Специалист по развитию речи у ребенка в 2 года

Специалист по развитию речи у ребенка в 2 года thumbnail

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Читайте также:  Психопатия и психопатическое развитие личности ребенка

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник

7196 клиентов

нашли специалиста
за последние 12 месяцев

94%

положительных отзывов

1530 отзывов оставили клиенты за последние 12 месяцев
Из них 1441 — положительный

2351 специалист

4.7 средний рейтинг

Стоимость услуги
: развитие речи

Стоимость услуги начинается от 300 рублей за 60 минут.

На стоимость влияют опыт и квалификация специалиста, необходимость выезда к клиенту.

Некоторые специалисты предоставляют скидки, если вы заплатите вперед за несколько встреч или готовы заниматься в группе.

Загрузите мобильное
приложение PROFI.RU

Отправим СМС со ссылкой на приложение

1530

Отличный подход к дошкольникам, у нас не очень усидчивый мальчик с Кристианом сидит по 40 минут- часу в 3 года. Очень многому учит и активно развивает речевую моторику и желание произносить слова у ребёнка, словарный запас это скорее задача родителей. Единственный минус/хотя он же и плюс -… Читать дальше

загрузка Кристиана, для нас являлось в том числе показателем востребованности. Еще один важный момент — активная работа с ребёнком, то есть из часа занятий — весь час будет посвящён ребёнку, а не общению с родителями и попытке навязать консультации невролога(имели такой опыт с другим логопедом-дефектологом). Твердая 5!

Читайте также:  Общая характеристика развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Оценка 5

11 марта 2020

Анатолий, м. Академическая

Услуги заказа: Коррекция нарушений устной и письменной речи. Развитие речи.

Сразу скажу, что нам очень повезло! Изначально хотели другого логопеда, но нам посоветовали Альбину Тякиевну, чему мы очень рады! Дочке 5 лет,, такие звуки как:л, р, к,д,с вообще не могла произнести, проблем было достаточно, но с Альбиной Тякиевной мы с этим справились. Подход к ребёнку нашла… Читать дальше

сразу,дочка занимается с удовольствием. !Помимо этого, много информации для общего развития, ребёнок узнал какие бывают птицы, животные, растения , цветы и т.д.Очень чётко и понятно объясняет домашнее задание. Очень пунктуальна!!! Мы в полном восторге!Результатом очень довольна , оно того стоило!!! Мои самые наилучшие рекомендации!!!

Оценка 5+

16 февраля 2018

Виктория, м. Бульвар Дмитрия Донского

Услуги заказа: Логопеды. Постановка звуков. Развитие речи.

Ребёнку 2.5 года, глядя на занятия старшего брата очень заинтересовалась процессом, Анастасия организовала для неё занятия на общее развитие речи, через пару месяцев мы уже оценили прогресс. И главное, ребёнок в восторге!

Оценка 5

3 апреля 2020

Кристина, Газопровод, Московский

Услуги заказа: Логопеды. Развитие речи.

Ребёнку нравится. Логопед с ней занимается, развивает её, буквы учат, звуки пытаются поставить: и шипящие, и «р», и «л». Она нам даёт домашнее задание. Педагог нестрогая, ребёнку очень нравится с ней заниматься. Они сейчас ставят звук «з». Работу логопеда оцениваю на пять.

Оценка 5

18 мая 2018

Анна, м. Саларьево

Услуги заказа: Логопеды. Развитие речи.

Все отлично, мы до сих пор занимаемся с логопедом. Прекрасный преподаватель, нам нравится. Уже есть успехи и положительные результаты. Ребенку комфортно заниматься, абсолютно нет никаких нареканий, они быстро нашли общий язык.

Оценка 5

15 ноября 2017

Ирина, Люберцы, Лермонтовский проспект

Услуги заказа: Логопеды. Постановка звуков. Развитие речи.

Очень хорошие впечатления. Очень хорошо нашла подход к каждому ребенку, выделила индивидуально то, что нужно каждому. Она очень хорошо с ними занималась по отдельности. У нас была не логопедия, а развитие речи, улучшения были. Детям репетитор нравился.

Оценка 5

15 января 2018

Юля, Дмитров

Услуги заказа: Логопеды. Развитие речи.

