Три поросенка» дети мимикой показывают злого волка, счастливых поросят и испуганных поросят.

Сл. 22 У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

Сл. 23 Для родителей по данной теме на стендах регулярно пополняется и обновляется информация, Сл. 24 выпускается газета «В мире правильной речи», Сл. 25 составляются различные буклеты, чтобы родители имели возможность забирать их домой.

Сл. 26 Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно решать любые коррекционные задачи:

— совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

— лексико-грамматический строй речи;

— развивать связную речь;

— мелкую и общую моторику;

— все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);

— создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.

Источник