Специфические закономерности психического развития ребенка
Неблагоприятные условия и законы процесса развития психики
Как уже упоминалось, специальная психология изучает, как протекает процесс психического развития в неблагоприятных условиях,
пытаясь соотнести параметры неблагоприятных условий с характеристиками психогенеза
.
Само влияние неблагоприятных условий оценивается через то,
- как ведут себя законы развития,
- в какой степени законы развития неизменны,
- в какой степени законы развития меняются.
Специальная психология, изучая протекание процесса психического развития в особых условиях, выделяет, как уже отмечалось, 3 группы закономерностей.
- Прежде всего, это общие закономерности,
характеризующие как нормальное, так и нарушенное развитие,
определяющие их главные черты. - Кроме того, выделяются так называемые
модально неспецифические закономерности,
или особенности, типичные для всех
или нескольких видов нарушенного развития. - И, наконец, выделяются
модально специфические закономерности,
т. е. особенности развития, характерные только
для какого-то одного вида дизонтогенеза.
Последний круг закономерностей изучается
в рамках отдельных отраслей специальной психологии.
Общие (главные) закономерности психического развития
Характеризуя общие, или главные закономерности психического развития, следует подчеркнуть, что развитие связано, прежде всего, с позитивными качественными изменениями, появление которых знаменует очередную фазу или стадию этого процесса. Процесс развития необратим и непрерывен. Кроме того, общим законом развития является механизм иерархизации — соподчинения. Более молодые и более совершенные функции включают в свой состав, подчиняют себе более «старые», тем самым, создавая условия для взаимного развития.
Еще одной важной стороной развития является его неравномерность, или гетерохронность. В этом отношении законом нормального развития следует считать сочетания неравномерности со своевременностью формирования тех или иных структур. В психологии разновременность формирования разных сторон психики называется сензитивными периодами.
Кроме всего сказанного, необходимо упомянуть, что психика не только представляет собой внутренний регулятор внешней предметной деятельности, но и сама может развиваться только в условии этой деятельности. При этом всегда указывается, что развитие психики осуществляется в ведущем для данного возраста виде деятельности.
Процесс психического развития можно рассматривать как:
- направленный —
(функциональный генез) —
процесс изменений в психике ребенка под влиянием обучения; - спонтанный —
изменение в процессе самонаучения путем подражания.
Общее определение процесса психического развития
Резюмируя сказанное, мы можем дать самое общее определение: психическое развитие — процесс
поступательных, непрерывных, необратимых качественных изменений в отражении внешнего и внутреннего мира
(в параметрах его полноты, точности, глубины,
взаимосвязанности, целостности и т. п.),
обеспечивающих все более эффективную саморегуляцию
внешней предметной и внутренней психической деятельности,
а также повышающих их результативность
в плане усвоения социально-исторического опыта.
Специфические закономерности психического развития
Помимо общих, существуют и специфические закономерности, представляющие собой не какой-то особый ряд закономерностей, а лишь особую форму существования и проявления главных законов развития, их специфическую ответную реакцию на неблагоприятные условия.
Модально неспецифические закономерности псих. развития
Модально неспецифические закономерности
изучены
еще далеко
недостаточно
. К их числу можно отнести свойственное для всех форм дизонтогенеза
- замедление скорости приема и
переработки поступающей информации, характерное - и для нарушенных анализаторных систем,
- и для сохранных анализаторных систем.
Практически для всех групп детей с отклонениями в развитии типично, хотя и в разной степени и по разным причинам,
- снижение уровня познавательной активности,
что дополнительно замедляет развитие познавательных процессов.
Многие ученые отмечают бедность запаса представлений и знаний об окружающей действительности. Сказанное отнюдь не означает, что при разных формах дизонтогенеза страдает адекватность отражения окружающего мира. Изменяется лишь степень полноты и точности отражения. Помимо этого, для разных групп детей с отклонениями в развитии вполне характерны
- разнообразные формы речевых нарушений
и затруднения в формировании
процесса речевого опосредования,
что сказывается на темпах формирования
высших психических функций.
В связи с этим вполне естественно то, что
для всех групп дизонтогенеза характерны трудности в сфере общения в разной степени и по разным причинам
.
Общее моторное и психомоторное развитие оказывается нарушенным при разных формах дизонтогенеза. В исследованиях последних лет показано, что в основе
- отставания в развитии моторной сферы могут лежать не только
- первичные нарушения двигательного анализатора, но и
- недостатки формирования и оперирования
пространственными представлениями.Моторные нарушения сказываются
- на темпах развития навыков и умений, а также
- на формировании разных форм деятельности —
игровой, учебной, трудовой и др.
Кроме того, как отмечается разными исследователями, для многих групп детей с отклонениями в развитии характерна
- определенная диспропорция между
образной и вербальной сферами психики.
Наконец, весьма распространенным явлением в случаях нарушенного развития могут быть разнообразные
- деформации социальной ситуации развития,
проявляющейся в неправильных стилях воспитания.
Нельзя не отметить, что в подавляющем большинстве случаев для детей с нарушениями в развитии характерно
- проявление различных депривационных симптомов.
