Способ развитие воображения у ребенка

Способ развитие воображения у ребенка thumbnail
5 простых способов развить у ребенка воображение

Рейтинг
27

Воображение ребенка – основа для дальнейшего развития его интеллекта и социальных навыков

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Вы хотите, чтобы ваш ребенок максимально развил свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал? Для этого вам следует понять, как у него устроено воображение, и как развить у него творческие способности.

Важность воображения для детей

Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения:

  • воображение способствует формированию познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Оно помогает ему генерировать творческие идеи и находить решение проблем. Воспитывая ребенка младшего возраста, вы должны больше сосредоточиться на развитии у него творческих способностей и навыков критического мышления;
  • обучение и развитие ребенка взаимосвязаны. Дети сочетают свое воображение, творчество и знания во время игр и других подобных занятий, связанных с процессом эмоционального и умственного совершенствования.

Вспомните, как дети играют в приготовление пищи из песка, листьев, травы и т.д. Так они воспринимают мир и пытаются понять окружающую реальность. Но родители часто препятствуют таким проявлениям творчества у ребенка, беспокоясь, что он не сможет отличать реальность от вымысла. Самый большой вред, который вы способны причинить своему ребенку – это убить его творческие способности, не дав им развиться.

Поймите, что воображение позволяет вашему ребенку формировать уникальные идеи, развивает его в социальном и эмоциональном плане, повышает уверенность в себе. Эти навыки остаются с ним на протяжении всей жизни.

Как развить воображение у ребенка

Ребенок, у которого изначально развито воображение, намного счастливее и внимательнее своих сверстников, а также лучше справляется с трудными ситуациями. Рассмотрим несколько способов развить воображение у ребенка.

1. Истории

У детей есть врожденная любовь к различным историям. Истории подталкивают их к тому, чтобы самим делиться своими мыслями и чувствами. Поскольку рассказы основываются на воображении, дети не просто слышат и рассказывают истории, они их проживают. Каждый эпизод происходит с ними в их воображении. Именно так у детей развивается творчество.

Читайте ребенку книги и рассказывайте истории, которые вы помните из своего детства. Рассказывайте эпизоды из своих любимых пьес. Смотрите вместе с ребенком фильмы и помогите ему узнавать истории из разных источников. Не ограничивайтесь только вымышленными историями. Рассказывайте ему об исторических событиях, о выдающихся людях и изобретениях. Это обогатит ум ребенка.

Полезные советы

  • обсуждайте с ребенком сцены из книг и фильмов, придумывайте вместе с ним альтернативные окончания;
  • придумывайте истории вместе с ребенком;
  • вместе с ребенком представьте себя героями фильма или книги и придумайте собственный сюжет;
  • если ваш ребенок еще маленький, читайте ему книги с картинками. Особое внимание уделите рассматриванию картинок;
  • с помощью историй помогите ребенку учить новые слова, географические названия и исторические события.

2. Искусство

Детские рисунки на обоях приводят родителей в ужас. Однако это первые попытки ребенка проявить творчество. Важность занятий ребенка разными видами искусства часто недооценивается: родители предпочитают обучать ребенка основам различных наук, чем развивать у него творческие способности. Однако признание творчества ребенка способствует самовыражению ребенка, развивает у него творческое мышление и укрепляет чувство собственного достоинства.

Полезные советы

  • дайте ребенку необходимые инструменты для рисования и лепки;
  • запишите ребенка в художественную школу;
  • водите его на выставки, в музеи и т.д.;
  • не критикуйте работы ребенка и не навешивайте на них ярлыки. Просто наблюдайте;
  • не пытайтесь рационализировать. Если ребенок считает, что солнце не обязательно должно быть желтым – это его право;
  • позвольте ребенку использовать для творчества все, что ему доступно. В качестве полотна может выступить картонная коробка или старая ваза;
  • рассматривайте вместе с ребенком художественные альбомы с репродукциями картин.

