Современные технологии развития личности ребенка дошкольного возраста
Морараш Виктория Владимировна,воспитатель ГБДОУ д/с №50
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению новых знаний, коммуникация, умение планировать, принимать решения и многое другое. Как достичь поставленных временем задач? Необходимо пересмотреть подход к процессу образования подрастающего поколения. В частности, поэтапно внедрять в педагогический процесс образовательные технологии. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
- Концептуальность
- Системность
- Управляемость
- Эффективность
- Воспроизводимость
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
С целью глобального изменения всей системы были введены образовательные технологии по ФГОС. Сущность обозначенных в документе педагогических инноваций состоит не столько в самом процессе усвоения знаний, сколько в оценке полученного результата. Они направлены на развитие самостоятельного мышления и получения наглядного результата мыслительной деятельности. Выделяют следующие педагогические технологии, которые непосредственно внедрены в образовательный процесс как дошкольных, так и школьных учебных учреждений: проблемное обучение;
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
-«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
-«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
-«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
-«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
2. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
3. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
-идти в ногу со временем,
-стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
-наставником в выборе компьютерных программ,
-сформировать основы информационной культуры его личности,
-повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
5. Технология проблемного обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
-Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
-Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
-Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
6. Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
-диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
С-одержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
-рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко
7. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.
8. Технология разноуровневого обучения
Это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
9. Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В целом, наблюдается тенденция развития технологий — от технологий обучения к технологиям развития. Педагогические технологии можно использовать как в работе с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Источник
Любовь Ивановна Белаш
Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Современным образовательным организациям необходимо разрабатывать и внедрять в образовательный процесс новые педагогические технологии, позволяющие достигать более высоких результатов в работе с детьми. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
При составлении конспектов занятий по программе «Шаг в будущее» педагоги нашей группы опираются на современные педагогические технологии. В ходе занятий стараются с помощью основных педагогических технологий реализовать цели и задачи занятий.
В своей деятельности с детьми я активно использую интерактивные технологии, которые, во-первых, способствуют становлению коммуникативной компетентности, помогают установлению эмоциональных контактов между сверстниками. Во-вторых, обеспечивают детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность. В-третьих, развивают общие познавательные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, приучают работать в группе, прислушиваться к чужому мнению, считаться с интересами других.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, общения.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, планшет и др.)
Здоровьесберегающие технологии активно реализуются во время проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения после дневного сна, в пальчиковых и подвижных играх, во время проведения спортивных развлечений и других видах деятельности.
Использование технологии сотрудничества в работе с детьми группы я убедилась в том, что они влияют на развитие личности:
возрастает объём усваиваемого материала;
меньше времени тратится на формирование знаний и умений;
растёт познавательная и творческая активность детей;
меняется характер взаимоотношений между детьми;
дети приобретают важнейшие социальные навыки (такт, ответственность, умение уважать чужую точку зрения, умение достигать согласия в конфликтной ситуации и др.).
Работая в парах, мини-группах, дети учатся слушать и понимать друг друга, отстаивать свою точку зрения, принимать совместные решения, радоваться совместным результатам.
Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого ребёнок ставится в условия поиска, тем самым пробуждается интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила. В коллективных играх формируются нравственные качества личности. Поэтому, одной из важнейших является игровая технология.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
Я провожу такие игры, как «Назови, какого цвета», «На что похоже», «Найди одинаковые предметы», и др.
2. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
Это игры: «Предметы мебели», «Посуда», «Одежда» и др.
3. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; «Если бы я был волшебником», «Волшебная палочка» и др.
4. группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку;
«Море волнуется», «Телефон», «Да и нет не говорить», «Краски» и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.
В своей работе используем развивающие игры «Сложи узор», «Фонарики», использую счётные палочки различными игровыми заданиями «Выкладываем по образцу», «Улица разноцветных палочек», «Найди и разложи по форме», «Геометрические фигуры».
Технология проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так, мы проводим эксперименты с водой в различных её состояниях, сухим и мокрым песком.
Художественно-продуктивные технологии
1. Нетрадиционная техника рисования: рисование пальчиком, ладошкой, томпонирование, печатание, рисование ватными палочками, монотипия.
2. Нетрадиционная лепка из солёного теста, мятой бумаги.
3. Нетрадиционная аппликация: объёмная аппликация из мятой бумаги, обрывная аппликация, мозаичная аппликация.
Жизнь детей в социально — реабилитационном центре должна быть радостной, поэтому во время работы я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям – кому советом, кому шуткой. Атмосфера любви и взаимопонимания способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.
Чтобы быть интересным собеседником для детей, необходимо постоянно пополнять свои знания, соответствовать времени, в котором живёшь, и месту, которое занимаешь.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»,- говорил Д. Дидро.
А педагог перестаёт быть педагогом, если не постигает ничего нового.
Источник
«Инновационные образовательные технологии — путь развития личности детей старшего дошкольного возраста»
А.И.Аминова,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №25 «Йолдызкай»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Проблема всех педагогов согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть развитой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. И проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать развивает у дошкольника его самостоятельность и познавательный интерес, наилучшим образом формирует личность ребенка.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ребенка как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.
Развитию личности старших дошкольников помогают современные образовательные технологии, такие как: педагогическое проектирование, работа с портфолио дошкольника, здоровьесберегающие технологии и т.д. Именно они, на наш взгляд, позволяют сплотить детей между собой, со взрослыми, с миром в единое целое, научить жить и успешно развиваться в современном обществе. И, если ребенок после проведенной работы начинает доверять нам, верить, значит, можно дальше творить, фантазировать, воображать. Однако не следует забывать, что использование современных образовательных технологий определённо должно носить развивающий, проблемный характер; подталкивать дошкольника к решению проблемных ситуаций, поиску оптимальных способов действий.
В рамках образовательной деятельности мы на протяжении ряда лет активно используем метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, что позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же позволяет сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности ребенка в социуме, потребовала обучения детей и родителей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Учитывая, что современный мир опасен для маленького человека: это дороги, бытовая техника, пожары в природе и в доме, ядовитые и опасные для детей растительный мир, мы разработали проекты «В стране дорожных знаков», «Служба 01», «Служба 02». В рамках проектной деятельности мы решаем задачи охраны жизни и здоровья детей; предупреждения дорожно-транспортного травматизма; обеспечения безопасности и усиления бдительности при встрече с незнакомыми людьми. При реализации поставленных задач мы исходим из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл; увидел спички – нельзя брать – не взял; подошёл незнакомый человек – нельзя разговаривать и брать «подарки» — отошёл и т.д.). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора; взять – но нельзя, т.к. конфету предложил «незнакомец»; поиграть – но нельзя, потому что спички-это опасно и т.п.). Важна привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Наша задача — не столько обучение детей правилам дорожного движения, сколько воспитание безопасного поведения на улице, на дорогах, в транспорте, на природе, дома – в социуме.
С целью эффективности работы в данном направлении, мною создано пособие «Специальные машины или смоделируй ситуацию», которое позволяет научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях, безошибочно принимать решение. Весь иллюстративный материал скомпонован по темам: «Ситуации на дорогах», «Ситуации на воде», «Ситуации в быту». Дети должны не только рассказать о том, что изображено на иллюстрации (или что произошло?), но и выстроить «цепочку действий» в сложной ситуации (как помочь? что делать?). Вся «цепочка действий» строится из иллюстраций и сопровождается речевым толкованием. Игры учат детей внимательности, сообразительности, ответственности, умению быстро принимать решения и желание прийти на помощь, не быть равнодушными. Содержание пособие развивает логическое мышление, учит размышлять, отвечая на вопросы «почему это произошло?», «кто виноват?», «есть выход?». Играть можно как, отталкиваясь от иллюстрации с изображением конкретных ситуаций (пожар, ДТП и т.п.), так и в обратном порядке, выстраивая «цепочку действий» с конца (специальной машины, телефонного номера службы, спасателя), отвечая на вопрос «что случилось?» («что произошло?»). Игровую деятельность в рамках реализации данного пособия можно организовать как индивидуально, так и с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Такое «моделирование ситуаций» закладывает основу знаний о необходимости обеспечения безопасной жизнедеятельности ребенка в социуме. Работа по данному пособию поможет сохранить жизнь и здоровье детей во взрослой жизни, в условиях социального, техногенного, природного или экологического неблагополучия.
Также в своей работе мы активно используем технологию портфолио, как средство социализации ребенка — дошкольника. Мы понимаем, что ведение портфолио не только является современной эффективной формой оценивания ребёнка, но и помогает решать такие важные педагогические задачи, как: поддержка мотивации дошкольников; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Мы включили в практику работы с детьми старшего дошкольного возраста разные виды портфолио: портфолио достижений, портфолио будущего первоклассника, портфолио по интересам. Опыт работы по данной технологии был представлен в рамках муниципального конкурса «Портфолио дошкольника» Портфолио «Я расту» состояло из разделов (страничек): «Личная страничка» (обо мне, познакомьтесь со мной, полюбуйтесь на меня, мой гороскоп, характеристика знака «Бык»), «Я расту» (динамика роста), «Моя семья», «Мой режим дня», «Мой детский сад» (мои любимые воспитатели, мои друзья), «Страничка моих достижений», «Мир моих увлечений», «Мои любимые игрушки», «Мои праздники», «Страничка документов», «Страничка пожеланий» (от мамы, от воспитателей). Работа по ведению портфолио помогла укреплению детско-родительских отношений.
Наиболее значительных положительных результатов нам удалось добиться в процессе обучения детей методам и приемам педагогического проектирования. В переводе с греческого проект — это путь исследования. Проектные технологии обучения являются для дошкольников инновационными. Проект — это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. С этого учебного года мы обратились к инновационной технологии – индивидуальный проект дошкольника. Исследовательский проект «Какие ручки кастрюли безопаснее?» был представлен наРЦ «Всё лучшее детям» (декабрь,2014)
На протяжении ряда лет мы используем целый комплекс «здоровьесберегающих» и «здоровьеразвивающих» мероприятий: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, дыхательная, бодрящая, корригирующая, физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения и т.п.
Моя цель — выбор результативных форм физического воспитания и оздоровительной работы, т.е. таких технологий, которые несли бы в себе особые развивающие возможности для детей. В нашем учреждении активно применяется технология раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом, врачом-офтальмологом, хирургом высшей категории, отличником здравоохранения, доктором медицинских наук В.Ф.Базарным. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на занятиях мы используем «Зрительный стадион», расположенный в разных местах помещения: на доске, на потолке и т.п. В группе, под потолком, по углам, размещены «сенсорные тренажёры», которые тренируют зрение детей, развивают внимание, поисковую деятельность, учат ориентации в пространстве и обеспечивают режим подвижных зрительных образов. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз.
Учитывая, что зрение старших дошкольников достаточно уязвимо, а успеваемость первоклассников напрямую зависит от зрения, мною выбрана здоровьеразвивающая технология (технология сохранения и стимулирования здоровья) — «тренажёры для глаз» по методике В.Ф. Базарного. Цель моей работы со старшими дошкольниками:
-увеличение двигательной активности детей на занятии; предупреждение утомляемости;
-обучение детей различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья (валеология), чтобы затем, перейдя в начальную школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять;
-систематическая работа с родителями по организации здорового образа жизни.
«Зрительный стадион» и «сенсорные тренажёры» тренируют глаз, снимают напряжение и расслабляют мышцы глазного яблока, а также способствуют развитию вестибулярного аппарата. Используемая в комплексе здоровьеразвивающая деятельность в итоге сформировала у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное физическое развитие.
Таким образом, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования главными направлениями инновационной деятельности нашего дошкольного учреждения стали: метод проектов; портфолио дошкольника; исследовательская проектная деятельность; здоровьесберегающие технологии.
Каждая инновационная технология уникальна, вариантов слияния множество. Нами создана такая модель, в основе которой заложена интеграция разных технологий с целью развития личности ребёнка.Данная модель является привлекательной для родителей и детей, которые находят здесь прекрасную возможность всестороннего развития личности старших дошкольников, соответствующей современным запросам общества. В рамках концепции деятельности нашего детского сада, организация инновационной деятельности потребовала от нас обеспеченияследующих оптимальных условийдля полноценного проживания ребенком дошкольного периода жизни:
сохранение ведущих видов деятельности (игровой);
сотрудничество педагогов (проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
создание условий для развития творческих и личностных потенциалов ребенка;
необходимость в дошкольном возрасте уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, и пр.).
В условиях инновационных изменений, происходящих сегодня в современной системе образования, мы создали такую систему педагогической деятельности, которая отвечает запросам родителей, учитывает особенности детей, способствует развитию каждого ребёнка[2,с.319]. В ходе этих инновационных процессов, касающихся обновления содержания, форм, методов и приемов дошкольного образования, мы стали использовать новые технологии, обеспечивающие самопознание и творческое самовыражение, а также физическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное здоровье и развитие детей, стимулирующие их познавательную, речевую и другую активность. Мы учли, что педагогические технологии содержат развивающий, формирующий потенциал и функционал образования. Именно это позволило нам добиться хороших результатов в работе с дошкольниками группы.
Сравнительная диагностика уровня развития дошкольников по итогам внедрения современных образовательных технологий выявила положительную динамику:
— повысился уровень социальной компетентности старших дошкольников;
— у детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности;
— сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления;
— значительно повысилась самостоятельную активность детей.
Кроме того, удалось сделать образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей, вовлечь их в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Список использованной литературы:
1.Белая К. Ю. Инновационная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера»,2005.– 64 с.
2.Урмина И.А., Данилина Т. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-метод. обеспечение). – М: Линка-пресс, 2009. – 319 с.
Источник