Создание благоприятных условий для формирования и развития личности ребенка
Создание условий для развития личности ребёнка
в образовательном учреждении.
Выступление на форуме.
Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя — подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.
Цель нашей работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях.
Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом. Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
Адаптация современного человека к рыночным отношениям напрямую связана с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством. Старшеклассник, готовясь к выбранной профессии, имеет знания, которые он получает на уроках, для того чтобы уверенней чувствовать себя в жизни. На уроках мы помогаем осознавать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативности, профессиональной грамотности. С педагогической точки зрения важно, что модель, способствующая созиданию знаний, а не их получению в готовом виде, развивает духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал учащихся. Это помогает им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни. Руководствуясь технологией личностно-ориентированного образования, воспитываем каждого ученика развитой самостоятельной личностью, ищущей свое место в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полноценной, осмысленной и творческой жизнью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать?
Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенциала, развитию его потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках. Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум, а учащимся с творческими способностями поработать с дополнительным материалом, расширить и углубить знания.
Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы, экскурсии и другие, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки вводим игровые моменты. Активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию.
Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении предметов. Используя информацию средств массовой информации, решаем одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте и отчленение его от «белого шума». Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против». Используя медиаобразовательную технологию подготавливаем подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учим понимать информацию и критически оценивать ее качество.
В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности. Воспитательное воздействие нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, стараемся создать условия для максимально возможного раскрытия способностей ребёнка.
Планирование воспитательной работы многие классные руководители проводят на базе предварительной психодиагностики, точного определения зоны их потенциальных интересов, целей и задач воспитания, которые ставит перед собой школа. Учитывают это и при планировании тематических классных часов и при индивидуальной работе с учащимися.
Создаём благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого расширили внеклассную воспитательную работу путём обеспечения единства работы школы со всеми внешкольными учреждениями: музыкальной школой, Домом культуры .Итогом этих встреч явилось решение о создании условий для деятельности детей во внеурочное время, о помощи ребёнку найти любимое занятие, реализовать творческие замыслы, а также менять их в зависимости от желания.
В течение всего учебного года работает единая программа досуговой деятельности детей. В школе уделяется особое внимание вовлечению учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования:
Семья – наиболее мощный по исходным данным влияния на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении социум. Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния, исходя из этого, руководствуемся едиными требованиями по отношению к ребёнку, информируем родителей учащихся с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Тесные и систематические контакты с родителями строим на взаимном доверии и доброжелательности, опираясь на всё то положительное, что есть в ученике.
Ребёнок — связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-¬воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса — учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности. Школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов, родителей, общественности удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Систематическое приобщение родителей, общественности к жизни и деятельности школы дает возможность проникнуться насущными заботами школы, сознанием общей ответственности за подготовку юной смены.
Привлечение родителей, выпускников школы и местного сообщества к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решать многие задачи, существенно облегчает их труд. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей, профессии одни родители принимают участие в оформление классных комнат, оборудовании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий; другие охотно проводят беседы, рассказывают о себе, своей специальности; третьи организовывают кружок или секцию, экскурсии, походы, соревнования, стремятся заинтересовать в совместной деятельности других родителей, воздействовать на нерадивых школьников.
Таким образом, в нашей школе и создаются условия для развития личности ребёнка.
Источник
Светлана Калинберг
Создание благоприятных условий в ДОУ для развития индивидуальных способностей детей
Благоприятная психологическая атмосфера для воспитанников и педагогов в дошкольном учреждении является важнейшим условием воспитания ребёнка дошкольного возраста и развития личности педагога.
Не секрет, что дети и сотрудники большую часть своего времени проводят в стенах этого учреждения. Мы стараемся создать наш «Дом радости» и быть одной семьей.
