Специфика психического развития ребенка раннего возраста
Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста
К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.
Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.
Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.
Соотносящихся действий — состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.
Орудийные действия — которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.
Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.
К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.
В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.
Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.
Источник
Ранний возраст – период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Главной
особенностью психического развития ребенка является предметная деятельность,
ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет специфику
общения ребенка с окружающими людьми. То есть малышу становятся доступными
правила и нормы действия с предметами, принятыми в той культурной среде, в
которой он растет. Ребенок учится использовать предметы в качестве орудий:
ложкой ест, карандашом рисует, а не наоборот.
Этапы
формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были
исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии —целенаправленных
проб – ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он
хочет –достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.
На второй стадии
– подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный
способ действия с орудием и стремятся повторить его.
На третьей
стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок
активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и
овладеть им.
Четвертая стадия
– объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования
и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его
приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый
сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и
ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго
этапа.
При диагностике
развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные
действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного
действия является исторически закрепленным за данным предметом.
Ребенок, в
отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных
рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все
многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных,
складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время
возникновения определенных психических реакций может быть ускорено
соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку
доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша
появляется раньше.
Существенной
особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и
нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется
состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на
эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные
формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.
Психическое и
физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается
большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко
утомляются, их настроение часто меняется.
Для детей раннего
возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь
психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной
стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает
возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем
организма.
Несмотря на
богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы,
незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей,
посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится
снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не
столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего
усовершенствования.
Понять психику
ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни
взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете,
который писал:
«Кто хочет
что-нибудь живое изучить,
Сперва его он
убивает, потом на части разлагает,
Но связи жизненной
ему там не найти».
Именно развитие
выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие»
является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не
раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его
пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в
психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к
психологии развития. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны,
отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой –
значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для
понимание природы психики и ее развития. А.Г.Асмолов, анализируя возможные
теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных
подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество
отдельных теорий и концепций.
Биогенетический
подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как
индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки,
темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические
свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные
стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».
Социогенетический
подход, представители которого делают акцент на изучении процессов
«социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения
социальных установок и ценностных ориентации…».
Представители
персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности,
самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы
мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации
личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути
индивидуальности».
Важнейший закон
развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в
следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает
в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном
сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их
взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она
переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его
индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода
от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для
детской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим
образом:
«Всякая функция в
культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва в
социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория
интерпсихическая, затем внутри
ребенка, как
категория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).
В этой
формулировке содержатся две важнейшие мысли:
1) психические
процессы у человека с самого начала социальны –и по своему происхождению, и по
своему содержанию;
2) интериоризация
– процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние,
психические.
В общих чертах
интериоризация проходит следующие три этапа:
1) взрослый,
используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая
его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто
обращается к нему;
2) ребенок,
перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;
3) ребенок
обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается
к самому себе во внутреннем плане.
Для иллюстрации
приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во
внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном
внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает
внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза
(в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).
Таблица 1 – Психическое развитие младенцев (0-1 год)
Таблица 2 – Общая
схема возрастного развития ребёнка раннего возраста
1.
Смирнова, Е.О. Закон развития высших
психических функций [Электронный
ресурс]//PSYERA гуманиторно-правовой портал: https://goo.gl/qnGmYR.
Источник
Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.
В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.
Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит. А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.
К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения. Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.
Формирование психических процессов
1. Восприятие
К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики. Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.
Характеристика:
- основным проводником с реальностью является предмет;
- при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
- действие эмоционально и подвластно настроению;
Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.
2. Внимание
Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.
Специфика:
- форма непроизвольная;
- слабо сконцентрировано;
- не длительное и не стойкое;
- еще сложно его переключать и распределять;
- объем удерживающих предметов небольшой;
- действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
- речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
- чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.
3. Воображение
- фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
- ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.
4. Память
- запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
- неразрывно связано с восприятием:
- преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
- теперь материал может дольше и больше хранится;
- зарождаются задатки воспроизведения информации;
- ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.
Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.
5. Мышление
- мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
- образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
- учится сравнивать и обобщать;
- преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.
6. Речь
- малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
- до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
- к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
- ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
- старается повторить за взрослым услышанное слово.
Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.
Источник
Изменение
социальной
ситуации развития
проявляется в том, что ребенок (1-3 года)
становится более самостоят в познании
окр действительности и начинает
использовать взрослого как ср-во общения
с предметным миром.
Главная
особенность социальной ситуации состоит
в том, что ребенок входит в предметный
мир — «мир постоянных вещей», усваивая
функции предметов, их названия, значения,
смысл. Новое отношение ребенка к миру
предметов заключается в том, что они
начинают выступать для ребенка не просто
как объекты, удобные для манипулирования,
а как вещи, имеющие определенное
назначение и определенный способ
употребления
Раннее
детство —
возраст социализации, т. е. приобщения
детей к нормам и ценностям общества.
Взрослые и их формы взаимодействия с
ребенком служат эталонами поведения.
