Специфика социальной ситуации развития ребенка подросткового возраста

Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации — подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии; и прежде всего самые близкие: дом, семья.

4.1 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи

Подросток , отчуждаясь от родителей и одновременно любя их по прежнему учиться учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Он учиться заново — теперь уже на уровне возрастной отчужденности — строить новые отношения со своей семьей. Через жизненные Колизеи в семье подросток открывает, что мир не делится на «белое» и «черное», что нельзя просчитать отношения чисто арифметически.

4.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе

Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования , что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Новообразования — достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Самое важное новообразование периода новорожденности — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления — это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (см. работы Н.М. Щелованова, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой).

Комплекс оживления — основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития — стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Младенчество и кризис 1 года. К 9 месяцам — начало кризиса 1-го года — ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.

Основные психологические новообразования раннего возраста. Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы — восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.

Сравнение своих действий с действиями взрослого (образа и образца), нахождение сходства между ними является необходимым условием для возникновения тенденции к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы, то оказывается, что ребенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Л.С. Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам». Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие — это такое действие, к которому ребенок относится как к им самим осуществленному. Выполнение такого действия сопровождается появлением в речи местоимения «Я». До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста:

возникает разделение действий на ориентировочную и исполнительную части;

ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит мануальный или сенсорный характер;

ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения.

Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста:

1. Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, — результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

2. Возникновение первичных этических инстанций: «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими. «Красивое не может быть плохим». Особенности формирования этических инстанций в дошкольном возрасте представлены в работах С.Г. Якобсон.

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания — возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» Он ответит: «Я большой». Если спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.

Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу младшего школьного возраста формируются:

Учебная деятельность и ее субъект.

Теоретическое мышление, которое, в соответствии с теорией В.В. Давыдова, включает в себя:

o содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий;

o содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей;

o содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы;

o содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи;

o содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.

Все эти достижения и, особенно, поворот ребенка на самого себя («Кем я был?» и «Кем я стал?») в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Центральное новообразование подросткового возраста — возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость.Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

· в интеллектуальной сфере — самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;

· в социально-моральной сфере — помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;

· в романтических отношениях со сверстниками другого пола — формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

· во внешнем облике — следование моде в одежде, в поведении, в речи («модные словечки»).

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

· проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;

· желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

· наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников

В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста — самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание — это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления.Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, — это и есть личность. По Д.Б. Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы её занять. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя «это будущее представляется ему еще очень туманно». Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Еще одно новообразование , возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла «самоопределением». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившиеся интересы и стремления субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И. Божович, не заканчивается в это время, оно, как системное новообразование , связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка. А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, — но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Самоопределение – центральное новообразование раннего юношеского возраста. Главный признак этого явления – потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 7595; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11113 — | 7489 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Äàëåå: Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
Ââåðõ: Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîëîãèÿ
Íàçàä: Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêà

Àíàëèç ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà — îäíà èç íàèáîëåå äèñêóññèîííûõ ïðîáëåì
âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè: ñðîêè åãî íà÷àëà è îêîí÷àíèÿ, ïñèõîëîãè÷åñêîå
ñîäåðæàíèå âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè, ïåðå÷åíü íîâîîáðàçîâàíèé — âñå ýòè àñïåêòû
íåîäíîçíà÷íî òðàêòóþòñÿ îòå÷åñòâåííûìè è çàðóáåæíûìè ïñèõîëîãàìè. Ïî ñëîâàì
Ã.Ñ. Àáðàìîâîé, î ïîäðîñòêàõ íàïèñàíî ñòîëüêî, ÷òî åñëè áû îíè îá ýòîì
óçíàëè, òî ñòðàøíî ãîðäèëèñü áû âíèìàíèåì ê ñåáå âçðîñëûõ, âíèìàíèåì,
êîòîðîãî èì òàê ÷àñòî íå õâàòàåò â æèçíè, ãäå èõ ñ÷èòàþò «íåâûíîñèìûìè» è
«òðóäíûìè». Èíîãäà ýòîò ïåðèîä öåëèêîì îòíîñÿò ê ÷èñëó êðèçèñíûõ âîçðàñòîâ, õîòÿ âîïðîñ î
íåèçáåæíîñòè êðèçèñà è åãî ïðîòÿæåííîñòè ÿâëÿåòñÿ òàêæå äèñêóññèîííûì.

Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò õàðàêòåðèçóåòñÿ âûõîäîì ðåáåíêà íà
êà÷åñòâåííî íîâóþ ñîöèàëüíóþ ïîçèöèþ, ñâÿçàííóþ ñ ïîèñêîì
ñâîåãî ìåñòà â îáùåñòâå: ïîäðîñòîê íà÷èíàåò èíòåíñèâíî ðåôëåêñèðîâàòü íà
ñåáÿ, íà äðóãèõ, íà îáùåñòâî, èíà÷å ðàññòàâëÿþòñÿ àêöåíòû — ñåìüÿ, øêîëà,
ñâåðñòíèêè îáðåòàþò íîâûå çíà÷åíèÿ è ñìûñëû. Ñðàâíåíèå ñåáÿ ñî âçðîñëûìè è
áîëåå ìëàäøèìè äåòüìè ïðèâîäèò ïîäðîñòêà ê çàêëþ÷åíèþ, ÷òî îí óæå íå
ðåáåíîê, à ñêîðåå âçðîñëûé: îí íà÷èíàåò ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ âçðîñëûì, ñòðåìèòñÿ
ê ïðèçíàíèþ îêðóæàþùèìè åãî ñàìîñòîÿòåëüíîñòè è çíà÷èìîñòè.

Ñóòü ñîöèàëüíîé ñèòóàöèèðàçâèòèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïîäðîñòîê âêëþ÷àåòñÿ â
íîâóþ ñèñòåìó îòíîøåíèé è îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè è âçðîñëûìè, ïðè ýòîì
íåïîñðåäñòâåííîå âëèÿíèå íà ïîäðîñòêà îêàçûâàåò ãðóïïà ñâåðñòíèêîâ.

Óæå â ñàìîì ëèíãâèñòè÷åñêîì çíà÷åíèè ñëîâà «ïîäðîñòîê» (îò ëàòèíñêîãî —
ðàñòè, ñîçðåâàòü, ïðîäâèãàòüñÿ âïåðåä, âûõîäèòü èç-ïîä îïåêè) ñîäåðæèòñÿ
êâèíòýññåíöèÿ îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ïîäðîñòêà.

Îñíîâíûå ïñèõîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè ïîäðîñòêà
ñòðåìëåíèå ê îáùåíèþ ñî ñâåðñòíèêàìè («ãðóïïèðîâàíèþ»), ñòðåìëåíèå ê
ñàìîñòîÿòåëüíîñòè è íåçàâèñèìîñòè, ê «ýìàíñèïàöèè» îò âçðîñëûõ, ê
ïðèçíàíèþ ñâîèõ ïðàâ ñî ñòîðîíû äðóãèõ ëþäåé.

Ïîäðîñòîê ñòðåìèòñÿ îñîçíàòü è ðàçâèòü ñâîþ óíèêàëüíîñòü, ÷òî ïîðîæäàåò
ïîòðåáíîñòü â îáîñîáëåíèè îò ñåìåéíîãî «Ìû». Îäíàêî ðåàëüíî íàõîäèòüñÿ
íàåäèíå ñî ñâîèì «ß» ïîäðîñòîê åùå íå ìîæåò: îí åùå íå ñïîñîáåí ãëóáîêî è
îáúåêòèâíî îöåíèâàòü ñàìîãî ñåáÿ, åãî «ß» ñòðåìèòñÿ ê «Ìû», êîòîðîå
ñîñòàâëÿþò ñâåðñòíèêè (Â.Ñ. Ìóõèíà).

Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îñîáàÿ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ è
äåìîãðàôè÷åñêàÿ ãðóïïà, èìåþùàÿ ñâîè óñòàíîâêè, ñïåöèôè÷åñêèå íîðìû
ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå îáðàçóþò îñîáóþ ïîäðîñòêîâóþ ñóáêóëüòóðó.

 ýòîò ïåðèîä õàðàêòåðíî ãîñïîäñòâî äåòñêîãî ñîîáùåñòâà
íàä âçðîñëûì. Ïðè÷èíà ýòîãî — ïðèíöèïèàëüíî ðàçíîå
ïîëîæåíèå ïîäðîñòêà â ñèñòåìàõ «ïîäðîñòîê — âçðîñëûå» è «ïîäðîñòîê —
ñâåðñòíèêè»: â îòíîøåíèÿõ ñî âçðîñëûìè îí çàíèìàåò íåðàâíîïðàâíîå
ïîëîæåíèå, êîòîðîå çàôèêñèðîâàíî â ìîðàëè ïîñëóøàíèÿ; â îòíîøåíèÿõ ñî
ñâåðñòíèêàìè îí íàõîäèòñÿ â ïîëîæåíèè ïðèíöèïèàëüíîãî ðàâåíñòâà. Òàêèì
îáðàçîì, ê íà÷àëó ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà, ïî ìíåíèþ Ò.Â. Äðàãóíîâîé,
ñêëàäûâàåòñÿ ïàðàäîêñàëüíàÿ ñèòóàöèÿ: îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ñî ñâåðñòíèêàìè óæå
ñòðîÿòñÿ íà íåêîòîðûõ âàæíûõ íîðìàõ âçðîñëîé ìîðàëè ðàâåíñòâà, à îñíîâîé åãî
îòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè ïðîäîëæàåò îñòàâàòüñÿ îñîáàÿ äåòñêàÿ ìîðàëü
ïîñëóøàíèÿ.

Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè, òî åñòü ñîçíàòåëüíîå
ýêñïåðèìåíòèðîâàíèå ñ ñîáñòâåííûìè îòíîøåíèÿìè ñ äðóãèìè ëþäüìè, —
âûäåëÿåòñÿ â îòíîñèòåëüíî ñàìîñòîÿòåëüíóþ îáëàñòü æèçíè. Â îáùåñòâå
ñâåðñòíèêîâ ðåàëèçóåòñÿ ãëàâíàÿ ïîòðåáíîñòü ïåðèîäà — íàéòè ñâîå ìåñòî â
îáùåñòâå, áûòü «çíà÷èìûì». Íà ïðîòÿæåíèè ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà èçìåíÿþòñÿ
ìîòèâû îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè: â 10-11 ëåò — æåëàíèå áûòü â ñðåäå ñâåðñòíèêîâ, ÷òî-òî
äåëàòü âìåñòå; â 12-13 ëåò — æåëàíèå çàíÿòü îïðåäåëåííîå ìåñòî â êîëëåêòèâå
ñâåðñòíèêîâ; â 14-15 ëåò — ñòðåìëåíèå ê àâòîíîìèè è ïîèñê ïðèçíàíèÿ
öåííîñòè ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè.

Èíòèìíî-ëè÷íîå îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè — ýòî äåÿòåëüíîñòü, â êîòîðîé
ïðîèñõîäèò ïðàêòè÷åñêîå îñâîåíèå ìîðàëüíûõ íîðì è öåííîñòåé.  îáùåíèè ñî
ñâåðñòíèêàìè ïðîèñõîäèò ïðîèãðûâàíèå ñàìûõ ðàçíûõ ñòîðîí ÷åëîâå÷åñêèõ
îòíîøåíèé, ïîñòðîåíèå âçàèìîîòíîøåíèé, îñíîâàííûõ íà «êîäåêñå
òîâàðèùåñòâà», âàæíåéøèìè íîðìàìè êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ óâàæåíèå äîñòîèíñòâà,
ðàâåíñòâî, âåðíîñòü, ïîìîùü òîâàðèùó, ÷åñòíîñòü.  ïîäðîñòêîâûõ îáúåäèíåíèÿõ
â çàâèñèìîñòè îò îáùåãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ è âîñïèòàíèÿ ñòèõèéíî ôîðìèðóþòñÿ
ñâîè êîäåêñû ÷åñòè, âûñîêî öåíÿòñÿ âåðíîñòü, ÷åñòíîñòü è êàðàþòñÿ
ïðåäàòåëüñòâî, èçìåíà, íàðóøåíèå äàííîãî ñëîâà, ýãîèçì è ò.ï.

Äëÿ ïîäðîñòêà îòíîøåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè âûäåëÿþòñÿ â ñôåðó åãî ñîáñòâåííûõ,
ëè÷íûõ îòíîøåíèé, â êîòîðûõ îí äåéñòâóåò ñàìîñòîÿòåëüíî, ïîýòîìó íåòàêòè÷íîå âìåøàòåëüñòâî
âçðîñëûõ âûçûâàåò ó íåãî ïðîòåñò.

Îáû÷íî ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèòäèñòàíöèðîâàíèå è îò÷óæäåíèå îò âçðîñëûõ. Îäíàêî
îòíîøåíèå ïîäðîñòêà ê âçðîñëîìó äâîéñòâåííîå:
ïîäðîñòîê, ñ îäíîé ñòîðîíû, íàñòàèâàåò íà ïðèçíàíèè ïðèíöèïèàëüíîãî
ðàâåíñòâà ïðàâ ñî âçðîñëûìè, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïî-ïðåæíåìó íóæäàåòñÿ â
ïîìîùè, çàùèòå, ïîääåðæêå, îöåíêå. Âçðîñëûé çíà÷èì äëÿ ïîäðîñòêà, íî
ñîõðàíåíèå â ïðàêòèêå «äåòñêèõ» ôîðì êîíòðîëÿ, òðåáîâàíèé ïîñëóøàíèÿ,
âûðàæåííîé îïåêè âûçûâàåò ó ïîäðîñòêà ïðîòåñò.

Áëàãîïîëó÷íàÿ ôîðìà ïåðåõîäà ê íîâîìó òèïó îòíîøåíèé âîçìîæíà, åñëè âçðîñëûé
ñàì ïðîÿâëÿåò èíèöèàòèâó, ïåðåñòðàèâàÿ ñâîå îòíîøåíèå ê ïîäðîñòêó. Îäíàêî
ðÿä ñóùåñòâåííûõ ìîìåíòîâ áëàãîïðèÿòñòâóþò ñîõðàíåíèþ ïðåæíåãî îòíîøåíèÿ ê
ïîäðîñòêó êàê ê ðåáåíêó: íå èçìåíèëîñü îáùåñòâåííîå ïîëîæåíèå ïîäðîñòêà (îí
áûë è îñòàåòñÿ øêîëüíèêîì); ïîäðîñòîê ïîëíîñòüþ ìàòåðèàëüíî çàâèñèò îò
ðîäèòåëåé, êîòîðûå íàðÿäó ñ ó÷èòåëÿìè âûñòóïàþò â ðîëè âîñïèòàòåëåé;
ïðèâû÷êó âçðîñëîãî íàïðàâëÿòü è êîíòðîëèðîâàòü ðåáåíêà òðóäíî ñëîìèòü, äàæå
ñîçíàâàÿ íåîáõîäèìîñòü ýòîãî; ó ïîäðîñòêà, îñîáåííî âíà÷àëå, ñîõðàíÿþòñÿ
äåòñêèå ÷åðòû â îáëèêå è ïîâåäåíèè, îòñóòñòâóåò óìåíèå äåéñòâîâàòü
ñàìîñòîÿòåëüíî. Âìåñòå ñ òåì ðàçâèòèå ñîöèàëüíîé âçðîñëîñòè
ïîäðîñòêà íåîáõîäèìî äëÿ ïîäãîòîâêè ê áóäóùåé æèçíè.

