Спонтанное и направленное развитие ребенка
Приведенная выше модель структуры нарушенного развития основывалась Л. С. Выготским преимущественно на топографическом принципе. Современная психология исходит из идеи того, что процесс психического развития разворачивается во временном континууме, поэтому в создании современных моделей структуры нарушенного развития используется именно хронологический фактор. В силу это принято выделять микрогенез, или актуалгенез психики. т.е. динамику психических состояний в процессе непосредственного функционирования и актуализации психики в данный момент времени. Другие временные масштабы свойственны иной форме развития психики — онтогенезу, т.е. возрастным изменениям психической активности человека.
Соотношение упомянутых форм развития психики можно представить в виде спирали, где каждый виток — это пространство микрогенеза, а процесс перехода одного витка на другой, более высокий, представляет собой онтогенез. Поскольку любой патогенный фактор начинает действовать в какой-то определенный момент времени, он всегда оказывает неблагоприятное воздействие прежде всего на характер протекания микрогенеза, который и выступает первичным звеном в структуре нарушенного развития. Вторичные нарушения относятся к сфере онтогенеза (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Структура нарушенного развития с учетом микро- и онтогенеза
Указывая па многомерность и неоднородность процесса развития, мы также можем выделить еще две его стороны — это спонтанное и направленное развитие. Направленное развитие представляет собой процесс появления заранее планируемых и ожидаемых позитивных изменений под влиянием обучения. Позитивное влияние направленного обучения на процесс развития — очевидный и бесспорный факт. Появление новообразований в процессе развития под непосредственным влиянием обучения в психологии традиционно обозначается термином «функциональный генез». Он оказывает позитивное влияние на характеристики микрогенеза и через него влияет на динамику онтогенеза. Следует отметить, что при любой форме нарушенного развития он остается, как правило, наиболее сохранной из всех сторон развития. Именно поэтому любая коррекционная работа прежде всего опирается на функциональный генез.
Спонтанное развитие по своей сути является процессом самонаучения путем подражания. Долгое время в отечественной психологии и педагогике роль спонтанного развития несправедливо недооценивалась. Достаточно указать только на тот факт, что одно из сложнейших психических новообразований, каким является устная речь, усваивается ребенком путем спонтанного самонаучсния. Никто, за исключением особых случаев, специально устной речи ребенка не обучает. Неслучайно отсутствие своевременного ее появления является для окружающих признаком неблагополучия в развитии ребенка.
Значение спонтанного и направленного развития в разные периоды жизни неодинаково. Так, на ранних стадиях развития ребенка явно доминируют элементы самонаучения. Позже на передний план выходит направленное развитие, связанное с обучением. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что перспективной задачей любого обучения является создание предпосылок для будущего самонаучения личности, т.е. для спонтанного развития.
Рассматривая обозначенные нами стороны развития в аспекте дизонтогенеза, мы должны со всей определенностью отмстить, что любое сколько-нибудь серьезное нарушение прежде всего должно сказаться на характеристиках спонтанного развития. Направленное развитие всегда остается более сохранным в сравнении со спонтанным, именно поэтому существенно возрастает роль обучения в отношении детей с ОВЗ в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Попутно отметим, что в случае распада психики прежде всего страдает направленное развитие, т.е. способность к направленному усвоению новых знаний. В этом может состоять одно из принципиальных различий между феноменами распада и нарушенного развития.
Подчеркивая значимую роль обучения для детей с ОВЗ, Л. С. Выготский неоднократно указывал на то, что один и тот же недостаток этого процесса в отношении нормальных и детей с ОВЗ может приводить к разным по тяжести последствиям для их развития. Эти негативные последствия будут менее ощутимы в случае с нормальным ребенком, так как недостатки в обучении в определенной степени могут быть восполнены за счет спонтанного развития. Возможности же такового у детей с отклонениями значительно ограничены.
Важность обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья связана не только с тем, что этот процесс сопряжен с исправлением тех или иных нарушений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентировано на выявление и актуализацию потенциальных возможностей ребенка, т.е. на зону его ближайшего развития.
Источник
Абилитация
система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.
Адаптация
приспособительные акты индивида, направленные на восстановление нарушенного равновесия со средой обитания, вследствие возникших изменений в последней.
Асинхронна развития
сочетание неравномерности в развитии с несвоевременностью сроков формирования тех или иных сторон психики.
Высшие психические функции (ВПФ)
одно из центральных понятий в теории культурно-исторического формирования психики Л. С. Выготского.
Основными отличительными свойствами ВПФ являются:
- прижизненность формирования по генезу,
- произвольность и осознанность по способу существования,
- опосредованность по строению.
Гетерохронность
неравномерность процесса развития.
Пиперкомпенсация
восстановительные эффекты сверхнормативной результативности.
