Специфические закономерности особого развития ребенка

Специфические закономерности особого развития ребенка thumbnail

Специфические закономерности.
Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.

Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.
Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания.
Ж.И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность следствий, порождаемых дефектами, проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом».

По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности к приему и переработке информации. Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором.
В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.
Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий.

Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.

Специфические закономерности:

1. нарушение работы с информацией – для всех детей независимо от специфики первичного нарушения явл снижение способности к приему и переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза, напр: замедляется скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с наруш слуха отмечается в до/шк и мл/шк возрасте.

2. трудность словесного опосредования – разрыв между словом и действием, словом и образом.

3. замедление процесса формирования понятий – что напрямую связано с недоразвитием второй сигнальной системы и замедленным установлением условных связей

4. специфической закономерностью характерной для всех наруш физического или сенсорного развития явл ретардация – незавершенность формирования психических функций данного периода отсутствие эволюции ранних форм психических функций, н-р: при общем недоразвитии речи это выражается в длительном сохранении автономной речи (уровня характерного для 2-3-его года жизни и затем сменяющегося нормативной речью). При этом развитие речи ребенка происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т.е. фиксируется один из низших этапов развития речи.

5. соц – психологическая дезадаптированность – низкий уровень основных психических процессов (внимание, предметного и соц восприятия и представлений, памяти, мышления), недостаточная сформированность мотивацио-потребностной сферы и эмоц-волевой сферы, недостаточность моторного развития, произвольности психических процессов, деятельности и поведения – все эти особенности лежат в основе более или менее существенной задержки развития психических новообразований на каждом возрастном этапе и качественного своеобразия становления личностных качеств ребенка и его Я-концепции. Эти недостатки могут проявляться у детей с различными нарушениями в развитии в неодинаковой степени и в разных сочетаниях – деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с с ближайшим окружением.

Помимо общих специфических закономерностей развития имеются закономерности, характерные только для данного нарушения – модально – специфические закономерности дизонтогенеза. Например: у неслышащих детей развитие различных компонентов психики очень своеобразно: соотношение наглядно-образного и словесно – логического мышления несоразмерно, письменная речь в обеих формах (импрессивной и экспрессивной) приобретает большее значение в сравнении с устной.

Категория развития

Психическое развитие– это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений во времени психики человека в процессе его жизни. Психическое развитие характеризуется своим темпом, ритмом, имеет качественные характеристики. Выделяются отдельные стадии, или периоды, психического развития, на протяжении которых психическое развитие характеризуется своей целостностью.

Психология развития изучает факты, закономерности и механизмы психического развития человека. Факты психического развития – это конкретные явления психической жизни человека, определение конкретных сроков, в которые у человека появляются те или иные психические функции. Например, когда ребенок становится способным слышать и слушать другого человека, быть внимательным, испытывать и выражать эмоции, в каком возрасте и какие побуждения являются для него характерными, когда он может самостоятельно играть, учиться, трудиться, устанавливать значимые отношения с окружающими, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и т.д. Факты психического развития – это широкий круг разнообразных явлений психики человека в процессе ее развития, ее становления.

Закон выражает связь между предметами, составляющими элементами данного предмета, между свойствами предметов, между свойствами внутри предмета. Закон о мерности психического развития – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между отдельными сторонами психики ребенка, между психическими функциями. Так, известны возрастные закономерности психического развития, которые выражают связь между особенностями развития психической функции и возрастом человека. Например, все дети дошкольного возраста демонстрируют феномены Пиаже, дети в конце дошкольного возраста уже способны управлять своим поведением, для детей раннего возраста большей побудительной силой обладает предмет по сравнению со словом, обращенным в его адрес. Закономерности могут выражать также связь между особенностями психического развития ребенка и его полом. Так, например, установлено, что девочки, вплоть до подросткового возраста, развиваются быстрее мальчиков, у девочек больше развиты левополушарные функции, а у мальчиков – правополушарные.