Èìåííî â ýòî âðåìÿ ïðîèñõîäèò ïåðåõîä îò õàðàêòåðíîãî äëÿ äåòñòâà òèïà
îòíîøåíèé âçðîñëîãî è ðåáåíêà ê êà÷åñòâåííî íîâîìó, ñïåöèôè÷åñêîìó äëÿ
îáùåíèÿ âçðîñëûõ ëþäåé. Èññëåäîâàíèÿ ïîñëåäíèõ ëåò ïîäòâåðæäàþò, ÷òî
âûðàæåííîå íåãàòèâíîå ïîâåäåíèå â îòíîøåíèè ê «ñòàðîé» ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè
â îïðåäåëåííîé ìåðå îáåñïå÷èâàåò ïîëíîòó ãîòîâíîñòè ê äåéñòâîâàíèþ â íîâîé
ñîöèàëüíîé ñèòóàöèè ðàçâèòèÿ.

Ïðîáëåìû âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ðîäèòåëÿìè, êîíôëèêòû ñ ó÷èòåëÿìè — òèïè÷íîå
ÿâëåíèå äëÿ ïîäðîñòíè÷åñòâà, îäíàêî ñèëà, ÷àñòîòà ïðîÿâëåíèé çàâèñÿò âî
ìíîãîì îò ïîçèöèè âçðîñëûõ, îò óìåíèÿ ðåàëèçîâàòü óâàæèòåëüíóþ òàêòèêó ïî
îòíîøåíèþ ê ïîâåäåíèþ ïîäðîñòêà.

Íåîáõîäèìûì óñëîâèåì áëàãîïîëó÷íûõ îòíîøåíèé ïîäðîñòêà è âçðîñëîãî ÿâëÿåòñÿ ñîçäàíèå îáùíîñòè â èõ æèçíè,
ðàñøèðåíèå ñôåðû ñîòðóäíè÷åñòâà, âçàèìîïîìîùè è äîâåðèÿ ïî èíèöèàòèâå
âçðîñëîãî.

Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèìè
êà÷åñòâåííûìè èçìåíåíèÿìè
, çàòðàãèâàþùèìè âñå ñòîðîíû ðàçâèòèÿ. Äàæå
íîðìàëüíî ïðîòåêàþùåìó ïîäðîñòêîâîìó ïåðèîäó ñâîéñòâåííû àñèíõðîííîñòü,
ñêà÷êîîáðàçíîñòü, äèñãàðìîíè÷íîñòü ðàçâèòèÿ. Íàáëþäàåòñÿ
èíòåðèíäèâèíäóàëüíàÿ íåðàâíîìåðíîñòü (íåñîâïàäåíèå âðåìåíè ðàçâèòèÿ ðàçíûõ
ñòîðîí ïñèõèêè ó ïîäðîñòêîâ îäíîãî õðîíîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà, âðåìåííûå
ðàçëè÷èÿ ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê, àêñåëåðàöèÿ è ðåòàðäàöèÿ) è
èíòðàèíäèâèäóàëüíàÿ íåðàâíîìåðíîñòü (íàïðèìåð, èíòåëëåêòóàëüíàÿ ñòîðîíà
ðàçâèòèÿ ìîæåò äîñòèãàòü âûñîêîãî óðîâíÿ, à óðîâåíü ïðîèçâîëüíîñòè
ñðàâíèòåëüíî íèçîê).

