Создание среды для речевого развития ребенка

Наталья Волчкова
Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда (далее РРС) – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, — это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей средыДОУ мы выделяем следующие:

— Речь педагога;

— Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

— Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Рассмотрим каждую составляющую РРС. Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры.Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1. ПРАВИЛЬНОСТЬ – т. е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2. ТОЧНОСТЬ – т. е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3. ЛОГИЧНОСТЬ – т. е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4. ЧИСТОТА – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6. БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство.Но существует и синтаксическое понятие богатства:это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7. УМЕСТНОСТЬ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению. Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую,диалогическую и монологическую составляющие:

— Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Еёсодержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

— Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

— Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

— Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

— Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

Младшая группа:

1. Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.);

2. Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

3. Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

4. Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

5. Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Средняя группа:

1. Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

2. Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т. д. ;

3. Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

4. Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

5. Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Речевые уголки в младших и средней группах.

Методические рекомендации.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени.

Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитываются:

— наполняемость уголка;

разнообразие материала;

соответствие возрасту;

— доступность;

— системность;

— эстетика оформления.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от изучаемого на занятиях материала, в соответствии с планированием.

Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.

Оборудование речевогоуголка в 1-ой младшей группе:

1.Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

2. Художественные произведения по программе и др.

3. Словесные дидактические игры.

4. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5. Предметные картинки.

6. Различные виды театров.

7.Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый — грязный, сладкий — горький, большой — маленький т. д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Оборудование речевого уголка во 2-ой младшей группе.

1.Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

2. Художественные произведения по программе и др.

3. Словесные дидактические игры.

4. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

6. Различные виды театров.

7.Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.).

Оборудование речевого уголка в средней группе.

1.Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

2. Художественные произведения по программе и др.

3. Словесные дидактические игры.

4. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

5. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

6. Различные виды театров.

7.Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т. д., чистый — грязный, сладкий — горький, большой — маленький т. д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т. д.);

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол — много столов, одна кукла — много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

Источник

Мелихова Ирина
Консультация «Создание речевой развивающей среды у детей дошкольного возраста»

В Федеральных государственных стандартах выделена область «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – как средство общения и культуры, обогащения активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Подлинно творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.

Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной деятельности, становится основой для самостоятельной речевой деятельности. Правильное создание речевой развивающей среды способствует развитию коммуникативных навыков, связной, диалогической речи и помогает адаптироваться ребенку в окружающем мире и социальной действительности.

Речевая развивающая среда (в соответствии с ФГОС)

– это естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Речевая развивающая среда (РРС) – это не только предметное окружение, а также и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.

Можно выделить следующие задачи построения речевой развивающей среды :

1. Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью,

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений,

3. Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка,

4. Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций,

5. Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

На основе анализа психолого-педагогических исследований, в качестве основных составляющих речевой развивающей среды ДОУ выделяем следующие:

• речь педагога ДОУ;

• методы и приёмы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

• специальное оборудование каждой возрастной группы.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1). ПРАВИЛЬНОСТЬ ; т. е. соответствие языковым нормам

2). ТОЧНОСТЬ; точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3). ЛОГИЧНОСТЬ; наличие в высказывании трех смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.

4). ЧИСТОТА; т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. (слова паразиты)

5). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6). БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности и сложности предложений. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

7). УМЕСТНОСТЬ; т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Методы и приёмы руководства речевым развитием детей, специальное оборудование – подбор их напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. Необходимо учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, уровень речевого развития каждого ребенка, интересы и способности детей.

Теперь рассмотрим требования к организации речевой развивающей среды в ДОУ:

— в каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);

— организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям;

— динамичность среды;

— функциональность предметов развивающей среды;

— среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития»;

— во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха детей.

Теперь рассмотрим как изменяется речевая среда с возрастом ребенка.

Речевая развивающая среда в первой и во второй младших группах.

На третьем году жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения. Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением.

Очень интенсивно растет словарь детей (примерно 1200 – 1500 слов). Ребёнок употребляет почти все части речи, но не всегда правильно.

В речи младших дошкольников (2мл. группы) появляются падежные окончания, дети используют глаголы не только в настоящем, но и в будущем и прошедшем времени, хотя и допускают ошибки: «Мы завтра ходили в зоопарк».

Период третьего года жизни характеризуется большой речевой активностью. Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребёнок всё больше познаёт окружающее, ориентируются в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события.

Речевая развивающая у детей средней группы.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырём годам (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Быстрая утомляемость детей четвертого года жизни предопределяет их неспособность к вычленению существенных признаков предметов.

Вместе с тем у ребёнка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребёнок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

Но есть и свои особенности в речи ребёнка: неверное произношение ряда звуков или их пропуски, не сформирована в полном объёме интонационная сторона речи. Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, дикции, темпа речи, силой голоса. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже. При построении простых распространённых предложений они пропускают отдельные члены предложения.

Детям четвёртого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Речь ребёнка этого возраста ситуативна.

Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей четвёртого года жизни, можно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды:

• организация общения детей с взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбы);

• организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказ слова или фразы);

• организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем;

• организация «уголка интересных вещей» с целью развития активной инициативной речи детей;

• рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение); как средства общения (поручения, образец общения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности.

Организация «Уголка исследования и экспериментирования» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, предметов для развития инициативной речи детей)

Речевая развивающая среда в средней группе.

Главное направление в развитии речи ребёнка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия («мяч – это игрушка, в него играют»).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания – описание и повествование. Речь становится более связной и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Но вместе с тем речь детей пятого года жизни имеет и свои особенности: не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, недостаточно развита интонационная выразительность; имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Большинство детей не владеет в достаточной степени умением строить описание и повествование. Нарушена структура и последовательность изложения.

Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей пятого года жизни, можно обозначить следующие основные направления организации речевой развивающей среды:

• удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

• пополнение «уголка экспериментирования и исследования» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и т. д.);

• выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ;

• рассказы воспитателя (на стимулирование познавательного интереса детей);

• активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Организация деятельности в «Уголке экспериментальной деятельности» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др., для развития объяснительной речи)

Методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя – стимулирование познавательного интереса).

Речевая развивающая среда в старшей и подготовительной группах.

У детей шестого года жизни развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями, между частями высказывания.

Но существуют и другие особенности речи старших дошкольников: отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (например, согласовании существительных с прилагательными). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец, и соединять части высказывания.

В подготовительной группе продолжается обогащение, закрепление и активизация словаря детей.

Одна из важных задач – формирование умения выбрать наиболее точное слово при формировании мысли и правильно его применить в любом контексте.

Углублённая работа над смысловой стороной слова помогает детям точно передавать творческий замысел в самостоятельных сочинениях.

В подготовительной группе совершенствуется произношение звуков, особое внимание уделяется дифференциации определённых групп звуков. У детей седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи).

В развитии связной речи на первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). По тому, как ребёнок строит своё высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей шестого и седьмого года жизни, можно обозначить следующие основные направления организации речевой развивающей среды:

• совершенствование речи как средства общения (через знакомство с формулами речевого этикета, формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);

• целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; уточнения, обобщения);

• организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением);

• создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества речевых высказываний детей).

Организация деятельности в «Уголке экспериментирования» (расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением)

Методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний детей в связные рассказы, уточнения, обобщения).

В ходе занятий не всегда удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей даже в старшем дошкольном возрасте, что противоречит психологической природе ребенка, в поле интересов которого к этому времени приоритетное положение прочно занимает сверстник. Таким образом, определяется проблема создания методических материалов для совершенствования форм и методов коммуникативного развития всех детей дошкольного возраста.

Рационально организованная естественная обстановка, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями, игровыми материалами, предметная развивающая среда, куда входят все нам известные зоны – книжный уголок, уголок сенсорно-моторного развития, театрализованный уголок, уголок природы, дидактический уголок, уголки для сюжетно-ролевых игр (больница, магазин, парикмахерская, уголок мастера, уголок «Я — пешеход» по ПДД, то есть все обучающие зоны тоже способствуют обогащению, закреплению и становлению речи дошкольников.

Заключение.

Одним из оптимальных путей решения названной проблемы сегодня признана организация речевой развивающей среды в каждой группе детского сада. В теории и практике дошкольного образования отмечается, что подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта. Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Речевая среда создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности. Она обеспечивает разные виды детской активности, не только речевую, но и умственную, физическую, игровую, т. е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности, условием для своеобразной формы «лингвистического самообразования» каждого ребенка.

Организация речевой среды в ДОУ несёт эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения не только к окружающему миру предметов, людей, природы, но и к системе родного языка, формируя тем самым у них элементарное осознание явлений родного языка и речи.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Источник