В иной трактовке под гиперкомпенсацией понимается
использование неадекватных защитных механизмов.
Депривация
многообразные нарушения в формировании и функционировании психики, возникающие вследствие относительно длительного блокирования значимых потребностей человека.
Дизонтогенез, дизонтогении
общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии.
Синонимами могут считаться такие понятия, как
- отклоняющееся развитие,
- нестандартное развитие,
- устаревшее аномальное развитие и пр.
Защитные механизмы (психологическая защита)
специальная регуляторная система стабилизации личности, ограждающая сферу сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. (И. М. Никольская и Р. М. Грановская).
Компенсация
восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.
Копинг
поведение (стратегия) сознательные усилия личности, направленные на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.
Коррекция
мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.
Микрогенез (актуалгенез)
изменения, происходящие в процессе непосредственного функционирования психики в настоящий момент времени.
Модально-неспецифические закономерности развития
особенности психического развития, в той или иной степени характерные для разных форм дизонтогенеза, и отличающиеся от их нормального развития.
Модально-специфические закономерности развития
особенности психического развития, характерные для определенного вида дизонтогенеза.
Направленное развитие
развитие под влиянием организованных внешних воздействий.
Синонимом направленного развития может выступать
понятие «функциональный генез».
Нарушенное развитие
обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Нарушенное развитие рассматривается как особый способ генеза психики, определяемый характером неблагоприятных условий, в которых он реализуется.
Обратное развитие
не соответствующее действительности представление, согласно которому процесс развития способен протекать в обратном направлении, возвращаться к уже пройденным этапам.
Это положение грубо противоречит философским представлениям, согласно которым любой процесс развития всегда разворачивается в масштабах реального времени, необратимость которого делает невозможным и обратное развитие.
Общие закономерности развития
наиболее существенные характеристики процесса психического развития, в равной степени присущие как для нормального, так и для отклоняющегося развития.
Онтогенез
прижизненное развитие индивида от момента зачатия до смерти.
Остановка в развитии
не соответствующее реальности представление о том, что процесс развития может иметь моменты перерыва, т. е. остановок.
Данному пониманию противостоит идея недезъюнктивности процесса развития.
Псевдокомпенсация
неадекватные условиям существования индивида защитные механизмы, сужающие адаптационные возможности последнего.
Развитие психическое
поступательные, позитивные и необратимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики.
Распад
дезинтеграция отдельных функций, приводящая к утрате психикой своей целостности.
Реабилитация
система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. мероприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования инвалида в обществе.
Ретардация
порциальное или тотальное отставание в темпах развития.
Социализация
исторически сложившийся способ усвоения индивидом культурно-исторического опыта, в результате чего формируются человеческие способы поведения и сознание в целом.
Специальная психология
отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением феноменологии и закономерностей нарушений в процессе психического развития и разработкой методов коррекционной помощи лицам с подобными нарушениями.
Спонтанное развитие
изменения, возникающие в процессе развития в результате самонаучения под влиянием подражания.
Структура нарушенного развития
одна из топографических характеристик дизонтогенеза, предполагающая выделение двух групп нарушенных функций.
- Первая связана с нарушениями,
вызванными непосредственным воздействием патогенного фактора. - Вторая группа нарушения тех или иных сторон психики, возникновение которых обусловлено непосредственными или опосредованными связями с первично поврежденной функцией.
Функциональный генез
позитивные изменения в структуре сознания под влиянием целенаправленных воздействий обучения, воспитания, коррекции.
Хроногенность
принцип, согласно которому, чем раньше в возрастном отношении возникает патогенное воздействие, тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесса психического развития.
Источник
Стр. 98
Значение спонтанного и направленного развития в разные периоды жизни неодинаково. Так, на ранних стадиях онтогенеза явно доминируют элементы самонаучения. Позже на передний план выходит направленное развитие. Следует особо подчеркнуть, что перспективной задачей любого обучения является создание предпосылок для будущего спонтанного развития личности.
Рассматривая обозначенные нами стороны развития в аспекте дизонтогенеза, мы должны отметить, что любое сколько-нибудь серьезное нарушение прежде всего сказывается на характеристиках спонтанного развития. В сравнении с ним направленное развитие всегда остается более сохранным. Именно поэтому существенно возрастает роль обучения детей с различными расстройствами. В случае же распада в первую очередь негативному воздействию подвергается уже направленное развитие как способность к сознательному усвоению новых знаний. В этом может состоять одно из принципиальных различий между феноменами распада и нарушенного развития.
Подчеркивая значимую роль обучения для особого ребенка, Л. С. Выготский неоднократно указывал на то, что один и тот же недостаток этого процесса в отношении нормальных и проблемных детей может приводить к разным по тяжести последствиям для их развития. Касаемо нормального ребенка недостатки в обучении в определенной степени могут быть восполнены за счет спонтанного развития. Возможности же такового у детей с отклонениями значительно ограничены. Важность их обучения связана не только с тем, что этот процесс сопряжен с исправлением тех или иных нарушений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентировано на выявление и актуализацию потенциальных возможностей ребенка, то есть на зону его ближайшего развития.
Как мы уже говорили, в реализации психогенеза принимают участие биологические и социальные факторы. И хотя последние играют главную роль, но это отнюдь не снижает значимости природных детерминант. Если биологические и социальные факторы определяют нормальное развитие, то чем тогда должно быть обусловлено нарушенное развитие, ибо оно качественно отличается от нормального? Для объяснения этого часто используется категория аномальный или, пользуясь современной терминологией, дизонтогенетическим фактор. Но введение данного понятия вызывает возражения у целого ряда ученых, ибо природа человека всецело вписывается только в два указанных и выделение третьего выглядит избыточным противопоставлением. В действительности, без него объяснить существование феномена нарушенного развития не представляется возможным. Но при этом следует учитывать саму природу дизонтогенетического фактора, не являющегося ни биологическим, ни социальным. Сами же биологические и социальные факторы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение и соответственно играть позитивную и негативную роль в процессе психического развития. В этом смысле дизонтогенетический фактор представляет собой различное сочетание отрицательных и положительных характеристик биологического и социального факторов, способствующих нарушению нормального хода развития и объясняющих сам факт существования последнего.
Источник
Детям нужно перестать беспокоиться о всевозможных творческих правилах и стереотипах, так как давление определенных требований к правильности изображения в какой-то момент способно одержать верх над детьми и помешать их творческому развитию.
Родителям важно помочь малышам искать и обрести свой собственный и неповторимый путь, прислушиваясь к внутренним ощущениям. Когда детям не указывают на то, как сделать что-либо, и не просят следовать готовым шаблонам, они находят вдохновение спонтанно и учатся прислушиваться к своей интуиции. Нет необходимости в подражании или следовании заданным путем. Каждое творение рождается из потребностей детей и является уникальным в своем выражении. Творчество нужно воспринимать как игру в чистом виде, поскольку только в таких условиях могут проснуться и расцвести радость и желание творить.
Если ребенок беспокоится по поводу того, что не знает, как ему нарисовать определенный предмет или, например, человека, поддержите его. Скажите, что это не повод грустить и отчаиваться, а наоборот, это прекрасная возможность творить так, как он сам пожелает и в соответствии с тем, что чувствует в данный момент. Пусть ребенок придает предметам любой размер, форму или цвет. Пусть рисует, изобретает и получает удовольствие, а не копирует предметы. Расскажите ему о том, что вы сами любите время от времени рисовать людей с разной длиной рук и разной формой головы, даже квадратной. Это должно рассмешить ребенка и немного раскрепостить его.
Все, что от вас требуется, это сделать так, чтобы ребенок воспринимал рисование как игру, а не как работу или обязанность. Если он не может, не знает или не хочет отображать реальную форму предметов, не заставляйте его делать это. Он хочет рисовать здания? Пусть проявит себя как уникальный, единственный в своем роде архитектор живописных строений. Между прочим, в наши дни архитекторы проектируют здания самых различных форм и размеров, порой очень причудливых и странных. Не говоря уже о всемирно известном Антонио Гауди, который в своих творениях вышел далеко за рамки привычных стилей и архитектурных традиций. Пусть же ребенок следует своей фантазии и творит так, как хочет.
Он может сконструировать самое удивительное и невероятное сооружение в стиле модерн с зелеными колоннами, станцией солнечных батарей и площадкой для приземления пришельцев на крыше. В какой-то момент ребенок почувствует, что оказался в собственном мире, где ему абсолютно не нужна помощь в рисовании, и он больше не боится упустить какую-то важную деталь. В конечном итоге, он несказанно обрадуется, что не стал рисовать здание по шаблону, которое не имеет ничего общего с его воплотившейся мечтой.
Крайне необходимо убеждать детей не бояться самостоятельно исследовать этот мир посредством творчества. Ведь, к сожалению, мы часто делаем их зависимыми от продемонстрированных нами примеров и детальных инструкций. В некоторых видах деятельности, таких как математика или другие точные науки, это необходимый шаг, но очень важно предложить детям по крайней мере один вид деятельности, в которой они смогут постоять за себя и найти свой неповторимый путь, смело изобретать, самовыражаться и свободно творить все, что только пожелают. Если мы не предоставим им такую возможность, дети будут бояться экспериментировать и откажутся от этого, а их вдохновение и творческий порыв попросту исчезнут. Единственное, что им останется, – это копировать, повторять или следовать инструкциям, но они уже никогда не смогут доверять тем огромным возможностям, которые раскрывает перед ними творчество.
Источник
После очередного случая с участием подростков и стрельбы в школе общество словно разделяется на тех, кто во всем винит семью, и тех, кто считает, что ребенок изначально имел наклонности к насилию. Изредка встречается также мнение, что «школа довела». На этом примере можно отследить, на что опираются люди при воспитании и развитии ребенка.
Генетика или воспитание – что определяющее при развитии ребенка?
Давайте попробуем разобраться, посмотрим на вопрос с разных точек зрения.
Сознание.
Английский философ Джон Локк предполагал, что ребенок рождается с чистым сознанием, схожим с белым листом бумаги, на который накладывается некий опыт и знания извне. В дальнейшем данный постулат был оспорен – писали, что здесь игнорируются некие врожденные качества человека, темперамент, особенности нервной системы и пр.
Бессознательное.
Зигмунд Фрейд учел предыдущий опыт. В его теории включены заложенные данности. Ребенок рождается с «Оно» — бессознательными импульсами, первичными биологическими потребностями, желаниями и эмоциями; без неких моральных установок и нравственных оценок. В ходе развития родители знакомят ребенка с понятиями социальных норм, правил, идеалов, совести, цивилизованности, всеми теми понятиями, которые позволяют человеку жить в обществе. Формируется так называемое «Сверх-Я» (приобретенное бессознательное) — полная противоположность «Оно» (наследственное бессознательное). «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через единственное осознаваемое «Я». Другими словами, заложенное природой и привитое воспитанием сидит в бессознательном и влияет на наши решения. В бессознательном «сложены» все наши действия/ желания и реакция на них от значимых взрослых, что в дальнейшем и определяет наше поведение.
Развитие.
Лев Семенович Выготский писал о роли спонтанного и направленного развития. Ребенок рождается и начинается его спонтанное развитие. В первый год жизни ребенок развивается исключительно спонтанно – сам научается держать головку, агукать, переворачиваться, брать в ручки предметы. Сколько бы взрослый не пытался чему-то научить ребенка в этот период, результатов будет в лучшем случае мало. У ребенка свой темп развития. Чем старше становится ребенок, тем больше начинает играть роль направленное воспитание, снижается роль спонтанного. К школе у ребенка превалирует направленное развитие, поэтому он может целенаправленно усваивать учебный материал.
Отношения.
Джон Боулби в своей теории привязанности разбирает механизм выживания ребенка в семье. Поведение мамы в отношении ребенка воспринимается им как ответ мира о принятии или непринятии. Из взаимодействия вырастают способы адаптации, формируются механизмы общения, необходимые для выживания малыша. Эти способы адаптации и общения потом влияют на дальнейшую жизнь. Если мама подходит к малышу только, если он плачет или болеет, то и в последующей жизни ребенок может использовать грусть или болезнь для привлечения внимания (зачастую бессознательно). Ребенку не важно, какое именно мама дает внимание, жизненно необходимо само по себе внимание к ребенку, оно обеспечивает его выживание. Именно поэтому ребенок плохо себя ведет, кричит или безобразничает, если только такое поведение помогает заполучить мамино внимание и любовь (что для ребенка может означать одно и то же).
Объединяя опыт специалистов, можно сделать определенный вывод. Ребенок рождается с достаточно «чистым» сознанием, готовый воспринимать все, что происходит и окружает его. При этом у него есть набор неких физиологических данных, импульсов и особенностей, которые влияют на темп развития и усвоения знаний, избирательность и значимость усвояемого. В первый год ребенок реагирует на свои физиологические потребности и эмоциональный климат вокруг. Спонтанно развивается и пополняет бессознательное информацией извне – как принимает мир (через мамины реакции на него) и безопасно ли существовать (через эмоциональный мамин отклик — тревожный или умиротворенный). По мере роста спонтанное развитие потихоньку уступает место направленному (в том числе и воспитанию). Ребенок уже не столько «впитывает» разные ситуации вокруг, сколько целенаправленно обучается и реагирует из своего опыта.
Таким образом, поведение ребенка (а после и уже взрослого человека) определяется в совокупности:
— опытом его отношений со значимым взрослым в первые годы жизни;
— реакцией взрослых на импульсы и желания (подавление или помощь в контроле и выражении);
— способами взаимодействия с мамой, ее реагированием на потребности малыша;
— особенностями нервной системы и прочих физиологических данных.
Вопрос о влиянии генетики и воспитания остается открытым. Только теперь у нас есть возможность задуматься о своей родительской роли в воспитании ребенка, заодно вспомнить опыт собственного детства.
(материалы к статье взяты из открытых источников в интернете)
А к какой точке зрения склоняетесь вы? Что нас определяет – наследственность или воспитание?..
Просмотров: 39
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии
Другие новости по теме:
Генетика или воспитание в первые годы жизни влияет на будущее ребенка?
—
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так — свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.
Источник