3. Игры на воображение

Ваш ребенок любит играть в доктора, бизнесмена или певца? Неважно, любит ли он бегать по лужам, готовить воображаемые блюда из листьев и грязи или рисует небо черного цвета – все это означает, что именно так он видит мир.

Как подтверждают результаты исследований, если у ребенка нет возможности играть в игры на воображение, это ограничивает его способности к познанию и решению проблем и социализироваться, а также способности к изучению языков, математики и ряда других дисциплин.

  • через игры на воображение дети узнают, что им нравится, а что – нет;
  • дети экспериментируют и пытаются осознать, что они видят вокруг;
  • через ролевые игры дети познают реальный мир и приспосабливаются к нему.

Когда ребенок играет в игры на воображение, подыграйте ему. Нет ничего страшного в том, что он говорит: «Я сегодня дрессировал льва» или «Попробуй торт, который я испек».

Полезные советы

  • предложите ребенку пересказать свою любимую историю, продолжить ее и добавить новые детали. Если он испытывает затруднения, предложите ему подумать, что может произойти дальше;
  • предоставьте ребенку реквизиты для того, чтобы он мог разыгрывать придуманные им сцены. Не обязательно покупать что-то в специальных магазинах: в качестве реквизита могут быть мягкие игрушки, марионетки или что-то, собственноручно сделанное из бумаги. Если ребенок приглашает вас поучаствовать в пьесе – соглашайтесь;
  • купите или сделайте специальный реквизит для любимых игр ребенка. Обычно дети любят играть в ресторан, магазин, больницу или кухню.

4. Исследование природы

Дети часто удивляются тому, почему птицы могут летать, а они – нет. Они проявляют свои дизайнерские способности и строят замки из песка.

Исследования показывают, что регулярный контакт с природой хорошо влияет на психическое, физическое и социальное здоровье ребенка. Общение с природой развивает его познавательные навыки, критическое мышление, визуализацию и другие важные навыки.

Полезные советы

  • ходите с ребенком в парк и ботанические сады;
  • используйте прогулки на природе для обучения ребенка;
  • проводите больше времени в саду, лесу и т.д.;
  • читайте ребенку книги о природе и нашей планете;
  • во время прогулок позволяйте ребенку собирать листья, сосновые шишки и т.д.

5. Проявления любопытства у ребенка

Дети интересуются буквально всем, что их окружает. Любопытство включает их активное мышление и мотивирует изучать то, чего они еще не знают. Поэтому дети задают так много вопросов.

Уделите время ребенку и ответьте на все его вопросы. Если какой-либо вопрос ставит вас в тупик, поищите ответ вместе с ребенком. Проявите свое творчество, делитесь с ребенком своими мыслями и идеями, чтобы помочь ему понять окружающий мир.

Полезные советы

  • задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы он мог размышлять над ними;
  • задавайте вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему» и «что, если»;
  • давайте ребенку возможность удовлетворить любопытство. Если после похода в зоопарк он стал интересоваться тиграми, посмотрите вместе документальный фильм о тиграх и ответьте на все вопросы ребенка;
  • решайте вместе различные головоломки;
  • придумывайте рифмованные предложения;
  • посещайте новые места.

Единственное, что может ограничить воображение вашего ребенка – это ваше собственное воображение. Почувствуйте себя ребенком и попробуйте посмотреть на мир его глазами. Занимайтесь вместе с ребенком делами, которые помогут ему развить воображение.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.50 из 5 на основе
6 оценок.

Развитие ребенка
14.06.2018

Источник

Формы и методы развития воображения у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст считается важнейшим (сенситивным), в котором надо развивать воображение, закладывать основы творчества. На это указывал Л. С. Выготский [7].

Способы развития воображения изучались многими учеными. Формирование и развитие процессов воображения в познавательной сфере изучали А. Жатсель[18]и др.

Развитие процессов воображения в игровой деятельности исследованы в рабатах А. Г. Маклакова[31] , П. И. Пидкасистого [37] и др.