Ребенок внимательно следит за тем, как
поступают и общаются окружающие
его люди. Однако для присвоения ребенком
этих норм требуются соответствующие
указания, разъяснения и образцы поведения
взрослых. Наиболее эффективные методы
социализации детей раннего детства
заключаются в последовательном
моделировании приемлемых форм поведения
и установлении с малышом теплых, дружеских
отношений.
Внутренняя
позиция ребенка основывается на понимании
им того, что с требованиями, которые
предъявляют к его поведению окружающие
люди, необходимо считаться. Ребенок
начинает постепенно осознавать и
учитывать тот факт, что от характера
отношений с близкими окружающими людьми
зависят его успехи и неудачи.
Ведущая
деятельность
— предметная.
Действуя с предметом, ребенок усваивает
функцию предмета, закрепленную за ним
в культуре. Предметные действия —
общепринятые способы употребления
предметов — осваиваются детьми через
посредство взрослого человека, с его
помощью и под его руководством. В
совместной деятельности взрослые
организовывают действия ребенка по
образцу, а затем осуществляют функции
поощрения и контроля за, ходом осуществления
и формирования этих действий. Связь
действия с предметом проходит три фазы
развития:
•
ребенок
выполняет с предметом все известные
ему действия;
•
употребляет
предмет только по назначению,
•
производит
различные действия, при твердом усвоении
основной функции предмета.
В
ходе развитие предметных действий
наблюдаются два типа переноса. В одних
случаях имеет место перенос действия
с предметом, усвоенного в одних условиях,
в другие условия. Например, ребенок
освоил одну схему действия причесывания
настоящей расческой собственной головы,
а затем начинает причесывать расческой
куклу, лошадку, медведя. В других случаях
осуществляется то же действие, но уже
с предметом-заместителем, например,
причесывать себя, куклу, лошадку, медведя,
но не расческой, а зубной щеткой.
Одновременно с этим или несколько позже
происходит замещение одного предмета
другим: камешек заменяет мыло, палочка
— градусник и т. д.
Таким
образом, появляются зачатки игровой
ситуации. Внутри предметной деятельности
зарождаются такие новые виды деятельности,
как игра рисование, лепка, конструирование.
Центральные
новообразования:
стремление к самостоятельности,
зарождение самосознания и самооценки.
Суть
кризиса
трех летзаключается
в попытке психологической эмансипации
«Я» ребенка от окружающих его
взрослых, которая сопровождается рядом
специфических проявлений — негативной
симптоматикой кризиса и комплексом
положительных перемен.
Первый
комплекс
симптомов кризиса, или апогей кризиса
трех лет, характеризуется появлением
негативизма, упрямства, строптивости,
своеволия, протеста, обесценивания
(ребенок начинает ругаться), деспотизма
— ревности (в семье с одним ребенком —
деспотизм, в семье с несколькими детьми
— ревность).
Второй
комплекс
— симптомы, которые вытекают из установки
ребенка на самостоятельность. Из-за
потребности изменения социальных
отношений, ребенок вступает в ряд внешних
и внутренних конфликтов. Реакции на эти
конфликты могут иметь крайние проявления:
ночные страхи, неспокойный сон, энурез
(ночное недержание мочи); резкие
затруднения речи, заикание и др.
Ребенок
начинает мотивировать свои поступки
не содержанием самой ситуации, а
отношением к другим людям.
Впрочем,
некоторые дети могут практически не
обнаруживать негативных проявлений
кризиса или быстро их преодолевать.
Позитивная
сторона кризиса трех лет состоит в
появлении положительного качественного
новообразования личности ребенка,
называемого «гордостью за достижения».
Комплекс
положительных преобразований
разворачивается в трех направлениях:
•
к
предметному миру; • к другим людям; •
к самому себе.
Проявляется
потребность «гордости
за достижения» следующим
образом.
Во-первых,
появляется стремление к достижению
результата своей деятельности — дети
долго и настойчиво манипулируют
предметом, перебирают варианты действия
с ним, отыскивают нужный, практически
не отвлекаясь. Неудача, как правило, не
приводит к отказу от задуманного: дети
обращаются за помощью ко взрослому,
ищут другие решения и пути к конечной
цели.
Во-вторых,
достигнув желаемого, дети стремятся
тут же продемонстрировать свои успехи
взрослому, без одобрения которого эти
успехи в значительной степени теряют
свою ценность. Отрицательное или
безразличное отношение взрослого к
результату их деятельности вызывает у
детей аффективные переживания, побуждающие
с удвоенной энергией добиваться внимания
и положительной оценки.
В-третьих,
у детей появляется обостренное чувство
собственного достоинства, что выражается
в обидчивости: повышенной пустякам,
бахвальстве, преувеличениях.
Анализ
работы М.Ю. Кондратьева «Типичные
девиации психосоциального развития
подростков».
Возраст
в концепции Л.С. Выготского. Критический
и стабильный возрастной период.
Л.
С. Выготскому принадлежат два важных
понятия, определяющих каждый этап
возрастного развития — понятие социальной
ситуации развития и
понятие новообразования.
Под социальной
ситуацией развития Л.
