Создание условий для развития здорового ребенка

Татьяна Макшанцева
Создание условий для здорового образа жизни ребёнка — первооснова полноценного воспитания и развития (из опыта работы)

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

Формирования физической культуры основываю на организации двигательной активности детей в течение дня, развитии и совершенствовании уже имеющиеся навыки.

Основные принципы моей работы :

-естественность ;

— посильность движений;

-добровольность и желание ребенка их выполнять (в ребенке постоянно поддерживаю уверенность, что он может так сделать, что у него получится

В понятие «здоровый образ жизни» вкладываю следующее:

• состояние хорошего самочувствия;

• возможность быть бодрым и энергичным в течение дня;

• осуществление ребенком широкого спектра действий, движений.

Системная работа мною по данному направлению включает следующие формы работы: утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику после сна, физкультминутки, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурные досуги, физкультурные занятия,

Образовательный процесс в детском саду по приобщению к здоровому образу жизни, помимо традиционных форм физкультурно — оздоровительной работы, включает так же

-проведение дней здоровья,

— недели каникул,

-занятия по ознакомлению с окружающим;

— занятия валеологического содержания, где формируются представление о частях тела ребёнка, их назначении;

— чтение художественной литературы, с правилами поведения в группе, на улице, с этикетом, с правилами взаимоотношений среди людей.

С нашими детьми у нас запланирована серия занятий по формированию знаний о здоровом образе жизни. В занятии «Кто, как от дождя спасается», учили детей выбирать одежду для прогулки, воспитываем заботливое отношение к друг другу.

В занятии «Загадки с грядки», ставили цель: сформировать умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи.

Большое значение в приобщении к здоровому образу жизни имеют «Волшебные гимнастики»

— артикуляционная (для развития речевого аппарата «Орешки», «Футбол», «Качели»).

-пальчиковая, которые проходит ежедневно (и во время занятий и в течение дня) она прежде всего развиваем мелкую моторику рук детей; «Пальчики цыплятки», «Утречко»;

— дыхательная, которая используется на утренней зарядке, музыкальных, физкультурных занятиях способствует улучшению работы дыхательных путей. (Вдох через нос, выдыхаем через рот «Свеча»,

— физкультминутки,

-закаливание в режимных моментах.

В организации подвижных игр и физических упражнений использую разнообразные движения в зависимости от характера занятия, времени года, индивидуальных особенностей детей.

Организм ребенка после сна требует постепенного «пробуждения» и подготовки к активной деятельности. Физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект, она нравится и лежебокам и подвижным детям, так как проводится в занимательной форме. Упражнения начинают дети выполнять в положение лежа(«Божья коровка», «Кошечка» и др.) постепенно встают, а по дороге в туалетную комнату выполняют ряд упражнений (ходьба и бег по ребристой дорожке, ходьба след в след).

Больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Подвижные игры подбираю с учетом уровня сложности и цели их проведения, так как игра имеет свою игровую задачу, направлена на физические способности ребенка, укрепление его здоровья и развитии интеллекта. Организую подвижные игры, игры с элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто дальше», игры для развития глазомера и точности движений «Попади в круг», «Сбей кеглю», ловкости, быстроты реакции, ориентировку в пространстве «Найди своё место» ;силы, выносливости, координации движений, способности управлять своим телом. Продуманное рациональное размещение оборудования побуждает детей к движению.

Формирование культурно – гигиенических навыков – важная составная часть приобщения ребёнка к здоровому образу жизни. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. В группе проведены занятия на темы: по художественно-эстетическому развитию «Носовой платочек для зайки», «Расчёска» и др., по познавательному развитию «Королева Зубная щётка», чтение худ. литературы «Айболит», «Мойдодыр» и др.

В группе оборудован спортивный миниуголок, в котором наряду со стандартным фабричным оборудованием (мячами, кеглями и др.)находятся и нестандартные, изготовленные руками воспитателей и родителей: «дорожки здоровья» для босохождения, шапки-маски для подвижных игр и др.

Я уверена, что семья во многом определяет отношение ребёнка к физической культуре, здоровому образу жизни и спорту.

В работе с родителями я использовала беседы и консультации: «Рекомендации по созданию спортивного уголка дома», «Каким видом спорта можно заниматься дошкольнику», «Упражнения для профилактики плоскостопия, осанки, зрения» и т. д.

Проводимый в нашем детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических качеств дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.

Источник

татьяна соловьёва
Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников

Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется рядом нормативно- правовых документов: Закон РФ «Об образовании», «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения в РФ», областная целевая программа «Физическое воспитание — здоровье нации» и др.

Социально-гигиенические, эпидемиологические, социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека зависит от: образа жизни, экологии, наследственности, здравоохранения.

Под «образом жизни» мы понимаем активную деятельность людей, направленную в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Ребенок по своей природе деятель, а деятельность выражается прежде всего в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Развитие движений — один из главных показателей нормального нервно-психического развития детей.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое внимание двигательный режим. Вся физкультурно — оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании всех систем и несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребенка.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и со-стояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, вос-приятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия после сна. Они являются основой тренировки организма.

Формирование навыка здорового образа жизни — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, можно давать позитивные формулировки и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. Лучше всего чаще играть в игры на развитие того или иного навыка.

Второе место в двигательном режиме детей занимают образовательные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности и приобращения детей к ЗОЖ.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Деятельность, возникшая по инициативе самого ребенка это проявление его интереса, его выбор, а значит, и результат будет более благоприятным, в том числе и для взрослых. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во время прогулок. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их, таким образом, поддерживая потребность в спонтанной двигательной активности детей по созданию условий для переживания «мышечной радости».

Немаловажное значение, при формировании ЗОЖ, отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно — спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования.

Программа деятельности ДОУ по расширению двигательного статуса детей предусматривает взаимодействие с социумом. В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы и т. д. Удачно проходят спортивные досуги с родителями. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках: «В каком возрасте лучше начинать заниматься спортом», «Как выработать у детей правильную осанку», «Формирование основ ЗОЖ» и т. д.

Все эти формы взаимодействия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно- гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Таким образом, двигательный режим в дошкольном учреждении включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Его содержательная сторона направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей.

При разработке рационально двигательного режима учитывается не только биологическая потребность детей в двигательной активности, но и предусматривается ее рациональное содержание основанных на оптимальном режиме разных видов занятий, подобранных с учетов возрастных и индивидуальных особенностей.

Сознательное отношение ребенка к своему здоровью, использование доступных средств для его укрепления, стремление к расширению двигательного опыта — это и есть положительный результат в работе.

Таким образом, работа по здоровьесбережению позволит качественно ре-шать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональность насыщенность образовательной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело — все это дает положительный эффект в работе.

Источник

Еремина Ольга Евгеньевна
Создание в ДОУ условий для формирования основ физического воспитания и ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Педагогический совет

Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

с учетом современных требований и социальных изменений

Повестка:

-Актуальность проблемы.

-Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по созданию условий, направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений»

-Сообщение из опыта работы воспитателей всех возрастных групп по теме «Содержание работы по формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников на разных возрастных этапах в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

-Рекомендации по планированию работы по организации двигательной активности, как важном условии развития основных движений и физических качеств детей дошкольного возраста.

-Принятие и утверждение проекта решения педсовета.

Ход пед. совета.

1. Актуальность.

В последнее десятилетие отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. На практике мы убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх.

Формирование у дошкольников потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие его взрослые смогут создавать благоприятные условия, способствующие своевременному развитию моторики.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено.

Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.

При успешном выполнении программы коллектив детского сада может получить следующие результаты:

– постепенное снижение уровня заболеваемости детей;

– повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы;

формирование здорового образа жизни в семье;

– повышение уровня материально-технического оснащения ДОУ;

создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Итоги тематического контроля.

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью анализа условий в ДОУ, направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с учетом современных требований и социальных изменений

В ходе контроля были выявлены следующие результаты:

1. Изучение мед. карточек I группа- 57

II группа- 88

III группа- 2

IY группа-0

2. Ведение паспортов здоровья воспитанников Во всех возрастных группах для анализа заболеваемости, дифференцированного подхода к индивидуальной работе с детьми воспитатели заполняют «паспорта здоровья», где указываются показатели здоровья детей.

3. Уровень планирования работы по организации двигательной активности детей,

как важном условии развития основных движений и физических качеств

детей дошкольного возраста Планирование физкультурной — оздоровительной работы во всех возрастных группах осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ.

Во всех группах систематически планируются:

1. Ежедневно:

-утренняя гимнастика;

-физкультминутки на ОД;

-прогулка;

-подвижные игры на прогулке;

-гимнастика после сна;

-индивидуальная работа с детьми;

-ОД по физическому воспитанию;

2. Разово:

-физкультурно-оздоровительные досуги.

4. Оценка профессиональных умений воспитателей ОД проводится в соответствие с возрастными возможностями детей. Решаются все поставленные задачи. Форма воспитателя и детей соответствует требованиям. На ОД сочетаются разные виды ходьбы и бега. Соблюдается структура ОД.

Рекомендации:

-учитывать продолжительность ОД.

-учитывать нагрузку на детей дошкольного возраста.

-продумывать расположение спортивного оборудования и инвентаря.

5. Анализ условий в группах для организации двигательной активности детей,

как важном условии развития основных движений и физических качеств

детей дошкольного возраста Во всех группах мебель подобрана по росту и размещена с педагогической целесообразностью, что позволяет стимулировать двигательную активность детей, имеется соответствующая её маркировка.

Во всех группах имеются физкультурные уголки, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги, для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком, имеются ребристые дорожки.

В группах созданы условия для гигиенических процедур. Имеются поддоны для мытья ног; полотенца содержаться в порядке, имеется маркировка и списки детей на полотенца.

Рекомендации:

-систематически обновлять предметную среду по данному разделу Программы.

6. Анализ взаимодействия с семьей по проблеме организации двигательной активности детей, как важном условии развития основных движений и физических качеств

детей дошкольного возраста В родительских уголках всех возрастных групп периодически меняется информация по данной проблеме. Вывешиваются советы, рекомендации.

Рекомендации:

-работа с семьей по данному направлению проводить через индивидуальные беседы, родительские собрания и участие родителей в спортивных мероприятиях.

3. Сообщение из опыта работы воспитателей всех возрастных групп по теме «Содержание работы по формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников на разных возрастных этапах в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

4. Рекомендации по планированию работы по организации двигательной активности, как важном условии развития основных движений и физических качеств детей дошкольного возраста

Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

– ознакомление родителей с результатами медицинской диагностики и мониторинга физического развития детей и их представлений о здоровом образе жизни;

– участие в составлении программ оздоровления детей;

– анкетирование родителей;

– ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

– целенаправленную просветительскую работу;

– ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.

В этих целях необходимо использовать различные формы сотрудничества:

-беседы

-консультации

-родительские собрания

-совместные праздники

-встречи с врачами

-дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с малышами

-открытые физкультурных занятия с детьми старшего дошкольного возраста

-участие родителей в жизни группы.

5. Решение:

1. Систематически обновлять предметно – развивающую среду по данному разделу.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

2. Соблюдать режим дня.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель, ст. мед. сестра

3. Правильно организовывать пребывание детей на воздухе, не сокращать время прогулок.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель, ст. мед. сестра

4. Систематически планировать индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию в течение дня.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели.

5. Систематически планировать и проводить физ. праздники и досуги.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

6. Продолжать планировать работу с семьёй в целях укрепления физического здоровья детей.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

7. Продолжать активно сотрудничать с родителями по вопросам укрепления физического здоровья детей.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

8. Внедрять новые формы и методы работы с семьёй (индивидуальные беседы, родительские собрания и участие родителей в спортивных мероприятиях)

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели.

9. Оформить консультации для родителей по формированию здорового образа жизни.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

10. Оформить в уголке для родителей постоянно действующую рубрику по физ. воспитанию и оздоровлению детей.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.

11. Одобрить опыт воспитателей по формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у дошкольников на разных возрастных этапах в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Источник