Создание условий для гармонично развитий личности ребенка
Создание условий для гармоничного развития ребенка
Все высшие духовные потребности человека – в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации – являются стремлением к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья – значит открыть путь к повышению качества школьного образования.
Доминанта самосовершенствования – установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя – может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
Педагогический коллектив средней школы №5 под руководством директора школы Людмилы Тарасовны Филоненко три года работает и создает условия для гармоничного развития детей, используя технологию саморазвивающего обучения Германа Константиновича Селевко.
Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РО и дополняет их важнейшими особенностями.
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности :
- в самоутверждении (самовоспитание, самообразования, самоопределение, свобода выбора);
- в самовыражении (общение, творчество, самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
- в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
- самоактуализация (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Система саморазвивающего обучения (СРО) включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.
- «Теория» — освоение теоретических основ самосовершенствования. В школе был введен спецкурс «Самосовершенствование личности» с 5-го по 6-ой класс.
- «Практика» — формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй половине дня.
- «Методика» — реализация и внедрение форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
Спецкурс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.
I-IV. Начало этики (саморегуляция поведения);
- Познай себя (психология личности);
- Сделай себя сам (самовоспитание);
- Учись учиться (самообразование);
- Культура общения (самоутверждение);
- Самоопределение;
- Саморегуляция;
- Самоактуализация.
В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим:
- психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;
- составление программ по разделам курса;
- осмысление, рефлексию жизнедеятельности;
- тренинг и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.
На занятиях формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны, я – концепция (я могу, я способен, я нужен, я творю, я свободен, я выбираю, я оцениваю), происходит самооткрытие личности и гармоническое развитие ребенка.
1. Факторы и условия, способствующие углублению
самопознания учащихся.
- Применение тестовых задач и специальных тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровень развития знаний, умений и, особенно, творческих способностей и других личностных качеств учащихся.
- Побуждение учащихся к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств.
- Побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению.
- Диалог с учащимися относительно их достоинств и недостатков.
- Создание ситуаций успеха, в которых учащийся реально бы осознал потенциальный уровень своих способностей.
- Постановка заданий на самооценку деятельности учащийся.
2. Факторы и условия, способствующие творческому
самоопределению учащихся.
- Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения.
- Предоставление учащимся задач и заданий по выбору.
- Предоставление учащимся прав выбора факультативных предметов, кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя.
- Организация учебной, творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей.
- Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности.
- Беседы с учащимися об их профессиональном выборе, профессиональном будущем.
- Приобщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.
3. Факторы и условия, способствующие повышению эффективности самоуправления, самоорганизации учащихся.
- Обучение целеполаганию, планированию различных видов деятельности.
- Обучение умению принимать оптимальные решения.
- Корректировка своих планов, программ.
- Самоанализ, самоучение по результатам сделанного за день, неделю, месяц, год с точки зрения продвижения в саморазвитии.
- Постепенное усложнение задач, заданий. Побуждение к учебе, работе на пределе своих способностей.
- Побуждение учащегося к диалогу относительно его «Я-концепции»: «Я-реального» и «Я-идеального».
4. Факторы и условия, способствующие
самосовершенствованию учащихся.
- Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути.
- Работа над ошибками.
- Самоотношение «Я-идеального» и «Я-реального», их сравнение.
- Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств.
- Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед.
- Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.
5. Факторы и условия, способствующие творческой
самореализации учащихся.
- Периодическая организация учебно-творческой деятельности учащихся на пределе их сил и способностей.
- Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий.
- Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий.
- Специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации.
- Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся.
- Показ значительности того вида творческой деятельности, где личность стремится максимально реализовать себя.
- Создание для учащихся ситуации успеха.
- Похвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.
Условия развития и саморазвития личности в семье.
Семья, как сложный социо-культурно-психолого-педагогический организм, имеет внутренние механизмы и, соответственно, условия развития и саморазвития.
Не ставя своей задачей вскрыть их все, остановимся лишь на самых важных и наиболее значимых. Важнейшим условием семейного воспитания, развития и саморазвития личности в семье можно с полным основанием отнести любовь к детям, взаимную любовь между всеми членами семьи, которая и создает то неповторимое духовное поле семьи, что отражает смысл её полноценной жизни. Немаловажное значение для развития ребенка, а затем подростка, имеет общий стиль взаимоотношений, которые складываются между родителями и детьми.
Среди различных вариантов межличностных взаимоотношений можно выделить семь стилей:
- Сотворчество – идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.
- Сотрудничество – для этого стиля взаимоотношений характерна взаимопомощь и взаимоподдержка.
- Паритетные – то есть равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.
- Независимые – каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других.
- Конкурентные – характеризуют стремление противопоставить одного другим, иметь преимущества перед остальными членами семьи.
- Конфликтные – любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводит к конфликту.
- Авторитарные – это тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле.
Одна из целей воспитания – создание условий для творческой самореализации воспитанника в духовной, интеллектуальной, физической сферах его жизнедеятельности. Если человек, в том числе в детские и юношеские годы, не найдет возможности заявить о себе, самореализовать все свои растущие силы, способности, то он не проявит себя на предмет своих творческих способностей. Реализуя себя полностью в играх, учебе, спорте, в различных видах художественного, технического и других видах творчества, человек мобилизует свои силы и способности, следовательно, и развивает себя.
Источник
Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.
Что такое гармоничное развитие личности ребенка?
Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.
Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:
- Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
- Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
- Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.
Когда начинать воспитывать ребенка?
Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.
Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.
Общие принципы гармоничного развития
При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:
- Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
- Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
- Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
- Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
- Процесс получения знаний важнее результата.
Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.
Методы воспитания
В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:
- Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
- Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
- Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
- Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.
При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.
Физическое развитие детей
Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.
Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).
Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?
У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:
- Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
- Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
- Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.
Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
К таким условиям относятся:
- Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
- Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
- Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
- Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
- Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
- Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Особенности гармоничного развития подростка
Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.
В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:
- научить его управлять своими эмоциями;
- избегать категоричности и максимализма;
- мыслить позитивно;
- обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
- контролировать учебу;
- следить за соблюдением распорядка дня.
Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.
Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности
Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:
- Принимать ребенка таким, какие он есть.
- Не считать, что ребенок является его собственностью.
- Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
- Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
- Уважать своего ребенка.
- Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.
Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.
Источник
Фатима Дышекова
Единство семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка
Вырастить ребенка непростая задача. А воспитать гармоничную личность — главная цель родителей и ДОУ. Вот только четкого рецепта для этого нет. Каждый ребенок-это личность и требует индивидуального подхода к воспитанию. Именно потому одной из самых актуальных проблем семьи и ДОУ является их сотрудничество и взаимодействие в воспитании и образовательной деятельности дошкольников.
Личность человека определяется набором качеств, чувств, мыслей, взглядов, эмоций и убеждений. Если родители придают факторам, ответственным за формирование личности своих детей, должное значение, то будущий взрослый человек неизбежно будет обладать всесторонне развитой индивидуальностью. А задача ДОУ воспитать всесторонне развитую гармоничную личность ребёнка. Из всех факторов, ответственных за развитие личности, самым важным является влияние родителей. Ведь именно в семье закладываются основы личности ребёнка. Порой родители не замечают, что их ребёнок копирует их самих, и это нужно взять, как основу воспитательного процесса.
Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому тема взаимодействия семьи и ДОУ в воспитании гармонично развитой личности ребёнка сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны быть открытым для широкого участия родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.
Активное включение родителей в микросоциум детского сада является большой ценностью, которая проявляется в сплочении семейных связей, приобретении нового социального опыта детей, стимулирование их творческой активности. Всё это станет результатом реализации целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников. Воспитание гармонично развитой личности ребёнка в единстве семьи и ДОУ, вот, что является целью моей работы.
Для решения поставленной цели нами решаются следующие задачи:
-Воспитать всесторонне развитую личность ребенка в единстве семьи и ДОУ.
— Изучить формы воспитания в семье.
— Повысить педагогические знания родителей.
-Заинтересовать воспитателей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка.
— координировать усилия семьи и ДОУ.
Для реализации поставленных задач мы устанавливаем партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединяем усилии семьи и детского сада для развития и воспитания детей, создаем атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивного настроя на общение и доброжелательной взаимоподдержки родителей воспитанников и педагогов детского сада, активизируем и обогащаем умения родителей по воспитанию детей, поддерживаем уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
В своей педагогической деятельности проявляю открытость, искренность, проницательность, стараюсь располагать родителей к доверительному общению, что способствует снижению тревоги и совместному преодолению трудностей.
Гармоничное воспитание личности ребенка, его психическое и интеллектуальное развитие зависят от взаимопонимания, взаимоуважения и совместных усилии родителей ребенка и детского сада. Взаимодействие семьи и ДОУ состоит в создании благоприятных условии для развития и роста личности ребенка. Работая с родителями в совместных проектах «Земля-наш дом», «Добро и зло», «Осторожно-автомобиль!» и реализуя их мы создаем основу для гармоничного развития личности ребенка-это развитие любознательности, самостоятельность, познавательная активность и творческий потенциал ребенка. Так же в ходе проектной деятельности у родителей повышается интерес к проектной деятельности как к средству воспитания.
-Родительские собрания в нетрадиционной форме, в виде круглых столов, посиделок с чаепитием которые располагают к дружелюбному общению и взаимодействию, в форме викторины «Вопрос-ответ», показываем различные мастер-классы и открытые занятия. Вместе с детьми мы демонстрируем родителям, то чему мы учили и чему научились. На таких собраниях чувствуется атмосфера доброжелательности, возникает стремление к общению и взаимодействию. При показе мастер класса родители замечают даже незначительные успехи ребенка, видят, как он стремится чему-то научиться, проявляет старательность и самостоятельность. В такие моменты слышишь слова поддержки, гордости и любви к своему чаду от родителей. Ребенок горд тем, что родитель рядом, смотрит, поддерживает и участвует в его общественной жизни. В детях это развивает гуманные чувства, такие как доброта, сочувствие, забота и уважение к родителям.
За круглым столом мы проводим консультации по различным темам воспитания, игры познавательного характера, даем советы по педагогическому воспитанию. Также проводим индивидуальные беседы, где обговариваем трудности ребенка и пути их решения, радуемся успехам и достижениям ребенка. Это позволяет нам педагогам и родителям стать ближе друг к другу и более компетентными в вопросах воспитания гармонически развитой личности ребенка.
«День открытых дверей» — это праздник для детей, на который они приглашают по пригласительным билетам своих родителей. Этот день для детей особенный, они имеют возможность показать все то, чем они занимаются в детском саду, а родители на один день возвращаются в свое детство, но только со своим ребенком. Воспитатели, родители и дети в дни «открытых» дверей становятся в одно целое, мы вместе занимаемся, обедаем, играем в разные познавательные и подвижные игры, вместе ходим на прогулки. Через эти воспитательные мероприятия у детей формируется культура общения, развиваются коммуникативные умения, они учатся формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, появляется эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, в свои силы, заинтересованность. Такие мероприятия сближают, повышают уровень родительской компетентности, дают возможность гармонизоваться родительско — детским отношениям, расширять знания и навыки родителей в игровом общении с детьми, увидеть успехи своих детей и оценивать объективно работу педагога в воспитании и обучении детей — а это залог гармоничного развития личности, воспитания характера и интеллектуального развития ребенка.
У нас стало традицией отмечать «День матери» не в виде утренника, а в виде огонька. Где дети и их родители сидят за красиво оформленными столами, в спокойной не принуждённой обстановке общаются со своими родителями. Это дает детям возможность показать родителям то, что они ещё такие маленькие, но уже сформированные личности, которые несут ответственность за свои действия. Такая форма общения педагога с родителями и их детьми позволяет воспитателю понять атмосферу и увидеть семейные ценности этой семьи, помогает выбрать нужную форму или метод в воспитании совместно с родителем гармонично развитого ребёнка.
Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности. Для этого я пользуюсь нетрадиционной формой общения с семьей как «Почта доверия». «Почта доверия» дает возможность родителям задать интересующие их вопросы, высказать сомнения по воспитанию, обращаться за помощью к воспитателю и к специалистам, написать пожелания и благодарности. Прочитав и проанализировав все письма и записки, мы выявляем несовпадения взаимных ожиданий, недоверии и непонимании между семьей и педагогами, разрабатываем оптимальные формы взаимодействия и сотрудничества между семьей и педагогами для воспитания гармонично развитой личности ребенка.
В детском саду ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоническое развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Ведь не секрет, что ни один воспитатель не сравнится с родителями в воспитании детей, только из-за того, что в первую очередь ребенок получает значительное воспитательное воздействие именно в семье, получает первичную социализацию. У нас же в детском саду ребенок учится общению со сверстниками, сотрудничеству с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. С помощью воспитателя ребенок развивается творчески. Мы педагоги дошкольного учреждения и родители единомышленники, дополняем друг друга в воспитании гармонично развитой личности ребенка.
Источник