Обратилась к Александру за помощью в развитии речи и риторики моего 9 летнего ребёнка. Т.к. ребёнок у меня стеснительный и немного неуверенный в себе, большое внимание уделялось развитию эмоционального интеллекта.
Александр интересный и внимательный педагог, умеет находить подход к детям, всегда… Читать дальше

анализирует проделанную работу и продумывает методы дальнейшего развития.
Большое спасибо Александру, отличный педагог!

Оценка 5+

13 января 2020

Венера, Москва

Услуги заказа: Развитие речи. Риторика.

Мы недолго с Татьяной Евгеньевной позанималась, но у меня осталось положительное впечатление о логопеде. Она хороший педагог. Мы с ней тогда попрощались потому только, что у нас появился другой репетитор на месте, который рядом с нами, поэтому мы и прекратили работу с Татьяной Евгеньевной. Нам… Читать дальше

удобнее было никуда не ездить. Не думаю, что за полмесяца можно достичь какого-то ощутимого результата от работы с логопедом. Нам на момент занятий было всего лишь три года. Моей помощи там не требовалось никакой, контакт с ребёнком педагог нашла сразу. Думаю, если мы продолжили с ней работу, результат точно бы был, а это главное. Сами занятия Татьяна Евгеньевна проводит у себя дома, тоже меня это устраивало.

Оценка 5

29 декабря 2017

Нигяр, м. Речной вокзал

Услуги заказа: Логопеды. Развитие речи.

Услуги, востребованные клиентами в этом году

Курсы развития речи

Дислексия

629 специалистов

Цены: от 600 до 2500 ₽ / ч

Дизартрия

954 специалиста

Цены: от 300 до 2500 ₽ / ч

Дисграфия

860 специалистов

Цены: от 500 до 2500 ₽ / ч

Стоимость развития речи

Алалия

690 специалистов

Цены: от 600 до 3000 ₽ / ч

Афазия

151 специалист

Цены: от 600 до 3000 ₽ / ч

Дислалия

990 специалистов

Цены: от 200 до 2300 ₽ / ч

ЗРР

793 специалиста

Цены: от 600 до 2500 ₽ / ч

ОНР

1190 специалистов

Цены: от 300 до 2500 ₽ / ч

Ринолалия

119 специалистов

Цены: от 700 до 3000 ₽ / ч

Заикание

212 специалистов

Цены: от 600 до 3700 ₽ / ч

Смотрите также

Нейропсихология

Специалист по развитию речи у ребенка в 2 года

410 нейропсихологов

Цены: от 1560 до 3332 ₽ / ч

  • Развитие речи — широкая база частных преподавателей
  • 6183 отзыва о репетиторах на PROFI.RU
  • Развитие речи в Москве от 300 рублей/ч

Источник

Содержание:

  • Развитие речи. При чем тут остеопат?
  • Как развивать мелкую моторику
  • Как заниматься артикуляционной гимнастикой

Установить задержку речи у ребенка, который не говорит в 2 или 3 года, — обычно задача невролога, но вот помогать родителям развивать речь у малыша эффективнее получается у других специалистов. Не рано ли крохе в 2 года заниматься с логопедом? И что может сделать при отсутствии речи остеопат?

Когда ребенок должен начать говорить? Универсального возраста не существует, нормы речевого развития весьма условны, все индивидуально. Иногда считают, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, но даже из этого негласного правила есть исключения.

Тем не менее, если мы возьмем, к примеру, малыша трех лет, при нормальном развитии в этом возрасте родители должны понимать 60% его речи, а то и больше. Нормы развития речи ля полуторагодовалого – от пяти до двадцати слов.

Читайте также:  Развитие познавательных процессов ребенка в семье

В противном случае говорят о задержке речевого развития. Если это обнаружилось, действовать надо немедленно. Как известно, чем раньше начнешь заниматься устранением той или иной проблемы, тем больше шансов избавиться от нее полностью. С возрастом сделать это будет сложнее, дороже, дольше, не так эффективно.

При задержке речи помощь малышу должны оказывать два специалиста – логопед и остеопат, а также сами родители. В чем же роль каждого из участников процесса?

Развитие речи. При чем тут остеопат?

