Создание условий содействующих развитию ребенка это
Создание условий для развития ребенка в домашних условиях
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра — это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок — это, без сомнения, играющий ребенок. Игра — определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.
Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т. к. именно она — желанная и незаменимая в детском возрасте. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Детская игровая культура служит приобщением ребенка к сообществу людей — взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность является основой накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности.
Семья — это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни.
Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени — родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью.
Игра и игровое общение с ребёнком в семье – это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.
Таким образом, чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа такие же, как он, им можно доверять.
Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье — большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино.
Преимущества игры перед другими средствами взаимодействия:
— позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
— помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
— помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
— развивает искусство общения;
— помогает управлять своими чувствами;
— дает возможность пережить массу эмоций.
Желательно придерживаться в игровой деятельности определенной системности. Игра должна сплачивать играющих.
Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:
Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;
Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.
В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).
По мере взросления ребенка развивается и его игровая деятельность.
С детьми раннего возраста полезно использовать игры на коленках. Многие из игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.
Игра: «Раз, два, три, бум!»
Усадите ребенка на колени лицом к себе.Произнесите: «Раз, два, три, бум!» – и очень аккуратно прижмите лоб ребенка к себе.С теми же словами прижмите нос ребенка к себе.Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела ребенка:локти, колени, щеки, уши, подбородок.
Игра: «Прыг – скок»
Посадите ребенка себе на колено, крепко держа его под мышками.Подбрасывая ребенка на колене, читайте или пойте следующий стишок:
Прыг – скок,
Вверх и вниз.
Прыг – скок
На бочок!
С детьми любого дошкольного возраста полезно играть в пальчиковые игры.
Гимнастика для пальчиков помогает ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, переключает внимание (если ребеночек плачет), способствует развитию мелкой моторики, координации движений, облегчая процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельности, развивает речь.
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим (изображаем, как будто мы рубим ребром ладони)
Мы капусту трем-трем (трем ладошка о ладошку)
Мы капусту солим-солим (соответствующее движение щепоткой)
Мы капусту мнем-мнем (мнем руками)
«Семья»
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик мама
Этот пальчик папа
Этот пальчик я
Вот и вся моя семья (поочередно показываем каждый пальчик).
Чем больше развита мелкая моторика, тем быстрее развивается мозг. Для развития мелкой моторики нужно выполнять задания с мелкими предметами:
Сортировка круп
Завязывание и развязывание бантиков
Застегивание пуговиц
Шнуровки
Мозаика
В коллективную игру можно и нужно подключать других родственников (детей и взрослых), а также игрушки. По своему характеру это игры – забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.
Для сближения детей друг с другом и взрослым могут проводиться следующие игры:
«Ножки»
«Пузырь»
«Карусели»
«Лови – лови»
«Куклы пляшут»
Подвижные игры с правилами.
Многие подвижные игры, в которые играет ребенок на прогулке, можно адаптировать для дома, добавив немного фантазии и уменьшив скорость бега.
Данные игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели.
Вот несколько вариантов подвижных игр с детьми дома в зависимости от времени года.
«Снежки дома»
«Домашний листопад»
«Кораблики дома»
«Домашний поход»
Играем дома в подвижные игры для прогулки
Снежки дома. Сейчас на улице зима, и вашему малышу очень нравится игра в снежки? Но на улице метель, и на прогулку не выйти? Поиграйте в снежки дома: в качестве снежков отлично подойдут скомканные листы белой бумаги для принтера. Укрытия, сделанные из стульев и диванных подушек, сделают игру еще интересней.
Домашний листопад. Сейчас осень, и на улице идет дождь, а еще вчера вы так здорово играли опавшими листьями? Попробуйте устроить листопад дома: листья можно вырезать из цветной бумаги или лоскутков ткани.
Кораблики дома. Почти все дети очень любят пускать кораблики в весенних ручейках? Предложите ему стать капитаном такого корабля. Для игры понадобится кораблик на веревочке такой длины, чтобы малыш мог тянуть его за собой. Вы можете взять игрушечный кораблик или сделать кораблик из бумаги. Можно просто тянуть кораблик по ручейку (ручеек можно сделать из ленты голубого цвета или куска ткани). А вот подходящее стихотворение А. Барто «Кораблик»:
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
– Прокати, капитан!
А можно, играя в эту игру, рассказать ребенку о том, как рождается ручеек из родника, как ручеек впадает в реку, река – в море. Для ручейка и реки понадобятся ленты разной толщины, для моря – кусок синей или голубой ткани. Замечательно подойдет для этого путешествия норвежская народная песня в переводе
Ю. Вронского «В деревянном башмаке».
Ты да я, да мы с тобой
В деревянном башмаке
При попутном ветерке
К морю выйдем по реке.
А потом, а потом
Море мы переплывем,
За море приедем,
Музыканта встретим.
Музыкант сыграет нам
Что-нибудь такое,
Чтоб ногам, чтоб ногам
Не было покоя.
А потом опять домой
Ты да я, да мы с тобой
По морю, да по реке
В деревянном башмаке.
Однажды, обыгрывая это стихотворение, мы использовали самый настоящий ботинок, правда, не деревянный.
Домашний поход. Вы когда-нибудь ходили с малышом в поход? Если да, то, наверняка, ему очень понравилось. Почему бы не повторить дома? Если нет, то самое время потренироваться дома. Как? Устройте ребенку полосу препятствий и обыграйте ее как игру в поход: горы, реки, леса, поляны. Не забудьте перед игрой собрать походный рюкзачок, а в середине похода устроить небольшой привал. Если у вас есть домашняя палатка, то можно организовать даже «ночлег».
Такие игры не только доставят много веселых минут вашему малышу, но и будут способствовать развитию его фантазии.
Детям могут быть предложены игры, в которых игровые ситуации максимально приближены к типовым сюжетам из реальной жизни. Детям очень нравятся такие игры, так как они адаптированы для наглядно-действенного мышления, а уже налаженный, благодаря проведению вышеизложенных игр, контакт со сверстниками сглаживают возникающие конфликты по поводу игрушки.
В этих играх дети взаимодействуют друг с другом посредством предмета, роли и правила, усваивают их, возникают новые способы взаимодействия друг с другом, развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, вариативность игровых действий, действий в воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета-заместителя, гибкости в изменении функции и названии предмета.
Данные игры стимулируют развитие процессуальной игры. Это следующие игры:
«Мишка заболел»
«Совместный обед»
«Кукла хочет спать»
«Погладим белье»
Для того, чтобы игра состоялась и максимально способствовала развитию ребенка, необходимо чтобы развивающая среда была наполнена необходимыми материалами и оборудованием.
«И так как не может быть умственного развития без упражнения, ни упражнения без внешнего материала, на котором можно упражняться, то необходимо среду, окружающую ребенка, обставить средствами развития (заранее определенными и проверенными научными опытами) — и предоставить ребенку свободу самому развиваться при их помощи.»
Мария Монтессори
У ребенка должен быть свой игровой уголок, книжки, развивающие игрушки, пособия. Материалы для рисования, лепки, конструирования, аппликации. Это все должно быть доступно и безопасно.
Взрослый обязательно должен быть для ребенка проводником в мир знаний и будущих открытий.
Чтобы сделать ребенка успешным в жизни, необходимо ежедневно читать ему книги. Это поможет ему развить речь, расширить словарный запас, развить умение слышать и слушать другого человека.
Также ребенок должен соблюдать и поддерживать порядок в своем игровом уголке.
