Способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка

Способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка thumbnail

Татьяна Колесникова
Основопологающие законы психического и личностного развития детей

ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность.

В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личность,а именно: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Значимым периодом в возрастном развитии личности являются отрочество и юность. Диагностика и самодиагностика личности особенно важны в этот период, когда молодой человек усваивает социальные нормы, примеряет на себя различные социальные статусы и формирует навыки исполнения социальных и психологических ролей. Выявление резервов личностного развития становится важной задачей.

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами, сверстниками. Но очень ценно, если эти качества проанализированы научно.

Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.

Каждый человек имеет свои психологические особенности. Нет на земле двух одинаковых людей. Каждому присущи особенности, которые определяются в психических процессах: отдельный индивид обладает свойственным только ему восприятием, субъективной памятью и особенностями ее процессов.

Уровень интеллектуального развития, такие качества, как внимание и воображение, также отличаются индивидуальными особенностями. Каждый человек – неповторимая личность.

Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям, темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потребностями и интересами. У каждого человека свои личностные установки, правила и нормы жизни.

Сегодня, в начале XXI в. наблюдается процесс дицелерации (замедление темпов развития). Современные дети по всей совокупности морфологических характеристик значительно уступают своим родителям в их детстве, и этот процесс, исходя из предположений антропологов, по всей вероятности будет продолжаться. Вместе с тем в связи со стремительными темпами научно-технического прогресса наши дети более информированы и эрудированы. Существуют ли специфические, характерные для сегодняшних школьников особенности в развитии их интеллектуальных способностей, и каковы эти особенности? Ответ на этот вопрос принципиально важен как для современной науки, так и для практики организации учебно-образовательного процесса. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что изучение закономерностей развития познавательных способностей и их формирования в учебной деятельности в период роста и развития человека является одной из актуальных теоретических и научно-практических задач современности.

2. Понятие условий и источников развития.

Концепция Д. Б. Эльконина

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития.Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

С точки зрения Л. С. Выготского, все современные ему теории описывали ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному. Поэтому не удивительно, что центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности.

Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной психологии, — наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Однако главная черта всех концепций — это понимание развития как приспособления человека к окружающей его среде. В современных концепциях в основе детского развития так же лежат, если не наследственные, то биологические процессы приспособления.

По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. По К. Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи, «присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов». В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.

Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Л. С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо, рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.

Детское развитиеимеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.

Условия развития позднее были более подробно описаны А. Н. Леонтьевым. Это морфофизиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны быть приведены в движение деятельностью субъекта. Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности также не врожденны, они формируются, причем первая потребность — потребность в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.

По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение. Важно отметить, что развитие и обучение — это разные процессы. По словам Л. С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. «Развитие, — пишет он, — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».

Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.

Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известна теперь психологам всего мира.

Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день«.

Д. Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе «ребенок в обществе», то радикально меняется характер взаимосвязи, да и само содержание систем «ребенок — вещь» и «ребенок — отдельный взрослый», выделенных европейской психологии как две сферы детского бытия. Д. Б. Эльконин показывает, что система «ребенок — вещь» по сути есть система «ребенок — общественный предмет», так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним. При усвоении общественно выработанных способов действий с предмет ми и происходит формирование ребенка как члена общества.

Система «ребенок-взрослый» превращается, по Д. Б. Эльконину, в систему «ребенок — общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников, конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладения все более сложными, новыми предметными действиями.

Д. Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором и формируется личность ребенка. Другое дело, пишет он, что «этот единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны».

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов.С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивалисьих интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т. д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

По нашему мнению, одной из важных причин катастрофического ухудшения здоровья современных учащихся является также недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их учебно-познавательной деятельности. Именно неправильные организация и нормирование интеллектуальных и информационных нагрузок, ведут к переутомлению школьников. И как результат – недомогания и различного рода заболевания.

Источник

Учить детей
пользоваться различ­ными орудиями
в продуктивной дея­тельности (кистью,
карандашом), в самообслуживании (есть
ложкой, вилкой; пользоваться ножом для
раз­ламывания картофелины, котлеты;
расческой, зубной щеткой и др.), в труде
(веником, совком, лопаткой и др.) (XT,
T,
Б, 3).

1

Реализовывать
региональные реко­мендации по отбору
орудий традици­онных видов деятельности
для зна­комства с ними детей

От лица игрового
персонажа вы­сказывать пожелания по
усовершен­ствованию результата
работы ребен­ка, мотивируя просьбу
потребностя­ми этого персонажа (С)

Способствовать
становлению сознания

Способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка

Расширять круг
знае-мых мотивов человеческой
деятельности

Труд

Расширять поле
знае-мых и реализуемых в дея­тельности
целей; способст­вовать осознанию
ребен­ком его собственных целей.