По статистике, 95% людей перенесли родовую травму. Ее последствия могут проявляться по-разному, и проблемы с речью – один из возможных вариантов. Устранить последствия родовой травмы под силу врачу-остеопату. Можно сказать, что он готовит благоприятную почву для дальнейшей работы логопеда и самих родителей, улучшая кровоток в зоны мозга, отвечающие за речь.

К сожалению, при задержке речи обычно недостаточно просто взять и сделать несколько упражнений, чтобы проблема решилась. Само по себе это не проходит. Нужно подготовить почву, устранить первопричину, что и делает остеопат.

Логопед в свою очередь научит ребенка говорить правильно, выстроит его речевой аппарат, обеспечив верное произношение всех звуков.

Также есть способы, которые доступны любому родителю и которые помогут закрепить результат работы специалистов и значительно улучшить речь малыша.

Самый простой – создать обстановку, располагающую к речевой активности. Прежде всего, это проведение времени со сверстниками. Отправьте малыша в детский сад, в какую-либо секцию, где ему придется общаться с другими детьми. Прослушивание аудиокниг также является располагающим фактором.

Если малыш уже говорит, но нечетко, просите его диктовать вам текст (например, выдуманного им на ходу письма), а сами пишите под его диктовку. Когда ребенок вынужден придумывать фразы, он вслушивается в слова, подбирает их, выстраивает предложение.

Как развивать мелкую моторику

За речевую активность отвечает определенный участок коры головного мозга – зона Борка. Рядом с ней находится проекционная двигательная зона кистей рук. Поэтому детям с задержкой речевого развития показаны упражнения, которые развивают мелкую моторику рук.

Одна из самых простых игр на развитие мелкой моторики – «Золушка». Смешайте два вида круп (горох и фасоль, к примеру) и попросите ребенка отсортировать зернышки. Покажите ему, как это делать, участвуйте в игре вместе с ним; главное – он должен заинтересоваться процессом и выполнить задание.

Сегодня существует масса игрушек и приспособлений, предназначенных именно для развития мелкой моторики рук. Например, те же бизиборды, развивающие игровые доски по методике Монтессори. Причем некоторые родители делают их самостоятельно из подручных средств.

Как заниматься артикуляционной гимнастикой

Помимо моторики рук необходимо заниматься и речевой моторикой, которая позволит выработать у ребенка четкую артикуляцию. Обычно я рекомендую заблаговременно позаботиться о тренировке органов речи, чтобы они сформировались сильными и упругими, и начать выполнять артикуляционные упражнения с двух лет, даже если проблем с речью нет. Как это делать?

  • Регулярность: 3-4 раза в день, каждое упражнение повторять по 5 раз.
  • Последовательность выполнения: от простых заданий к более сложным.
  • Необходим контроль родителей, чтоб малыш не сбивался с темпа и точно делал все движения.

Начать можно с гимнастики для губ — упражнения «Лягушка».

  1. Задача: улыбнуться с некоторым напряжением губ, чтобы обнажить сомкнутые зубы.
  2. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть малыша не выдвигалась вперед.
  3. Можете при этом повторять стишок:
    Вот понравится лягушкам,
    Тянем губы прямо к ушкам.
    Потяну и перестану,
    И нисколько не устану.

Еще одно эффективное упражнение на артикуляцию называется «Слоник».

  1. Зубы и губы должны быть сомкнуты.
  2. Губы необходимо вытянуть трубочкой, чувствуя при этом напряжение.
  3. Теперь надо удержать губы в таком положении в течение нескольких секунд. Можно посчитать до пяти.

И это задание вы можете превратить в игру. Считайте вслух, загибайте пальцы на руке (на своей или на ручке вашего малыша), придумайте любой веселый вариант отсчета секунд – тогда рутинное ежедневное повторение не будет так утомительно. И помните, что вам придется выполнять его в течение длительного времени.

Задержка речевого развития малыша нередко заставляет родителей сильно беспокоиться: а заговорит ли ребенок вообще когда-нибудь? Тем не менее, ситуацию можно исправить, если проработать проблему «по всем фронтам». На личном опыте могу сказать, что в большинстве случаев мы успешно справлялись с задачей, но только когда родители этого действительно хотели.

И не забывайте: даже если ребенок еще не говорит в силу возраста или развития, он все запоминает. Поэтому следите за своей речью, говорите четко, выстраивайте фразы логично, произносите слова правильно.

Источник