Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей
«Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»
Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Выгодский Л.С. Считает, что одним из принципиальных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Уже в самом раннем детстве можно узреть проявления творческих действий, которые более ярко просматриваются в играх детей. Игра ребёнка — это не обычное воспоминание о пережитом. Это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них реальности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Дети могут воображать езду на лошади, сидя на древесной палке верхом, перевоплощаться в моряков, продавцов, космонавтов и т.д. В сюжетно-ролевых играх это является примером самого реального детского творчества.
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии считается, что дошкольный возраст является сенситивным для развития детского творчества. Это связано с чертами протекания отдельных психических действий, которые оказывают влияние на внутреннюю позицию ребёнка, на его отношение к окружающему. Поэтому решение трудности развития творчества начинается с раннего детства.
Как отмечает Т.Н.Доронова, у детей в возрасте 6-7 лет происходит резкое понижение энтузиазма к творческой деятельности. Это можно объяснить тем, что в связи с общим развитием и скоплением собственного опыта у детей возникает адекватная самооценка. Они стесняются собственных работ, если что-то не выходит, отказываются показывать их окружающим. В итоге у ребенка может показаться неуверенность в себе и собственных возможностях, что отрицательно сказывается на развитии его творческих способностей, а также и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии.
И всё же многие педагоги считают период дошкольного детства благоприятным для развития детского творчества, а рисование, лепка, игра рассматривается учёными и педагогами как важнейшие сферы детской деятельности для развития общего психического развития ребёнка и формирования особых умений и навыков, так нужных для его удачного обучения в школе.
Не все родители понимают, как принципиально развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребёнка чтению и математике. Но данные, полученные психологами, указывают на положительное влияние эстетического развития ребёнка и его творческих способностей на уровень подготовки детей к школе.
Мазару Ибука в собственной книге «После трёх уже поздно» тоже касается вопроса о развитии творческих способностей детей. Автор считает, что творчество — «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия». Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым таковыми далекими от настоящей жизни, на самом деле являются зародышами творчества». Эти утверждения ещё раз указывают на то, что нужно как можно ранее создавать условия для развития творческих способностей детей.Среди современных исследований в области педагогической науке имеются бессчетные свидетельства того, что приоритетная роль в развитии личности ребёнка отводится семейному воспитанию. В последние годы семья стала объектом исследования, в итоге чего возникла возможность более глубочайшего исследования семьи как общественного института воспитания.
В семье традиционно отсутствует жёстко заданная система взаимоотношений по вертикали, строгая структура власти с заблаговременно предписанными ролями и статусом. Контакты меж членами семьи строятся на базе родства, любви, привязанности, доверия, характеризуются открытостью и эмоциональностью. Для ребенка семья является более мягким и наименее ограничивающим типом общественного окружения, а эмоциональный компонент в семейном воспитании преобладает над оптимальным.
Как отмечает О.Л.Зверева, дошкольное детство — это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Конкретно в этом возрасте создаётся база, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание. Поэтому семья в воспитании дошкольника играется важную роль. Частенько она бывает единственной средой, формирующей его личность.
На сегодняшний день область домашнего воспитания менее исследована по сравнению с воспитанием публичным, так как семья является достаточно сложным предметом научного исследования. Не все люди охотно пускают в свою семейную жизнь посторонних, даже если это исследователи. Не считая того, что для исследования семьи нужна разработка и применение способов, которые различаются от используемых в педагогике при исследовании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира либо известным построением разума, либо чувства, живущим либо обнаруживающимся, лишь в самом человеке».
Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит либо повторяет ранее создавшиеся и выработанные им в прошедшем приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих вариантах деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было. Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новейших образов либо действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не лишь сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из частей прежнего опыта новейшие положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее».
Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать только избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, просто придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей, либо меньшей степени, оно же является обычным и неизменным спутником детского развития». Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.
В психологии считается, что творчество «должно представлять собой общественную ценность и давать новенькую продукцию». Детское творчество не полностью соответствует этому определению. Но хоть какое творчество имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны разные уровни, масштабы, результаты творчества у различных авторов.