Механизм психического развития– это совокупность состояний и процессов, из которых складывается явление, он определяет, описывает, как и почему, каким образом, по какому пути возникает то или иное психическое явление. Так, усвоение ребенком сенсорных эталонов начинается с практических действий с предметами в соответствии с эталонами; самооценка формируется через сравнение себя с другими людьми и через усвоение ребенком оценок, даваемых окружающими в его адрес, хватание появляется как результат зрительно-моторных координаций и развития осязания. Приведенные примеры фактов, закономерностей и механизмов психического развития свидетельствуют, что в целостном процессе психического развития все они тесно связаны между собой, а изучаются психологией развития изолированно лишь для удобства их рассмотрения.

Процесс психического развития может быть описан, во-первых, как последовательное возникновение психических функций, когда каждая последующая функция появляется на основе каждой предыдущей. Поэтому существует определенная последовательность возникновения психических функций, которая не может быть нарушена. Например, вначале ребенок должен научиться сосредоточивать свой взгляд на лице взрослого и звуках его голоса, и только после этого он сможет понимать речь взрослого, обращенную к нему. Вначале ребенок должен научиться смотреть на предмет и только после этого – хватать этот предмет. Во-вторых, психическое развитие может быть рассмотрено и как процесс одновременного развития взаимосвязанных функций. Например, ребенок учится выполнять разнообразные действия с предметами, и у него одновременно развивается процесс восприятия. Таким образом, психическое развитие является процессом системным и иерархичным.

Причины, условия и переменные, которые способствуют нормальному психическому развитию, способны помешать его течению, другими словами, привести к отклоняющемуся развитию.

Источник

Под
закономерностью понимают объективно
существующую, повторяющуюся существенную
связь между явлениями. Существуют
закономерности общие, отражающие общее
для больших групп явлений, и специфические
(или частные), действующие в какой-либо
подгруппе явлений.

Наряду
с общими тенденциями в развитии нормальных
и «особых» детей выделяют специфические
закономерности психического развития.
Описываются три уровня этих закономерностей.

·
Первый уровень — закономерности,
характерные для всех категорий детей
с нарушениямив развитии.

·
Второй уровень — закономерности,
свойственные развитию детей того или
иного типадизонтогенеза.

·
Третий уровень — закономерности,
характерные для определенного вида
нарушения.

Одна
из первых закономерностей была выведена
Л.С. Выготским, который сформулировал
положение о том, что наличие первичного
дефекта, вызванного биологическим
фактором, влечет за собой появление
вторичных нарушений, возникающих в ходе
последующего аномального развития.
Таким образом, была показана причинная
обусловленность изменения развития
аномального ребенка: наступившее в том
или ином звене нарушение закономерно
в силу действия общих законов
психологического развития влечет за
собой изменение развития аномального
ребенка, что проявляется в отклонениях,
различных по своему характеру, силе и
значимости у каждой категории аномальных
детей. Однако общим для всех случаев
является то, что возникшие изменения
оказывают влияние на весь дальнейший
ход развития ребенка.

Выявлена
зависимость количественного и
качественного своеобразия вторичных
нарушений от степени и качества первичного
дефекта: чем тяжелее первичный дефект,
тем более ярким будут проявления
вторичных нарушений, а также наличие
зависимости между степенью выраженности
возникающих нарушений и временем
воздействия на организм ребенка
патогенного фактора.

Чем
раньше возникает первичный фактор, тем
менее благоприятной будет картина
последующего развития.

Общей
закономерностью для всех аномальных
детей являются затруднения во
взаимодействии с окружающей средой и,
прежде всего, с людьми.

В.И.
Лубовский описал специфические
закономерности психического развития
первого уровня:

·
Нарушение процесса приёма, переработки,
сохранения и использования информации
детьми с проблемами в развитии.

·
Нарушение речевого опосредствования.
У детей с нарушенным слухом эта
закономерность также может иметь
преходящий характер, при адекватных
условиях обучения соотношение
непосредственного и опосредствованного
запоминания изменяется в пользу
последнего. Дети учатся пользоваться
адекватными приемами осмысленного
запоминания в отношении наглядного и
словесного материала.