Исследованием путей и средств формирования и развития процессов воображения занимались А. Жатсель [18] , Д. Б. Эльконин [56] и др.

Формирование воображения у детей делает возможным воспитать личность целеустремленную, волевую, креативную. От взрослых требуется особое внимание, чтобы в процессе формирования, развития и закрепления уровня воображения, не ограничивалась детская активность и природное стремление к постижению окружающего мира.

Воображение играет особую роль в деятельности психики личности, проявляется даже в несложных видах воспроизведения, когда происходит определенное изменение воспроизводимого образа. Целостность и непрерывность воспроизведения событий, связанных в логически построенное целое, говорит о переработке воспроизводимого материала, восполнении недостающих деталей с помощью деятельности воображения.

Формирование и развитие воображения детей происходит под руководством и с помощью взрослых, закладку механизмов воображения делает взрослый. Это происходит через общение, когда ребенок усваивает действия и речевые навыки, как возможность создавать новые образы, выработанные в обществе, закрепленные в культурных отношениях. Но при этом, внимательно наблюдая, помогая ребенку, нельзя лишать детей активности, любознательности, самостоятельности, подавлять инициативу, вводить ограничения на влечение познавать мир вокруг себя, поддерживать любые попытки проявлять фантазию.

Необходимо развивать способность инициативности воображения, чтобы процесс имел ясную и определенную цель, чтобы можно было проверить результат на практике, проконтролировав простыми вопросами – что, где, когда, зачем и др.

В психологии выделяются три ступени, по которым развивается воображение [23]:

в воображении преобладает вымысел, сказки, фантазии;

в воображении начинают сочетаться фантазия и практический расчет;

воображение полностью подчиняется интеллектуальным способностям.

Дети дошкольного возраста находятся на первой ступени, проходя путь от способности выражения новых образов с помощью слов, до создания образов, отличающихся оригинальностью и содержанием. В процессах воображения появляются творческие элементы, активность фантазии. Таким образом, воображение развивается от непроизвольных форм к произвольным, от воссоздающих к творческим, опираясь на умение представлять, развивая ясность и отчетливость этих представлений. Для этого нужны систематические, целенаправленные занятия, развивающие внимание в нужном направлении, помогающие формировать яркие и устойчивые представления.

Творческий процесс невозможен без развитого воображения, творческих способностей. Детей нужно обучать этому. Существуют различные стадии и уровни творчества. стадии творчества [19]:

Подготовка (зарождение идеи).

Созревание (концентрация).

Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

Проверка.

Подлинное творческое воображение должно решать встающие перед человеком задачи, кристаллизуясь во внешних образах, переходить из воображаемых в реальные предметы.

Формируя образы, объекты или явления, которые человек иногда не воспринимает, деятельность воображения активизируется, присутствует в значительно большей степени. Например, так представляется образ литературного героя, природных явлений.

Важным в формировании и развитии воображения является понятие переходного пространства или переходного предмета воображения, который может быть материальным и нематериальным, в виде слова, звука, музыки.

Развитое воображение облегчает познавательный процесс, помогает в освоении новых знаний и умений, обуславливает легкость и быстроту в применении полученных знаний для решения разнообразных задач, что упрощает подготовку к школе. Воображение тесно связано с основной деятельностью личности, развития его речевых способностей, жизненного опыта[22].

В своем дошкольном детстве, ребенок овладевает различными видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, каждая из которых развивает его воображение.

Значение этой деятельности в развитии воображения специфично, так как позволяет ставить перед ребенком непосредственную творческую задачу, давая различные самостоятельные задания, что-то сочинить, изобразить. В этих видах деятельности, в отличии от игровой, возможна инструкция, так как она направлена на предмет, а не на процесс. Постановка прямой задачи для творчества актуализирует в полной мере творческие способности детей, потому что найти творческое её решение требует более полного проявления воображения, чем при постановке общей задачи.

Чтобы процесс воображения усложнялся и обогащался, необходимо находить приемы побуждения ребят самостоятельно обращаться к опыту своей жизни, используя фантазии для его наполнения. Для пробуждения фантазии, при составлении упражнений и заданий надо применять некие пусковые механизмы, чтобы началась её продуктивная работа. Воспитатель должен узнавать, изучать и направлять приемы и способы, используемые ребенком в процессе фантазирования. Кроме традиционных технологий и вариантов ситуаций для развития воображения, педагог должен применять инновационные технологии, новейшие виды ситуаций, отделяя реально существующие предметы от воображаемых.

Для полноценного формирования и развития процессов воображения существуют различные средства и методы. Основными из них являются:

речевое развитие, изобразительная деятельность, конструирование, художественный ручной труд, игра (Рис. 2).

Формы и методы развития воображения дошкольников

Формы и методы развития воображения дошкольников

речевое развитие (чтение, пересказ, словесные игры, сочинение, рассказывание)

художественный ручной труд

изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.)

конструирование (техническое, художественное)

игра (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и др.)

повышение уровня воображения дошкольников

Рисунок 2.Формы и методы развития воображения дошкольников

Рассмотрим подробнее значение и возможности этих средств и методов.

1. Развитие речи, усвоение речи — мощный фактор и стимул в развитии воображения дошкольника. Ребенок может, оставив непосредственные впечатления, выйти за пределы действительности, он может дать наименования частям воображенных образов, производить с ними действия, создать словесный портрет. Обладая речью, ребенок как бы создает вторую действительность (по А. Р. Лурия) [27]. Обнаружено, что при нарушении речи у детей слабо развивается воображение.

Речь ребенка развивается в быту, общении со взрослыми и сверстниками и в организованном виде в ДОУ. Она дает возможность развивать воображение, так как позволяет дошкольнику представлять предметы, которые он ещё не видел, размышлять о них, выходить за пределы непосредственных впечатлений, строить адекватные образы окружающего мира.

Для занятий можно использовать методы речевого развития, разработанные психологами А. Г. Арушановой, М. И. Лисиной, Н. Я. Михайленко [2,16,34] и др. и разрабатывать свои методики.

Методы развития речи [54]:

Чтение и пересказ.

Рассказывание, когда могут использоваться игрушки, картинки, личные переживания .

Сочинение сказок или пересказ их с изменением сюжета;

Словесные игры.

Слово имеет большое значение в представлении образа[10]. Оно помогает дошкольнику в выявлении личных мыслей и чувств, сопереживании партнерам, согласованности общих действий. Речь, игра, воображение взаимосвязаны. Играя, фантазируя, ребенок развивает речь, а сама игра получает дополнительное развитием с улучшением речи. Обозначая словом действия, дошкольник осмысливает их; слово он использует при дополнении, выражении чувств и мыслей [2].

2. Изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию, нетрадиционные методы, такие как рисование на песке, рисование ладошками и др.

Во всех видах этой деятельности ведущим является воображение, используются и развиваются в процессе творчества его качества: в виде широты, яркости, произвольности, самобытности. В основе формирования воображения в изобразительной деятельности лежит восприятие, а оно зиждется на целенаправленном наблюдении. Взрослый учит дошкольников видению предметов творчества в целом и в деталях, умению вычленить характерное и особенное.

Ребенок рисует непонятные фигуры. Это занятие порой кажется взрослым бессодержательным, не приносящим пользы. Но оно развивает детскую психику, моторику, мышление и воображение. От простого подражания взрослым ребенок переходит к изображению того, что воображает себе.

При этом развиваются необходимее качества воображения: креативность, произвольность, широта, устойчивость. Ребенок должен иметь возможность экспериментировать, использовать разные материалы. Задача взрослых помогать в полноценном развитии воображения, организуя совместные занятия с детьми, давая возможность им наблюдать за деятельностью взрослых и принимать в ней участие.

