Создание благоприятной атмосферы для развития ребенка
«Создание благоприятной атмосферы пребывания детей в детском саду»
Благоприятная психологическая атмосфера в группе детского сада, важнейшее условия воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте основной сферой познания является мир человеческих взаимоотношений, знакомство с которым происходит по средствам сюжетно ролевой игры, общения с взрослыми и сверстниками. Какой образ мира человеческих взаимоотношений сложится у ребенка, зависит от того, какие примеры он видит в своей повседневной жизни, какие модели взаимоотношений ему транслируют окружающие его взрослые.
Так, важнейшей задачей гармоничного развития личности ребенка и успешное проживание ребенком дошкольного периода является создание благоприятных условий для его развития. В детском саду эта задача решается по средствам создания благоприятных, эмоционально комфортных условий пребывания ребенка в детском саду.
Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения с детьми, его умения и желания создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям.
Эффективное взаимодействие воспитателя с детьми происходит при соблюдений условий:
— создание положительного эмоционального настроя в группе;
— выражение доброжелательности и положительного настроя в отношении детей;
— поддержка воспитанников, взаимопомощь;
— учет психологического состояния отдельных воспитанников;
— умение слушать и слышать детей;
— умение отмечать достоинства детей;
— взаимодействие с воспитанниками, сотрудничество, нахождение эффективных способов взаимодействия на занятии;
— создание благоприятной психологической атмосферы, общения на занятии с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, одобрение и др.);
— формирование групповых норм и ценностей;
— манера поведения педагога, стиль общения с воспитанниками.
Важнейшим условием комфортного пребывания ребенка в детском саду является стиль педагогического общения с детьми, и важной задачей для педагога является выбор благоприятно влияющего на детей стиля общения и взаимодействия.
Ознакомление с особенностями различных стилей педагогического общения и взаимодействия, помогут педагогу проанализировать, сформировать, свой стиль педагогического общения.
Классификация Н.Ф.Маслова
Демократический стиль общения.
Включает в себя следующие особенности в поведении педагога:
— педагог работает со всей группой в целом;
— стремиться учесть индивидуальные особенности и личный опыт ребенка, его активность и потребности;
— характерен личностный подход;
— не имеет или не проявляет негативные установки;
— не стереотипен в оценке и поведении;
— не избирателен в контактах, не субъективен в оценках;
В дальнейшем такой стиль воспитания, приводит к тому, что ребенок:
— растает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
— осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
— приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
Авторитарный стиль общения.
Включает в себя следующие особенности в поведении педагога:
— педагог работает «один на один» с ребенком;
— исходит их усредненного представления о ребенке, из абстрактных требований, не учитывает его индивидуальных особенностей;
— характерен функционально-деловой и ситуативный подход;
— резко выражает негативные установки;
— стереотипен в оценке и поведении;
— избирателен в контактах и субъективен в оценках.
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
— вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы, в которой он будет так же послушен и управляем;
— взрослея, ребенок сам приобретает весьма авторитарный характер, либо становится послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленный.
*С течением лет, стажем работы у педагогов усиливаются черты авторитарного стиля, а его негативное влияние на личность ученика часто компенсируются в глазах родителей и коллег результативностью деятельности педагогов.
Авторитарный стиль в основном присущ требовательным, строгим, хорошо знающим свой предмет педагогам. Зачастую именно эти профессиональные качества становятся приоритетными при выборе педагога.
Либеральный (снисходителен, анархический) стиль общения
Так же некоторые авторы выделяют либеральный стиль общения.
Он характеризуется стремлением педагога не брать на себя ответственность. Формально выполняя свои обязанности, педагог, выбрал такой стиль, пытается самоустраниться от руководства коллективом воспитанников. Либеральный стиль является средством реализации тактики невмешательства, которая основывается на равнодушии и незаинтересованности проблемами групповой жизни. Последствия такой позиции педагога — потеря уважения воспитанников и контроля над ними, ухудшение дисциплины, неспособность положительно влиять на личностное развитие воспитанников.
Уважение – основа педагогики сотрудничества!
Что препятствует эффективному педагогическому общению:
— подчеркивание педагогом своего превосходства над учащимися;
— преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;
— отсутствие желания сотрудничества, утверждение ситуации безмолвной ведомости детей;
— снисходительно-покровительственное отношение к воспитанникам.
В стиле общения находят выражения:
— особенности коммуникативных возможностей педагога;
— сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
— творческая индивидуальность педагога;
— особенности детского коллектива.
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе детского сада во многом зависит от воспитателя – от особенностей общения и взаимодействия воспитателя с детьми.
Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и оформление игрового помещения.
Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным важно обогащать предметно-развивающую среду психологическими уголками, помогающими ребенку отрегулировать свое эмоциональное состояние в течение дня. С этой целью в группах детского сада создаются такие психологические уголки как – «Уголок уединения», «Уголок эмоциональной разгрузки».
«Уголок уединения»
Создание такого психологического уголка дает ребенку возможность в течение дня расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
Содержание «уголка уединения». В уголке уединения могут располагаться близкие, знакомые ребенку вещи, эстетически оформленные и аккуратно располагающиеся на своих местах. Это пространство не терпит вызывающих красок, здесь все в спокойном постельном тоне. В интимной зоне также могут находиться фотографии близких людей, пейзажные картины, световые или шумящие водопады, иллюминисцентные лампы или фигуры, аквариум с рыбками, магнитофон или плеер с релаксирующей расслабляющей музыкой (шум воды, пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра).
Наполнение уголка:
— мат на полу, кресло, подушки, мягкие модули;
— игрушки антистресс, мягкие игрушки;
— фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями;
— аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации).
Такой уголок в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.
«Уголок психологической разгрузки»
«Уголок психологической разгрузки» – это пространство, организованное особым образом, находясь в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковременное пребывание в этом месте улучшает эмоциональное состояние. Дети отвлекаются и забывают отрицательные переживания. В уголке детки не только снимают эмоциональное напряжение, но и мирятся друг с другом.
Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. В уголке воспитанники могут выражать свой гнев в приемлемой форме, снимают накопившееся напряжение, помириться после ссоры или обиды.
Содержание «уголка психологической разгрузки»
В уголке психологической разгрузки должны располагаться предметы, игры помогающие ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Наполнение:
— стаканчики для крика (мешочек крика…), в который можно рассказать свое переживание, высказать все, что накопилось в душе, оставить свой крик перед занятием;
— дартс, помогает снять мышечное напряжение;
— куклы БИ-БА-БО в свободном доступе (агрессивные герои – Бармалей, Баба Яга, Леший…), для отрегагирования негативных эмоций;
— подушки, которые можно побить;
— легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень, стрелять по мишени из игрушечного оружия;
— резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу;
— газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить;
— пластилин, карандаши, бумага – возможность слепить, нарисовать тревожащую ситуацию, обидчика…
Все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения.
-«коробочка добрых дел» (за неделю записываются туда добрые дела, а потом в понедельник на ковре в кругу зачитываются, при этом дети хлопают друг другу),
— коврики дружбы, коробочки примирения, благодаря которым дети смогут помириться друг с другом,
— шкатулки добрых дел – на каждого ребёнка, коробка примирения (научить детей разнообразным способам примирения после ссоры).
Создание таких уголков в группах детского сада способствует сохранению психического здоровья детей, а также благополучное развитие личности ребенка.
В заключение хочется отметить, что созданная в группе благоприятная атмосфера, вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Источник
Консультация для педагогов
«Создание благоприятной атмосферы в группе»
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный климат. Замечено, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть рядом. Кроме того, благоприятная атмосфера в группе является одним из важнейших факторов хорошего протекания адаптационного периода.
В условиях детского сада благоприятный климат в группе проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания и др.
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на эмоционально благоприятную атмосферу в группе. Фактически именно он создаёт определённый климат в группе.
Существуют речевые настройки, которые настраивают на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми, они показывают детям, что им рады.
Примеры психологических речевых настроек:
— Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
— Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
— Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.
Для создания условий эмоционально благоприятной атмосферы пребывания ребёнка в детском саду необходимо: (рекомендации)
— принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помните: плохих дошкольников нет!
— обращаться к каждому малышу по имени и своевременно хвалить;
— в деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
— участвовать в совместной деятельности с детьми как равноправный партнер, быть затейником и участником детских игр и забав.
— в затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
— привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой и помощью.
— помните: ребёнок нам не чего недолжен! Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.
— навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
— запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
— тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, улыбчивого, позитивно настроенного и всегда готового прийти на помощь человека.
Я предлагаю проверить воспитателям к какому стилю педагогического общения они относятся: авторитарный, либеральный и демократичный. (РАЗДАТЬ АНКЕТЫ).
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе «психологический душ», который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных ситуаций. В группе создать специальные уголки и зоны для игр.
Также формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников и т.д. Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка: заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки.
Обязательным условием правильно организованного взаимодействия с детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной атмосферы, является учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка: характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов и пр.
Так, дети с холерическим темпераментом гораздо лучше адаптируются к детскому саду, чем флегматики, которые не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Затруднения в адаптации испытывают также левши, что обусловлено преобладанием у них активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов. Особого внимания требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, поскольку слабых детей любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения. Замкнутых детей, которые не общаются с остальными, нужно привлекать к совместной деятельности группы, чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы за конкретные действия и поступки.
В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Это уголок природы. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Это уголок рисования.
Известно, что изодеятельность для ребенка это возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает решать эту проблему. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами, маркерами и теми материалами, которые недоступны ребёнку дома.
Уголок релаксации.
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, и являются успокаивающим и расслабляющим действием.
Для того чтобы создать благоприятную атмосферу в группе, необходимо, чтобы родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Воспитатели оказывали родителям необходимую им педагогическую помощь в процессе ежедневного общения с ними, консультирования через материалы родительского уголка.
Ведь эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на благоприятный климат в детском саду. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками.
Задача педагога состоит в изучении психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинг, беседы; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи, характерных черт поведения, интересов и склонностей самого ребенка.
Воспитатели создают уголки для родителей, где помещают памятки, консультации, буклеты и другую информацию для родителей. В свою очередь родители должны прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. То есть работать в одном тондеме.
Исходя из всего выше сказанного, можно подвести итог, что эмоционально благоприятная атмосфера в группе определяется следующими факторами:
1.Отношениями между воспитателем и детьми;
2.Отношениями между самими детьми;
3.Отношениями между воспитателями;
4.Отношениями между воспитателями и родителями.
Если все эти факторы будут выполняться в позитивном настрое, то и атмосфера в группе будет благоприятной.
Притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»
Уважаемые педагоги! Создание благоприятной атмосферы в группе детского сада в ваших руках!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета «Стиль педагогического общения»
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
a)делится с вами своими мыслями, чувствами
b)говорит вам только то, что он сам захочет
c)оставляет свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:
a)доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение
b)дети сами разберутся в своих проблемах
c)известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:
a)похвалите и всем детям покажете его работу
b)проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
c)скажете ему «всегда бы так занимался».
4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
a)заставите его поздороваться
b)не обратите на него внимание
c)сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:
a)спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
b)помочь, подсказать, сделать замечание
c)заниматься своими делами (записи, подготовка)
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
a)чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания
b)эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать
c)чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
a)ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать
b)у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка
c)ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы относитесь к активности ребёнка:
a)положительно – без неё невозможно полноценное развитие
b)отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание
c)положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:
a)сказали бы «ну и не надо»
b)заставили бы выполнить работу
c)Предложили бы выполнить задание
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
a)ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём
b)если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет
c)воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
Ответ | Число баллов по номеру вопросов | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
a | |||||||||||
b | |||||||||||
c | |||||||||||
Число баллов по номеру вопросов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
а | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
b | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
c | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
ИТОГО: ____________
25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка – преобладает авторитарный стиль
10-19 очков – характерен либеральный стиль
Авторитарный стиль
- •Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные)
- •Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка);
- •Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;
- •Не учитывает отношения между детьми;
- •Не признает ошибки;
- •Низко оценивает возможности детей;
- •Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.
Либеральный (попустительский) стиль
- •Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;
- •Переоценивает возможности детей;
- •Выполнение своих требований не проверяет;
- •Нерешителен;
- •Во власти детей;
- •Учитывает взаимоотношения в группе;
- •Человек настроения.
Демократический стиль
- •Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;
- •Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;
- •Проявляет максимум требований, максимум уважения;
- •Испытывает потребность в обратной связи от детей;
- •Умеет признавать ошибки;
- •Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.
Источник