Специфика диагностики нарушений в развитии ребенка

Для более точного
обследования ребенка и вынесе­ния
правильного диагноза крайне важно
собрать и изу­чить анамнестические
сведения.

Медико-педагогическая
комиссия осуществляет все­стороннее
обследование ребенка, как правило, в
следую­щем порядке:

* проверка
сохранности слуховой функции;

* проверка состояния
вибрационной чувствительности;

* проверка
сохранности зрительного анализатора;

* проверка состояния
речи;

* проверка
двигательной сферы;

* проверка уровня
развития сенсорных я интеллек­туальных
процессов;

* наблюдение за
поведением.

Исследовать
особенности развития дошкольника в
полной мере можно только наблюдая за
его игрой. Поэтому этот метод является
ведущим в изучении такого ребенка.

Для всестороннего
обследования ребенка дошколь­ного
возраста необходимо иметь следующий
игровой материал.

1.
Пирамида из четырех колец
.
Наблюдая за тем, каким образом ребенок
манипулирует игрушкой, на­сколько
точно он надевает кольца на стержень,
можно выяснить особенности развития
моторики дошкольни­ка. Различение
дошкольником цвета, величины, ко­личества
предметов можно с помощью следующих
ука­заний:

• «надень на
стержень зеленое кольцо…»;

• «собери пирамидку,
чтобы внизу было самое боль­шое, а
наверху самое маленькое кольцо…»;

• «положи сначала
маленькое кольцо, потом поболь­ше…,
и самое большое кольцо…»;

• «дай мне три
кольца…»;

• «покажи третье,
четвертое кольца пирамиды».

Нормальные дети
к 5 годам прекрасно справляются с
поставленными задачами. Дети с аномалиями
разви­тия страдают нарушениями
моторики. Им трудно сразу надеть кольцо
на стержень пирамиды, иногда наблюда­ются
тремор или гиперкинезы. Часто такие
дошкольни­ки не способны соотнести
величину колец при собира­нии пирамидки,
поэтому выбирают кольца в хаотичном
порядке. Дошкольники с глубокой умственной
отстало­стью не воспринимают слова
специалиста, выполняя неадекватные
действия с предметами, быстро отвлека­ются
на посторонние вещи.

2. Доски
Сегена
,
представляющие собой доски с вкла­дышами,
выполненными, а форме различных
геометри­ческих фигур. Эта методика
используется с целью ха­рактеристики
деятельности ребенка, а также умения
соотносить
предметы по форме, сравнивать их. В
про­цессе проведения методики
исследуется также уровень развития
мелкой моторики пяльцев рук. Дошкольнику
с аномалиями развития трудно понять
цель этого зада­ния, поэтому нередко
он хаотично переставляет фигур­ки-вкладыши.
Только после многочисленных показов
экспериментатором способа действия
некоторые из де­тей способны выполнить
задание. Иногда вместо гео­метрических
фигур нужно вложить в прорези вклады­ши
известных ребенку животных. Это облегчает
зада­чу, и дети лучше справляются с
ней. Глубоко умствен­но отсталые дети
не способны понять инструкцию к этому
заданию.

3.
Разноцветные
брусочки и палочки
.
Эта методика позволяет исследовать
характер деятельности детей, спо­собность
к анализу, синтезу, умение сравнивать,
а так­же особенности памяти. Задача
ребенка — по образцу построить такую
же фигуру. Дошкольник с аномалиями
развития очень пассивен в процессе
работы, невнимате­лен, поэтому нуждается
в постоянной стимуляции дея­тельности
со стороны специалиста. Самокритичность
такого ребенка снижена, он не в состоянии
сравнить об­разец с результатами
своего труда. Глубоко умственно отсталые
дошкольники не в состоянии понять
стоящую перед ними задачу.

4.
Почтовый
ящик, представляющий

собой коробку с прорезями, куда опускаются
объемные фигуры. В от­личие от досок
Сегена, здесь ребенок должен сопоста­вить
объемный предмет с формой прорези.
Нормальные дети к 6 годам без труда
справляются с задачей. Ум­ственно
отсталый ребенок испытывает серьезные
затруд­нения при выполнении задания.
Он не может развернуть фигуру, соотнеся
ее с прорезью. Только при помо­щи
специалиста такой дошкольник справляется
с зада­нием. Глубоко умственно отсталые
дети вообще не пони­мают задания.

5.
Кубики
различной величины
.
Методика направле­на на выявление
представлений ребенка о понятии ве­личины
предметов. Дошкольнику предлагается
разло­жить кубики от маленького к
большому, и наоборот. Как правило,
умственно отсталые дети испытывают
труд­ности при выполнении задания,
поскольку понятие ве­личины формируется
у них в более позднем возрасте и для
этого требуется специальное обучение.

6. Набор
геометрических фигур
.
Методика направле­на на выявление у
ребенка способности к простейшим
обобщениям. Задача дошкольника разложить
геометри­ческие фигуры по группам. С
помощью фигур можно проверить счет.
Умственно отсталые дети с трудом
по­нимают инструкцию, однако принимают
помощь взрос­лого и к 6 годам начинают
справляться с заданием. Дети с глубокой
умственной отсталостью не в состоянии
по­нять инструкцию.