Формировать
способ­ность реализовывать це­почку
из двух-трех сопод­чиненных целей

Способствовать
становлению деятельности

В сюжетно-ролевых
играх, при чтении художественной
литературы постепенно раскрывать перед
детьми спектр мотивов человеческой
дея­тельности: познание, помощь
другим, созидание и т. п. (С, Ч, П, Т).

Поддерживать в
детях мотива­ции познания, созидания,
общения, игры

В процессе игры, на
познаватель­ных занятиях, экскурсиях
по дет­скому саду расширять
представ­ления детей о целях
человеческой деятельности (покупка
продуктов и приготовление еды, стирка
и убор­ка, строительство, лечение
болезней и др.). Реализовывать региональные
рекомендации по отбору содержа­ния
традиционных видов деятельно­сти
взрослых (С, П, Т).

В продуктивных
видах деятель­ности создавать условия
для само­стоятельной постановки
детьми це­лей, способствовать осознанию
этих целей.

Предлагать детям
задания и пору­чения, требующие
выполнения не­скольких последовательных
действий

Коммуникация

Развивать речь
детей: обогащать словарь;

развивать
произноси­тельную сторону речи;

Расширять пассивный
и активный словарь на основе знакомства
детей с окружающей действительностью
и углубления представлений о ней (П).

Знакомить со
словами-обобщения­ми, обозначающими
родовые понятия (игрушки, посуда, мебель,
одежда, овощи, фрукты и т. п.) (П).

Расширять словарь,
обозначающий действия (деятельность
и действия людей, движения животных)
(Т, П, ФК).

Упражнять детей в
использовании определений (характеристика
пред­метов и явлений, внешний вид
людей и животных) (П, К).

Развивать речевой
слух.

Упражнять речевой
аппарат (арти­куляционный и дыхательный)
для за­крепления и появления правильного
звукопроизношения; вызывать, уточ­нять
и закреплять произношение зву­ков
родного языка (гласных и части согласных)
(3).

Использовать
артикуляционную гимнастику, дидактические
игры и упражнения.

Вырабатывать
интонационную вы­разительность,
правильный темп, силу

36

Способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенкаСпособствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка

Задачи работы с
детьми

способствовать
развитию грамматического строя ре­чи;

способствовать
формиро­ванию предпосылок связ­ной
речи детей:

— диалогическая
фор­ма речи;

:

— монологическая
фор­ма речи.

Чтение художественной
литературы

Вводить детей в мир
ху­дожественного слова

Основные пути их
решения

голоса посредством
игр-драматиза-ций, игровых сюжетов,
чтения и вос­произведения простейших
попевок, потешек, отрывков авторских
произ­ведений (С, Ч).

Упражнять в
согласовании слов в роде, числе, лице,
падеже; упраж­нять в правильном
употреблении предлогов, выражающих
различные пространственные отношения
(у, в, под, с,
из, к, за, на)
(П).

Упражнять в
употреблении имен существительных в
единственном и множественном числе.

Закреплять умение
называть жи­вотных и их детенышей в
единствен­ном и множественном числе
(волк
волчонок
волчата) (П).

Учить распространять
предложе­ния за счет однородных
членов пред­ложения.

Продолжать развивать
диалогиче­скую речь как средство
коммуника­ции (жесты, мимика, слова,
фразы).

Создавать условия
для инициатив­ного общения ребенка
со сверстника­ми и взрослыми (С).

Закреплять простейшие
формы речевого этикета (приветствие,
про­щание, просьба, знакомство) (С).

Упражнять в
воспроизведении про­стых коротких
текстов повествова­тельного типа с
помощью воспита­теля, с использованием
различных театров (настольный плоскостной,
пальчиковый, бибабо) (Ч, С).

Упражнять в дополнении
высказы­ваний (описательного типа)
перечис­лительным рядом (определений,
су­ществительных, глаголов) с опорой
на наглядность: На
полке стоит ма­шина… (кукла, зайчик,
книга
и пр.);
В лесу на
полянке зайчик сидел… (прыгал, бегал,
слушал
и пр.).

Рассказывать
народные и автор­ские сказки.

Познание

Способствовать
познава­тельному развитию детей:

расширять кругозор
ре­бенка на базе ближайшего окружения;

способствовать
разви­тию самостоятельной по­знавательной
активности

:

{» ‘ —
‘I
HIU

!

Читать наизусть
потешки, песен­ки, небольшие авторские
стихи (М).

Вызывать у детей
интерес к кни­гам, их рассматриванию
(вместе со взрослыми и самостоятельно)
(XT).

Театрализация
хорошо известных детям произведений
(К).