Именно в дошкольном возрасте основой областью познания мира является мир человеческих взаимоотношений. Как малыш сумеет понять эти взаимоотношения, зависит во многом от нас – администрации, воспитателей, специалистов и ото всех сотрудников учреждения. Необходимо создать благоприятные условия для развития и воспитания детей в детском саду.
В соответствии с ФГОС мы должны создать индивидуальное развитие личности каждого ребёнка. А как это сделать правильно, когда в группах от 25 до 30 малышей?
Мы выработали свою концепцию. Работаем по нашей образовательной программе, как во всех ДОУ. Но мы разработали ряд проектов по всем направлениям.
На музыкальных занятиях дети занимаются все вместе. Мы видим детей, у которых в их возрасте удивительно поют, удивительно пластичные движения в танце. Педагоги создают вокальные и танцевальные коллективы. Музыкальный руководитель и воспитатели ставят номера, а потом приглашают воспитанников на концерт.
Руководитель по физическому воспитанию индивидуально подходит к каждому ребёнку, она понимает, кто из детей может выступать в тех или иных соревнованиях. Но в любом случае все праздники и досуги конечно для всех детей.
Это помогает создавать кружки по интересам детей, учитывается индивидуальность каждого ребёнка. Воспитатели стараются найти к ребёнку индивидуальный подход. Кто – то великолепно рисует, кто-то артистичен, а кто-то увлекается историей и экологией.
Команды детей выступают и задействованы все, но с учётом их индивидуальных качеств. Это речь не об усвоении образовательной программы, это кружки по интересам.
Создание радостной, творческой атмосферы в детском саду невозможно без творческих и профессиональных педагогов. Очень важно, чтобы сотрудники учреждения смогли раскрыть и развивать свои возможности.
В последнее время распространено корпоративное обучение сотрудников на базе своих учреждений. Я считаю, что для прохождения целевых программ прекрасный способ обучения. И на базе нашего учреждения мы проводили такое обучение. Моё мнение, что педагоги должны проходить курсы повышения квалификации по различным направлениям, учитывая и их индивидуальные возможности. Это помогает каждому специалисту и воспитателю развиваться в личном и профессиональном плане.
Мы создали проект для сотрудников «Педагог – личность творческая». Эмблема выбрана была солнышко и на нем 56 ДС. Удача! Воспитатели, помощники воспитателей, специалисты детского сада стали выступать в творческих конкурсах и в спортивных соревнованиях. Огромный успех у танцевального коллектива, призовые места в спортивных соревнованиях, сдавали нормы ГТО.
Важным условием комфортного пребывания ребёнка в детском саду является выбор методов и подходов благоприятного общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса – детьми, родителями, сотрудниками дошкольного учреждения.
Созданы творческие группы педагогов по всем направлениям образовательного процесса. В коллективе стало больше улыбок, больше идей, больше желания совершенствоваться в своей профессии. Это очень важно, ведь и дети получают больше добра, тепла, радости и знаний. Мы смогли заинтересовать родителей. Они стали участвовать во всех наших проектах. Проводят мастер – классы, уделяться с детьми своими увлечениями, строят скворечник, создают с детьми великолепные скворечники, болеют за наши команды! Выступают папы и мамы в соревнованиях, на каждом мероприятии стараются детям сделать сюрприз – песня под гитару, совместный танец. Детские глаза светятся от счастья!
Я надеюсь, что у нас много интересных проектов. Вот такой он наш «Дом детской радости»
Источник
Создание благоприятных условий
для развития способных и одарённых детей
«Одаренность человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним, сделать все необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.
Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
Поэтому основная цель каждого дошкольного образовательного учреждения – помочь каждому ребёнку полностью раскрыть свой потенциал.
Одним из пунктов инициативы «Наша новая школа» является создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности; создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка, выявления достижений одаренных ребят, поддержание в ДОУ творческой среды — портфолио, электронные образовательные ресурсы, литература, музеи, библиотеки.
Остановимся на вышеперечисленных направлениях по примеру работы нашего детского сада с одаренными детьми.