7.
Матрешки
(2-3-4-составные
).
Методика направ­лена на выявление
способности понимания инструкции,
умения сопоставлять величину предметов.
Дошкольник должен сначала собрать, а
потом разобрать матрешку. Нормальные
дети без труда выполняют задание. Дети
с аномалиями развития не в состоянии
справиться с зада­ниями. Они не
учитывают величину матрешек, поэтому
их действия характеризуются хаотичностью.
В резуль­тате у умственно отсталого
ребенка ничего не получает­ся, и он
теряет интерес к заданию.

8.
Разрезные
картинки
,
которые представляют собой изображения
знакомых предметов, разрезанные на 2
ча­сти по горизонтали и вертикали; на
3 части по вертика­ли. Методика
направлена на исследование восприятия
дошкольника. Дети с аномалиями развития
затрудняются в выполнении задания,
поскольку не в состоянии представить
себе целое произведение. У них нарушено
пространственное восприятие. Умственно
отсталый ре­бенок способен принять
помощь взрослого, если тот рас­положит
части таким образом, чтобы ребенку
осталось только соединить их.

9.
Мозаика
направлена на исследование наличия
ин­тереса, волевых усилий, ориентировки
в пространстве, воображения, развития
мелкой моторики. Задача дош­кольника
— по образцу составить изображение,
соста­вить картинку по подражанию,
проявить фантазию и самостоятельно
создать узор или изображение. Дети с
аномалиями развития не проявляют особого
интереса к выполнению данного задания.
Они не соотносят образец с результатами
своей деятельности, часто отвлекаются
от задания, нередко бросают его на
середине работы.

10.
Предметные
картинки

представляют собой изоб­ражения
предметов, знакомых детям. Методика
направ­лена на исследование внимания,
зрительной памяти, мышления ребенка,
определение запаса общих представ­лений,
определение способности детей к обучению.
Кро­ме того, при помощи предметных
картинок исследует­ся речь дошкольника:
словарный запас, фонетические и
грамматические особенности.

Особенности
эффективно-личностной сферы
:

1) контакт;

2) интерес;

3) аффективный
компонент продуктивности;

4) активность;

5) критика.

Особенности
работоспособности
:

6) динамика
продуктивности;

7) истощаемость;

8) переключаемость;

9) внимание.

Общая
характеристика деятельности
:

10) ориентировочная
деятельность;

11) понимание
обращенной речи;

12)
вербализация;

13)
целенаправленность.

Частные показатели
интеллектуально-мнестической деятельности:

• непосредственная
память (кратковременная);

• непосредственная
память (долговременная);

• простое
кодирование;

• качество
опосредованного запоминания;

• доступность
опосредования;

• динамика обучения
(обучающий эксперимент);

• качество переноса
(обучающий эксперимент);

• конструктивный
праксис;

• логические
построения;

• простые обобщения;

• усложненные
обобщения;

• анализ
несообразностей.

По каждому параметру
выставляются баллы, кото­рые впоследствии
суммируются по группам показателей. В
качестве примера можно привести способ
количествен­ной оценки первого
раздела.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углублённое изучение ребёнка с целью разработки индивидуальной коррекционной программы.

Каждый этап имеет свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Первый этап получил название «скрининг». Слово «скрининг» происходит от английского «screen» и означает «просеивать», «сортировать». На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребёнка без точной квалификации того, каковы характер и глубина этих отклонений.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребёнка. Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также выявление недостатков той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с особенностями ребёнка, вызывающими трудности в обучении и воспитании, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребёнком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу дать оценку особенностям поведения или трудностям в воспитании ребёнка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребёнка те или иные проблемы психологического плана.

И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто, а по своей процедуре редко отвечает современным требованиям. Используемый при скрининге набор методик часто не отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов и психологов обычно недостаточна для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможность обеспечить всестороннее изучение особенности каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются.

Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики:

— несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно-обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни;

— при разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

— существенной проблемой при проведении скрининг-обследования является эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых* Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создаёт существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.

Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По результатам этого этапа определяется направление обучения ребёнка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребёнка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по её результатам определяется направление обучения ребёнка и его организационные формы.

Задачами дифференциальной диагностики являются:

— разграничение степени и характера нарушений умственною, речевого и эмоционального развития ребёнка;

— выявление первичного и вторичного нарушений, то есть сие томный анализ структуры нарушения;

— оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

— определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется пспхолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Группа специалисток, осуществляющих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребёнка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа диагностической группы строится, но определённой системе с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.

Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (категориям) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В. И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.

Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление индивидуальных особенностей ребёнка, то есть тех характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребёнку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.

Углубленное психолого-педагогическое изучение с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и осуществляется в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов.

Среди них можно выделить такие, как:

— выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребёнка;

— разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

— оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;

— определение условий воспитания ребёнка, специфика внутрисемейных отношений;

— помощь в ситуациях с затруднениями в учёбе;

— профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

— решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребёнка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребёнка.

Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь, выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождении ребёнка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

— раннее выявление нарушений развития у детей;

— определение причин и характера нарушений;

— определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

— выявление индивидуальных психологических особенностей ребёнка с нарушениями развития;

— разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Дата добавления: 2014-02-05; просмотров: 15104; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10366 — | 7649 — или читать все…

Читайте также:

Источник