Н.А.Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его внедрения. Она разглядывает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.
Не каждую детскую продукцию можно считать творчеством. Н.А.Ветлугина выделила характеристики, по которым можно отнести ту либо иную продукцию детей к творчеству.
Она поделила их на 3 группы:
1. Характеристики, дающие характеристику дела детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые происшествия и условные ситуации, искренность переживаний. На данной базе отлично развиваются художественные способности.
2. Характеристики, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новейших задач, внедрение разных вариантов, комбинирование знакомых частей в новейшие сочетания, оригинальность способов действий.
3. Характеристики свойства продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, успешно выражающих личное отношение детей и передающих план.
По этим показателям можно сказать, является ли та либо другая детская продукция творчеством.
Анализ исследований Т.Г.Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теп лова, Е.А. Флериной, посвященных проблемам детского творчества, дозволяет дать определение понятию «детское творчество». Под детским творчеством понимается создание субъективно нового (важного до этого всего для ребенка) продукта (набросок, лепка, песенка, притча, танцевальная зарисовка и т. Д.); создание к известному ранее не используемых образов, различных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения либо средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы.
Таким образом, детским творчеством мы будем считать создание ребёнком субъективно нового продукта в итоге детской деятельности, являющегося значимым до этого всего для ребёнка.
Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.
Изобразительное творчество включает в себя рисование, аппликацию, лепку. Л.С.Выготский отмечает, что рисование ребёнка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте.
Развитие творческих способностей — одна из принципиальных задач, которую нужно решать, обучая дошкольников рисованию, лепке, аппликации. И начинать это необходимо с младшего возраста.
, «Дождик идёт», «Насыплем цыплятам зёрен»).
Отмечено, что дети выдумывают реалистические рассказы, создают виды предметов и явлений, имеющихся в природе, но с которыми они сами не встречались на практике. Также выдумывают они и сказки. Традиционно эти сказки являются комбинированием сюжетных линий узнаваемых им сказок, характерных черт персонажей (медведь постоянно неуклюжий, заяц трусливый, лиса хитрецкая). В данной собственной словесной деятельности дошкольники создают фантастические виды.
Ребёнок, рассказывая свою сказку, обучается употреблять ранее усвоенные фразы. Он употребляет их не механически, а в новейших композициях, создавая что-нибудь новое, своё. В этом и есть залог развития творческих способностей детского разума.
Театрально-игровое творчество дошкольников имеет свободный характер. Л.С. Выготский отмечает, что «наряду со словесным творчеством драматизация, либо театральная постановка, представляет самый нередкий и распространенный вид детского творчества». Драматическая форма переживания жизненньж впечатлений лежит глубоко в детской природе и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Как правило, фантазии детей не остаются в мечтах, а воплощаются в живые виды и деяния. Драматизация ближе, чем хоть какой другой вид творчества, связана с игрой, являющейся неотъемлемой частью детства, и содержит в себе элементы различных видов творчества. Дети сами могут придумывать, импровизировать роли, инсценировать готовый литературный материал. Это является творчеством, понятным и необходимым до этого всего самим детям. Принимая роль в изготовлении декораций, частей костюмов, дети развивают изобразительные и технические способности. Занятия рисованием, вырезыванием, лепкой получают смысл и мишень как часть общего плана, волнующего детей, а сама игра, которая состоит в представлении детей-актёров, завершает эту работу и является полным и окончательным выражением.
Как считает Л.С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, принципиально то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё — от занавеса и до развязки драмы.- обязано быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда лишь драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку»..
Детское творчество имеет ряд особенностей, которые нужно учесть, развивая творческие способности детей. Оно традиционно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, а является принципиальным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П.Радынова, критериями удачливости детского творчества следует считать не художественную ценность вида, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого вида и его воплощения, оригинальности и вариативности.
Л.С. Выготский считал игру основой, источником, хоть какого, творчества, его подготовительной ступенью. Изюминка детского творчества состоит в том, что оно связано с игрой. Из всех видов художественной деятельности детей исследователь выделял драматизацию как более своеобразную двигательной природе воображения детей и более близкую к игре.
Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы.Н.А.Ветлугина описывает детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она показывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей — новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.Для детского творчества характерны — гуманизм и оптимизм, где постоянно побеждает добро. Ребёнок ещё не знает о сложной’закономерности событий и отношений меж людьми, поэтому его герои просты и ясны в собственных положительных поступках, он их любит и стремится к их безусловному благополучию.Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное и оно имеет свои особенности, которые различают детское творчество от творчества взрослых.
Источник
Цели:
|
Эпиграф к собранию:
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.Асафьев
Оборудование: бумага А4, ручки, цветные карандаши.
Ход собрания
I. Лекция
По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах,
написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к
проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как
личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто
я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен?». Что же такое
способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное
выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по
поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны
человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию
способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все
дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и
усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится
посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и
влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.
Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности,
чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии
сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда
находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого
потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной
составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают
делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой
полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень
важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его
развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями
развития.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы
творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве.
Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих
профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через
творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих.
Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо
иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие
творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не
станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных
вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком,
способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие
требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной
деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации
помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у
каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей
степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие
способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с
окружающими людьми, справляться с трудностями.
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой
личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая
интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое
потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если
родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать
развитие творческого потенциала у ребенка.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя
следующие составляющие:
- стремление к познанию;
- умение познавать новое;
- живость ума;
- умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
- стремление к открытиям;
- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
- свободное воображение;
- фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение,
открытия, что-то новое.
С чего начать?
Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто
показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А
малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую
добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот
запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить
свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо
то, что ребенок относится к миру творчески.
Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого
потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как
ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или
шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные
терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть,
расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.
Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие
помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в
детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь,
нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это
не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его
развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть,
отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки,
стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте
его творческую инициативу .
Для развития творческих способностей необходимо создание условий для
сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск
творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых
знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках.
Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.
Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно
принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою
неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его
становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного
существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.
Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста,
замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным.
Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость
впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не
позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень
важно не упустить время!
II. Практическая работа
Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные
виды детской деятельности:
- Окружающий мир.
- Развивающие игры и игрушки.
- Рисование.
- Лепка.
- Чтение.
- Музыка.
- Аппликация.
Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все
воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально
разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для
родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей».
Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам
самим проверить свои способности. (Тест «Ваш творческий потенциал»,
Приложение 1)
Игра «Музыка»
Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски:
красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно
предложить родителям озаглавить рисунок.
Упражнение «Незаконченный рисунок»
Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками,
крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача –
используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.
Игра «Рифмоплет»
Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка –
галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы.
Игра «Изобретатель»
Предлагается придумать:
– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
– необычные способы использования обычных предметов.
«Хорошо-плохо»
– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем
хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо –
можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно
простыть.
«Нестандартные задачки»
– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например,
ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в
другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки,
мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.
Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не
оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали
все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой
консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож
для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше
на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т.
д.). Что ей с ними делать?
«Что будет, если…»
– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут
великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.
III. Итог
Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о
психическом здоровье своих детей, то:
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи
ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или
«за гранью».
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому
заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не
должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается
один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит
свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем
признании окружающими.
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте
критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с
симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для
тех, кого любит.
Помогайте ребенку… порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее
вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо
наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует
руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого
ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка
максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
Приложение 2, Приложение 3
Источники:
Лысогорская М.В. «Азбука воспитания». – Саратов: Изд-во Научная книга,
2005. стр. 30
Тесты:
- https://azps.ru/tests/stest/createability.html
https://www.testmix.ru/t_v_reben.html#MyLabel - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/library/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-detei-mladsheg
- https://www.allwomens.ru/10387-razvitie-tvorcheskogo-potenciala-u-rebenka.html
- https://crazymama.ru/article.php?a=1&id_article=1267
Источник