Особое место в развитие творческого воображения детей занимают занятия лепкой, так как это осязаемый вид творчества [8]. Масштаб изделия не ограничен размером листа, как в изобразительной деятельности, а зависит от воображения ребенка, его умения, индивидуальности. Предмет изображается со всех сторон, его можно потрогать, изменить. Богатый выбор пластичных материалов для лепки, возможностей создать предметы, окружающие его, дает простор для развития творческого воображения, формируя образ в сознании на основе восприятия.

Использование педагогами игровых приемов в руководстве лепкой упрощают понимание поставленной задачи, быстрее включают работу мышления и воображения. В качестве таких методов приемов можно назвать: обыгрывание в процессе лепки предметов, материалов лепки, незаконченного изображения и т.д. Также можно использовать дидактические и развивающие игры по теме занятия, игры с элементами ролевого поведения. Все эти приемы способствуют развитию воображения детей.

Большой интерес у детей вызывают необычные задания, давая толчок к творчеству, например: лепка необычного предмета для необычного использования; оживление слепленного предмета; изменить предмет, чтобы получился совсем другой и т.д. ребенок не только улучшает умения и навыки, но развивает творческую активность, учится вносить изменения в конструкцию, планировать свою деятельность.

Даваемая при этом свобода в деятельности, возможность самому определить форму, метод реализации задуманного, способствует развитию творческого воображения. Это основное направление организации занятий в ДОУ на современном этапе. Задача взрослого: поддержать и развить задатки творчества и фантазии в ребенке, используя знания о специфике детского воображения, этапах его развития, не подавляя его самостоятельность, инициативу.

3. Конструирование — это создание всевозможных поделок из разнообразных материалов, конструкторов [42].

Выделяется техническое конструирование, когда ребенок работает со строительными материалами и конструкторами, и художественное, когда используется бумага и природные материалы. Занимаясь любым из них, ребенок учится планировать свою деятельность, обдумывать сюжет, воплощать задуманное с помощью формы, цвета, связывая действия конструирования с игрой. Дошкольник создает и исполняет свой замысел, его деятельность наполняется новым содержанием, способами воплощения идеи, появляются новые образы.

При этом виде деятельности развивается творческое воображение, при выполнении заданий используются любые материалы, давая простор воображению. Формы, сюжеты изделий, порядок выполнения – везде простор работе воображения, так как объекты могут быть реальными и придуманными, используя моделирование, преобразуя предметы с помощью настраивания, пристраивания, комбинирования, пользуясь подсказкой взрослого или по личной фантазии.

Конструирование с использование конструктора является сложным видом деятельности, носит репродуктивный характер[42]. Особое место среди конструкторов занимает лего-конструктор, который является любимой детской игрушкой, привлекая яркостью, наличием множества деталей, удобным и простым креплением, большим потенциалом в создании, изменении, улучшении создаваемых конструкций. При использовании этого конструктора, конструирование широко сочетается и игрой, в которой проявляется бурная фантазия, оригинальность, богатство воображения.

Развитие творческих качеств, становление личности ребенка находится в тесной взаимосвязи с развитием воображения. Это развитие должно быть систематическим, активным, регулярным, приводящим к совершенствованию процесса воображения.

4. Художественный ручной труд — это трудовая деятельность дошкольника с использованием разнообразных материалов, при которой создаются вещи, которые полезны и одновременно имеют художественное значение и могут украсить свой быт, игры, отдых.

В. А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».[49]

Этот вид деятельности у дошкольников способствует развитию творческого, пространственного воображения [47].

Все перечисленные выше методы вносят свой вклад в развитие воображения дошкольников. При этом необходимо знать, что если эти занятия станут механическими, превратятся в монотонное изготовление поделок по теме, предложенной взрослым, то воображению места нет. Понятно, что в таком занятии важно не только воображение, и это не только воображение, если при этом отсутствует сотворчество с взрослым. Педагог или родитель, беседуя с ребенком в процессе труда, способствует развитию речи ребенка. Обсуждая итог деятельности со сверстниками и взрослыми, дошкольник формирует воображение, а взрослый получает возможность оценить общие и частные уровни развитости ребенка и его воображения.