Источник
общие закономерности психического развития
1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность проявляется в становлении различных психических образований, когда каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Гетерохронность означает несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
2. Неустойчивость развития. Развитие проходит через неустойчивые периоды, что наиболее ярко проявляется в кризисах детского развития
3. Сензетивность психического развития — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду.
4. Кумулятивность психического развития — результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.
5. Дивергентность — конвергентностъ хода развития. Дивергентность психического развития проявляется в многообразии появляющихся в ходе развития признаков и свойств, способов поведения и действий на основе их постепенного расхождения (дивергенция — расхождение). Конвергентность психического развития проявляется в сближении, сходстве свертывании, синтезе в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения (конвергенция — сближение).
Общие закономерности отклоняющегося развития:
1. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.
2. Замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
3. Трудность словесного опосредования.
4. Наличие потенциальных возможностей развития.
5. Трудности социальной адаптации.
модально-специфические закономерности психического развития
К модально-специфическим относят закономерности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии. Это свои, обусловленные конкретным
дефектом, сложные специфические особенности, отличающие одну категорию детей от другой
Закономерности при интеллектуальной недостаточности следующие:
-слабость психической активности или активности психического отражения (Л.С.Выготский);
-рассогласованность практической и интеллектуальной деятельности (В.Г.Петрова);
-Недоразвитие регулирующей функции речи.
-возможность формирования нейропсихических связей на наглядной основе без вербализации, т.е. со значительно меньшим, чем в норме, участием словесной системы (В.И.Лубовский).
Закономерности при ЗПР следующие:
-низкий уровень познавательной активности при относительно высоких потенциальных возможностях обобщения и отвлечения, проявляющихся при сотрудничестве со взрослым.
-Запаздывание в проявлении неологизмов (словотворчества) в речи детей с ЗПР .
У неслышащих детей развитие различных компонентов психики очень своеобразно: соотношение наглядно-образного и словесно-логического мышления несоразмерно, письменная речь приобретает большее значение в сравнении с устной и др.
В.И.Лубовский указывает, что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем общих. Этот факт объясняет те трудности, которые возникают при дифференциальной диагностике нарушений развития у детей.
Модально неспецифические закономерности псих. развития
Модально неспецифические, типичные для всех вариантов отклоняющегося развития, выделяемые при любых формах аномального развития.
Анализ отклонений развития показывает, что нарушенное развитие имеет свою специфику, характерную в той или иной мере для всех детей этой группы, одновременно отличая их от детей с нормальным развитием.
1. Снижение уровня развития.
2. Трудности социальной адаптации.
3. Нарушения общения.
4. Несоответствие речи возрастным нормам развития.
5. Закономерности познания действительности: изменение способности к приему и переработке информации, нарушение хранения и использования информации, замедление формирования понятий, затруднение упорядочивания информации, недостаточность и специфические особенности словесного опосредования.
6. Наличие потенциальных возможностей развития за счет целенаправленного воздействия на формирование высших психических функций.
7. Способность совершенствования функций лишь до определенного уровня, часто не достигающего возрастных нормативов, а также длительность коррекции функций.
8. Нарушение произвольности психических процессов.
Источник
Л.С. Выготский вводит понятие структура дефекта – первичный симптом, являющийся следствием биологически обусловленного дефекта, составляет ядро сложного симптомокомплекса (синдрома) и лежит в основе вторичных симптомов. Психологические и биологические проявления существуют в сложном взаимодействии, взаимно влияя друг на друга.
Под структурой речевого дефекта следует понимать совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первым, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов и во многом определяет специфику целенаправленного коррекционного воздействия.
Сложность анализа структуры дефекта лиц с речевыми нарушениями заключается в том, что речь, как правило, нарушена при всех видах аномалий развития вторично, и первично при собственно речевых расстройствах.
При изучении структуры дефекта важно опираться на положение Л.С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Так, выделяют общие и специфические закономерности психического развития детей. Общие закономерности –это закономерности, характерные как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями развития:
· цикличность психического развития (развитие имеет сложную организацию во времени);
· неравномерность психического развития (активное созревание мозга в определенные периоды жизни, отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных);
· пластичность нервной системы (нервная система пластична, а, следовательно, обладает высокими компенсаторными возможностями);
· взаимовлияние биологического и социального в процессе развития.
Наряду с закономерностями общими для нормального и аномального развития выделяют общие для всех типов аномального развития:
· личностные изменения;
· нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации;
· нарушение словесного опосредствования;
· более длительные сроки формирования представлений и понятий;
· риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптации;
Специфические закономерности характерны только для детей с тем или иным нарушением. Эти закономерности не противоречат общим, но имеют некоторые особенности для лиц с речевой патологией:
· снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор. При речевых нарушениях –это недостаточность слухового восприятия, фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения;
· специфичность формирования психологической системы (субъективная неудовлетворенность, нарушения самооценки, неадаптивность к фрустрации, снижение резистентности к стрессу, недостаточная социальная адаптация);
· зависимость компенсаторных процессов от времени и качества коррекционной работы.
Источник