Развивающая домашняя среда должна отвечать ряду требований:
1) Безопасность. Это когда мама твердо уверена, что без ее присмотра ребенок не навредит своему здоровью: нет доступа кмелким, острым и бьющимся предметам, розеткам, окна заблокированы, шнуры электроприборов спрятаны, скатерть со стола стянуть не получится. Честно говоря, предусмотреть все невозможно, детишек мыслят иначе и всегда могут найти приключения, но все-таки взрослые должны максимально постараться обезопасить малыша.
2) Здоровье.
Это проветривание квартиры, поддержания температуры и влажности воздуха. В идеале это место для детского спортивного комплекса. Организация ежедневного купания.
3) Правильные игрушки.
Главное, чтобы игрушки соответствовали возрасту или чуть-чуть опережали. Ну и естественно были безопасными и экологичными.
4) Дидактические материалы.
Под этим понимаются все предметы, которые направлены на изучение того или иного предмета или развитие навыков. Например, карточки, плакаты, сенсорные коробки, материал для изучения цветов и форм, материал для развития мелкой моторики, материалы для творчества, развивающие пособия и т.д.
5) Детская мебель и организация пространства.
Стеллаж с низкими полками для книг и игрушек.
Маленький столик и стульчик.
Табуретки-лесенки (например, в ванной, чтобы ребенок мог сам дотянуться до крана и помыть руки).
Маленький шкафчик или крючки для одежды.
Организация такой среды поможет родителям быть уверенными в том, что ребенок развивается в соответствии с его потребностями, гармонично и самостоятельно, где участие взрослого заключается в наблюдении и оказании помощи, только когда ребенку требуется, ведь главный девиз «помоги мне сделать это самому».
Источник
Ирина Ворожбитова
Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе
Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка в школу в научных исследованиях называют «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы, прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Как показала практика нашей работы, грамотный подход к этой ситуации помогает не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимают суть проблемы.
Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения.
Перед дошкольным и начальным образованием в обеспечении преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной,методической работы стоят следующие задачи:
— создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
— обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Работа по преемственности педагогов МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «ЛАСТОЧКА» даёт возможность нашим детям приобрести стартовую площадку для успешного школьного обучения.
Основная цель взаимодействия детского сада и школы — обеспечение взаимосвязи и преемственности в воспитании и обучении детей в подготовительной к школе группе и первом классе прогимназии.
Содержание преемственности отражено в плане о сотрудничестве. В начале учебного года совместно с педагогами детского сада мы составляем план совместной работы по преемственности.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Одной из задач учебно-воспитательной работы дошкольных организаций является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе. Последовательное решение задач формирования и развития личности ребёнка предусматривает в качестве одного из обязательных условий обучения, непрерывность воспитательного и образовательного процесса, начиная с раннего возраста.
Система работы психолога включает: проведение диагностики и коррекции развития детей, мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:
— методическая работа с педагогами;
— работа с родителями;
— работа с детьми.
Методическая работа осуществляется через проведение совместных для педагогов прогимназии и детского сада:
-семинаров (“Формирование портрета выпускника дошкольного учреждения”, “Актуальные вопросы преемственности детского сада и школы”, “Роль сюжетно — ролевой игры в формировании предпосылок учебной деятельности”, “Совместная деятельность прогимназии и детского сада, как условие успешной реализации требований ФГОС в вопросах воспитания и обучения”);
— круглого стола (“Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе”, “Изучение программ и новых педагогических технологий для дошкольников и младших школьников”, “Проблемы адаптации к школе выпускников ДОУ”);
— открытых показов образовательной деятельности в ДОУ и прогимназии (занятие по ИЗО “Снегурочка”, занятие по математике «Путешествие в страну Математики», урок по обучению грамоте “Звук и буква Б” в 1б классе, урок математики в 1а классе);
— заседаний МО (“Общие понимания и требования готовности ребёнка к школе”, “Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста”).
Работа с родителями осуществляется через:
— совместные родительские собрания с педагогами, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе;
— информационные стенды, сайт детского сада и прогимназии “Первые шаги ребёнка к школе”. “Как научить ребёнка думать”, “Практические рекомендации по подготовке руки ребёнка к письму”);
— индивидуальные консультации с педагогами прогимназии;
— день открытых дверей в прогимназии.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность развита на будущего школьника и это необходимо для осуществления новой учебной деятельности, например, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Непрерывность дошкольного и начальногообразования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На ступени начальной школы осуществляется:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного и образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Работа с детьми заключается:
— в проведении экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу; — праздников “Золотая осень”, “В гостях у деда Мороза”, “Нашим мамам”, “Скоро в школу!”, “До свидания детский сад”;
— в посещении школьных музеев “Боевая слава”, “Очаг мой, Дагестан”, “Русская изба”, “Семейные реликвии”;
— в знакомстве и взаимодействии дошкольников с учителями, учениками начальной школы;
— в участии игровых программ (“Игра по станциям “Путешествие в школу”, спортивных состязаниях “Весёлые старты”; “Весёлые эстафеты ”;
— в проведении выставки рисунков “Что нам осень подарила”, «Зимушка – зима», “Космос и человек”, “Спорт глазами детей”, “Спички детям не игрушка ”.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир,поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование — это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Поставив перед собой цель — развивать познавательные способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.
В процессе исследовательской работы (детского проекта, после выбора интересной темы проекта в детском саду по ФГОС воспитанники ДОУ более углубленно изучают выбранный ребенком объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми, выполняют экологические проекты и в результате своего исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы. Актуальные темы исследовательских работ дошкольников можно брать за основу, дополнять и расширять, использовать как темы для конкурса «Я исследователь». Главное, чтобы у ребенка возник интерес именно к выбранной теме проекта. Воспитатель средней группы Карпенко Наталья Николаевна работала с детьми над проектом «Наши пернатые друзья». Конечным продуктом проекта были различные по форме кормушки и скворечники, которые родители воспитанников развесили на деревьях на территории детского сада и прогимназии. Дети имеют возможность на прогулке наблюдать за птицами, которые поселились в их скворечниках. Родители воспитанников старшей группы, воспитатель Магомедова Мадинат Абдулаевна, организовали поездку на рыбный завод, где дети имели возможность увидеть, как разводят мальков в искусственно созданной среде. Так появилась идея создания исследовательской работы «Живой мир рыбы». В процессе проведения исследовательской деятельности воспитатели развивают экологическую грамотность детей, воспитывают активную природоохранную позицию. Воспитатель подготовительной группы Магомедэминова Эльвира Османовна с группой воспитанниковвыполнила исследовательскую работу на тему: «Помни корни свои». Отправляясь в прошлое своего рода, детям хочется узнавать больше и больше. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями, что они подарили нам жизнь, воспитали нас. И тогда фундамент нашего уважения к старшим, станет ничуть не меньше, чем некогда у предков. Где бы мы ни были, мы всегда помним о доме, он словно притягивает своим теплом. Каждый человек должен знать о своем роде. Педагоги учат детей помнить своих предков, чтить их память, традиции своей семьи. Семейные реликвии помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Результаты нашей работы видны. Наши ученики стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Учащиеся 3 – 4 классов готовят исследовательские работы о домашних и диких животных, о растениях, включая в них загадки и стихи для дошкольников. Таким образом, они учатся выступать перед аудиторией. Ученики прогимназии постоянно принимают участие в разных конкурсах, фестивалях на уровне города и республики. В Фестивале «Первоцвет» наши учащиеся ежегодно занимают призовые места.
Совместная деятельность психолога и педагогов детского сада и прогимназии обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% выпускников ДОУ высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации.
У дошкольниковнеобходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:
• способность действовать по образцу;
• умение слушать и выполнять инструкцию;
• умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
• умение задавать и отвечать на вопросы;
• умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.
Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Мы считаем, что сотрудничество детского сада и прогимназии в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.
Источник