·
Более длительные сроки формирования
представлений и понятий об окружающей
действительности. У детей с нарушениями
слуха эта закономерность имеет свои
временные и структурные особенности
проявления. По мере овладения речью
глухой ребенок усваивает более точные
и обобщенные значения слов, приобретает
способность оперировать отвлеченными
понятиями.

·
Риск возникновения состояний
социально-психологической
дезадаптированности.

В
психическом развитии детей с дефицитарным
типом нар. выделяют закономерности,
характерные для данного вида нарушения
психического развития. И.М.Соловьев
выделяет две такие закономерности.

Первая
закономерность связана с тем, что
необходимым условием успешного
психического развития всякого ребенка
является значительное возрастание
количества, разнообразия и сложности
внешних воздействий. Из-за пораженияк
примеру слуха объем внешних воздействий
на глухого ребенка очень сужен,
взаимодействие со средой обеднено,
общение с окружающими людьми затруднено.
Вследствие этого психическая деятельность
такого ребенка упрощается, реакции на
внешние воздействия становятся менее
сложными и разнообразными. Формирующаяся
система межфункциональных взаимодействий
изменена. Поэтому компоненты психики
у ребенка с нарушенным слухом развиваются
в иных по сравнению со слышащими детьми
пропорциях. Вторая закономерность —
отличия в темпах психического развития
у детей с нарушениями слуха по сравнению
с нормально слышащими детьми: замедление
психического развития после рождения
и ускорение в последующие периоды.
Изменения в темпах психического развития
внутренне связаны с отличиями в структуре
психики.

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник

Общие
закономерности психического развития:

1.
Развитие характеризуется неравномерностью
и гетерохронностью. Неравномерность
проявляется в становлении различных
психических образований, когда каждая
психическая функция обладает особым
темпом и ритмом становления. Отдельные
из них как бы «идут» впереди остальных,
подготавливая другим почву. Гетерохронность
означает несовпадение во времени фаз
развития отдельных органов и функций.

2.
Неустойчивость развития. Развитие
проходит через неустойчивые периоды,
что наиболее ярко проявляется в кризисах
детского развития

3.
Сензетивность психического развития
— оптимальное сочетание условий для
развития психических процессов и
свойств, присущих определенному
возрастному периоду.

4.
Кумулятивность психического развития
— результат развития каждой предшествующей
стадии включается в последующую, при
этом определенным образом трансформируясь.
Такое накопление изменений подготавливает
качественные преобразования в психическом
развитии.

5.
Дивергентность — конвергентностъ хода
развития. Дивергентность психического
развития проявляется в многообразии
появляющихся в ходе развития признаков
и свойств, способов поведения и действий
на основе их постепенного расхождения
(дивергенция – расхождение). Конвергентность
психического развития проявляется в
сближении, сходстве свертывании, синтезе
в ходе развития психических процессов
и свойств, действий и способов поведения
(конвергенция – сближение).

Общие
закономерности отклоняющегося развития:

1.
Снижение способности к приему, переработке,
хранению и использо­ванию информации.

2.
Замедление процесса формирования
представлений и понятий об окружающей
действительности.

3.
Трудность словесного опосредования.

4.
Наличие потенциальных возможностей
развития.

5.
Трудности социальной адаптации.

23. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка

Современная
детская психология основывается на
позиции детерминированности психического
развития ребенка взаимодействием
различных факторов, обстоятельств,
условий, т.е. биологических и социальных
факторов

Биологические
факторы — совокупность природных
факторов, влияют на Индивидуальное
развитие человека как биологического
организма, вызывая ее наследственные
особенности.

Социальные
факторы — совокупность факторов,
произведенных общественным развитием,
детерминирующих поведение человека
как общественного существа

Основные
концепции психического развития ребенка

Психическое
развитие является процессом необратимым,
направленных и закономерных изменений,
приводящих к возникновению количественных,
качественных и структурных преобразований
в психике и поведении человека Основные
свойства себя развития, которые отличают
его от всех других изменений, являются:

а)
необратимость — способность к накоплению
изменений,»надстройки»новых
изменений над предыдущими;

б)
направленность — подчиненность единой,
внутренне взаимосвязанной линии
развития;

в)
закономерность — способность к
воспроизведению однотипных изменений
у разных людей

Ядром
теории психического развития является
раскрытие движущих сил, выявления роли
биологических и социальных факторов
(наследственность, среда, обучения и
воспитания) в становлении личности В
дискуссии с этих вопросов выкристаллизовались
полярные взгляды представителей
биологизаторского, социологизаторського
направлений Сторонники биологизатпорського
направления (С-Г Холл, Д Селли, Ш Бюзер,
Д Мэйли и др.) выходять из признания
того, что все психические особенности
человека являются врожденными, смена
периодов развития, возникновения
различных психических процессов,
свойств, качеств личности обусловлены
наследственностью Психическое развитие
они рассматривают как постепенное
количественное развертывание, созревание
наследственных структур (способностей,
интересов, черт характера), которые
ребенок наследует так же, как строение
тела, черты лица, форму рук и т.д.

Противоположный
подход к развитию психики ребенка
наблюдается в социологизаторском
направлении. Его истоки — в идеях
философа XVII века Джона Локка. Он считал,
что ребенок появляется на свет с душой
чистой, как белая восковая доска (tabula
rasa). На этой доске воспитатель может
написать все, что угодно, и ребенок, не
отягощенный наследственностью, вырастет
таким, каким его хотят видеть близкие
взрослые.

Очевидно,
что оба подхода — и биологизаторский,
и социологизаторский — страдают
односторонностью, преуменьшая или
отрицая значение одного из двух факторов
развития. Кроме того, процесс развития
лишается присущих ему качественных
изменений и противоречий: в одном случае
запускаются наследственные механизмы
и развертывается то, что содержалось с
самого

начала
в задатках, в другом — под воздействием
среды приобретается все больший и
больший опыт. Развитие ребенка, не
проявляющего собственной активности,
напоминает скорее процесс роста,
количественного увеличения или
накопления.

На
современном этапе распространена теория
конвергенции биологического и социального
факторов Согласно ей психическое
развитие обусловливается взаимодействием
наследственности и среды: наследственности
отводится определенна роль, среде — роль
регулятора условий, в которых реализуется
наследственность Однако эта теория не
имеет объяснений случаев, когда в одной
семье вырастают дети с разными характерами,
имея одинаковую наследственность
(однояйцевые близнецы) Современная
наука убедительно доказывает, что ни
наследственность, ни среда, как их
понимают сторонники конвергенции двух
факторов, не определяют развитие
младенцев

Л.С.
Выготский подчеркивал единство
наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность
присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный
удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше
обусловлены наследственно, чем высшие
(произвольная память, логическое
мышление, речь). Высшие функции — продукт
культурно-исторического развития
человека, и наследственные задатки
здесь играют роль предпосылок, а не
моментов, определяющих психическое
развитие. Чем сложнее функция, чем
длиннее путь ее онтогенетического
развития, тем меньше сказывается на ней
влияние наследственности. С другой
стороны, среда тоже всегда «участвует»
в развитии. Никогда никакой признак
детского развития, в том числе низшие
психические функции, не является чисто
наследственным.

Каждый
признак, развиваясь, приобретает что-то
новое, чего не было в наследственных
задатках, и благодаря этому удельный
вес наследственных влияний то усиливается,
то ослабляется и отодвигается на задний
план. Роль каждого фактора в развитии
одного и того же признака оказывается
различной на разных возрастных этапах.
Например, в развитии речи значение
наследственных предпосылок рано и резко
уменьшается, и речь ребенка развивается
под непосредственным влиянием социального
окружения, а в развитии психосексуальности
роль наследственных моментов возрастает
в подростковом возрасте.

Таким
образом, единство наследственных и
социальных влияний — это не постоянное,
раз и навсегда данное единство, а
дифференцированное, изменяющееся в
процессе самого развития. Психическое
развитие ребенка не определяется
механическим сложением двух факторов.
На каждом этапе развития, по отношению
к каждому признаку развития необходимо
устанавливать конкретное сочетание
биологических и социальных моментов,
изучать его динамику.

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник