Создание условий для духовно нравственного развития ребенка

Создание условий для духовно нравственного развития ребенка thumbnail

Наталья Чертова
Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственному воспитанию

В настоящее время наше общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными. С экранов телевизоров и компьютеров идёт агрессивный информационный поток, который направлен на уничтожение духовной сферы человека. Иностранные мультфильмы, компьютерные игры, рекламы, фильмы, пропагандирующие насилие – всё это искажает представления детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям.

Это заставляет нас серьёзно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому что именно в дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребёнка.

Детская душа – благодатная почва: каждый посеянный нами росточек нежности, доброты, ответственности не только за себя, но и за ближнего даёт свои видимые всходы.

Духовно-нравственное воспитание – понятие многогранное. В дошкольном возрасте происходит активное накопление социального опыта ребёнка, в котором устанавливается первичная ориентация всей будущей жизни. Повышенная эмоциональность детей, их доверчивость, открытость, отзывчивость позволяют считать этот период исключительно важным для воспитания нравственных начал. Поэтому именно в дошкольном детстве духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие.

Учитывая эти особенности, педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях.

Учитывая ФГОС ДОУ, мы осуществляем работу по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях:

1. Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.

2. Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирования культуры общения с взрослыми и сверстниками.

Наше ДОУ принимает участие в различных благотворительных акциях. К примеру, в декабре 2014 года мы участвовали в акции «Рукавичка», организованной некоммерческим благотворительным фондом «Детские сады Черноземья». Дети вместе с родителями и воспитателями передали в Дом Малютки на Ленинградской рукавички и игрушки, сделанные своими руками.

Мне хотелось бы рассказать о формировании гуманных отношений между детьми, воспитании у них действенных нравственных чувств и качеств на примере кружка «Привитие основ этики и риторики», который я веду в качестве педагога доп. образования. Занятия кружка проходят с детьми 6 – 7 лет. Основным составляющим занятий является духовно-нравственная деятельность.

В основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы. Научить ребёнка проявлению любви – это одно из важнейших назначений обучения правилам этикета.

Моя работа направлена:

• на сохранение душевной чистоты и формирование внутренней свободы, т. е. ребёнок должен делать свой нравственный выбор не путём запретов, а самостоятельно уклоняться в сторону добра.

• на побуждение личности ребёнка к проявлению основных добродетелей, таких, как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром.

На своих занятиях стараюсь создать условия, необходимые для воспитания этикетного поведения ребёнка:

1) позитивный настрой ребёнка, доброжелательное отношение воспитателя к детям;

2) пример взрослых (родителя, воспитателя). Создание творческой, дружеской обстановки;

3) связь с семьёй.

Для решения задач в процессе обучения использую наглядный, словесный, практический методы: чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания, наблюдения, показ сказок (педагогом, детьми, рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр, беседы, беседы-обсуждения, моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора, игры, упражнения, этюды, продуктивная деятельность, театральная деятельность, игры духовно-нравственного содержания.

От того, как ребёнок научится любить своих родителей, заботиться о них, зависит в дальнейшем его любовь к Родине. Понимание Родины у детей тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого, оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближним окружением, с культурой своего народа.

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.

Русская культура всегда отличалась высокой духовностью, самобытностью, нравственностью.

Восстановить связь времён, вернуть утерянные духовные ценности, обратиться к истокам – в этом помогают такие учебно-воспитательные мероприятия, как «В гостях у Бабушки-Забавушки», где дети знакомятся с предметами русского быта, жизнью русского народа, трудом, праздниками, с традициями, особенностями русского фольклора.

Всё это позволяет воспитывать в детях добро, чувство красоты, мудрость, честность, любознательность.

Особую роль на своих занятиях я отвожу театрализованной деятельности, так как это помогает ребёнку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что сказка или сценка, которую мы разыгрываем всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Как сказал Афонский старец: «Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это есть глубочайший смысл жизни». И заканчивает наши встречи «Свеча добра», с помощью которой каждый ребёнок раскрывается эмоционально, выражая свои добрые пожелания.

Источник

Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

в МОУ «Октябрьская школа»

Основная цель воспитательного процесса школы – создание условий для развития личности, подготовленной к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры: Знания, Здоровье, Труд, Отечество. Для осуществления цели в школе разработана система воспитательной работы. Одним из приоритетных направлений системы воспитательной работы является духовно- нравственное воспитание учащихся.

Духовно — нравственное воспитание учащихся охватывает весь педагогический процесс и реализуется в процессе обучения, внеурочной деятельности и вне учебной деятельности. Задачи детализированы на каждом возрастном этапе: 1- ступень – дошкольная группа, 2 ступень — начальное звено (1-4 классы), 3- ступень – среднее звено( 5-8 классы ).

Структура духовно-нравственного воспитания включает следующие программы: «Воспитание гражданина и патриота», «Программа трудового воспитания», «Программа экологического воспитания», «Программа духовно-нравственного воспитания и развития» в начальной школе», проекты «Я талантлив», «Мы чистим мир». Работа строится на преемственности начальной и основной ступени образования.

Духовно-нравственное воспитание в нашей школе реализуется через разнообразные формы и методы, через образовательно-воспитательные технологии, соединяющие воспитание и обучение в единый процесс:

  • Здоровьесберегающие;

  • Метод социального проектирования;

  • Исследовательскую деятельность;

  • Информационные технологии;

  • Воспитание в сотрудничестве;

  • Технология социализации личности;

  • Информационно-коммуникативные технологии;

  • Игровые технологии.

В основу духовно-нравственного воспитания учащихся заложены следующие направления деятельности:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям.

Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Направление 6. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Духовно – нравственное воспитание в школе является системной, при совместной деятельности учащихся, классных руководителей, педагогического коллектива, родителей и социума. Развитие компетентности осуществляется в ходе организации работы классных руководителей. Используются инновационные технологии в воспитательной работе, обогащается научно-методическая деятельность классных руководителей в их взаимодействии с родителями по формированию семейных духовно-нравственных ценностей, проводятся педсоветы, методические семинары, формируется банк передового опыта, активизируется работа по педагогическому самообразованию, организуются открытые классные мероприятия. Классными руководителями используются в работе с детьми целевые программы «Патриотическое воспитание» в 5 и 9 классе (классный руководитель Селезнёва Г.В.) .

Проведен педсовет по теме:

«Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в условиях введения ФГОС»

Методические семинары:

«Формирование личностных компетенций у первоклассников»;

«Формирование элементов здоровьесберегающих компетентностей»;

Совещания классных руководителей:

«Воспитание в процессе обучения – главный фактор духовно-нравственного становления.» Педагоги школы реализуют потенциал современного урока, направленный не только на усвоение детьми программы по предмету, но и на духовно-нравственное становление личности.

Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения реализуется через ведение учебных предметов:

«Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе.

учебных курсов:

«Профессиональное самоопределение» в 9 классе.

Большая роль в духовно-нравственном воспитании принадлежит исследовательской работе. Учащиеся собирают материал по истории школы, истории поселка. Ведется работа по сбору материала об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Историческое краеведение так же неразрывно связано с воспитанием духовности.

Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Край, в котором мы живем, рассматривается от нашего посёлка до всей страны.

Внеклассная образовательная сфера по духовно – нравственному воспитанию реализуется в разнообразных формах. Это прежде всего внеурочные занятия:

в начальной школе :

  • Доктора природы

  • Умники и умницы

  • Чудесная мастерская

  • Подвижные народные игры

В 5 классе :

  • Моя родословная

  • Вокруг тебя – Мир

  • Здоровый ребенок – успешный ребенок

  • Музыкальная мозаика

В нашей школеразвита сеть дополнительного образования. В школе работают 2 кружка духовно-нравственной направленности.

  • Родничек

  • Бисерное творчество

Внеучебная деятельность традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь.

Традиционные общешкольные мероприятия:

День знаний. День пожилого человека. День учителя-день самоуправления». «День солидарности в борьбе с терроризмом. Праздник осени. Ежегодный публичный отчёт . Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню народного единства «Будем верны традициям Отечества».Мероприятия по формированию здорового образа жизни: День здоровья. «Осенний кросс », «Наркотикам нет!». Новогодние представления: дошкольная группа, начальная школа, основная школа. Зимняя лыжня. Декада «Служу Отчизне»,«День Победы», “Последний звонок” включают элементы краеведческого, фольклорного, гражданско-нравственного и патриотической направленности. Уровень заинтересованности учащихся в подобных мероприятиях высокий, что позволяет судить о достаточно хорошем уровне нравственных и духовных качеств учащихся.

Вторая часть внеучебной деятельности – это внутриклассная жизнь классных коллективов. Эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в большей мере зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Развитие компетентности осуществляется в ходе организации работы классных руководителей. Используются инновационные технологии в воспитательной работе, обогащается научно-методическая деятельность классных руководителей в их взаимодействии с родителями по формированию семейных духовно-нравственных ценностей, проводятся педсоветы, методические семинары, формируется банк передового опыта, активизируется работа по педагогическому самообразованию, организуются открытые классные мероприятия.

Одно из направлений духовно-нравственного воспитания является трудовое воспитание учащихся. Школа богата традициями в воспитательном процессе этого направления. Ребята активно участвуют в реализации проекта «Мы чистим мир», операции «Уют», трудовом десанте по озеленению и уборке пришкольного двора. В рамках реализации акции «Забота» в школе действует «Трудовой десант», деятельность которого направлена на оказание помощи Ветеранам, пожилым людям, организацию рейдов по уборке пришкольной территории и территории поселка.

Ведущее место в системе духовно-нравственного воспитания занимает семья. Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российско-духовных и культурно-исторических традиций – важнейшая наша задача школы. Родители — участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе.
В рамках работы с родителями организуются родительские собрания и беседы с участием священнослужителя, медработника, индивидуальные консультации.

Показателями результативности работы школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию являются:

  • комфортность и безопасность образовательной среды, климат взаимоотношений в школе, по определению учащихся и педагогов, – «положительный», «доброжелательный», «теплый»;

  • координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума,   школы и семьи;

  • развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;

  • взаимодействие и координация усилий всех участников образовательного процесса в организации досуга и каникулярного времени учащихся, в профилактической работе по предупреждению безнадзорности  и правонарушений среди несовершеннолетних;

  • освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы с учетом принципов православной педагогики;

  • использование разнообразных средств воспитания общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей российской культуры;

  • развитие форм ученического самоуправления;

  • дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам;

  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся, для духовно-нравственного развития: возросло количество победителей и лауреатов конкурсов разного уровня, расширилась вариативность участия обучающихся 1-9 классов школы в различных номинациях творческих конкурсов;

  • развитие  исследовательской деятельности  учащихся;

  • активность и результативность участия школьников в районных и областных мероприятиях

  • увеличение доли учащихся, вовлеченных в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникативных технологий;

  • активизация помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся.

Комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

(1 полугодие 2015-2016 года)

«Самый большой урок в мире»-1 сентября;

«Самое дорогое, что есть — жизнь» — урок безопасности;

«Гражданской обороне России-81год» — классный час;

Спортивные соревнования «Весёлые старты»;

Конкурс по ПДД;

В рамках проекта «Я талантлив»- беседа «Талантливый человек –талантлив во всём», «Очумелые ручки»-мастер класс, шоу — «Парад звёзд», «Салон семейного творчества;

Всемирный день борьбы со спидом- беседа;

Урок, посвящённый 70 годовщине Нюрнберского процесса;

Беседа прокурора о Нюрнберском процессе;

Цикл мероприятий к 120 -летию С.А.Есенина;

Цикл мероприятий, посвящённый Дням воинской славы России и памятным датам России:

Интеллектуальная игра «История Отечества: события, люди»

«Сталинград, ты огнем был объят».

Урок мужества, посвященный Героям России — уроженцам Милославского района: «Живи и помни»

Час информации: День начала контрнаступления советских войск против немецкофашистских войск в битве под Москвой (1941 год) (просмотр видео сюжета)

Показ презентации «Неизвестные герои Отечества», беседа с детьми по презентации

Книжная выставка «Конституция Р.Ф.- права и свобода человека»

Беседа-викторина с учащимися «Я — гражданин России».

Принимали участие в праздничном концерте посвящённому Дню пожарной дружины;

Всероссийский урок «Свет в нашей жизни»;

Президентские игры и состязания;

Районный конкурс «Лучшее ёлочное украшение»;

Всероссийская акция «Мы чистим мир;

Принимали участие в Муниципальном фестивале ГТО, посвящённому Всероссийскому Дню бега;

Конкурс рисунков «Спорт — это жизнь»;

Конкурс фотографий «Мой край задумчивый и нежный» и «Братья наши меньшие»

Конкурс компьютерных рисунков.

Всемирный урок школьников в сети интернета «Час кода»

Были проведены экскурсии:

На святой источник с. Мураевня.

Музей П.П.Семенова Тян Шанского.

Ряжский зоопарк.

В начальной школе были проведены мероприятия:

1.Урок мира. «Россия — наша Родина»

2.«Веселые старты»- спортивно-оздоровительное мероприятие

3.Беседа: «Правила поведения в школе, в классе»

4.Беседа: «Безопасный путь». Игра «Азбука безопасности»

5.Литературно-музыкальная композиция по творчеству С.Есенина

6.Праздник «День учителя»

7.Урок-игра, беседа: «День пожилых людей»

8.Мультимидийный урок: «Значение домашнего животного в жизни человека»

9.Тематический урок «МЧС-125 лет.

10.Всемирный урок школьников в сети интернета.

11.Беседа: «День народного единства».

12.Кл.час на тему: «Золотое сердце»

13.Всероссийский словарный урок в день рождения В.Даля.

14.Всероссийский урок «Международного света и световых технологий»

15.Кл.час. «Сталинград, ты огнем был объят»

16.Проект «Герои Отечества»

17.Кл.час. «Самые дорогие слова»

18.Викторина «В гостях у сказки»

19.Новогоднее представление.

Участвовали в районном этапе тематического конкурсов «Рождественская сказка» в номинации «Вязание, кружевоплетение» — Поляков Данила занявший 3 место награжден дипломом.

Были проведены предметные недели- русский язык, окружающий мир.

Воспитательная работа за 1 полугодие в 1,3 классах

Руководитель Климова И.М.

-Всероссийский урок Мира

-Беседа «Я талантлив»

-«Салон семейного творчества»

-Веселые старты

-Кл. час «Азбука безопасности на дорогах»

-Проект «Богатства отданные людям»

-Экскурсия «Золотая волшебница Осень»

-Утренник «Спасибо вам, учителя»

-Конкурс чтецов «Наш Есенин»

-Всероссийский урок «День гражданской обороны» к 125 — летию МЧС

-Всероссийский урок безопасности в сети Интернет

-Кл. час «День народного единства»

-Всероссийский словарный урок, посвящённый дню рождения Владимира Даля

-Кл. час «Вредные привычки»

-Урок мужества, посвящённый Героям России- уроженцам Милославского района(защита проекта)

-Мы этой памяти верны». Внеклассное мероприятие, посвящённое Сталинградской битве.

-Проект «День героев Отечества»

-Всероссийский урок света «Свет в нашей жизни»

-Экскурсия-беседа «Помоги птицам зимой». Операция «Птицы»

-Утренник «Здравствуй праздник новогодний!»

-Неделя русского языка и литературы»

-Участие в школьном фотоконкурсе «Братья наши меньшие», Мой край задумчивый и нежный»

-Районный этап конкурса «Рождественская сказка» (Грамота 2 место)

-Районный конкурс «Подарок к новому году»

-Международная олимпиада по окружающему миру 3 класс (Диплом, 1,2 место)

Заместитель директора по УВР Власкина Н.В.

Источник