Создание благоприятной среды для развития ребенка в школе
ирина кузьмина
Создание благоприятной развивающей среды в работе с дошкольниками
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.
Актуальность: Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Цель: обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
— создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
— предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
— вести стиль взаимоотношений, обеспечивающий любовь и уважение к личности каждого ребенка;
Функции предметно-развевающей среды:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая средаразделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Центр физической культуры:
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы,которые есть у нас в уголке: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия); мячи; скакалки; кегли; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.
Центр изобразительного искусства:
Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.
Оборудование и материалы,которые есть в уголке: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки — тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.
Книжный центр:
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.
Оборудование и материалы,которое есть у нас в уголке: полочки ля книг, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки;альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; наборы сюжетных и предметных картинок; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.
В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило, уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недель.В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои ребята любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.
Центр природы:
Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
В нашей группе находится много комнатных растений; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.
Дети нашей группы научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья). Я разместила в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя.
Психологический центр:
Задачи: Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
Психологический уголок представляет собой нишу покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Иногда ему это нужно, иногда нет. Такие уголки скрывают ребенка от посторонних глаз. Уголки уединения занимают не много места в групповой комнате. Это может быть простое и функциональное решение.В нашей группе есть: домик, в котором ребенок чувствует себя спокойно; коробочка — «Мирилка», которая способствует примирению детей; подушки «Хорошее и плохое настроение» и дорожки к ним; погремушки и еще много всего.
Театральный центр:
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы,которые есть у нас в уголке: театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); декорации, маски для постановки сказок.
Дети в восторге от нашего театрального центра. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Центр ПДД
Задачи: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие; воспитать грамотного пешехода.
Безопасность детей на дорогах во многом зависит от правильного изучения ПДД в детском саду.
В нашем центре есть атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора, настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, детская художественная литература по тематике).
Пособие и игры по обучению детей ПДД. Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.
Таким образом, умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе взрослых.
Список литературы.
1. Денисенкова Н. «Как организовать окружающую среду». Дошкольное воспитание №12, 2003г.
2. Стеркина Р. «Развивающая среда в ДОУ». Обруч № 3, 1997г.
3. Нищева Н. В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду». Изд-во «Детство-пресс», СПб., 2007.
4. Новосёлова С. Л. «Развивающая предметная среда», М.: Центр инновации в педагогике, 1995г.
5. Рыжова Н. А. «Развивающая среда дошкольных учреждений», М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.
6. Тарловская Н. «Развивающая среда и этапы взросления ребенка». Обруч №3, 1997г.
Источник
«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. Поэтому сегодня школа призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создаются условия для формирования, развития и реализации личности.
Современные образовательные технологии должны предотвращать образовательную перегрузку учащихся, т.е. должно быть здоровьесберегающим.
Это означает, что образовательный процесс должен организован так, что должны выполняться следующие требования:
1) учет индивидуальных особенностей ребенка: интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, его темперамента, характера восприятия и усвоения им учебного материала, типа памяти..
2) исключение чрезмерной нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала, а также оптимизация, т.е. получение наилучших, из возможных для конкретного ребенка, результатов образования
3) обеспечение благоприятного климата в классе и в школе, сохранение, поддержка и укрепление психического и физического здоровья детей, исключение факторов, негативно влияющих на психическое состояние ребенка,
4) “научение” ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений и психологической самозащите.
Cледующие задачи воспитательной деятельности:
Развитие познавательных, интеллектуальных способностей интереса к учебе;
Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-∙ нравственных ценностей гражданина России;
Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие -навыков здорового образа жизни;
Развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности,
Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей,
Формирование уважения к труду и создаваемым материальным ценностям. При составлении плана воспитательной работы были учтены все виды деятельности.
Приоритетами направлениями воспитательной работы стали:
1.Интелллектуально-познавательная деятельность.
2. Основы гражданского и патриотического самосознания.
3. Личностное развитие. Основы социализации и общения.
4. Трудовая деятельность.
5. Спортивно-оздоровительная деятельность; основы жизнеобеспечения. 6.Творчество и досуг.
На современном этапе необходимым звеном является воспитание многогранной личности, при которой дети могли бы развивать свой творческий потенциал и адаптироваться в современном обществе. Если ребенок живет содержательной жизнью, социально реализует себя, то у него больше шансов достичь успехов в будущем. Главная идея- это идея успеха. Школа ставит своей целью стать для ребенка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно. В связи с этим вся работа направлена на всестороннее развитие детей, а вместе с тем на учёт состояния и, соответственно, на укрепление здоровья ребёнка.
По каждому из указанных выше направлений была проделана определенная работа. В основу тематики мероприятий была положена идея развития личностных начал каждого воспитанника, формирование у него мотивации к осуществляемой деятельности и развитие определенных отношений к тому, что он осуществляет. Воспитательная работа заключалась в педагогически целесообразной организации жизни детей. Невозможно воспитать в ребёнке какое – либо качество, не обладая им самому. Таким образом, педагога – воспитателя школы должны отличать следующие личностные качества и характеристики:
— гуманизм – любовь к детям, построение отношений на гуманистической основе, приверженность идеям гуманистической педагогики;
— профессионализм:
а) педагогическая готовность: способность и желание работать с детьми, умение привнести воспитывающее начало в свою деятельность, умение увлечь детей, организовать их деятельность;
б) методическая готовность: работа над методическим обеспечением воспитательного процесса, владение разнообразными формами воспитательной работы и поиск новых; знание современных воспитательных технологий и т.д..
в) технологическая готовность: знание психологии как науки, возрастной психологии, психологии общения, творчества, развитие в себе рефлексивной культуры, умение видеть, чувствовать, анализировать состояние другого человека;
— креативность – способность к творчеству, умение находить нестандартные решения, новые подходы в деятельности, желание создавать новое, лучшее;- саморазвитие – способность к адекватной самооценке, самопознанию, саморегуляции, самоанализу, самоконтролю, самообразованию; — патриотизм – любовь к своей малой родине, любовь к Отечеству, ответственность за подрастающее поколение, за судьбу Родины;
. В ходе проведения воспитательных мероприятий, учащиеся могут проявить свою индивидуальность, творчество, показать интеллектуальный уровень. Они учились жить в коллективе своих сверстников, демонстрируя при этом свои коммуникативные умения и навыки.
Большое место в воспитательной системе занимает внеурочная деятельность. Цель — развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.
Внеурочная деятельность включает следующие направления: 1) эстетическое — в этом направлении работают школьные кружки: вокальные группы «Светлячок», «Капельки», «Весёлые нотки», «Сделай сам». Занятия в кружках способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, успешной социальной адаптации в современном обществе. Детям интересно там, где они могут показать свои знания и умения. Практический выход кружка должен быть как можно чаще, чтобы учащиеся видели результаты своего труда.
Ведётся индивидуальная работа с каждой семьёй, детьми. Со стороны школы родителям учащихся постоянно оказывается возможная помощь. Это, прежде всего, педагогические консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы о воспитании ребенка. В системе проводятся родительские собрания. В школе созданы все условия для творческого развития личности, благоприятная среда для дружбы и взаимопонимания между детьми и взрослыми.
Цель- создание условий для формирования человека – гражданина, умеющего ориентироваться в современных социальных условиях, здорового, физически развитого.
ЗАДАЧИ:
1. Нацеливание учащихся на получении глубоких и прочных знаний с постановкой перспективных задач через систему внеурочной деятельности. 2. Продолжить работу по формированию у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.
Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в школе и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.
Источник
«Школа — это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.»
Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что его ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.
Комфортная внутришкольная среда-это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
Необходимость разговора о комфортности школьной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывает неустойчивое дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы и состоит в ощущении школьниками комфорта во время учебно-воспитательного процесса.
Существуют основные составляющие понятия «комфортность»:
Психологическая | Физическая | Бытовая |
Психологический комфорт устанавливается в нашей школе через соответствие между психическими свойствами, состояниями школьника и организационно — коммуникативными условиями внутришкольной среды. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьники переживает, находясь в стенах нашей школы.
Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий учащихся, учителей и их родителей.
Следующей и наиболее, как нам кажется, актуальным на данный момент, является физиологический комфорт школьника. Он характеризуется соответствием между телесными, соматическими потребностями и предметно — пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, воде, тепле и т.д., на которых основывается жизнедеятельность человека, и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. Физиологический комфорт связан с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые тактильные ощущения. Это высокий уровень санитарно-гигиенических норм: свет, тепло, хорошее питание, медицинские услуги, чистота. Организация режима дня и учебной нагрузки распределяется таким образом, что наши учащиеся максимально увеличивают объем своих знаний и укрепляют свое здоровье. В школе создана и действует система горячего питания, ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся, строго контролируется соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.
Однако не стоит забывать, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых, школа оборудована удобными рекреациями, зоны отдыха, украшенные живыми растениями, банкетками для отдыха — все это позволяет отдохнуть, и переключиться на новый урок. Для проведения школьных мероприятий используется большая рекреация, способная при необходимости вместить учеников с их родителями. В школе работает библиотека с учебной и художественной литературой, которая полностью оснащена новой мебелью и компьютером.
Большое внимание уделяется благоустройству школьного двора и комфортности образовательного учреждения. Оборудована игровая детская площадка, спортивный комплекс. Есть спортивный зал, включающий большой и маленький залы, комнаты для переодеваний, душевая.
Создана и ежегодно пополняется материально-техническая база. Приобретено мультемедийное оборудование, интерактивные доски. Все это позволяет улучшить проведение как уроков , так и внеклассных мероприятий.
Немаловажным шагом в создании комфортной среды в нашей школе – является здоровьесберегающая деятельность. Сохранение и укрепление здоровья школьников – приоритетное направление в работе всего педагогического коллектива. Наиболее эффективна спортивно-оздоровительная работа, которой руководят учителя физкультуры Харченко Н.К. и Лылов А.В. В течение нескольких лет школа добивается хороших результатов, команда учащихся занимает призовые места в зональных соревнованиях среди учащихся коррекционных школ.
Создание здоровьесберегающей образовательной и воспитательной среды основывается на принципах:
- непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
- максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
- использование простых и доступных технологий;
- комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся;
- интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;
- реализация в условиях школы на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности воспитанников, охране психического здоровья.
Воспитание здорового образа жизни через внеклассную работу предполагает совместные усилия учителей физкультуры, классных руководителей и воспитателей через координацию планов, разъяснение, вовлечение младших школьников в оздоровительную деятельность. Необходимо добиваться, чтобы это не было эпизодически в школьной жизни, а стало систематической работой.
К мероприятиям, способствующим сохранению психического и физического здоровья детей относят:
— профпрививки в течение учебного года;
— дни здоровья;
— недели спорта и труда;
— участие учащихся в зональных и краевых спортивных мероприятиях;
— беседы о здоровье с учащимися;
— беседы о ЗОЖ с родителями;
— динамические паузы, подвижные игры.
Каждое образовательное учреждение – это особая субстанция: со своим уставом, традициями, укладом, контингентом учителей и учащихся, манерами общения, ценностями и правилами.
Комфортная школьная среда- это среда с личностно-ориентированными приоритетами очень важно, чтобы она являлась средой развития личности. Учащиеся нуждаются в пространстве, где могли бы раскрыть свои творческие способности, культурные интересы.
В школе продолжает развиваться и совершенствоваться воспитательная система. Её особенностью является то, что весь цикл годовых воспитательных мероприятий концентрируется вокруг нескольких ключевых общешкольных дел:
«День здоровья», «День знаний», «День учителя»,«День матери», «Новогодний серпантин»(силами педколлектива школы), «8 Марта», «День Победы» и «Последний звонок». Все мероприятия носят комплексный характер, так как охватывают значительную часть учебно-воспитательного процесса, урочную и внеурочную деятельность школьного коллектива. В них принимают участие учащиеся с 1-го по 10 –й класс, учителя.
В школе свободное время учащихся заполнено участием в общественно-полезной деятельности, освоением различных социальных навыков.
Для пропаганды ЗОЖ. Укрепления и сохранения здоровья учащихся ежедневно проводится утренняя зарядка. В ноябре-марте проходят месячники профилактики вредных привычек, которые включают беседы с учащимися с приглашением специалистов, выступлением агитбригады, конкурсом рисунков.
В школе для учащихся действуют кружки, факультативы и секции по интересам. Направления кружков и секции- эстетическое , трудовое и спортивно-оздоровительное. Время занятий каждого кружка и секции определяется, исходя из внутреннего распорядка жизнедеятельности школы и требований охранительного режима. Основной задачей работы кружков и секций является предоставление ребенку возможностей удовлетворения его интересов, расширения его кругозора, развития умений и навыков учащегося, его профессиональной ориентации, оздоровления и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Комфортная среда невозможна без гармонизации социально-психологического климата в школе и психологической помощи участникам образовательного процесса. Работа эта осуществляется под руководством соц.педагога Горлопановой Г.П., педагога- психолога Полуновой А.В. и инспектора ОПДН Зимы В.Г. Успешность этой работы зависит еще от скоординированных действий социально-психологической службы с другими педагогическими работниками: классными руководителями, воспитателями , учителями-предметниками.
Деятельность социально-психологической службы в школе.
Психолог, социальный педагог |
Информирование, рекомендации | Диагностика, коррекция, консультации | Информирование, рекомендации |
Основной целью деятельности социально-психологической службы является обеспечение сохранения, укрепления здоровья детей и профилактика нарушений психического здоровья обучающихся, содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, образования и социализации.
Вся деятельность социально-психологической службы осуществляется по созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно-здоровых отношений в социальной среде.
Значительное место в деятельности службы отводится работе с так называемыми «проблемными» детьми и детьми «группы риска». В эти группы входят дети с выраженными признаками дезадаптации, трудностями в обучении, проблемами в межличностном взаимодействии, склонных к девиантному поведению. (7-Б кл. Киян А, Образцова Б, Дударь А., 7-А кл. Майдецкий С, Булах А., 5 кл.- Лысаков Н. , Закревская С. и др.) Неоднократно с родителями этих учащихся проводились беседы, соц.педагог вместе с инспекторам ОПДН и классным руководителем выезжали на дом. Эти дети находятся под постоянным контролем. Социальный педагог периодически информирует педколлектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказанной ему помощи.
Проводимые в школе профилактические мероприятия дают свои положительные результаты. Произошло снижение нарушений правил внутреннего распорядка школы. Этому способствовали активизация работы Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствование деятельности соц.педагога, педагога- психолога, работа кружков и секций.
Говоря о комфортной школьной среде в целом, нельзя не сказать о значении классного руководителя в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, интереса ребенка к реализации потребности стать самим собой, индивидуальному и коллективному творчеству. Работа классного руководителя должна строиться так, чтобы формировать традиции классного коллектива, создавать благоприятный микроклимат в классном коллективе, устранять многие проблемы и др. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль.
(Пример: нынешний 10 класс, кл. руководитель Шевикова Н.Г.) Второй год Наталья Геннадьевна является классным руководителем этого класса. Совместными делами, классными мероприятиями педагог смогла организовать ребят так, что в классе хорошо развито самоуправление. В классе складываются свои традиции, которые настраивают детей на коллективные, творческие дела.
В прошлом учебном году классным руководителем и воспитателем в 3 классе была Гассан В.Д. Сейчас она воспитатель в этом классе. Сам педагог заинтересован творческой деятельностью, и ребята в этом классе с удовольствием занимаются творческой работой. Им нравится работать в мастерской Селина А.Г. и он поддерживает у ребят это желание. Так совместными усилиями создается творческий работоспособный детский коллектив.
