Современные подходы к развитию личности ребенка
Барышева Е.М.
Современные подходы в формировании личности дошкольника (консультация для родителей)
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.C. Выготского, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью. Но для того, чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть ею. Подняться до уровня личности ребенок может только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и освоение духовного опыта, накопленного человечеством.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем».
Особое место занимают сюжетно – ролевые игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания всегда подлинны. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако, они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события из жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. В игре умственная активность всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает, — изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
Большинство игр отображает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, водителя. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре в уже определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику.
В игре формируются моральные качества: ответственность за порученное дело, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешить спорные вопросы.
Игра тесно связана с художественным творчеством детей – рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Часто ставится вопрос: может ли и должен ли взрослый вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.
По мнению же К.Д. Ушинского «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно – доставление материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок.
Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке.
Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом – то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».
Нас тревожит, что дети стали меньше играть? Настораживают сюжеты игр? Да, это серьезный повод для размышлений. Только «педагогически воздействовать» в этом случае следует не на саму игру – ведь она лишь отражает то, чем наполнена душа ребенка. То, что мы видим в играх наших детей – это отражение мира, созданного взрослыми. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем малышей спать, покупаем для них такие игрушки, это мы создаем и сморим такие телепередачи и видеофильмы… Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и миры окружающих их взрослых. Давайте же наберемся мужества увидеть в играх детей отражение нашей взрослой жизни. И если это отражение нам не нравится, то, как известно, на зеркало нечего пенять…
Сюжеты игр детей меняются постоянно – в зависимости от того, что в это время смотрят по телевизору взрослые (помните, дети играли «в мушкетеров», потом – «в Верховный совет», потом – «в рабыню Изауру», «в Марианну»), и какие мультфильмы показывают для них самих (в играх появились черепашки с именами художников Возрождения, спасатели Чип и Дейл). Вслед за нами дети играют в политические дебаты, создают предприятия и заключают договора, открывают банки и торговые точки, вслед за нами они перестают играть в полярников и космонавтов…
Фраза «учить детей играть» напоминает ахмадуллинское ощущение от обучения музыке Марины Цветаевой: « …как если бы свече внушали правила свечения». Но ведь это, к сожалению, нередко происходит в практике.
Что же делать? По возможности обеспечить детей игрушками и материалами для игры; освободить время в режиме дня и понаблюдать, во что и как ребенок играет. Уделить внимание детям и стать партнером по игре, если они сами этого захотят. Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребенка. На эту суверенную землю его мыслей и чувств мы должны ступать очень мягко и осторожно, не входить со своим уставом в этот особенный мир, не спешить перестраивать его по своему разумению. Этому внимательному отношению к миру ребенка, который отражается в его игре, нам следует учиться.
Личностные качества складываются в процессе общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Коммуникативные действия со сверстниками богаче, разнообразнее, ребенок в них более инициативен, оригинален, ярче выражает себя. Чем старше дошкольник, тем в большей мере этот вид общения влияет на самосознание и самооценку. Однако, ведущим фактором личностного развития остается взрослый, его поведение, требования, отношение к ребенку.
Список литературы
1.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 2010.
2.Богословский В.В. и др. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2011.
3.Наркулова Б.А., Усенбаева С.С., Аманбеккызы Ж., Джахаева А.П. Значение игр в формировании личности // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1 – С. 37-40.
Источник
«Детство – важный период жизни, и от того, как
прошло детство, что вошло в разум ребенка и его
сердце, зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
(слайд1)
Приоритет школьного образования, главенствующий достаточно долгое время в системе образования, определял применение в дошкольных учреждениях тактик форсирования или ускорения темпов развития детей и прямую подгонку социально-педагогических приоритетов дошкольного образования к требованиям школы.
В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс, строился по организующим моментам. Каждый организующий момент строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музыкальное воспитание, лепка, аппликация, конструирование, рисование, математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела, и предлагались конкретные формы работы.
В 1960 г. в нашей стране был создан первый научно — исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (позднее АПН СССР), который возглавил академик А.В.Запорожец. В исследованиях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, в ходе которых исследователи пришли к выводу о том, что ни одна из них не может быть успешно решена ДОО без сотрудничества с семьей и, что хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, но формы, содержание, методы воспитания и обучения детей значительно различаются.
В 2013г. А.Г Асмолов возглавил группу разработчиков Стандарта, которые призывают отойти от традиционного понимания ДОО как места, где за ребенком присмотрят и обеспечат уход. Выстроить цепочку доверия между ребенком и его родителями могут помочь в дошкольной образовательной организации, полагают разработчики нового Стандарта. Методологической основой Стандарта являются:
-культурно-исторический подход;
-системно-деятельностный подход.
Главную задачу дошкольного образования А.Г Асмолов видит в том, чтобы дать ребенку точку опоры, чтобы он почувствовал уверенность в своих знаниях и силах.
С 01 января 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который является документом, учитывающим современные традиционные подходы, инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста и требования по взаимодействию ДОО с родителями.(слайд 2)
ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Среди задач, решаемых ФГОС ДО, — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества.
Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования ДОО обязана:(слайд 3)
— информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
— создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
— поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
— обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
— создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
В связи с внедрением ФГОС ДО в дошкольных группах МБОУ СОШ с.Большая Поляна мы пересмотрели подходы к воспитательно-образовательному процессу, искали новые формы взаимодействия с семьей, инновационные технологии в построении образовательного процесса и стараемся обогатить духовный мир детей, насыщаем их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями.
Мы начинаем работу с анкетирования (слайд4), анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в дошкольных группах, изучения медицинских карт, наблюдения за детьми. Личные беседы с родителями помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия.(слайд 5) 1. Состояние и качество оформления информационного уголка____________________
2. Актуальность информации, представленной в информационном уголке___________
3. Раскрытие и доступность тем в папках, в папках-передвижках_________________
4. Тактичность и культура поведения педагогов с родителями_____________________
5. Полнота и качество подачи информации о ребенке во время бесед________________
6. Умение воспитателей ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний___
7. Незамедлительное реагирование и эмоциональный отклик во время беседы________
8. Полнота и освещенность вопросов на тематических консультациях_______________
9. Уровень проведения родительских собраний__________________________________
10. Понятность излагаемой информации на родительских собраниях________________
1. Помощь в развитии материальной базы группы.
2. Активное участие в занятиях.
3. Участие в подготовке и проведении праздников и утренников.
4. Оформление помещений детского сада.
5. Пошив костюмов.
6. Изготовление декораций.
7. Подготовка подарков детям.
8. Посещение родительских собраний.
9. Внесение предложений по совершенствованию работы детского сада, группы.
10. Активное участие в обсуждении вопросов.
11. Участие в развлечениях, досуговых мероприятиях (спортивных праздниках и эстафетах, викторинах и др.).
12. Родительский клуб (клубные встречи, вечера).
13. Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, фотовыставки.
14. Участие в творческих фестивалях, акциях, конкурсах и др..
15. Совместные поездки, встречи с интересными людьми.
16. Совместные походы и экскурсии.
17. Родительский день в детском саду (совместное проведение дня с детьми в детском саду для пожелавших родителей).
18. Руководство кружковой деятельностью.
19. Поддержание постоянной связи с помощью интернет ресурсов.
Мы интересуемся, какие трудности у родителей, говорим об обязательном режиме дня, питании, приближенном к ДОО, но, не навязывая, а выстраивая диалог, объясняем, как организовать деятельность с детьми дома. Например, если родители очень заняты, предлагаем посадить ребенка рядом играть, если ребенок рассыпает муку — предлагаем создавать условия для лепки или другой альтернативной деятельности, в ходе которой сформируется самостоятельность, и родителям можно будет потом просто присматривать за ребенком.
В уголках для родителей регулярно вывешиваем информацию, которую стараемся преподнести четко, коротко, лаконично, чтобы заинтересовать родителей.
На родительских собраниях стараемся родителей заинтересовать, увлечь проблемой. Чтобы настроить родителей на эмоциональный лад в начале собрания дети старшей группы могут показать театрализованную деятельность, по интересующей проблеме, и мы можем спросить: «А есть ли у вас такая проблема?».
Проведение открытых занятий в дошкольных группах организуется по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители являются активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя.
На традиционные праздники приглашаются почетные жители села, представители по охране природы (слайд 6), представители полиции и др.
К праздничным датам в дошкольных группах оформляются плакаты, газеты, выставки совместного творчества детей и родителей, педагогов.
Традицией при проведении праздника «День Победы» является возложение вместе с родителями воспитанников цветов к памятнику «Неизвестный солдат», (Слайд 7) а также участие воспитанников в праздничном концерте в школе.
В основу формирования личности детей на протяжении всего дошкольного детства мы ставим идею обогащения их духовного мира, насыщение их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями. Детский сад для детей является особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» . Главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться. Стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. И если ранее под ней понималось использование особого подхода к достижению детьми нормы развития, т.е. установленного оптимального уровня для конкретного возраста, то в рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства.
Мы разработали для каждого ребёнка карту индивидуального образовательного маршрута , который будет учитывать особенности его нервно- психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития .(слайд8,9)
Но говоря об важнейших характеристиках личности дошкольника необходимо отметить, что формирование их происходит, прежде всего, посредством игровой деятельности.
На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях –перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.
ФГОС определяет виды деятельности (слайд 10)
виды деятельности :
в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В нашем детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому наши воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства.
Мы ввели в этом году в расписание новый вид деятельности-игровую деятельность.
Мы-воспитатели, обязаны хорошо понимать, что дошкольный возраст – благоприятный возраст для разностороннего развития ребенка, а разные подходы к воспитанию у родителей и воспитателей ломают личность ребенка. И от того, насколько грамотно будет спланирована образовательная деятельность в ДОО и претворена в жизнь, зависит развитие и эмоциональное благополучие ребенка. (слайд 11)
Источник