Основные понятия:
- Одаренность — высокий уровень интеллектуальных способностей или каких-либо специальных способностей, позволяющий индивиду достигать высоких успехов в тех или иных видах деятельности.
- Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности — музыкальной, сценической, литературной и пр.
- Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению.
- Талантливость – наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
- Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Для развития детской одаренности в дошкольном возрасте необходимы следующие условия:
— условия предметно-развивающей среды;
— индивидуальный подход в обучении и воспитании;
— личность педагога;
— различные формы работы с одаренными детьми, а также с родителями одаренных детей;
— различные психолого-педагогические условия.
Остановимся на этом поподробнее.
Особенности среды для развития одарённости ребёнка:
- Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности (богатство возможностей).
- Предметно-информационное обогащение среды.
- Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды.
- Гибкость в использовании времени, средств и материалов.
- Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.
Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений.
Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Педагогу следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.
Поэтому особая миссия возложена на воспитателей. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.
Какие качества должны быть присущи педагогу?
— Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения; для чего необходимо их совершенное знание.
— Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.
— Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.
— Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Учитывать особенности каждого ребенка, ориентируясь на возможности группы в целом.
Анализ ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. Должно существовать единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.
В работе для создания условий развития детской одаренности используются следующие формы работы с детьми, родителями и педагогами:
Формы работы с одаренными детьми:
— проекты индивидуальные, групповые, семейные;
— кружки;
— конкурсы, фестивали, соревнования;
— индивидуальные развивающие занятия в игровых формах.
Формы работы с родителями одаренных детей:
— родительские клубы;
— индивидуальные консультации психолога;
— детско-родительские проекты.
Формы работы с педагогами:
— педагогическое проектирование;
— открытые показы, семинары-практикумы.
Строим взаимодействие с окружающим социумом (школы, дом детского творчества, детская библиотека, школа искусств), которое осуществляется по нескольким направлениям:
— участие в совместных акциях, конкурсах, проектах, соревнованиях;
— обучение в школах, учреждениях дополнительного образования одарённых детей, посещающих детский сад.
Партнерство — это качественно новый уровень работы с дошкольниками, в части дополнительного образования.
Взаимодействие детского сада и дополнительного образования создает единое образовательное пространство – пространство с новыми формами взаимодействия и открытости, так сегодня необходимое для полноценного разностороннего развития каждого ребенка.
Осуществляется дополнительное образование исходя из интересов детей и запросов родителей. На начальном этапе через анкетирование родителей (законных представителей детей), вовлечение детей дошкольного возраста в кружки, мониторинг образовательной деятельности воспитателями, педагогом-психологом, администрацией ДОУ проводятся мероприятия, направленные на выявление способностей у детей.
Дополнительное образование – особо ценный вид образования, который расширяет и углубляет знания детей, полученные на занятиях в детском саду, способствует формированию личности человека, дает ему возможность само выразиться и само реализоваться в жизни, сделать ее насыщенней и ярче. Ребёнок получает право выбора творческой деятельности. Основным мотивом является интерес.
В учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках:
- «Юный эколог» — эколого-биологическое направление;
- «Чудеса на песке»;
- «Сказка за сказкой»;
- «»;
На протяжении нескольких лет, в ДОУ ведется работа по созданию условий для выявления и развития способностей у детей. Работа педагогов ориентирована на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности.
Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.
Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию.
Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.
Существуют следующие психолого-педагогические условия для развития одаренных детей:
— обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создание условий для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;
— обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательности со стороны педагога, предоставление детям возможности активно задавать вопросы, поощрение высказываний оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
— не сдерживание инициативы ребенка, отсутствие четких наставлений, помощь в независимых действиях, не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно;
— важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход;
— единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей, нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.
Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.
Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются недостаточно. Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты.
Существует проблема — педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, необходимо выделить кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Задача дошкольного учреждения в процессе воспитания и обучения детей не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а научиться видеть и развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития.
Источник