Современные подходы к развитию ребенка раннего возраста
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В настоящее время проблема возвращения детей раннего дошкольного возраста рассматривается на государственном уровне и в своем стратегическом прочтении будет иметь положительные результаты уже к 2019 году. В тоже время в дошкольных учреждениях продолжается опережающая работа по поиску педагогических инновационных технологий в воспитании детей раннего дошкольного возраста, что обосновывает необходимость изучения темы современных стратегий и подходов к их воспитанию в дошкольной образовательной организации.
Проблеме воспитания детей раннего дошкольного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко В. М. Бехтерева, Н. Л. Фигуриной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний дошкольный возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов, считают ранний дошкольный возраст сенситивным для развития детей.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки современных стратегий и подходов к воспитанию детей раннего дошкольного возраста считают современные исследователи, А.А. Арламов, А.Н. Бойко, Г.В.Воробьев, А.М.Гельмонт, А.В. Лоренсов, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики, А.Я. Наин и др. Они отмечают, что, в зависимости от широты и глубины современных стратегий и подходов к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, можно говорить как о массовых, крупных, глобальных, систематических, фундаментальных, стратегических, глубоких нововведениях, так и о частных новшествах.
Как показывает анализ в большей степени современные стратегии и подходы внедряются в настоящее время в практику воспитания детей раннего дошкольного возрастав системе дошкольного образования крайне недостаточно, что актуализирует заявленную тему.
Изучение современных стратегий и подходов к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, используемых в дошкольной образовательной организации показало, что разработка и внедрение новых педагогических стратегий и подходов детей в дошкольном образовательном учреждении должно включать в себя следующие блоки: социализация и гуманизация жизни детей, развитие саморегуляции, создание принципов предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, создание единого пространства для социализации детей в дошкольном учреждлении, формирование и внедрение новых методов, систем воспитания, в том числе на правленых на преемственность дошкольного образования, развитие и внедрение проектных форм деятельности детей, педагогов и взрослых.
Новой задачей дошкольного учрежлдения становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у детей раннего дошкольного возраста. Вся жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Для этого необходимо изменять технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка.
Современные стратегии и подходы к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, предъявляемые в дошкольном образовательном учреждении, меняют систему управления воспитания, определяют необходимость выработки новых подходов к управленческой и педагогической деятельности всего коллектива. Встает необходимость перестройки сознания в рамках новых ценностей, категорий и понятий, таких как конкурентоспособность, компетентность, рынок образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. Они определяют управленческий функционал руководителя и направление деятельности всего педагогического коллектива, ориентируя на инновационный путь обеспечения качества воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Необходимость разработки программы развития современных стратегий и подходов к воспитанию детей раннего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждений обусловлена важностью целей развития воспитания и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области воспитания- повышение доступности качественного воспитания, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако в условиях экономического кризиса ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы воспитания, сколько способностью системы воспитания актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития и воспитания. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую модель воспитания, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном воспитании. Проблемакачества воспитания в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования воспитания, дошкольное образовательное учреждение представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Актуальность исследуемой темы связана еще и с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик как продолжающих традиции, так и основывающихся на новых технологиях воспитания. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей раннего возраста.
В «Концепции модернизации российского образования» говорится о том, что воспитание, как первостепенный приоритет, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс развития. Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке детей раннего дошкольного возраста к жизни, способности к успешной социализации в обществе.
В заключении, можно сказать, что стратегии и подходы воспитания детей раннего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении строится на основе современных достижений психологической науки и принципе уважения к личности ребенка. Реализуемые стратегии также должны учитывать возрастные психологические особенности не только всего периода раннего дошкольного возраста, но и каждого его этапа. Общая стратегия воспитания детей раннего дошкольного возраста в дошкольном учреждении в настоящее время остается предметом детального обсуждения .
1.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М.: Творческий центр Сфера, 2008.- 208 с.
2.Бескина, Р.М., Виноградова, М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня: учеб.пособие / Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. — М.: Знание, 2011. – 80 с.
3.Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп./ З.М. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академический Проект; Культура, 2010. -240 с.
4.Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. — 2011. — 259с. Дубенский Ю.П. Курс лекций по педагогике.
5.Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова и др.; под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
6.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России — М.: Просвещение, 2010.
7.Езопова С.А. Анализ системы дошкольного образования в современной России // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1. – С.5-11.
8.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 432 с.
9.Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
10.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб.пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – с. 336.
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Другие методич. материалы›Презентация «Современные подходы к организации работы в группах раннего возраста»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Современные подходы к организации работы в группах раннего возраста МБДОУ детский сад №5 г.Заполярный Мурманской обл. Воспитатель Крючкова Е.В.
2 слайд
Описание слайда:
Детский сад «Теремок»
3 слайд
Описание слайда:
Главные задачи воспитания и обучения Сохранение здоровья ребенка Полноценное физическое развитие Развитие речи Развитие игровой деятельности Сенсорное развитие Формирование основ психических процессов Развитие умственных, познавательных и творческих способностей
4 слайд
Описание слайда:
Основные направления педагогической работы с детьми раннего возраста Развитие предметной деятельности и познавательных способностей Развитие речи Развитие игровой деятельности Приобщение детей к художественно- эстетической деятельности
5 слайд
Описание слайда:
Приобщение детей к изобразительной деятельности Приобщение детей к театрализованной деятельности Организация общения со сверстниками Физическое развитие и укрепление здоровья
6 слайд
Описание слайда:
Принципы построения предметной среды Полифункциональность Оптимальная насыщенность Трансформируемость Доступность Вариативность Безопасность
7 слайд
Описание слайда:
Характеристика детского сообщества Возрастной состав Психологическая характеристика группы (темперамент детей, их подвижность, индивидуальные особенности, познавательные интересы, показатели развития) Количественное соотношение мальчиков и девочек Социальные условия жизни детей в семьях
8 слайд
Описание слайда:
Оформление групповых помещений
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Оформление приемных
13 слайд
Описание слайда:
Воспитание при проведении режимных процессов Успешное проведение режимных процессов связано с соблюдением следующих правил: Предложение педагога должно совпадать с потребностью ребенка; К выполнению режимного процесса нужно привлекать небольшую группу детей; Усложнять требования к их выполнению; Режимные процессы должны походить в спокойной обстановке; Не одно достижение ребенка не следует оставлять без внимания; Предъявлять к ребенку единые требования со стороны воспитателей и родителей; Взрослые не должны делать за малыша то, что он может сделать сам.
14 слайд
Описание слайда:
Режимные процессы
15 слайд
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Воспитание в играх-занятиях На занятиях инициатива принадлежит взрослому: учитывая возрастные и индивидуальные возможности каждого, он объединяет детей в подгруппы, выбирает тему, ставит задачи и цели, намечает методы и т.д. Индивидуальные игры-занятия направлены на формирование у детей тех умений и навыков, которыми они не в состоянии овладеть самостоятельно. Обучение предусматривает обязательное повторение материала в ходе игры-занятия. Демонстрационный материал должен быть знаком детям и в то же время своим красочным оформлением вызвать у них интерес. В ходе занятий используются сюрпризные моменты, внезапное появление и исчезновение предмета.
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
Развиваем мелкую моторику
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-277351
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Ирина Папшева
Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»
«Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ФГОС»
Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня я хочу поделиться материалом, с которым я выступала на РМО. Я показывала презентацию с обобщением опыта работы, а затем показывала мастер-класс по экспериментированию «Игры с пеной». Может. кому-то пригодится,т. к. по раннему возрасту очень мало материала по этой теме, буду только рада!
«Детская любознательность,
Если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию»
.Натан Семенович Лейтес. (советский и российский психолог, психофизиолог)
Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей, окружающих ребенка. Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально- чувственного опыта.
Проблема познавательного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающими миром является особенно актуальной на современном этапе, так как познание является наиболее важным в дошкольном возрасте. На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Задачи познавательного развития детей 2-3 лет:
1. Расширять и обогащать представления детей о ближайшем непосредственном окружении.
2. Продолжать знакомить ребенка с составом его семьи, с именами членов семьи.
3. Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения, их признаками и свойствами, некоторыми функциями.
4. Начать знакомить с животными (части тела голова, ушки, глазки; как подает голос; характерные движения).
5. Знакомить ребенка с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания (сладкий, горький, кислый, соленый).
6. Учить детей находить знакомые цвета в окружающем.
7. Формировать у детей ориентировку в пространстве комнаты (квартиры): у окна, т. д.
8. Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах посредством манипулирования и экспериментирования.
. И работая на 1-й младшей группе, я стала уделять этому виду познания большое внимание. Для этого оборудовала Центр экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наш Центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание Центра входит: зона «песка и воды», разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок.
Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною экспериментов является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей
. Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени любимой игрушки –Зайки-Длинное ухо. С его помощью предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде?
В первой младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.
Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.
«С кем подружится Капелька» знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.
На занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет,
в «Игре с пеной»— дети узнали, что образуется, если соединить воду и мыло и взбить венчиком, она мягкая, объемная,что с ней можно играть, набирать в стакан, менять ее цвет.
Эксперимент «Что у тонет, а что – нет» доказывает, что не все предметы тонут в воде.
А эксперимент «Кораблик» — Дает детям представление о том, что бумага и кораблик из нее не тонет в воде.
При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные способности детей поэтому: Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе (приносили разные виды тканей и пуговиц, увеличительное и разноцветное стекло, семена и косточки растений)
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, развивает интеллект.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира.
Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Роль педагогов в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
Спасибо за внимание! Всех с Новым 2019 годом и Рождеством!
Источник