Педагог должен уметь создать особую атмосферу на занятиях, задания должны быть открытыми, направляющими воображение на создание новых образов, отличающихся самобытностью, новизной, непохожестью. Если на занятиях будет особая атмосфера, полная положительных эмоций, интереса, то это увеличит возможности развития воображения и сопутствующих ему процессов психики. Эти усилия помогут формировать личности, которые будут способны решать в будущем непростые задачи.

Значимым является прием по формированию воображения через создание проблемных ситуаций, имеющих игровой характер. Немаловажна постановка творческих заданий при прочтении книг, сказок, стимулируя этим воображение. Необходимо поощрять замыслы ребят, разрабатывать его с ними, планировать и воплощать, учить и поддерживать создание мысленных ситуаций.

5. Игра или игровая деятельность, являясь жизненно необходимой для ребенка, самой объемной и распространенной сферой занятия , одновременно и сильнейший фактор в развитии воображения.

В игре происходит зарождение и развитие самых значительных сторон продуктивного воображения: его направленность в решении разнообразных задач, возможность, соединяя в одном предмете содержание двух объектов, используя специфические формы, открывать важнейшие характеристики реальной действительности.

Методики развития воображения в игре многогранны. Они должны поддерживаться и обогащаться, так как игра – граница между реальным и воображаемым, опытная возможность построить адаптивную связь между ними. Играя, ребенок открывает для себя мир, учится говорить , осваивая тонкости разговорной речи, активно думает, овладевает движениями собственного тела. Все виды игровой деятельности: ролевая, релятивная, социальная, дидактическая, способствуют развитию воображения.

Одним из основных факторов, развивающих воображение ребенка, является игра, особенно сюжетно-ролевая. Это ведущий вид занятия детей в дошкольном возрасте. Играя, дошкольник развивает эмоции, физические, умственные и психические способности. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие связной речи.

Малыш, играя, говорит вслух, разговаривая с игрушками, за себя и за них, воспроизводит звуки и голоса окружающего мира и предметов: автомобиля, самолета, животных. Он говорит о том, о чем думает, а не о том, что от него требуют взрослые. Игра помогает ему познавать не только реальный мир вокруг, но и себя, и свое место в окружающем мире.

Кроме игры развивают воображение рисунок, лепка, конструирование из бумаги. В этих видах деятельности дети активно используют воображение, пытаясь реализовать все, созданное им. Они не могут создать что-то новое в общественной культуре. Дети ощущают новизну с точки зрения собственного жизненного опыта, переживаний подобных эмоций ранее. Новые результаты занятий, полученные в воображении или реальности, помогают дошкольнику увидеть другую сторону мира. Выраженность их особенна для каждого возраста.

В возрасте 4-5 лет у дошкольников увеличиваются элементы творчества в занятиях, как то играх, ручном труде, рассказах и пересказывании. При включении в игру героев реальных и сказочных, у детей активно включается воображение.

Для эффективного стимулирования процессов воображения используют метод создания мнимых ситуаций.

Надо помогать ребенку обогащать запасы представлений, увеличивать и разнообразить их, чтобы не обеднялось воображение, и, имея богатые представления, плодотворно развивалось.

Можно подвести итог, изученной в этом параграфе темы.

1.В дошкольном возрасте, являющемся важнейшим для развития воображения, взрослые должны заниматься формированием и развитием воображения детей, закладывая механизмы воображения.

2.Дошкольники находятся на первой стадии, проходя путь от способности выражения новых образов с помощью слов, до создания образов, отличающихся оригинальностью и содержанием.

3.Основными средствами и методами развития воображения у детей дошкольного возраста являются речевое развитие, изобразительная деятельность, конструирование, художественный ручной труд, игра.

4.Во всех видах этой деятельности ведущим является воображение, используются и развиваются в процессе творчества его качества: в виде широты, яркости, произвольности, самобытности.

Источник