С. Выготский имел в виду складывающееся
к началу каждого нового этапа своеобразное,
специфическое для данного возраста,
исключительное, единственное и
неповторимое отношение между человеком
и окружающей его действительностью,
прежде всего социальной. Социальная
ситуация развития представляет собой
исходный момент для всех изменений,
возможных в данный период, и определяет
путь, следуя которому человек приобретает
качественные образования
развития.
Новообразование
Л. С.
Выготский определял как качественно
новый тип личности и взаимодействия
человека с действительностью, отсутствующий
как целое на предыдущих этапах его
развития.
Л.
С. Выготский установил, что ребенок в
овладении собой (своим поведением) идет
тем же путем, что и в овладении внешней
природой, т.е. извне. Он овладевает
собой как одной из сил природы, при
помощи особой культурной техники знаков.
Ребенок, изменивший строение личности,
есть уже другой ребенок,
социальное бытие которого не может
не отличаться существенным образом от
бытия ребенка более раннего возраста.
К
скачку в развитии (изменению социальной
ситуации развития) и возникновению
новообразований приводят фундаментальные
противоречия развития, складывающиеся
к концу каждого отрезка жизни и «толкающие»
развитие вперед.
Соответственно,
возраст Л. С. Выготский определял как
объективную категорию для обозначения
трех моментов: 1) хронологических
рамок отдельного этапа развития, 2)
специфической социальной ситуации
развития, складывающейся на конкретном
этапе развития, 3) качественных
новообразований, возникающих под ее
влиянием.
В
своей периодизации развития он предлагает
чередовать стабильные
и критические возрасты.
В стабильных
периодах (младенчество,
раннее детство, дошкольный возраст,
младший школьный возраст, подростковый
возраст и т.д.) происходит медленное и
неуклонное накопление мельчайших
количественных изменений развития, а
в критические
периоды (кризис
новорожденности, кризис первого года
жизни, кризис трех лет, кризис семи лет,
пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.)
эти изменения обнаруживаются в виде
скачкообразно
возникших необратимых новообразований.
На
каждой ступени развития всегда
есть центральное
новообразование, как
бы ведущее для всего процесса развития
и характеризующее перестройку всей
личности ребенка в целом на новой основе.
Вокруг основного (центрального)
новообразования данного возраста
располагаются и группируются все
остальные частичные новообразования,
относящиеся к отдельным сторонам
личности ребенка, и процессы развития,
связанные с новообразованиями
предшествующих возрастов.
Те
процессы развития, которые более или
менее непосредственно связаны с
основным новообразованием, Л. С. Выготский
называет центральными
линиями развития в
данном возрасте, а все другие частичные
процессы, изменения, совершающиеся в
данном возрасте, называет побочными
линиями развития. Само
собой разумеется, что процессы, являвшиеся
центральными линиями развития в данном
возрасте, становятся побочными линиями
в следующем, и обратно — побочные
линии предыдущего возраста выдвигаются
на первый план и становятся центральными
линиями в новом, так как меняется
их значение
и удельный вес в
общей структуре развития, меняется их
отношение к центральному новообразованию.
Следовательно, при переходе от одной
ступени к другой перестраивается вся
структура возраста. Каждый возраст
обладает специфической для него,
единственной и неповторимой структурой.
Понимая
развитие как непрерывный
процесс самодвижения, непрестанного
возникновения и образования нового, он
считал, что новообразования
«критических» периодов в последующем
не сохраняются в том виде, в каком
возникают в критический период, и не
входят в качестве необходимого слагаемого
в интегральную структуру будущей
личности. Они отмирают, поглощаясь
новообразованиями следующего
(стабильного) возраста, включаясь в их
состав, растворяясь и трансформируясь
в них.
Отличительными
чертами критических возрастов (по Л.С.
Выготскому) являются следующие:
1. «Границы,
отделяющие начало и конец кризиса от
смежных возрастов, в высшей степени не
отчетливы. Кризис возникает незаметно
– трудно определить момент его наступления
и окончания. Характерно резкое обострение
кризиса, происходящее обычно в середине
этого возрастного периода. Наличие
кульминационной точки, в которой кризис
достигает апогея, характеризует все
критические возрасты и резко отличает
их от стабильных эпох детского
развития…». 2. Трудновоспитуемость. «Дети
как бы выпадают из системы педагогического
воздействия, которая еще совсем недавно
обеспечивала нормальный ход их воспитания
и обучения. В школьном возрасте в
критические периоды у детей обнаруживается
падение успеваемости, ослабление
интереса к школьным занятиям и общее
снижение работоспособности…». 3. Развитие
в кризисах имеет скорее негативный,
чем позитивный характер.
Однако «… негативное содержание развития
в переломные периоды только обратная,
или теневая, сторона позитивных изменений
личности, составляющих главный и основной
смысл всякого критического возраста».
4. «Самое
существенное содержание развития в
критические возрасты заключается в
возникновении новообразований,
которые своеобразны и специфичны. Их
главное отличие от новообразований
стабильных возрастов в том, что они
носят переходный характер. Это значит,
что в последующем они не сохраняются в
том виде, в каком возникают в критический
период, и не входят в качестве основного
слагаемого в интегральную структуру
будущей личности».
Соседние файлы в папке Новая папка
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник