Создайте синквейн на тему мое педагогическое кредо о развитии ребенка

Создайте синквейн на тему мое педагогическое кредо о развитии ребенка thumbnail

рузиля фатихова
Эссе «Мое педагогическое кредо»

«Мое педагогическое кредо»

Есть такое выражение «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». А мне думается, что дети – это наше прошлое, будущее и настоящее.

Звание «педагог» ко многому обязывает. Профессия педагога необычна. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. К. Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, – подчёркивал он, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Воспитание не просто искусство. А ответственность педагога за то,

что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому.

Если бы спросили: «Что самое главное было в моей жизни?»,без раздумий ответила бы: «Любовь к детям!». Детский мир – это особенный мир. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве.

Воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Мы зовёмся воспитателями только формально. Дети обычно представляют своего воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, весёлое и неожиданное, и как мудреца, всё знающего и всё умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность своего воспитателя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства.

«… В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка».

Омар Хайам

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный мир, увидеть который могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка.

Имея доступ в сказочный дворец, имя которого «Детство», я всегда считала необходимо стать в какой-то мере ребенком. Я твердо убеждена, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим педагогом, воспитателем и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Видеть в ребенке лучшее – вот нравственная программа для меня.

Я часто думаю, какая же тяжелая ноша лежит на плечах воспитателя. Его профессия настолько многогранна! Она необычна еще и тем, что она универсальна. Воспитатель должен обладать основами точных, естественных, гуманитарных наук, уметь ответить на все детские, порой неожиданные «ПОЧЕМУ?». Он и музыкант, и певец, и танцор, и художник, и скульптор, и чтец, и ученый! Он всегда рядом с теми, кто в нем нуждается больше всего. Иначе нельзя!

Детей надо видеть, понимать, принимать такими, какие они есть, чтобы помочь им создать условия для саморазвивающейся личности. Главное в моей профессии – это любовь к детям. Если мы всегда будем любить их, несмотря ни на что, то мы сможем создать все возможные условия для раскрытия потенциальных возможностей наших воспитанников.Дети отражают любовь: если они получают её, они её возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно. Необходимо учиться выражать и передавать воспитаннику любовь вне зависимости от его состояния, образа мыслей, поведения…

Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Вместе с детьми я работаю над собой, стараюсь изменить в себе то, что меня не устраивает. Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании, потому что без этого стремления невозможно стать профессионалом. Профессией педагога сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Учимся, приобретая накопленные другими поколениями знания, учимся жить среди людей, учимся быть добрыми и сострадательными. Учить других педагог начинает с себя. И здесь я не могу не согласиться с высказыванием К. Д.Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться – в нём умирает учитель».

Слышала такое утверждение: в любом человеке можно развить любой талант, только надо постараться. Согласна!Но проблема в другом: одному надо только чуть-чуть помочь, а кого – то приходиться учить, порой долго. Стоит ли? Ведь если на самом деле можно в каждом – по нашему желанию развивать те или иные способности, то мы штамповали бы одинаково талантливых людей. А где же личность? Где индивидуальность? Именно поэтому задача взрослых – помочь ребенку найти себя в этом мире, помочь ему развить свои природные способности, а не навязывать свои представления о его будущем.

На мой взгляд, мы должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять. А чтобы помочь ребенку найти себя, мы обязаны предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения.

Мое педагогическое кредо: «Ребенок – это талант, который должен быть открыт».

Я знаю главное: как учить детей без принужденья, как помочь им раскрыть свои способности.

Уверена: все усилия необходимо направлять на развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытия его талантов.

Таким образом, надо уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребенка, а словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребенка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии, а не подгонять его под некий стандарт. Нужно только проявить немножечко фантазии, тогда и вы испытаете ни с чем несравнимое чувство удивления, радости творчества, единения с вашими воспитанниками

Сегодняшнее время – время инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, которое появляется в процессе взаимопонимания. Я стараюсь отдать своим детям частичку души и тепла, которая им так необходима. И пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.

И цель одна: чтоб детям дать добро,

Частичку сердца, да уменье жить.

Чтоб вышли в люди, не упав «на дно»,

За что смогли бы нас благодарить.

Источник

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К.Д. Ушинский

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями достаточно высокий.

Сейчас – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Одним из эффективных способов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Цель мастер — класса: повышение мотивации у педагогов к овладению инновационного метода «Синквейн».

синквейн.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Александра Викторовна. Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе «Применение метода СИНКВЕЙН в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

— И прежде чем мы начнём, я хотела бы узнать ваше настроение. Покажите, пожалуйста, свое настроение соответствующей карточкой (Я тоже показываю).

— Уважаемые коллеги, я увидела ваше настроение, а сейчас приглашаю вас встать в круг, давайте возьмемся за руки, и я пущу вам импульс положительных эмоций, рабочей атмосферы и творческой деятельности, надеюсь, вы поделитесь этим импульсом и со мной (импульс возвращается). Спасибо, мы теперь одна команда. Начинаем работу…

Предлагаю посмотреть одну поучительную притчу.

ВИДЕО «Все в твоих руках»

В наших руках ребенок, и наша задача как воспитателей, чтобы ребенок чувствовал себя любимым нужным, а главное, успешным.

В основе моей работы с воспитанниками лежит изречение Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему, светить», которое представлено в виде педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить? Как показать, что жизнь крылата? Попробуй научить детей творить – И крылья обретут ребята!»

Развитие речевого творчества на сегодняшний день очень актуально и, по моему мнению, одним из эффективных способов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейн.

Участники во фронтальном режиме взаимодействуют с воспитателем.

На столах стоят стаканчики со смайликами, участники поднимают соответствующую карточку.

Участники встают в круг, берутся за руки.

Участники сидят за столами, на столах конверты. В конвертах «ёлочка», ручка, иллюстрация, буклет, заготовки для синквейна.

Теоретическая часть

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

При работе с данным приёмом решаются сразу несколько задач:

• активизируется словарный запас ребёнка;

• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

• активизируется и развивается мыслительная деятельность;

• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами, и форма его напоминает ёлочку.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (существительное, означающее предмет, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, как правило, четырёх, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или синоним.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.

Можно сказать, что синквейн — это полёт мысли, свободное мини-творчество.

Практическая часть

— И сейчас я вам предлагаю составить синквейн вместе со мной на тему «воспитатель» (на экране картинка на мольберте лист А3, я записываю синквейн, по мере составления).

— Кто?

— Какой он?

— Что делает?

— Составьте про него предложение.

— И заключительное слово, это может быть ассоциация, обобщающее слово, выражающее ваше отношение.

— И так у нас вами получился синквейн, мы его можем прочесть:

— воспитатель

— добрый, умный

— воспитывает, читает, учит

— Воспитатель учит детей читать.

— педагог

— Теперь я вам предлагаю самостоятельно составить синквейн. У вас на столах лежат конверты, достаньте, пожалуйста, иллюстрации и «ёлочки» (осень, лес, радуга, мороз, карандаши, яблоко, мухомор, облако, река, пчела, ромашка, конфеты), составьте на них синквейн.

— Составили? Прошу вас зачитать ваши синквейны.

— У вас получились замечательные синквейны. И я вам хочу предложить ещё один вариант использования данного метода – поиск недостающего слова. Обратите внимание на экран. Вы видите синквейн без начального слова и вам нужно его отыскать.

— ???

востребованный, исследовательский

ищет, учит, систематизирует

Дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

деятельность

Предполагаемые ответы участников

— воспитатель

— добрый, умный, вежливый, ответственный, терпеливый

— воспитывает, читает, учит, работает, пишет

— Воспитатель учит детей читать.

— педагог

Предполагаемые ответы участников

1.Осень

дождливая, золотая

падают листья, холодает, идёт дождь

Унылая пора, очей очарованье.

листопад

2.Лес

щедрый, богатый

защищает, кормит, радует

Лес – наше богатство!

природа

3.Радуга

яркая, разноцветная

висит, волнует, исчезает

Радуга появляется после дождя.

красота

4.Мороз

сильный, крепкий

щиплет, сковывает, рисует

Мороз щиплет за нос.

зима

5.Карандаши

цветные, поточенные

раскрашивают, ломаются, затупляются

В коробке лежат карандаши.

картина

6.Яблоко

румяное, спелое

растёт, зреет, падает

Самое вкусное варенье – яблочное.

фрукт

7.Мухомор

опасный, заметный

привлекает, отравляет, стоит

Лось лечится ядовитым мухомором.

гриб

8.Облако

воздушное, кучевое

летит, парит, закрывает

Сегодня на улице облачно.

мечта

9.Река

горная, стремительная

течёт, разрушает, даёт жизнь

Хорошо у речки летом.

жизнь

10.Пчела

трудолюбивая, быстрая

собирает, жужжит, жалит

Пчела живёт в улье.

мёд

11.Ромашка

нежная, лечебная

пахнет, расцветает, увядает

Я гадаю на ромашке.

поле

12.Конфеты

сладкие, шоколадные

жуются, насыщают, удовлетворяют

Все любят шоколадные конфеты.

лакомство

— Проект.

Рефлексия

— Да, вы, верно, сказали – это проект. На этом наш мастер — класс подходит к концу, и я предлагаю вам оценить его. Снова обратите ваше внимание на конверты, в них лежат заготовки для синквейна о мастер – классе, предлагаю вам выбрать соответствующие слова для синквейна и составить его (в конвертах заготовки для синквейна:

1. Мастер – класс

познавательный, интересный

мотивирует, обогащает, развивает

Мастер – класс это знания.

опыт

2. Мастер – класс

скучный, бесполезный

огорчил, не заинтересовал, запутал

Зря потраченное мною время.

разочарование)

— Прошу вас прочтите ваш синквейн о мастер классе.

— Я рада была с вами поделиться своим мастерством, спасибо вам за работу. Если у вас есть вопросы, с удовольствием на них отвечу.

Два человека зачитывают получившийся синквейн.

Источник

Мое педагогическое кредо

Кем быть? Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым молодым человеком. Для меня этот вопрос был решен еще с детских лет: конечно же, учителем. На мой выбор во многом повлияла моя первая учительница. Она была для меня воплощением ума, творчества, понимания, поддержки. Смотря на нее каждый день, я все больше хотела быть такой же озорной и при этом умной, знающей ответы на все-все детские вопросы, совмещающей в себе требовательность к выполнению заданий, а также качества и наставника и близкого друга. Пожалуй, именно этот поиск образца «идеальности» привел меня к осознанию себя Учителем.

Но чтобы стать Учителем, мало быть на кого-то похожим, нужно быть индивидуальным, придерживаться каких-то собственных правил, педагогического кредо. Поняв это, я серьезно задумалась: «А что же скрывается за этой внешней оболочкой учителя?». Размышляя над этим вопросом, я обратилась к высказыванию Л.Н. Толстого, который утверждал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Невозможно не согласиться с известным писателем.

Лев Николаевич вскользь упоминает «учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам» — этот учитель точно не совершенен, он не несет в своем сердце любовь. Побывав на практике, я убедилась, что для Учителя мало одного профессионализма – отличного знания преподаваемого предмета – необходима внутренняя искорка, притягивающая к себе маленьких учеников, Мастерство учителя-профессионала – это не только научная эрудиция и методическая мудрость педагога, но и тонкое искусство. Учитель-профессионал помогает каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание, и вместе восходить на новый уровень развития.

Наверное, правда, что совершенный учитель носит в своем огромном сердце любовь. Но эта любовь многоаспектна. Попробуем разобраться, из чего она состоит.

«…любовь к ученику, как отец, мать…»

Такая любовь, безусловно, существует в сердце Учителя! Психологи утверждают, что любовь взрослых к детям и детская привязанность — опора для взросления наших учеников.

Как показать эту любовь детям? Надо быть искренним с ребенком, дать понять, что ты с ним вместе переживаешь и страдаешь — одним словом отдать ему сердце. Здесь вспоминается цитата Василия Александровича Сухомлинского: «Мне хочется обнять и приласкать всех детей страны, чтобы никто из них не знал горя и страдания».

Любовь учителя к детям должна быть без каких-либо условий. Любить ребёнка, значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что нам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас неприятие. Тогда наступает драматический час – терпение кончается, умиление сменяется негодованием. Казалось бы, надо сломать, заставить, потребовать. Значит, кончилась любовь к ребенку? Нет. У вечной и верной любви к детям нет прошедшего времени. Я уверена, что любящий ребенка может требовать – требовать соблюдения дисциплины, выполнения домашнего задания, а нелюбящий – не должен и хвалить.

Второй вид любви, помещающийся в сердце учителя – «любовь к своему делу».

Можно много рассуждать на тему любви к детям, но если человек не чувствует удовлетворения, уверенности в своей профессии, педагогическая среда рано или поздно «вытолкнет его». Учитель должен любить свой труд и это порой непростая работа, ведь нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам, но все это кажется таким простым, когда наслаждаешься этим процессом – стремишься заинтересовать детей, видишь в их глазах понимание и необъятную радость познания. Поработав с детьми на практике пробных уроков, я совершенно точно поняла, что стоя за учительским столом становится менее важным то, что знаешь ты сам, гораздо важнее с каждым уроком становиться счастливее, глядя на ребят, у которых получается работать на твоем уроке! Наверное, любовь к делу Учителя для меня начинается с ребенка, который не просто «просидел 40 минут урока», а который ушел с широкой улыбкой, радостью от того, что он сегодня приобрел важные знания, ему было интересно!

Таким образом, моим педагогическим кредом может стать цитата Льва Николаевича Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», который каждый день отдает своим ученикам своё огромное сердце, полное любви. Так ия, соединив две части учительского сердца, понимаю, что в детстве создавало именно тот идеальный образ моей учительницы – любовь. И я в своей профессиональной деятельности хочу наполнить свое сердце такой же любовью и дарить ее своим ученикам.

Источник