Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного thumbnail

Ранний возраст – период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Главной
особенностью психического развития ребенка является предметная деятельность,
ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет специфику
общения ребенка с окружающими людьми. То есть малышу становятся доступными
правила и нормы действия с предметами, принятыми в той культурной среде, в
которой он растет. Ребенок учится использовать предметы в качестве орудий:
ложкой ест, карандашом рисует, а не наоборот.

Этапы
формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были
исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии —целенаправленных
проб
– ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он
хочет –достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.

На второй стадии
подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный
способ действия с орудием и стремятся повторить его.

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного

На третьей
стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок
активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и
овладеть им.

Четвертая стадия
объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования
и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его
приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый
сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и
ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго
этапа.

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного

При диагностике
развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные
действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного
действия является исторически закрепленным за данным предметом.

Ребенок, в
отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных
рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все
многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных,
складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время
возникновения определенных психических реакций может быть ускорено
соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку
доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша
появляется раньше.

Существенной
особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и
нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется
состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на
эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные
формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и
физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается
большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко
утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего
возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь
психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной
стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает
возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем
организма.

Несмотря на
богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы,
незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей,
посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится
снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не
столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего
усовершенствования.

Понять психику
ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни
взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете,
который писал:

«Кто хочет
что-нибудь живое изучить,

Сперва его он
убивает, потом на части разлагает,

Но связи жизненной
ему там не найти».

Именно развитие
выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие»
является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не
раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его
пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в
психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к
психологии развития. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны,
отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой –
значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для
понимание природы психики и ее развития. А.Г.Асмолов, анализируя возможные
теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных
подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество
отдельных теорий и концепций.

Биогенетический
подход
, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как
индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки,
темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические
свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные
стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Социогенетический
подход
, представители которого делают акцент на изучении процессов
«социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения
социальных установок и ценностных ориентации…».

Представители
персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности,
самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы
мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации
личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути
индивидуальности».

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного

Важнейший закон
развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в
следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает
в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном
сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их
взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она
переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его
индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода
от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для
детской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим
образом:

«Всякая функция в
культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва в
социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория
интерпсихическая, затем внутри

ребенка, как
категория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).

В этой
формулировке содержатся две важнейшие мысли:

1) психические
процессы у человека с самого начала социальны –и по своему происхождению, и по
своему содержанию;

2) интериоризация
– процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние,
психические.

В общих чертах
интериоризация проходит следующие три этапа:

1) взрослый,
используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая
его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто
обращается к нему;

2) ребенок,
перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;

3) ребенок
обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается
к самому себе во внутреннем плане.

Для иллюстрации
приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во
внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном
внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает
внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза
(в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).

Таблица 1 – Психическое развитие младенцев (0-1 год)

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного

Таблица 2 – Общая
схема возрастного развития ребёнка раннего возраста

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животного

1.    
Смирнова, Е.О. Закон развития высших
психических функций [Электронный
ресурс]//PSYERA гуманиторно-правовой портал: https://goo.gl/qnGmYR.

Источник

  • Номер работы:

    226990

  • Раздел:

  • Год добавления:

    12.09.2012 г.

  • Объем работы:

    15 стр.

  • Содержание:

    Содержание

    Введение 2

    Глава 1. Характеристика психического развития человека в период детства и животных 3

    1.1 Основные этапы психического развития ребенка 3

    1.2 Основные этапы психического развития животных 6

    Глава 2. Проблема сравнения психического развития человека в период детства и животных в психологии 10

    2.1 Подходы к сравнению психического развития человека в период детства и животных в психологии в психологии 10

    2.2 Специфические характеристики психического развития ребенка по сравнению с животными 11

    Заключение 14

    Список литературы 15

  • Выдержка из работы:

    Некоторые тезисы из работы по теме Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных
    Введение

    Актуальность изучения специфики психического развития ребенка по сравнению с развитием животных обусловлена проблемами современной возрастной психологии. Несмотря на достаточно длительное исследование детского развития, сегодня остаются открытыми вопросы соотношения биологического и социального как оснований психического развития человека в период детства, а также вопросы выделения специфических, сугубо человеческих характеристик становления высших психических функций.

    ……..

    Глава 1. Характеристика психического развития человека в период детства и животных

    1.1 Основные этапы психического развития ребенка

    Одной из ключевых задач возрастной психологии является выделение основных этапов развития детской психики. Решению это задачи посвящены исследования З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др. Выделение основных этапов развития психики ребенка позволяет выстроить картину динамики детского развития, описать особенности и закономерности развития в различные периоды времени.

    ……..

    Заключение

    С учетом актуальности проблем исследования детского развития была поставлена цель рассмотреть особенности психического развития ребенка по сравнению с развитием животных.

    На основе изучения литературы был сделан вывод, что в онтогенезе развития ребенка можно выделить такие периоды как младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный и подростковый возраста, а также ранняя юность. ………..

Представленный учебный материал (по структуре — Теоретическая курсовая) разработан нашим экспертом в качестве примера — 12.09.2012 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии курсовой необходимо пройти по ссылке «скачать демо…», заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.

Если у Вас «ГОРЯТ СРОКИ» — заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.

Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям — возможно заказать помощь в разработке по представленной теме — Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных … либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.

Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных — похожая информация

Наименование работы

Тип работы

Дата сдачи

  • Дипломная

    2007 г.

Курсовые работы

Готовые курсовые работы. Более 6400 написанных с нашей помощью готовых работ. Множество дополнительного расчетного материала….

Рефераты

Помогли написать отличные рефераты различной тематики в том числе и по этой теме «Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных….»

Дипломные работы

Дипломные экономической и гуманитарной направленности. С нами писались дипломные работы — проходящие антиплагиат….

Защитная речь и доклады

Для школы и института, более 5000 образцов нашего авторства. Также есть отзывы к дипломным работам….

Магистерские диссертации(ВКР)

Огромная подборка уже написанных с нашей помощью магистерских диссертаций по всем правилам и ГОСТАМ…

Отчеты по практике

Гарантируем уникальность и качество. Специальные предложения по подготовке бизнес отчетов.

Источник