Способности ребенка и пути их развития

Учебные способности детей, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет  именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. 

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

Универсальные учебные действия   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

        В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. Личностный
  2. Познавательный
  3. Регулятивный
  4. Коммуникативный

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;
  •  действие смыслообразования ;

Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

  •  действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  •   целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  •   прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  •  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  •  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  •   оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  •  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные,
  •  логические,
  • действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия включают в себя:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  
  •  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
  • знаково-символические  — моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  •   умение структурировать знания;
  •  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:        

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  •  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  •  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  •  умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.

Так, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– снизить учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В своей работе я использую  проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

Я вам приведу два примера как мы работаем с первым классом.

Это уроки окружающего мира и внеурочная деятельность «Путешествие по стране этикета».

Учебные способности детей развиваются через познавательный интерес.

    Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:

 а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;

 б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.

 Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире.

 Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются  из чего сделан обычный для них предмет и какими свойствами обладает.

Так, была у нас тема «Твой распорядок дня». Дети сами составляли свой распорядок дня и особое внимание обратили как надо правильно умываться. А умываться нужно обязательно с мылом. Рассматривали разные кусочки мыла, описывали его, нюхали.

Так, с помощью игры познаем неизвестный материал , развиваем способность работать в микрогруппах, учимся на основе опытов анализировать и делать самостоятельные выводы, развиваем связную речь, воображение, воспитываем культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества.

И эту же тему продолжили на внеурочной деятельности. Прошел урок-игра «Да здравствует мыло душистое». В гости пришел сказочный персонаж Жалейкин, который помогал ставить опыт и экспериментировать.

Опыт 1. Мыло можно поделить, порезать, а мы с вами попробуем натереть мыло на терке. Что мы делаем? Трем. Что у нас сыплется? Стружка.

Опыт 2. Какого цвета вода в стакане? (прозрачная, переливается на свету). А теперь высыплем полученную стружку в стакан с водой и перемешаем ложкой. Что же получилось? Вода стала белая, мутная.

Опыт 3. Попробуйте взбить воду венчиком? Что получилось? Мыло превратилось в пену.

Опыт 4. А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканы с пеной и подуем. Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей.

На этих уроках каждый ребенок получил возможность самостоятельно познать новый материал,  удивиться и сделать вывод. Ребенок саморазвился путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, то есть развил способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Источник

Родительское собрание «Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и внеурочной деятельности».

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формирова­нию  успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

З. Отработка с родителями воспитательных   и психологических  приемов  поддержки учебной деятельности ребенка.

Форма проведения: семинар-практикум.

Этап подготовки.

1. Оформление родительского собрания: на слайде  представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:

«Воспитание — это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

 «Великая трудность воспитания — это держать детей в повинове­нии, не  портя их  xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле вос­питания, — это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

 «Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».( А. Чехов)

2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников  собрания.

3. Подготовка с группой учащихся, шуточных сюжетов в каждом из которых два «собеседника».

4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей.

5.  «Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей.

Этап проведения.

Классный руководитель: Учеба наших детей — это то, что сопро­вождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длитель­ного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбы­лись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак — оценка — увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспе­вающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать подде­ржку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить ти­пичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

*Родители сидят в группах. На каждый вопрос отвечает одна группа.

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании­ отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге —  лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Ситуация третья: придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него ­это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура — вратарь.  Как помочь ребенку, не сломав его?

Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточное умение читать и понимать текст.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выра­жать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.

Низкая самооценка школьника.

Наиболее частой причиной неуспеваемости является отсутствие мотивации на обучение, либо неправильная мотивация. По данным анкетирования из 37 учащихся только двум ученикам учиться не нравится, т.е. у большей части есть мотив к учебной деятельности. Вот тут стоит посмотреть поглубже – чем обосновывают свои мотивы дети.

43% имеют вполне сформированный мотив – получить знания. Это дети, которые внимательны на уроках, они стремятся к новым знаниям, активны на уроке. К ним же можно отнести и тех, кто учится для того, чтобы в будущем стать ученым или из любви к отдельному предмету (17%). Сложнее обстоит дело с теми, кто учится ради пятерки (9%) или похвалы мамы (3%). Этим ученикам не важны знания, им нужна 5! Очень часто такую установку дают своим детям именно родители. Какой вопрос Вы задаете сыну или дочке после школы?

  • ответы родителей

Правильным с точки зрения формирования учебного мотива будет вопрос «Что нового ты узнал, с чем познакомился, что понравилось?», а не «Какую оценку ты сегодня получил?».

Хорошо было бы беседовать с ребенком о важности знаний в будущем, формируя у ребенка учебный мотив.

Одного мотива для успешного обучения недостаточно. Необходимо постоянно поддерживать ребенка, обсуждать с ним трудности, успехи, взаимоотношения с учителями, одноклассниками. Радует тот факт, что все ученики отметили Вашу поддержку, хотя при ответе на вопрос об обсуждении 5 учеников ответили довольно странно – «нет», «нормально», «да, бьют».

Учебные способности есть у всех. Ребенку необходима поддержка, иногда помощь в трудных темах, поощрения за успехи, чувство ответственности за отсутствие результата.

Давайте посмотрим как ВЫ поощряете и накзываете своих детей за успехи и промахи в учебе?

  • ответы родителей.

А теперь посмотрим, что ответили Ваши дети:

Правильным с точки зрения педагогической науки можно считать поощрение в виде похвалы, развлечений (особенно театр!). Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом,  если вы уверены, что ребенок старался, стре­мился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом  задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы пере­ходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

Недопустимым будет возможность погулять за хорошую учебу. Прогулка является естественной потребностью организма и должна быть режимным моментом в распорядке дня ученика. Еще сложнее обстоит дело с денежным вознаграждением.

Следующий ворос нашей анкеты звучит так «Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе? Как?». Сначала хотелось бы послушать Вас.

  • ответы родителей.

Давайте подумаем, а все ли получается у нас в жизни? Всегда ли мы успешны? Не думаю, что все ответят «да». Так почему же половина из Вас (50%) не дает права на ошибку своему ребенку? Что ждет ребенка за промахи? Его …

  • Заканают (видимо родители)

  • Накажут ремнем

  • Не отпустят гулять

  • Наругают

  • Не дадут играть в компьютер

  • 5 дней без мультфильмов

  • Закроют в комнате

  • Поставят в угол

  • Заберут телефон

  • И , наконец, наругают и объяснят!

Именно объяснить ребенку в чем его промах, помочь понять причину неудачи, наметить пути исправления ситуации в наших силах. И это будет правильно. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказы­вать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учите­лю — почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

И здесь полезной может оказаться информация о любимом предмете и самом сложном для освоения с точки зрения Вашего ребенка.

Эта информация очень важна для определения учебных интересов ребенка, возможных мест затруднений. Проанализировав ее, можно выстроить для ученика образовательный маршрут: какие способности есть, как развить (сюда подключаем внеурочную деятельность – выбор кружка зависит от цели – либо усилить интерес, либо подтянуть ту область, которая вызывает затруднения)

Возвращаясь к беседам между родителями и ребенком, хочется обратить внимание на тему любимых предметов родителей в школе. Часто детям кажется, что их родители никогда не были учениками. Проговаривая с ребенком моменты о Ваших достижениях или промахах во время учебы, Вы даете ему понять, что понимаете его, что были такими же как он. Вероятнее, после такого разговора многие советы будут им более восприняты. По результатам анкетирования любимый школьный предмет мамы или папы смогли назвать 52% опрошенных. Другая половина либо не знает этого (т.е никогда не говорили об этом с родителями) либо в качестве любимых школьных предметов назвали:

  • Вязание у мамы

  • Работу у папы

  • Косметику у мамы

  • Стирку у мамы

Формированию учебных способностей учащихся способствует познавательная активность. Чтение художественной, научной литературы, просмотр телепередач и даже игры на компьютере могут способствовать ее повышению. Интересно, что только один ученик написал, что не читает сейчас. Семь человек (20%) назвали учебник по чтению, а один «Ну, погоди». Старайтесь, по возможности увлечь детей энциклопедиями, рассказами о природе, происхождении вещей. Это поможет углубить знания ребенка по предмету, а соответственно развивать учебные способности. Судя по тому, что в качестве любимых телевизионных передач назвали Ваши дети, помощи в развитии познавательных способностей это точно не принесет. И, наконец, компьютерные игры – играют все 100%! Есть и развивающие – шашки, пазлы, но больше – стрелялки, бродилки, гонки и т.п. в настоящее время есть огромное количество игр, помогающих развить учебные способности ребенка. Это и игры на внимание, память (мемори, что напутал художник), обобщение, нахождение лишнего предмета. И игры, непосредственно формирующие учебные навыки – математические вычисления, чтение слогов, слов, определение частей речи и т.д. от Вас зависит, во что будет играть ребенок и будет ли это способствовать его развитию.

Каждой группе родителей предлагается игра способствующая развитию мыслительныхспособностей детей на ноутбуках.

    Классный  руководитель: Мы завершаем работу в группах, благо­дарим участников и просим каждого сформулировать свой, прове­ренный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой пред­мет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что ни­когда не буду…», а завершает ее в соответствии с собственным пони­манием проблемы. Затем микрофон передается следующему участ­нику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка — это …»  И так поочередно. Мы при­знаем за вами и желание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас. Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицами родительского опыта.

    Подведение итогов собрания.

    Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что при­чин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Уз­нать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уни­кальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребен­ка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, пос­мотреть на мир его глазами.

    У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка ни­каких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрос­лых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний раз­говор (раздает текст «Заповедей»).

    Анкета для учащихся.

    1. Нравится ли тебе учиться? Почему?_________________________________________

    ____________________________________________________________________

    1. Поддерживают ли тебя родители в учебе?____________________________

    2. Обсуждаешь ли ты с родителями свою учебу? (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)__________________________________

    3. Поощряют ли тебя родители за успехи в учебе? Как?________________________

    ____________________________________________________________________

    1. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе? Как?______________________

    ____________________________________________________________________

    1. Назови свой самый любимый предмет в школе_____________________

    2. Назови самый сложный для освоения предмет______________________

    3. Какой предмет был самым любимым

    у твоей мамы________________ у твоего папы____________________

    1. Какую книгу ты сейчас читаешь?__________________________________

    2. Какие передачи ты любишь смотреть по телевизору______________________

    3. В какие игры играешь на компьютере?__________________________________

    Анкета для учащихся.

    1. Нравится ли тебе учиться? Почему?_________________________________________

    ____________________________________________________________________

    1. Поддерживают ли тебя родители в учебе?____________________________

    2. Обсуждаешь ли ты с родителями свою учебу? (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)__________________________________

    3. Поощряют ли тебя родители за успехи в учебе? Как?________________________

    ____________________________________________________________________

    1. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе? Как?______________________

    ____________________________________________________________________

    1. Назови свой самый любимый предмет в школе_____________________

    2. Назови самый сложный для освоения предмет______________________

    3. Какой предмет был самым любимым

    у твоей мамы________________ у твоего папы____________________

    1. Какую книгу ты сейчас читаешь?__________________________________

    2. Какие передачи ты любишь смотреть по телевизору______________________

    3. В какие игры играешь на компьютере?__________________________________

    Заповеди воспитания

     • Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение — это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

    Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают  ребенка:  «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д.  И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то,  что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

    Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

    Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценить себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

    Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

    Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

    Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте. А на разных ступеньках напи­шите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

    • Никогда не забывайте что воспитание — это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

    Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:

    — Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

    — Наручные часы нашего классного руководителя!

    — Кем ты будешь, когда вырастешь? .

    — Знаменитым человеком!

    — Почему ты так думаешь?

    — Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

    Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…

    — Когда собираешься  делать уроки?

    — После кино .

    — После кино поздно!

    — Учиться никогда не поздно!

    Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!

    — Почему ты целый день валяешься на диване? .

    — Готовлюсь стать папой.

    — Почему ты дома не открываешь учебник?

    — Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

    — Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?

    — А я градусник дома забыл!

    Источник