Способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка
Татьяна Колесникова
Основопологающие законы психического и личностного развития детей
ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность.
В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личность,а именно: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
Значимым периодом в возрастном развитии личности являются отрочество и юность. Диагностика и самодиагностика личности особенно важны в этот период, когда молодой человек усваивает социальные нормы, примеряет на себя различные социальные статусы и формирует навыки исполнения социальных и психологических ролей. Выявление резервов личностного развития становится важной задачей.
В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами, сверстниками. Но очень ценно, если эти качества проанализированы научно.
Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.
Каждый человек имеет свои психологические особенности. Нет на земле двух одинаковых людей. Каждому присущи особенности, которые определяются в психических процессах: отдельный индивид обладает свойственным только ему восприятием, субъективной памятью и особенностями ее процессов.
Уровень интеллектуального развития, такие качества, как внимание и воображение, также отличаются индивидуальными особенностями. Каждый человек – неповторимая личность.
Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям, темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потребностями и интересами. У каждого человека свои личностные установки, правила и нормы жизни.
Сегодня, в начале XXI в. наблюдается процесс дицелерации (замедление темпов развития). Современные дети по всей совокупности морфологических характеристик значительно уступают своим родителям в их детстве, и этот процесс, исходя из предположений антропологов, по всей вероятности будет продолжаться. Вместе с тем в связи со стремительными темпами научно-технического прогресса наши дети более информированы и эрудированы. Существуют ли специфические, характерные для сегодняшних школьников особенности в развитии их интеллектуальных способностей, и каковы эти особенности? Ответ на этот вопрос принципиально важен как для современной науки, так и для практики организации учебно-образовательного процесса. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что изучение закономерностей развития познавательных способностей и их формирования в учебной деятельности в период роста и развития человека является одной из актуальных теоретических и научно-практических задач современности.
2. Понятие условий и источников развития.
Концепция Д. Б. Эльконина
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития.Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.
С точки зрения Л. С. Выготского, все современные ему теории описывали ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному. Поэтому не удивительно, что центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности.
Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной психологии, — наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Однако главная черта всех концепций — это понимание развития как приспособления человека к окружающей его среде. В современных концепциях в основе детского развития так же лежат, если не наследственные, то биологические процессы приспособления.
По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. По К. Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи, «присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов». В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.
Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.
Л. С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо, рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.
Детское развитиеимеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.
Условия развития позднее были более подробно описаны А. Н. Леонтьевым. Это морфофизиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны быть приведены в движение деятельностью субъекта. Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности также не врожденны, они формируются, причем первая потребность — потребность в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.
По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение. Важно отметить, что развитие и обучение — это разные процессы. По словам Л. С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. «Развитие, — пишет он, — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».
Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.
Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известна теперь психологам всего мира.
Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день«.
Д. Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе «ребенок в обществе», то радикально меняется характер взаимосвязи, да и само содержание систем «ребенок — вещь» и «ребенок — отдельный взрослый», выделенных европейской психологии как две сферы детского бытия. Д. Б. Эльконин показывает, что система «ребенок — вещь» по сути есть система «ребенок — общественный предмет», так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним. При усвоении общественно выработанных способов действий с предмет ми и происходит формирование ребенка как члена общества.
Система «ребенок-взрослый» превращается, по Д. Б. Эльконину, в систему «ребенок — общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников, конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладения все более сложными, новыми предметными действиями.
Д. Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором и формируется личность ребенка. Другое дело, пишет он, что «этот единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны».
Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.
Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов.С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивалисьих интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т. д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
По нашему мнению, одной из важных причин катастрофического ухудшения здоровья современных учащихся является также недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их учебно-познавательной деятельности. Именно неправильные организация и нормирование интеллектуальных и информационных нагрузок, ведут к переутомлению школьников. И как результат – недомогания и различного рода заболевания.
Источник
Учить детей
пользоваться различными орудиями
в продуктивной деятельности (кистью,
карандашом), в самообслуживании (есть
ложкой, вилкой; пользоваться ножом для
разламывания картофелины, котлеты;
расческой, зубной щеткой и др.), в труде
(веником, совком, лопаткой и др.) (XT,
T,
Б, 3).
1
Реализовывать
региональные рекомендации по отбору
орудий традиционных видов деятельности
для знакомства с ними детей
От лица игрового
персонажа высказывать пожелания по
усовершенствованию результата
работы ребенка, мотивируя просьбу
потребностями этого персонажа (С)
Способствовать
становлению сознания
Расширять круг
знае-мых мотивов человеческой
деятельности
Труд
Расширять поле
знае-мых и реализуемых в деятельности
целей; способствовать осознанию
ребенком его собственных целей.
Формировать
способность реализовывать цепочку
из двух-трех соподчиненных целей
Способствовать
становлению деятельности
В сюжетно-ролевых
играх, при чтении художественной
литературы постепенно раскрывать перед
детьми спектр мотивов человеческой
деятельности: познание, помощь
другим, созидание и т. п. (С, Ч, П, Т).
Поддерживать в
детях мотивации познания, созидания,
общения, игры
В процессе игры, на
познавательных занятиях, экскурсиях
по детскому саду расширять
представления детей о целях
человеческой деятельности (покупка
продуктов и приготовление еды, стирка
и уборка, строительство, лечение
болезней и др.). Реализовывать региональные
рекомендации по отбору содержания
традиционных видов деятельности
взрослых (С, П, Т).
В продуктивных
видах деятельности создавать условия
для самостоятельной постановки
детьми целей, способствовать осознанию
этих целей.
Предлагать детям
задания и поручения, требующие
выполнения нескольких последовательных
действий
Коммуникация
Развивать речь
детей: обогащать словарь;
развивать
произносительную сторону речи;
Расширять пассивный
и активный словарь на основе знакомства
детей с окружающей действительностью
и углубления представлений о ней (П).
Знакомить со
словами-обобщениями, обозначающими
родовые понятия (игрушки, посуда, мебель,
одежда, овощи, фрукты и т. п.) (П).
Расширять словарь,
обозначающий действия (деятельность
и действия людей, движения животных)
(Т, П, ФК).
Упражнять детей в
использовании определений (характеристика
предметов и явлений, внешний вид
людей и животных) (П, К).
Развивать речевой
слух.
Упражнять речевой
аппарат (артикуляционный и дыхательный)
для закрепления и появления правильного
звукопроизношения; вызывать, уточнять
и закреплять произношение звуков
родного языка (гласных и части согласных)
(3).
Использовать
артикуляционную гимнастику, дидактические
игры и упражнения.
Вырабатывать
интонационную выразительность,
правильный темп, силу
36
Задачи работы с
детьми
способствовать
развитию грамматического строя речи;
способствовать
формированию предпосылок связной
речи детей:
— диалогическая
форма речи;
:
— монологическая
форма речи.
Чтение художественной
литературы
Вводить детей в мир
художественного слова
Основные пути их
решения
голоса посредством
игр-драматиза-ций, игровых сюжетов,
чтения и воспроизведения простейших
попевок, потешек, отрывков авторских
произведений (С, Ч).
Упражнять в
согласовании слов в роде, числе, лице,
падеже; упражнять в правильном
употреблении предлогов, выражающих
различные пространственные отношения
(у, в, под, с,
из, к, за, на) (П).
Упражнять в
употреблении имен существительных в
единственном и множественном числе.
Закреплять умение
называть животных и их детенышей в
единственном и множественном числе
(волк —
волчонок —
волчата) (П).
Учить распространять
предложения за счет однородных
членов предложения.
Продолжать развивать
диалогическую речь как средство
коммуникации (жесты, мимика, слова,
фразы).
Создавать условия
для инициативного общения ребенка
со сверстниками и взрослыми (С).
Закреплять простейшие
формы речевого этикета (приветствие,
прощание, просьба, знакомство) (С).
Упражнять в
воспроизведении простых коротких
текстов повествовательного типа с
помощью воспитателя, с использованием
различных театров (настольный плоскостной,
пальчиковый, бибабо) (Ч, С).
Упражнять в дополнении
высказываний (описательного типа)
перечислительным рядом (определений,
существительных, глаголов) с опорой
на наглядность: На
полке стоит машина… (кукла, зайчик,
книга и пр.);
В лесу на
полянке зайчик сидел… (прыгал, бегал,
слушал и пр.).
Рассказывать
народные и авторские сказки.
Познание
Способствовать
познавательному развитию детей:
расширять кругозор
ребенка на базе ближайшего окружения;
способствовать
развитию самостоятельной познавательной
активности
:
—
{» ‘ — ‘I‘
HIU
!
Читать наизусть
потешки, песенки, небольшие авторские
стихи (М).
Вызывать у детей
интерес к книгам, их рассматриванию
(вместе со взрослыми и самостоятельно)
(XT).
Театрализация
хорошо известных детям произведений
(К).
Реализовывать
региональные рекомендации по отбору
содержания для чтения детям
Мир человека:
продолжать знакомить
с предметным содержанием окружающего
рукотворного мира (наименование, внешние
признаки, целевое назначение и
функции предметов) (Т, Б);
начать целенаправленно
знакомить с различной деятельностью
людей в обществе и дома (предметы-помощники;
трудовые действия) (Т);
в игровой форме
начать знакомить со строением собственного
тела (3, С).
Мир природы:
передавать информацию
об отдельных представителях
растительного и животного мира (внешние
признаки и яркие характерные особенности);
знакомить с некоторыми
природными материалами (дерево,
глина), выделять их свойства и качества
(Т, Б).
Использовать в
работе с детьми формы и методы,
побуждающие детей к различной степени
активности (от наблюдений до
практической деятельности, детское
экспериментирование, решение проблемных
ситуаций, загадки-движения, разбор
и комментирование путаниц); создавать
каждому ребенку условия для хранения
личных вещей и предметов, вызвавших
его интерес («сокровищницы») (К, ФК).
Создавать и
систематически пополнять развивающую
среду в группе (иллюстрации, картинки,
открытки с изображением животных и
растений, копилки «Подарки осени (зимы,
весны, лета)»; комнатные растения и
т. п.), в детском саду и на его территории
(комната природы, «зеленый детский
сад», посадки на участке и др.)
38
39
Задачи работы с
детьми
Способствовать
своевременному интеллектуальному
развитию ребенка:
формировать
элементарные математические
представления;
закладывать основы
логического мышления, операций
классификации и сериации;
■ си
развивать
исследовательскую деятельность
Социализация
Развивать уверенность
в себе и своих возможностях; развивать
активность, инициативность,
самостоятельность
Основные пути
их решения
Дать представление
о порядке следования чисел от 1 до
5, используя считалки, стишки (Ч).
Дать представление
о количестве, различая группы в 1—2—3
предмета.
Учить сравнивать
по количеству, используя обобщенные
понятия «много — мало».
Практически создавать
ситуации добавления и убавления, обращая
внимание детей на изменение количества.
■’
На занятиях по
формированию элементарных
математических представлений с
использованием продуктивной
деятельности детей, в дидактических
играх и в повседневных обучающих
ситуациях учить понимать слова,
выражающие контрастные качества
(сильный —
слабый, чистый
— грязный,
большой —
маленький,
длинный —
короткий,
пустой —
полный, прямой
— кривой,
светлый —
темный и
т. п.); выделять признаки и свойства
предметов и называть их; выделять группу
предметов, имеющих одинаковый признак
(сенсорный); строить ряды по возрастанию
и убыванию степени выраженности признака
(К).
Проводить простейшие
демонстрационные опыты для выяснения
свойств предметов и материалов (Б)
Закладывать основы
личности
Рассказывать детям
об их реальных и возможных в будущем
достижениях (К).
Отмечать и публично
поддерживать любые успехи детей
(К).
Всемерно поощрять
самостоятельность детей и расширять
ее сферу.
Помогать ребенку
находить способы реализации
собственных поставленных целей.
Поддерживать
стремление научиться делать что-то
и радостное ощущение возрастающей
умелости (Т, XT).
‘
Содействовать
становлению социально ценных
взаимоотношений:
формировать
доброжелательные и равноправные
отношения между сверстниками;
предотвращать
негативное поведение и знакомить
со способами разрешения конфликтов;
бороться с проявлениями
жестокости в отношении других живых
существ;
формировать
представления о положительных и
отрицательных действиях;
формировать
представления и отношение к себе:
обогащать образ Я
ребенка представлениями о своем прошлом
и настоящем;формировать
способность различать отношение
к себе и критику продуктов своей
деятельности
Укреплять доверие
и привязанность к взрослому.
В разных формах
работы терпимо относиться к затруднениям
ребенка, позволять ему действовать в
своем темпе (3).
Не критиковать
прямо результаты деятельности детей,
а также их самих.
Учитывать
индивидуальные особенности детей,
стремиться найти подход к застенчивым,
нерешительным, конфликтным,
непопулярным детям.
Уважать и ценить
каждого ребенка независимо от его
достижений, достоинств и недостатков
Ввести традицию
коротко сообщать всей группе
что-нибудь положительное о каждом
ребенке (К).
Привлекать детей
к поочередному выполнению коротких
привлекательных заданий (Т).
Устанавливать
вместе с детьми причины конфликтов;
привлекать детей к поиску их решения
(П, К).
Помогать детям при
столкновении их интересов по поводу
игрушек (К).
Осуждать проявления
жестокости в отношении живых существ,
вызывать сочувствие к жертвам (Б, П,
К).
Организовывать
коллективное одобрение/осуждение
безличных, понятных детям хороших
и плохих действий в форме игры «Хорошо
или плохо делать так?», кукольного
театра и др. (К, Ч).
Рассказывать каждому
о том, каким он был маленьким и каким
стал теперь (П, К).
Использовать в роли
носителей критики только игровые
персонажи, для которых создавались
продукты.
Ограничить критику
исключительно результатами
продуктивной деятельности
Создавать в группе
положительный психологический
микроклимат, в равной мере проявляя
заботу и любовь ко всем детям: выражать
радость при встрече; использовать
ласку и теплое слово для выражения
__
Труд
Поддерживать
созидательное отношение к окружающему
миру и готовность совершать трудовые
усилия.
Художественное
творчество. Музыка
Пробуждатьэмоцио-
нальную отзывчивость
к эстетической стороне окружающей
действительности;
развивать зрительное
и слуховое восприятие ребенка.
Создавать условия
для восприятия музыки как средства
передачи чувств и настроения
Создавать общую
атмосферу доброжелательности,
принятия каждого, доверия, эмоционального
комфорта, тепла и понимания
Задачи работы с | Основные пути их | ||
своего отношения Уважать | |||
Развивать | заинтересо- | Выступать партнером | |
ванность во | как | вать совместную | |
в партнере по | совместнои | тивную, игровую | |
деятельности | ми индивидуально | ||
Формировать | |||
к окружающему | |||
укреплять | Поощрять | ||
ное отношение | к | знавательную | |
щей действительности; | стремление | ||
гать к этому | |||
закладывать | основы | бе- | Показывать |
режного и | от- | отношения | |
ношения к | дям | ||
миру. | Мир человека: упражнять в ввести традицию Мир природы: вызывать | ||
на | |||
В | природы при осуществлять | ||
||| |
проводить
мини-праздники с природным материалом
(шишками, водой, снегом, песком и пр.)
(П, ФК);
формировать позицию
помощника и защитника по отношению к
объектам природы (Б).
Поощрять и создавать
условия для успешной реализации желания
ребенка создавать что-то для
последующего использования в его
игре, в быту, в подарок близким по
его индивидуальному замыслу (С, XT).
Поддерживать
стремление детей помогать по мере сил
взрослым в их трудовой деятельности.
Обеспечивать детей необходимыми,
соответствующими их возрастным
возможностям, привлекательными
орудиями труда (С, П, Б).
Красиво и эстетически
целостно оформить интерьер группы.
Обращать внимание
детей на красоту природы и создавать
благоприятные условия для ее
созерцания (П).
Знакомить детей с
произведениями живописи,
декоративно-прикладного искусства,
музыки (П).
Проводить игры и
упражнения, направленные на сенсорное
развитие в области восприятия звука
(П).
Использовать музыку
как средство регуляции настроения
детей, создания благоприятного
эмоционального фона (С).
Поощрять детей
свободно выразительно двигаться
под музыку (ФК).
Побуждать детей
формировать и выражать собственные
эстетические вкусы и предпочтения
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник