Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка

Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка thumbnail

Конспект родительского собрания  № 2    в 1 «г» классе

План

1. Роль микроклимата в семье  для успешного обучения ребёнка.

2. « Как помочь стать ребёнку внимательным.»

Цели:

1) Познакомить родителей с факторами, влияющими на успешность обучения- микроклиматом в семье,

2)   Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания

Ход собрания.

  Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей.  

1.  Микроклимат – (в словаре Ожегова) —  Обстановка, взаимоотношения в небольшом коллективе, в семье.

Микроклимат – (в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»)- создание зоны комфорта.  

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

  • демографический — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
  • социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
  • социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
  • технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается.

  Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.

Однако проблема успешного обучения учащихся тесно связаны с тем, какая общая атмосфера в семье, как складываются отношения учащихся с их родителями.  

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы.  

     2. Успехи ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят не только от микроклимата в семье, но и  от сформированности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице  Бассейной.

Сел он  утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки….

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

 Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не  нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию  психической деятельности и выполняет внимание.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются  неблагоприятные условия.

Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

Одной из главных проблем  начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это  может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его мама и папа.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Игра « Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка».

— Ну, начали! Повторите — «стол».

Играющие говорят: «Стол».

— Повторите – «окно».

Играющие говорят: «Окно».

— Скажите- «улица».Быстро- «кошка» и т.д.

Игра «Не собьюсь».

По сигналу играющий начинает счет до 20. Числа содержащие 2   называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Условия игры можно менять,  

-Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку расшифровать слова:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, ТЕЛОМАС, АНИШАМ.

-Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова:

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГА

РУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО.

-Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:

5, 8, 1,6,4, 12, 7, 2,8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18,11, 16, 8, 13, 6, 19, 15, 17, 12, 14, 4, 19,

      3.Классный руководитель раздает памятки по развитию внимания и комментирует их.  

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 6 месяцев слушать чтение книг

    4. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

  • помогите вашим детям стать внимательными;
  • приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти  упражнения и игры,  способствующие развитию внимания;
  • играйте вместе с детьми в различные игры, не забывайте о спортивных и подвижных играх;
  • учите детей быть наблюдательными.

 Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.  И помните  Вся семья вместе, так и душа на месте 

Источник

          Родительское
собрание на тему:

«
Создание микроклимата в семье для

успешного
развития ребенка»

   Провела учитель начальных классов:
Китаова А.А.

Родительское собрание «Создание
микроклимата в семье для успешного развития ребенка».

Цели:
— формирование устойчивых взаимоотношений в коллективе обучающихся и
их родителей;
— установление дружественных отношений сотрудничества через совместную
деятельность классного руководителя, обучающихся и родителей;

Все начинается с семьи. Здесь закладываются
основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе, здесь
закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не
всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые
испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему
люди. Любовь – одна из главных составляющих семейного счастья.

Семья – колыбель духовного рождения
человека. «Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В.А.
Сухомлинский). Счастье – это тогда, когда тебя понимают.

Родителям
важно понять, что с появлением ребенка они должны перестроить свои отношения,
научиться взаимодействовать уже в новом качестве — отца и матери. И первое, что
им нельзя забывать: самое важное сейчас — сохранить и преумножить свою любовь и
чувства, ведь самое главное для их ребенка — расти в семье, где родители по-
настоящему любят друг друга.

Но самый главный мотив рождения детей должен быть только один —
любовь к детям.
Да, любовь является главным фактором в воспитании детей, но здесь есть одно но.
Любовь должна быть правильной и разумной. Ведь очень многие родители, а также
бабушки и дедушки понимают любовь как потакание всем желаниям любимого чада.
Любовь к детям предполагает не только забот, нежность и ласку, но и строгость —
мы в ответе за них. Тот, кто балует, излишне опекает ребенка; если и любит его,
то слепой любовью, ведь избалованные дети оказываются совершенно не готовы к
вступлению во взрослую жизнь. В будущем они не смогут взять на себя
ответственность за жену и детей, не смогут принимать решений. Воспитывая
ребенка, мы всегда сталкиваемся с проблемами.
Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и
правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек
и дедушек объединяет система отношений: между старшими и младшими детьми, между
детьми и родителями и т.д. Эти отношения определяют психологический климат
семьи.

Добрая атмосфера в семье складывается
прежде всего из чего?

1.             
Необходимо разговаривать с ребенком;

2.     Говорить
о своей любви.

3.     Доверять
ребенку.

4.     Не
сравнивать его с другими детьми.

5.     Развивать
чувство собственного достоинства.

6.     Использовать
свой авторитет.

7.     Если
возникают проблемы и разногласия в семье – обращаться к специалисту.

Семья – одно из немногих мест, где ребенок
может почувствовать себя личностью. Младшему школьнику и подростку и старшему
возрасту необходимо: поддержка, одобрение, понимание, любовь, ваша улыбка и
забота, нежность, ваше тепло чувств и эмоций, похвала.

Все, наверное, согласятся, что
бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются
благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению
взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой
не может быть победителя.

«Конфликт — это опасение хотя бы одной
стороны, что ее интересы нарушаются, ущемляются, игнорируется другой стороной»
(У. Линкольн)

Попробуем сформулировать
некоторые причины конфликтов. Каковы они?

(ответы):

1.     Непонимание
друг друга и нежелание пойти на компромисс;

2.     Чрезмерная
забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила:
дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем
большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);

3.     Разногласия
между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать
между требованиями отца и матери;

В связи с
этим, существует несколько видов семей, по стилям воспитания:

Демократические
родители — инициативные, добрые дети.

Родители любят и понимают детей, часто
хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать
не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться.
В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и
обладающими чувством собственного достоинства.

Либеральные родители — импульсивные, агрессивные дети. 
Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в
том числе не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно
становится неуправляемым.

Авторитарные родители — раздражительные, конфликтные дети.
Родители устанавливают жёсткий контроль за поведением детей, считая, что они
должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего
используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью,
часто бывают тревожны, а потому несчастны.

           Дети в таких семьях,
ведут себя по-разному:

1.     Кумир
семьи — Твердая вера в свою исключительность. 
Капризный, своевольный эгоист.
Родители освобождают ребенка от всех обязанностей.

2.     Гиперопека:
Лишен самостоятельности. 
Привык повиноваться и следовать советам взрослых.
Родители контролируют его во всём.
Часто гиперопека приводит к бурной реакции протеста.

3.     Гипоопека:
Ребёнок предоставлен сам себе.
Его потребности никто не хочет удовлетворить. 
Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям. 
Со временем начинает ощущать себя неполноценным и это останется на всю жизнь.

Читайте также:  Методика оценки нервно психического развития ребенка

4.     Воспитание
в культе болезни: Родители трясутся над ним, предупреждая все его
желания. 
Он, воспринимает всякую болезнь как свою привилегию.
Ждет от всех сочувствия и сострадания. 
Из таких детей вырастают приспособленцы и подхалимы.

Главное, чем любой родитель может повлиять
на своего ребенка, — это собственным примером. Как отрицательным, так и
положительным. Родители всю жизнь являются примером для детей, а в школьном
возрасте они составляют для него почти весь мир. Поэтому наша ответственность
перед детьми просто огромна. Рождение и воспитание ребенка — очень большой
стимул для родителей, чтобы начать работать над собой, бороться со своими
недостатками и вредными привычками.

Если мы не хотим, чтобы ребенок начал
курить, мы сами должны не курить. Говорить детям, что нельзя употреблять плохие
слова, а самим не гнушаться крепких выражений — это значит учить их лицемерию.
Они имеют полное право так выражаться, пока их родители не будут сами следить
за своей речью. И так во всем! И главное: учить ребенка духовной жизни можно
только личным примером.

Семейные скандалы родителей также
отражаются на детях. Родители должны прийти к взаимопониманию и согласию между
собой хотя бы ради своих детей. Ведь дети при создании собственной семьи будут
ориентироваться на родительские сценарии.

Так что, воспитывая ребенка, мы
воспитываем и самих себя. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивайте в
них терпимость к окружающим. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители — пример ему». (Себастьян Брандт).

                               
Правила семейного воспитания:

1.     Если
ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце,
кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует
подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не
хочет стать причиной Ваших страданий

2.     Принимайте
ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего —
в понимании и сочувствии.

3.     Выслушивайте
ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается
понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего
ребенка, не вступая с ним в спор.

4.     Умейте
поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми
проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался,
поэтому относитесь к его проблемам серьезно.

5.     Рассказывайте
своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были
молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые
сами совершали. При этом помните: 
— такой разговор — не повод для поучительных историй («когда я был в твоем
возрасте…», «если бы мы жили так, как вы сейчас…» и т.д.); 
— не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись…», «пока мы живы —
добивайся успехов» и т.д.);
— рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя
понимания.

6.     Старайтесь
обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного
решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.

7.     Не
предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он
будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.

                                              
Советы родителям:

1.     Главное
средство воспитания – пример родителей, их деятельность. Это заинтересованное
участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

2.     Эффективным
способом сплочения семьи, установлением дружеских взаимоотношений является
проведение совместного досуга.

3.     Сделайте
жизнь ребенка интересной и многообразной. Уделяйте ему больше свободного
времени.

4.     Укрепляйте
в ребенке уверенность в собственных силах. Слушая ребенка, следите за его
мимикой и жестами, анализируйте их. Разговаривайте друг с другом.

5.     Не
старайтесь спрятать ребенка от трудностей. Обсуждайте с детьми свою жизнь,
считайтесь с их мнением в решении семейных проблем. Дети должны чувствовать
ответственность за все, что они совершают в жизни.

Исследования:
60-70 % проблем детей — это взаимоотношения в семье (с родителями, братьями,
сестрами, бабушками, дедушками). Наиболее часто встречающиеся проблемы:

«Нет контакта с мамой»
«родители часто кричат, ссорятся»
«очень жесткий контроль»,
«постоянные споры с братом, сестрой»
«у родителей нет времени поговорить со мной»
«родители ограничивают во всем»
«считают, что я должна учиться только на «5», никуда не пускают»
«говорят, что я не умная и «бездарность» и никаких шансов поступить куда-либо у
меня нет»
« Никогда не хвалят».

                                          
Лучше …

1.     Помогайте
детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их.

2.     Оказывайте
поддержку.

3.     Научите
их рационально распределять свое время.

4.     Делитесь
ними своим жизненным опытом, рассказывайте детям историю семьи, чтобы они
чувствовал принадлежность к ней.

5.     Обсуждайте
возникшую проблему без обвинений в адрес ребенка.

6.     Избегайте
оскорбительных фраз, унижающих ребенка, это не усиливает вашу позицию, но
демонстрирует ваше бессилие.

7.     Любите
своего ребенка, ибо родительская любовь решает множество проблем.

Источник

Микроклимат семьи 

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Поэтому родителям, прежде всего, необходимо воспитывать самих себя, правильно организовывать жизнь семьи, создавать высоконравственные внутрисемейные отношения, обеспечивающие здоровый микроклимат.

Когда мы говорим: «микроклимат в семье»,  мы имеем в виду тот комплекс взаимосвязей и взаимоотношений, которые сложились в данной семье, которые определяют благополучие или, наоборот, неблагополучие в ней.Микроклимат — так можно охарактеризовать обстановку, которая царит в семье.

Читайте также:  Развитие ребенка плода фото узи

Микроклимат семьи, определяется в значительной степени характером взаимоотношений в первую очередь родителей. При отрицательных взаимоотношениях разлад родителей наносит огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками. В связи с этим, важно знать особенности взаимоотношений в семье, преобладающий эмоциональный фон, отношение родителей к детям и т.д. Зная особенности микроклимата, специалист может четко определить направления профилактической и коррекционной работы с семьями в данном образовательном учреждении. В последние годы, исходя из статистических данных, социальную обстановку  среди некоторых семей нельзя назвать психологически комфортной: растет число неблагополучных семей, малообеспеченных, неполных.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми практическими рекомендациями по созданию и сохранению благоприятного микроклимата в семье, во взаимоотношениях между родителями и детьми.

  1. Говорите о своей любви к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
  2. Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день. Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.
  3. Согласованность между родителями. Действия родителей по отношению к ребенку должны быть согласованными (совещайтесь с супругом по вопросам воспитания).  В противном случае ребенок встанет на чью-то сторону.
  4. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  5. Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.
  6. Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу…Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей. Если вы кричите, у ребенка формируется привычка реагировать только на громкий звук.
  7. Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз.Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.
  8. Будьте эмоционально уравновешены. Если Вы находитесь в возбужденном состоянии, раздражены, взвинчены – постарайтесь успокоиться. Для этого можно послушать спокойную музыку, прогуляться, 15 минут побыть в тишине– у каждого свои механизмы восстановления. Только в спокойном состоянии человек способен принимать взвешенные решения.
  9. Оценивайте поступок, но не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. То же самое касается и взаимоотношений между взрослыми.
  10. Никогда не вспоминайте о совершённых ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом. Каждый имеет право ошибиться – и ребенок и взрослый.
  11. Ни в коем случае нельзя сравнивать. Нужно помнить, что каждый из нас уникален, неповторим, поэтому откажитесь от сравнений людей между собой. Если решили сравнить человека, то только с самим собой. Например: «Раньше ты часто злился, а теперь очень редко».
  12. Разговаривайте о чувствах и эмоциях друг друга. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам, но обязательно узнайте, что случилось. Делитесь со своим супругом и детьми переживаниями, это поддерживает доверие в отношениях, развивает эмпатию.
  13. Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!».
  14. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. НО: нельзя использовать в качестве наказания жизненно важные вещи: лишить ребенка еды («Ты наказан и останешься без ужина»), лишить прогулки (свежий воздух необходим ребенку), лишить сна и др.
  15. Похвала. Любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное  — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой (старайтесь обходиться без материального поощрения). Если обещали похвалить – хвалите, иначе, ребенок перестанет вам верить, а вместе с тем подорвется доверие к окружающим. Супруги не должны забывать и друг о друге. Обязательно хвалите своего супруга, взрослые люди так же как дети нуждаются в похвале и внимании.
  16. Проводите с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.
  17. Использовать в повседневном общении приветливые, нежные фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Я люблю тебя. Как хорошо, что ты у меня есть. Ты мой хороший. Это укрепляет чувство самоценности, самооценку, укрепляет и объединяет Вашу семью.

Источник