Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка с овз

Галина Сергеевна Голова
Проект по работе с детьми с ОВЗ «В семье особый ребенок»

Проект

«В семье особый ребенок»

Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие развития педагогической компетентности родителей и создания оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

“Нет случайно родившихся детей.

Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…

И каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога. ”

Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта заключается в том, что полноценное развитие ребенка, как личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является залогом успешной образовательной деятельности и коррекционной работы, так как семья оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие ребёнка, особенной в дошкольном возрасте. Сделать родителей активными участниками коррекционно-образовательного процесса, помочь родителям осознать свою миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка – одна из главных задач детского сада. Воспитание детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в обществе. Во вступившем в силу с 1 сентября 2013 года законе N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 79 очень четко отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под определением ребенок с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

На современном этапе совершенствования образовательной системы дошкольного образования, каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, сегодня предоставляется возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Работа с родителями является самым приоритетным направление в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации.

В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей».

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но очень часто не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами

На протяжении всей жизни ребенка главной опорой есть и будут именно родители и чтобы работа воспитателя и родителей была продуктивной, и давала свои положительные результаты, все должны работать в тандеме.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.

Задача педагогов, воспитателей помочь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья понять, что их дети не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Проблема, на которую направлена реализация проекта:

Проблема взаимодействия детского сада и семьи является одной из наиболее важных и актуальных проблем в педагогике. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в коррекционно-образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи нашло сове отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

На данном этапе на первый план выдвигается создание условий для установления партнерских отношений между педагогами и родителями. Порой родители не хотят видеть и принимать реальную ситуацию, идут на конфликт с педагогами, игнорируют требования, рекомендации педагога, не хотят принимать помощь или просто не интересуются жизнью ребенка в детском саду.

Поэтому особую значимость приобретает внедрение в систему образования эффективных методов и форм работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.

Тип проекта : практико-ориентированный

Вид проекта : долгосрочный

Цель проекта: разработка и реализация системы взаимодействия детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития детей с ОВЗ и развития педагогической компетентности родителей.

Задачи:

1. Теоретически обосновать проблему организации взаимодействия ДОУ и семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;

2. Повысить компетенцию родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников по адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум,

3. Изучение особенностей использования форм работы с семьей;

4. Отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы работы с семьей (по установлению партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми, по привлечению внимания родителей к интересам и потребностям ребенка с ОВЗ).

5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную — среду в группе.

Основная идея (идеи) предлагаемого проекта

установление партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

расширение форм общения с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью своевременной консультационной помощи используя различные формы работы, а также информационные и программные возможности сети Интернет;

формирование навыков наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи;

формирование активной родительской позиции и адекватной самооценки;

воспитание привычки обращаться за помощью к педагогам и медикам в вопросах коррекции и воспитания для своевременной помощи и построения индивидуального маршрута развития ребенка;

закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей;

формирование чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Участники проекта:

• Администрация ДОУ

• Педагоги ДОУ;

• Дети;

• Родители.

Принципы реализации проекта:

• Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями;

• Единое внимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;

• Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

• Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Гипотеза: взаимодействие ДОУ и семьи будет эффективно влиять на создание оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)и коррекции развития детей этой категории если:

-система работы с семьей дошкольника будет иметь комплексный характер, что обеспечивается через оказание интегрированной поддержки родителям;

— развивающая предметно пространственная среда в группе и дома будет соответствовать психофизическим особенностям детей.

Индикаторы и целевые показатели:

Показателями эффективности, проводимой в рамках проекта, в дошкольном учреждении работыс родителями свидетельствуют:

• повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

• положительный эмоциональный настрой всех участников коррекционно-образовательного процесса,

• повышение уверенности родителей том, что ДОУ, с учетом мнения семьи и индивидуальности ребенка, поможет в решении педагогических проблем;

•проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми, посещающих дошкольное учреждение;

•возможность реализации единой программы индивидуализации, социализации и частичной коррекции (в пределах компетенции ДОУ, развития ребенка в ДОУ и семье;

• повышение активности и заинтересованности родителей (законных представителей) в совместном процессе коррекции нарушений у своих детей;

• стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогами и администрацией ДОУ,медицинскими службами;

Ожидаемые результаты :

• Создана картотека методической литературы ;

• Подобран пакет диагностических методик по определению особенностей взаимодействия ДОУ и семьи;

Разработан и апробирован план работы с семьей по развитию различных компетенций;

• В процессе работы с родителями используются разновариантные организационные формы работы («Играем вместе», Творческая лаборатория, «Мастер класс»);

• В группе создана богатая развивающая предметно-пространственная среда;

• родители выступают равноправными партерами в коррекционно-образовательном процессе.

Ресурсное обеспечение проекта

Формы работы в проекте:

Формы работы

работы Наименование мероприятия Аудитория

Работа по индивидуальному образовательному маршруту — Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС по индивидуальному маршруту, составленному на учебный год.

-Творческие мини-проекты с активным участием семьи Родители, имеющие детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ, посещающие МКДОУ

Информационно – просветительская работа.

Мастер классы

«В гостях у сказки»— метод сказкотерапии

«Волшебные краски» — нетрадиционные методы ИЗО.

«Мягкие ладошки»работа с соленым тестом.

«Веселый язычок»— пальчиковая гимнастика

«Музыка детства»— влияние музыки на развитие процессов нервной деятельности

«Живой песок»— развитие мелкой моторики рук, воображения, памяти

«Мои пальчики расскажут»— игры с манкой.

Родители

Дети с ОВЗ

Информационно – просветительская работа.

Консультации — Подготовка индивидуальных тематических консультаций, рекомендаций для родителей.

-Распространение тематических памяток для родителей.

-Использование Интернет ресурсов

Работа с сайтом МКДОУ «Мобильная страничка»(страница для родителей с информацией для родителей, консультации, полезные ссылки).

-Составление рекомендательного списка литературы «В семье особый ребенок». Родители.

Игровой центр

«Играем вместе» — Игровая деятельность в группе, на прогулке (игровые развивающие ситуации).

— Организация досуга (праздники, развлечения)

-Театрализация «Волшебный мир театра»

Родители.

Дети с ОВЗ.

Источник

Шостак Светлана Николаевна
Помощь родителям в создании оптимальных условий для развития ребенка с ОНР в условиях семьи

Развитие речи детей приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.Но в наше время наметилась тенденция снижения уровня бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, бедная и неграмотная речь с экранов телевизоров, отсутствие «живого» общения ребенка с родителями в семье и т. п. Все это препятствует развитию правильной речи у детей.

Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает ребенка с рождения, дает ребенку первые знания и умения. Овладение родным языком является стержнем полноценного формирования всей личности ребенка. Потому так важно сотрудничество и взаимодействие родителей и специалистов в развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Для ребенка, имеющего речевые нарушения, семья – это еще и наиболее значимое коррекционно-развивающее пространство, и только при условии создания коррекционно-развивающей среды в семье появляется возможность решения проблемы речевого развития ребенка. Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимается совокупность внутрисемейных условий, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с речевыми нарушениями.

Семейное пространство должно быть наполнено коррекционно-развивающим содержанием, в то же время оно должно быть простым и естественным. Основными компонентами такой коррекционно-развивающей среды являются:

— общая эмоциональная семейная атмосфера,

— адекватное внимание к особенностям развития ребенка;

— предметно-пространственная развивающая среда, специально организованные условия в семье для развития всех основных компонентов речи

Необходимо предостеречь родителей от ошибок, отрицательно влияющих на общую эмоциональную семейную атмосферу. Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей

— обучение иностранным языкам, представление информации не по возрасту и т. п.

— Непринятие индивидуальности детей.

— Разный подход и непоследовательность в воспитании со стороны специалистов, родителей и других членов семьи.

— Неустойчивость в обращении с детьми — повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.

— Тревожность в воспитании — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений.

Родителям необходимо осознать, что именно они ответственны за судьбу ребенка. Специалисты, конечно, окажут им поддержку, направят, посоветуют как организовать развитие малыша, однако заменить собой ежедневную родительскую помощь ребенку специалисты не смогут никогда.

Семьи живут в различных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации коррекционно-развивающей среды дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье такую обстановку, которая обеспечивала бы оптимальную компенсацию всех направлений речевого развития ребенка? Прежде всего, родители должны четко представлять основные направления коррекционной работы специалистов по развитию речи:

развитие целенаправленного речевого дыхания;

развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

— формирование и развитие артикуляционной моторики, мимических движений;

-совершенствование фонематического слуха и восприятия;

— совершенствование слоговой структуры слов;

развитие правильного звукопроизношения;

развитие словарного запаса;

— формирование грамматического строя речи;

— формирование связного высказывания.

Очень важными в коррекционной работе с детьми с речевым недоразвитием являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление знаний и умений, полученных на занятиях в детском саду. И в этом случае родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники в коррекционном процессе. Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно уменьшить речевое недоразвитие ребенка.

Источник