Каждая воспитательная система имеет среду- свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества. Основным «местом жительства» класса, является учебный кабинет, закрепленный за учащимися и классным руководителем данного класса. В нем происходят главные события классной жизни, специально или стихийно, возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность работы классного руководителя, его питомцев и коллег по созданию уютной и комфортной обстановки в учебном кабинете, об эмоционально-нравственном насыщении жизненного пространства класса.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды, в которой находится ребенок.
Остановлюсь так же на немаловажной роли воспитателя ГПД. Задача работы воспитателя – создание сферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.
Воспитательное пространство ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.
Работа воспитателя ГПД требует соответствующих подходов к организации режима учебно-воспитательного процесса на протяжении дня, недели и года. Режим должен быть построен таким образом, чтобы способствовать выработке определенного ритма деятельности у каждого учащегося в отдельности и у всего коллектива в целом, приучать детей к порядку, самодисциплине, четкой организации труда и отдыха.
Обязательной составной частью общего распорядка дня в группе продленного дня являются спортивные часы, занятия на воздухе, игры, соревнования. Хорошо организованы прогулки в ГПД воспитателями начальной школы (Пономаренко Ю.А., Ревой Л.П. и Гассан В.Д.,) Во время прогулок воспитатели организовывают с ребятами коллективные игры.
Большое количество спортивных мероприятий, проводимых на свежем воздухе, позволяет удовлетворить потребность детей в движении, активном отдыхе. Значительное внимание в группах продленного дня уделяется воспитанию навыков безопасности жизнедеятельности. Это конкурсы, беседы на темы личной гигиены, правил поведения в общественных местах, правил дорожного движения, умения вести себя в чрезвычайных ситуациях. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности.
Воспитатели ГПД должны стремиться создать такую обстановку в группе, чтобы детям было интересно, комфортно и уютно находиться в школе после уроков.
Большое внимание уделяется состоянию здоровья учителей. В школе созданы условия для сохранения здоровья педагогических работников. В этом году многие педагоги прошли диспансеризацию, все желающие сделали профилактическую прививку от гриппа, поэтому большинство сотрудников работают без больничных листов. Расписание работы составлено так, что у педагогов минимум «окон».
Постоянное валеологическое просвещение, помощь психолога повышают компетентность педагогов в отношении к своему физическому и психическому здоровью, помогают преодолеть профессиональные затруднения с наименьшими эмоциональными потерями.
Комфортная среда образовательного учреждения – совокупность условий, которые способствуют экологическим взаимоотношениям участников образовательного процесса, улучшению физического и психического здоровья, создают эмоциональный фон, воздействуют на актуализацию творческого потенциала учащихся с ОВЗ, сопутствуют вдохновению, созидательной и профессиональной деятельности и духовным достижениям человека, снижают неблагоприятное воздействие на организм вредных факторов, сопровождающих жизнедеятельность.
Душою красивы и очень добры
Талантом сильны ВЫ и сердцем щедры.
Все ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, затеи не будут напрасны!
Вы к детям дорогу сумели найти,
Пусть ждут ВАС успехи на этом пути!
Заслушав и обсудив доклад зам.директора по ВР Титаренко Р.В. на тему: «Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школьной инфраструктуры» педсовет отмечает, что в школе ведется большая работа по созданию комфортной среды.
Создавая среду, сохраняющую здоровье школьника, обеспечивающую комфортное состояние учащегося, поддерживающую положительный эмоциональный фон, радость и удовольствие от пребывания в школе, мы способствуем успешному обучению ребенка и повышаем качество образования.
Педсовет постановляет:
1. Всем воспитателям регулярно проводить с учащимися организованные прогулки на свежем воздухе.
Сроки: постоянно.
Контроль: зам.директора по ВР Титаренко Р.В.
2. Классным руководителям и воспитателям продолжать работу по вовлечению учащихся в активную творческую среду.
Контроль: зам.директора по ВР Титаренко Р.В.
3. .Руководителям кружков эстетической и трудовой направленности, спортивных кружков и секций продолжать постоянную работу по выявлению наклонностей и способностей учащихся с ОВЗ. Ответственные Фиалковская Л.В., Селин А.Г., Кирщина Л.Г., Харченко Н.К., Лылов А.В.
Источник