Ïåðåõîäíîñòü ïñèõèêè ïîäðîñòêà ñîñòîèò â ñîñóùåñòâîâàíèè,
îäíîâðåìåííîì ïðèñóòñòâèè â íåé ÷åðò äåòñêîñòè è âçðîñëîñòè: òàê, ïðè
èñïîëüçîâàíèè ïðîáû «Çîëîòîé âîçðàñò» Á. Çàççî, ãäå èñïûòóåìîãî ïðîñÿò íà
âåðòèêàëüíîé ïðÿìîé ïåðâîíà÷àëüíî óêàçàòü ñâîé íàñòîÿùèé âîçðàñò, à çàòåì —
æåëàåìûé âîçðàñò, 12-14-ëåòíèå ïîäðîñòêè ÷àñòî äåëàþò äâîéíîé âûáîð, òî åñòü
õîòÿò áûòü îäíîâðåìåííî ìàëåíüêèìè è áîëüøèìè.

 ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå íåðåäêî ñîõðàíÿåòñÿ ñêëîííîñòü ê
ïîâåäåí÷åñêèì ðåàêöèÿì, êîòîðûå îáû÷íî õàðàêòåðíû äëÿ áîëåå ìëàäøåãî
âîçðàñòà
(À.Å. Ëè÷êî):

— ðåàêöèÿ îòêàçà (îòêàç äîìàøíèõ îáÿçàííîñòåé, ó÷åáû è ïð.; ïðè÷èíà — ðåçêàÿ ïåðåìåíà
ïðèâû÷íûõ óñëîâèé æèçíè, íàïðèìåð, îòðûâ îò ñåìüè, ïåðåìåíà øêîëû; ïî÷âà —
ïñèõè÷åñêàÿ íåçðåëîñòü, ÷åðòû íåâðîòè÷íîñòè, òîðìîçèìîñòè);

— ðåàêöèÿ îïïîçèöèè, ïðîòåñòà (äåìîíñòðàòèâíàÿ áðàâàäà, ïðîãóëû, ïîáåãè, ïðîòåñòíûå ïîñòóïêè);

— ðåàêöèÿ èìèòàöèè (îáúåêòîì ïîäðàæàíèÿ ñòàíîâèòñÿ âçðîñëûé, òåìè èëè èíûìè êà÷åñòâàìè
èìïîíèðóþùèé èäåàëàì ïîäðîñòêà; õàðàêòåðíà äëÿ ëè÷íîñòíî íåçðåëûõ
ïîäðîñòêîâ);

— ðåàêöèÿ êîìïåíñàöèè (ñòðåìëåíèå âîñïîëíèòü ñâîþ íåñîñòîÿòåëüíîñòü â îäíîé îáëàñòè óñïåõàìè â
äðóãîé; åñëè â êà÷åñòâå êîìïåíñàòîðíîé ðåàêöèè èçáðàíû àñîöèàëüíûå
ïðîÿâëåíèÿ, òî âîçíèêàþò íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ);

— ðåàêöèÿ ãèïåðêîìïåíñàöèè (ñòðåìëåíèå äîáèòüñÿ óñïåõà èìåííî â òîé îáëàñòè, â êîòîðîé ïîäðîñòîê
îáíàðóæèâàåò íàèáîëüøóþ íåñîñòîÿòåëüíîñòü: ïðè ôèçè÷åñêîé ñëàáîñòè —
íàñòîé÷èâîå ñòðåìëåíèå ê ñïîðòèâíûì äîñòèæåíèÿì, ïðè ñòåñíèòåëüíîñòè — ê
îáùåñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè è ò.ï.).

Ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé âîçíèêàþò ñîáñòâåííî
ïîäðîñòêîâûå ïñèõîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè (À.Å.
Ëè÷êî):

— ðåàêöèÿ ýìàíñèïàöèè (ñòðåìëåíèå ê îñâîáîæäåíèþ èç-ïîä îïåêè âçðîñëûõ, ÷òî ïðè íåáëàãîïðèÿòíûõ
ñðåäîâûõ óñëîâèÿõ ìîæåò ëåæàòü â îñíîâå ïîáåãîâ èç äîìà èëè øêîëû,
àôôåêòèâíûõ âñïûøåê, àñîöèàëüíûõ ïîñòóïêîâ);

— ðåàêöèÿ «îòðèöàòåëüíîé èìèòàöèè» (ïîâåäåíèå, êîíòðàñòíîå ïî îòíîøåíèþ ê íåáëàãîïðèÿòíîìó ïîâåäåíèþ ÷ëåíîâ
ñåìüè, êàê îòðàæåíèå áîðüáû çà íåçàâèñèìîñòü);

— ðåàêöèÿ ãðóïïèðîâàíèÿ (ñòðåìëåíèå ê îáðàçîâàíèþ ñïîíòàííûõ ïîäðîñòêîâûõ ãðóïï ñ îïðåäåëåííûì
ñòèëåì ïîâåäåíèÿ, ñèñòåìîé âíóòðèãðóïïîâûõ îòíîøåíèé, ÷òî ïðè
íåáëàãîïðèÿòíûõ ñðåäîâûõ óñëîâèÿõ ìîæåò â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îïðåäåëÿòü
ïîâåäåíèå è áûòü ïðè÷èíîé àñîöèàëüíûõ ïîñòóïêîâ);

— ðåàêöèÿ óâëå÷åíèÿ (õîááè-ðåàêöèÿ) (óâëå÷åíèå ñïîðòîì, ñòðåìëåíèå ê ëèäåðñòâó, àçàðòíûå èãðû,
êîëëåêöèîíèðîâàíèå — áîëåå õàðàêòåðíû äëÿ ìàëü÷èêîâ, òîãäà êàê çàíÿòèÿ,
ìîòèâîì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ñòðåìëåíèå ïðèâëå÷ü ê ñåáå âíèìàíèå, — áîëåå
òèïè÷íû äëÿ äåâî÷åê; ïðè ýòîì èíòåëëåêòóàëüíî-ýñòåòè÷åñêèå óâëå÷åíèÿ —
èíòåðåñ ê ëèòåðàòóðå, ìóçûêå, òåõíèêå è ò.ï., — ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ó
ïîäðîñòêîâ îáîèõ ïîëîâ);

— ðåàêöèè, îáóñëîâëåííûå ôîðìèðóþùèìñÿ ñåêñóàëüíûì âëå÷åíèåì (ïîâûøåííûé èíòåðåñ ê ñåêñóàëüíûì ïðîáëåìàì, ðàííÿÿ ïîëîâàÿ æèçíü è ò.ä.).

Ýòè ðåàêöèè ìîãóò áûòü ïðåäñòàâëåíû êàê â âàðèàíòàõ ïîâåäåíèÿ, íîðìàëüíûõ
äëÿ äàííîãî âîçðàñòíîãî ïåðèîäà, òàê è â ïàòîëîãè÷åñêèõ, ïðèâîäÿùèõ ê
øêîëüíîé è ñîöèàëüíîé äåçàäàïòàöèè, íåðåäêî òðåáóþùèõ ëå÷åáíîé êîððåêöèè. Ïî
ìíåíèþ èçâåñòíîãî íåìåöêîãî ïñèõèàòðà Õ. Ðåìøìèäòà, ÷àñòî
ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íåàäåêâàòíîå ïðèñïîñîáëåíèå
è íåïîëíîöåííûå ñòðàòåãèè ïðåîäîëåíèÿ òðóäíîñòåé, âîçíèêàþùèõ â æèçíè
ïîäðîñòêà.

Ïîäðàçäåë

  • Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
  • Ëèòåðàòóðà

Äàëåå: Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
Ââåðõ: Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîëîãèÿ
Íàçàä: Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêà

ßÃÏÓ, Öåíòð èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé îáó÷åíèÿ

26.05.2009

Источник