Реализовывать
региональные реко­мендации по отбору
содержания для чтения детям

Мир человека:

продолжать знакомить
с предмет­ным содержанием окружающего
рукотворного мира (наименование, внешние
признаки, целевое назначе­ние и
функции предметов) (Т, Б);

начать целенаправленно
знакомить с различной деятельностью
людей в обществе и дома (предметы-помощ­ники;
трудовые действия) (Т);

в игровой форме
начать знакомить со строением собственного
тела (3, С).

Мир природы:

передавать информацию
об отдель­ных представителях
растительного и животного мира (внешние
признаки и яркие характерные особенности);

знакомить с некоторыми
природ­ными материалами (дерево,
глина), выделять их свойства и качества
(Т, Б).

Использовать в
работе с детьми фор­мы и методы,
побуждающие детей к различной степени
активности (от на­блюдений до
практической деятель­ности, детское
экспериментирование, решение проблемных
ситуаций, загад­ки-движения, разбор
и комментирова­ние путаниц); создавать
каждому ре­бенку условия для хранения
личных вещей и предметов, вызвавших
его интерес («сокровищницы») (К, ФК).

Создавать и
систематически попол­нять развивающую
среду в группе (иллюстрации, картинки,
открытки с изображением животных и
растений, копилки «Подарки осени (зимы,
вес­ны, лета)»; комнатные растения и
т. п.), в детском саду и на его террито­рии
(комната природы, «зеленый дет­ский
сад», посадки на участке и др.)

38

39

Способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенкаСпособствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка

Задачи работы с
детьми

Способствовать
своевре­менному интеллектуально­му
развитию ребенка:

формировать
элементар­ные математические
пред­ставления;

закладывать основы
ло­гического мышления, опе­раций
классификации и сериации;

■ си

развивать
исследова­тельскую деятельность

Социализация

Развивать уверенность
в себе и своих возможно­стях; развивать
актив­ность, инициативность,
са­мостоятельность

Основные пути
их решения

Дать представление
о порядке сле­дования чисел от 1 до
5, используя считалки, стишки (Ч).

Дать представление
о количестве, различая группы в 1—2—3
предмета.

Учить сравнивать
по количеству, используя обобщенные
понятия «много — мало».

Практически создавать
ситуации добавления и убавления, обращая
внимание детей на изменение количе­ства.

■’

На занятиях по
формированию эле­ментарных
математических представ­лений с
использованием продуктив­ной
деятельности детей, в дидакти­ческих
играх и в повседневных обучающих
ситуациях учить по­нимать слова,
выражающие контра­стные качества
(сильный
слабый, чистый
грязный,
большой

мале­нький,
длинный

короткий,
пу­стой

полный, прямой
кривой,
светлый

темный и
т. п.); выде­лять признаки и свойства
предметов и называть их; выделять группу
предметов, имеющих одинаковый признак
(сенсорный); строить ряды по возрастанию
и убыванию степени выраженности признака
(К).

Проводить простейшие
демонст­рационные опыты для выяснения
свойств предметов и материалов (Б)

Закладывать основы
личности

Рассказывать детям
об их реаль­ных и возможных в будущем
дости­жениях (К).

Отмечать и публично
поддержи­вать любые успехи детей
(К).

Всемерно поощрять
самостоятель­ность детей и расширять
ее сферу.

Помогать ребенку
находить спосо­бы реализации
собственных постав­ленных целей.

Поддерживать
стремление научить­ся делать что-то
и радостное ощуще­ние возрастающей
умелости (Т, XT).

Содействовать
становле­нию социально ценных
взаимоотношений:

формировать
доброже­лательные и равноправные
отношения между сверст­никами;

предотвращать
негатив­ное поведение и знакомить
со способами разрешения конфликтов;

бороться с проявлениями
жестокости в отношении других живых
существ;

формировать
представ­ления о положительных и
отрицательных действиях;

формировать
представ­ления и отношение к себе:

  • обогащать образ Я
    ребенка представлениями о своем прошлом
    и настоя­щем;

  • формировать
    спо­собность различать отно­шение
    к себе и критику продуктов своей
    деятель­ности

Укреплять доверие
и привязанность к взрос­лому.

В разных формах
работы терпимо относиться к затруднениям
ребенка, позволять ему действовать в
своем темпе (3).

Не критиковать
прямо результаты деятельности детей,
а также их самих.

Учитывать
индивидуальные особен­ности детей,
стремиться найти подход к застенчивым,
нерешительным, кон­фликтным,
непопулярным детям.

Уважать и ценить
каждого ребенка независимо от его
достижений, досто­инств и недостатков

Ввести традицию
коротко сооб­щать всей группе
что-нибудь положи­тельное о каждом
ребенке (К).

Привлекать детей
к поочередному выполнению коротких
привлекатель­ных заданий (Т).

Устанавливать
вместе с детьми причины конфликтов;
привлекать де­тей к поиску их решения
(П, К).

Помогать детям при
столкновении их интересов по поводу
игрушек (К).

Осуждать проявления
жестокости в отношении живых существ,
вызы­вать сочувствие к жертвам (Б, П,
К).

Организовывать
коллективное одоб­рение/осуждение
безличных, понят­ных детям хороших
и плохих дейст­вий в форме игры «Хорошо
или плохо делать так?», кукольного
театра и др. (К, Ч).

Рассказывать каждому
о том, ка­ким он был маленьким и каким
стал теперь (П, К).

Использовать в роли
носителей кри­тики только игровые
персонажи, для которых создавались
продукты.

Ограничить критику
исключитель­но результатами
продуктивной дея­тельности

Создавать в группе
положитель­ный психологический
микроклимат, в равной мере проявляя
заботу и лю­бовь ко всем детям: выражать
ра­дость при встрече; использовать
лас­ку и теплое слово для выражения

__

Труд

Поддерживать
созида­тельное отношение к окру­жающему
миру и готов­ность совершать трудовые
усилия.

Художественное
творче­ство. Музыка

Пробуждатьэмоцио-

нальную отзывчивость
к эстетической стороне окру­жающей
действительно­сти;

развивать зрительное
и слуховое восприятие ре­бенка.

Создавать условия
для восприятия музыки как средства
передачи чувств и настроения

Создавать общую
атмо­сферу доброжелательно­сти,
принятия каждого, доверия, эмоционального
комфорта, тепла и понима­ния

Задачи работы с
детьми

Основные пути их
решения

своего отношения
к ребенку; прояв­лять деликатность
и тактичность при выявлении нужд и
потребностей ре­бенка, помогать
ему выйти из затруд­нительных и
унижающих его досто­инство ситуаций
(изолировать его от других детей
при смене грязного белья, подбодрить,
успокоить); обес­печивать всем
детям равные возмож­ности при
использовании игрушек, оборудования,
материалов.

Уважать
индивидуальные вкусы и привычки
детей.

Развивать

заинтересо-

Выступать партнером
и организовы-

ванность во
взрослом

как

вать совместную
трудовую, конструк-

в партнере по

совместнои

тивную, игровую
деятельность с деть-

деятельности

ми индивидуально
и по подгруппам

Формировать
отношение

к окружающему
миру:

укреплять
познаватель-

Поощрять
самостоятельную по-

ное отношение

к
окружаю-

знавательную
деятельность детей, их

щей действительности;

стремление
узнавать новое и прила-

гать к этому
усилия. Начать форми­ровать
индивидуальность в сфере по­знавательных
интересов и предпочте­ний (П, К).

закладывать

основы

бе-

Показывать
пример бережного

режного и
заботливого

от-

отношения
к природе, к другим лю-

ношения к
окружающему

дям
(Б, 3).

миру.

Мир человека:

упражнять в
проявлении бережно­го отношения
к предметам и внима­тельного,
заботливого отношения к окружающим
людям (проигрывание «проблем»
игрушек, связанных с житейскими
ситуациями и поведен­ческими
проблемами) (П, Б);

ввести традицию
«исправляем — помогаем», проводить
групповые ми­ни-праздники с
рукотворными пред­метами и
материалами (мыльные пузыри,
бумажные фантики и пр.) (Т, П).

Мир природы:

вызывать
эмоциональный отклик

на
различные объекты и явления

В

природы при
непосредственном обще­нии с ними
(наблюдения, экскурсии, прогулки) (П,
К);

осуществлять
уход за растения­ми (Т);

|||
jm
НИ

проводить
мини-праздники с при­родным материалом
(шишками, во­дой, снегом, песком и пр.)
(П, ФК);

формировать позицию
помощника и защитника по отношению к
объек­там природы (Б).

Поощрять и создавать
условия для успешной реализации желания
ре­бенка создавать что-то для
последую­щего использования в его
игре, в бы­ту, в подарок близким по
его индиви­дуальному замыслу (С, XT).

Поддерживать
стремление детей помогать по мере сил
взрослым в их трудовой деятельности.
Обеспечи­вать детей необходимыми,
соответст­вующими их возрастным
возможно­стям, привлекательными
орудиями труда (С, П, Б).

Красиво и эстетически
целостно оформить интерьер группы.

Обращать внимание
детей на кра­соту природы и создавать
благоприят­ные условия для ее
созерцания (П).

Знакомить детей с
произведениями живописи,
декоративно-прикладного искусства,
музыки (П).

Проводить игры и
упражнения, на­правленные на сенсорное
развитие в области восприятия звука
(П).

Использовать музыку
как средство регуляции настроения
детей, созда­ния благоприятного
эмоционального фона (С).

Поощрять детей
свободно вырази­тельно двигаться
под музыку (ФК).

Побуждать детей
формировать и выражать собственные
эстетические вкусы и предпочтения

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник