Современные подходы к обеспечению физического развития ребенка
Оксана Королева
Педсовет «Современные подходы к обеспечению физического развития ребенка»
Педсовет на тему:
«Современные подходы к обеспечению физического развития ребенка»
Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Задачи:
1. Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Развивать творческий потенциал педагогов.
4. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Предварительная работа:
1.Консультации: «Физическое развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО с учетом их индивидуальных показателей»; «Семейные спортивные праздники, как одна из форм взаимодействия родителей и детей ДОУ».
2. Игровой тренинг «Физическое развитие средствами народной игровой культуры ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (региональный компонент).
3.Мастер-класс: Игровая педагогическая технология в физическом развитии дошкольников (на базе МБДОУ ДС №56 «Улыбка»).
4.Практикум: Психологические приемы организации дисциплины в группе».
5.Открытые мероприятия: Проведение прогулки в средней группе (воспитатель: Порческу Е. А.); проведение подвижной игры на прогулке (воспитатели: Лукоянова А. В., Короткая Т. А.).
6.Тематический контроль: Организация двигательной активности детей в ДОУ».
7.Домашнее задание воспитателям:
**педагоги каждой группы должны быть готовы проанализировать пути решения, свои методы, плюсы – минусы в работе по теме педсовета (первой годовой задаче).
**быть готовыми провести (интересную, «неизбитую») подвижную игру, познакомить с закаливающей процедурой, провести физминутку, пальчиковый тренинг.
Повестка дня:
1. Об исполнении решения предыдущего педсовета.
старший воспитатель Королева О. В.
2. Вступительное слово по теме педсовета
старший воспитатель Королева О. В.
3. Итоги тематической проверки «Организация двигательной активности детей в ДОУ»
старший воспитатель Королева О. В.
4. Деловая игра.
старший воспитатель Королева О. В.
5. Проект решения педагогического совета.
Хочется надеяться, что все педагоги будут активно участвовать в работе педсо-вета, делиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме, задавать вопросы, комментировать.
Ход педсовета:
1. Об исполнении решения предыдущего педсовета,
Королева О. В., старший воспитатель (отчёт).
2. Вступительное слово по теме педсовета – Королева О. В., старший вос-питатель (отчёт).
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Всё перечисленное мной – это содержание нашей с вами работы по организации физкультурно — оздоровительной деятельности с детьми.
И главная цель данной работы:
*сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.
В нашем детском саду ведется работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению двигательной активности.
Работа по здоровьесбережению реализуется посредством физкультурных занятий, режима дня, воспитанию культурно-гигиенических навыков, спортивных досугов, физкультминуток, динамических часов, прогулок, самостоятельной двигательной деятельности детей, утренней гимнастики и гимнастики после сна и др.
Немаловажное значение имеет тот факт, что при решении физкультур-но-оздоровительных задач мы привлекаем родителей. И это даёт большой положительный результат…
Оценить эффективность данной работы возможно на основе анализа результатов объективного исследования состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности детей с использованием технологии мониторинга, а также анкетирования родителей.
Эффективность физкультурно – оздоровительной работы в нашем ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания педагогов – специалистов, медицинских работников, родителей воспитанников и всего коллектива. Только совместными усилиями мы решаем поставленные задачи и добиваемся положительных результатов.
Всё это формирует физическую культуру детей.
И сегодня мы с вами проверим ваш багаж знаний в этом вопросе…
4. Итоги тематической проверки «Организация двигательной активности детей в ДОУ», Королева О. В. (справка прилагается).
Педагогический практикум по физической культуре
(в форме деловой игры).
Ст.воспитатель: Давайте мы все встанем в большой круг и поприветствуем друг друга красиво (например, реверансом или поклоном)
Молодцы, сегодня мы с вами не только хорошо поработаем, но и поиграем, ведь человек не может находиться в постоянном напряжении и движении – он устанет, поэтому расслабление и отдых просто необходимы, чтобы набраться сил, чтобы настроение было хорошее, а здоровье – крепкое.
Игра «Ток».
Сейчас возьмемся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки – это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия (2 – 3 раза).
Блиц – опрос
1. Назовите принципы закаливания – три П. (Постоянно, последовательно, постепенно.)
2. Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши.)
3. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.)
4. Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами.)
5. Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой? (До этого возраста идёт активное формирование скелета.)
66. Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10, ребёнок – 10-12 часов.)
Педагоги разбиваются на 2 команды.
1. Обеим командам предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.
Задачи физического воспитания:
Оздоровительные: охрана жизни и укрепления здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость) формирование правильной осанки.
Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, взаимопомощь, волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать, формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).
2. Педагогические упражнения «Переводчик»
У каждой команды карточка с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно с помощью мимики, рук изобразить смысл текста для того, чтобы команда соперников отгадала и прочитала текст пальчиковой гимнастики.
Сбил, сколотил — вот колесо.
Сел да поехал.
Ах, хорошо!
Оглянулся назад — одни спицы лежат.
Жил-был зайчик длинные ушки. Отморозил зайчик носик на опушке. Отморозил носик, отморозил хвостик, и поехал греться к ребятишкам в гости. Там тепло и тихо, волка нет, и дают морковку на обед.
3. На столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм?
Высказывания мудрых людей,живущих в разное время:
* «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». Л. Н. Толстой
* «Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот — высокий дух порождает здоровье». Ф. А. Абрамов.
* «Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр.
* «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ.
5.Задание командам: организовать и провести подвижную игру
(которая стала открытием в ходе работы над годовой задачей)
6.Творческое задание: разработать принципы «Радостной физкультуры»
Принципы «Радостной физической культуры»: (не больше 5 пунктов)
а. Каждое занятие – новая игра или путешествие в страну Физкультуры
б. Физкультурная разминка = это сюжетный и соревновательный комплекс. Дозировка осуществляется с учетом групп здоровья
в. Планирование занятий должно носить тематический характер и учитывать интерес детей и времена года
г. Использовать на занятии высокохудожественное и образное слово, музыку, а также театрализацию («Ты – кошечка, ты — слонёнок…», а так же костюмы, шапочки и т. п.)
д. Каждое занятие – это встреча с новым.
7.Закаливание: удивите своих соперников, предложив им новую закаливающую процедуру…
8. Закончить пословицы о здоровье (совместное задание)
1 команда: Чистота – (залог здоровья). Здоровье дороже (золота). Чисто жить – (здоровым быть).
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке).
Если хочешь быть здоров – (закаляйся).
В здоровом теле – (здоровый дух).
Здоровье за деньги (не купишь).
Береги платье с нову, (а здоровье смолоду).
Будет здоровье – (будет все).
2 команда:
Из какой игры эти строки:
«День наступает – все оживает. Ночь наступает – все замирает» («Совушка»)
«Вот построили мы круг, повернемся разом вдруг…» («Отгадай, чей голо-сок?»)
«Вымыл ухо, вытер сухо!» («Зайка серый умывается»)
«Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» («Два Мороза»)
«Готовятся к полету наши…. …. Мотор заводите и быстро летите» («Самолеты»)
«Он летел, летел, летел…» («Пузырь»)
«Ну, попробуй нас догнать…» («Мы веселые ребята»)
«Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят!» («Горелки)
9. И в заключении – «мозговой анализ» — Педагогические ситуации
Педагогические ситуации
1 команда: По режиму пора начинать занятие, а группа детей с увлечением строит мост…
Как должен поступить воспитатель:
— задержать начало занятия?
— прервать строительную игру?
— Как бы Вы поступили?
2 команда: Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания)
10. Рефлексия «Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают музыкальные руко-водители).
Входят Красная шапочка и ее Бабушка.Между ними происходит такой диалог:
— Бабушка, бабушка,почему у тебя такое морщинистое лицо:
— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковку, моя внученька.
— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя Деточка, что по утрам я никогда не делала зарядку…
В один голос,обращаясь к присутствующим: если вы не хотите, чтобы вас съел Серый волк, как бабушку, ведите здоровый образ жизни!
Приглашают всех на общую физминутку. Раздают подарочки (морковку).
Вот такая у нас сегодня рефлексия и такая установка.
Будьте здоровы!
Подведение итогов.
Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье.А нам — педагогам-дошкольникам необходимо:
— Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.
— Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности
— Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами
— Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений.
Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т. д.)
11. Проект решения педагогического совета
1. Творческой группе педагогов разработать программу «Мы здоровыми растем» по здоровьесбережению воспитанников. Представить презентацию программы на итоговом педагогическом совете.
Ответственные: творческая группа педагогов ДОУ
Срок: 30.05.2019г.
2. Продолжать работу по физическому развитию детей в соответствии с возрастными требованиями и требованиями ФГОС ДО.
Ответственные: воспитатели.
Срок: постоянно.
3. Дополнить картотеками уголки по физическому развитию: «Подвижные игры», «Бодрящая гимнастика после сна», «Кинезиологические упражне-ния», «Физкультминутки», иллюстративным материалом для ознакомления детей с видами спорта, нестандартным оборудованием.
Ответственные: воспитатели.
Срок: 20.12.2018 г.
4. Провести в рамках «Клуба молодого педагога» консультацию для молодых специалистов «Методы активизации детей в ходе НОД в соответствии с ФГОС ДО».
Ответственные: старший воспитатель Королева О. В.
педагог-психолог Мармузова М. К.
Срок: 29.11.2018 г.
5. Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течение года
6.Продолжать пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей через различные формы работы: родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, буклеты, памятки, беседы, консультации, развлечения с участием родителей и т. д.
Ответственные: воспитатели.
Срок: в течение года
Источник
Валентина Коморная
Консультация «Современные подходы к обеспечению физического развития дошкольников»
Современные подходы к обеспечению физического развития дошкольников.
Одной из главных и первостепенных задач педагога детского сада, в соответствии с ФГОС ДО, является – охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического, психического, в том числе их эмоционального благополучия. Вся жизнедеятельность ребёнка в детском саду направлена на сохранение и укрепление его здоровья. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности дошкольника.
Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Слайд №2
Цель физическоговоспитания в детском саду: формирование у детей основ здорового образа жизни.
Ведущими задачами физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками являются следующие:
Оздоровительные:
Охрана жизни и укрепление здоровья детей
Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма
Повышение активности и общей работоспособности, закаливание организма ребенка.
Образовательные:
Формирование у детей двигательных умений и навыков
Развитие физических качеств
Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные:
Разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)
Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями
Слайд №3
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания в детском саду.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья воспитанников, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание культуры здоровья, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, закрепление знаний, позволяющих дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Сегодня в практике дошкольного образования накоплен большой опыт использования разнообразных средств –здоровьесберегающих технологий:
— физкультурно — оздоровительные технологии;
— технологии обеспечения психологического и социального благополучия;
— организация двигательной, развивающей и оздоровительной среды;
— технологии приобщения дошкольников к ЗОЖ;
— технологии воспитания навыков разумного и безопасного поведения;
— технологии здоровьезбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.
Слайд №4 и 5
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в структуре воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, обеспечивает эмоциональный настрой у детей, оптимальный темп ведения занятий, наглядность, смену видов деятельности (слушаю, говорю, думаю, рассуждаю и т. д.).
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим: утренняя гимнастика, физкультурная деятельность, гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами, прогулки, совместные спортивные праздники и развлечения с родителями.
Соблюдение распорядка жизнедеятельности в ДОУ, регламентирующего время пребывания детей в детском саду имеет большое значение в сохранении и укреплении здоровья детей.
Соблюдение режима дня в группе обеспечиваетсвоевременно проводить:
-оздоровительные мероприятия: прогулки, закаливание, сон;
-организовывать разнообразную деятельность детей в течении дня так, чтобы у воспитанников формировались самостоятельность, активность, доброжелательность, стремление к достижению цели, имению жить, играть и заниматься в коллективе;
-облегчает воспитателю возможность осуществлять индивидуальный подход к детям.
Слайд №6
При этом обеспечивается на всем протяжении времени активного бодрствования рациональное чередование разнообразных видов деятельности, включающих соответствующий возрасту детей объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых. Он осуществляется в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка, особенно его нервной системы и уровня развития.
Физическое развитиевключает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Формы двигательной деятельности: • утренняя гимнастика (ежедневно); • совместная физкультурная деятельность педагога с детьми; • прогулка с включением подвижных игр (ежедневно); • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов); • зрительная гимнастика; • физкультминутка; • эмоциональные разрядки, релаксация; • ходьба по массажным дорожкам; • спортивные досуги, развлечения.
Все знают об эффективности утренней гимнастики. Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, активизации дальнейшей деятельности. Она проводится нами ежедневно в помещении или на воздухе. Содержание утренней гимнастики составляют в основном общеразвивающие упражнения, соответствующие возрасту детей, знакомые им. Несложный комплекс физических упражнений, выполняемый ежедневно,оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и систем: сердечно-сосудистую, дыхательную, способствует формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия, воспитывает привычку заниматься физкультурными упражнениями ежедневно.
Слайд №7
Физкультминутки вовремя НОД применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующем сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Длительность её составляет, примерно, 2 – 3 мин.
Двигательная разминка проводится во время перерыва между НОД. Она позволяет отдохнуть от умственной нагрузки и статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Двигательная разминка может состоять из 2 – 3 игровых упражнений типа и произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (мячи, обручи, кегли).
Слайд №8
Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности
Физкультурные занятия являются основной форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. НОД по физической культуре проводятся 3 раза в неделю (1 из них – на воздухе).Поддержанию оптимальной двигательной активности детей способствуют: продуманность общеразвивающих упражнений, основных движений, организация детей, расстановка пособий, смена двигательной деятельности с высокой степенью активности на деятельность спокойного характера, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его группы здоровья, степени двигательной активности.
Слайд №9
На физкультурных занятиях создаю условия для овладения детьми жизненно важных двигательных навыков, что способствует гармоничному развитию физических качеств детей, формирует представления воспитанников об организме человека, о влиянии физических упражнений на здоровье и здоровый образ жизни, формирует представления детей о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятий в спортивной одежде и обуви).
Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию: •обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка; •удовлетворять естественную потребность в движении; •формировать двигательные умения и навыки, физические качества; •давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них; •создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни; •вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
Важнейшая роль на физкультурных занятиях отведена музыке. С ее помощью проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физического состояния организма ребенка. Все общеразвивающие и двигательные упражнения сопровождаются четкой, равномерно звучащей музыки, способствующей развитию чувства ритма у детей.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Слайд №10
Основные принципы рационального питания:
1. Обеспечение баланса
2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
3. Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Основное требование – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у детей. Я слежу за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали. Прием пищи всегда проходит в спокойной обстановке. Сервировка стола воспитывает у детей культуру еды.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности.
Слайд №11
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке,являются: •дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; •совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях методом применения их в изменяющихся игровых ситуациях; •развитиедвигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости; •воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками и старших детей с малышами.
Самостоятельная двигательная деятельность детей. Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность е зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
Слайд № 12
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок.Здесь есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей: атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми, методические пособия по здоровому образу жизни (лепбук, иллюстрации.
Закаливание направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима. Эффективной формой закаливания детей воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света. К водным процедурам приобщаю детей постепенно, начиная с местных обливаний. Вначале приучаю умываться, мыть руки до локтя водой комнатной температуры. Во время умывания слежу за температурой воды.
Слайд № 13
Если закаливание проводить систематически и планомерно,оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма
Роль дневного сна в двигательном режиме дошкольника. Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. После сна в постели провожу с детьми бодрящую гимнастику. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднимает мышечный тонус, обеспечивает необходимый уровень двигательной активности в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной активности.
Слайд №14
Игры — непременные спутники жизни детей в семье и дошкольном учреждении. Дети дошкольноговозраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие — ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные, спортивные. Большое значение имеют подвижные игры. Они формируют у детей познавательные процессы, развивают умение подчиняться правилам, совершенствуют основные движения. В подвижных играх формируются стремление быть полезным окружающим взрослым, сверстникам, ответственность за порученное дело. Усложнение деятельности и обогащение опыта влияют на развитиевсех психических процессов: внимание приобретает более устойчивый характер, начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Подвижные игры привлекают детей возможностью применять свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки. В процессе подвижных игр, особенно с элементами соревнований, развиваются и совершенствуются сила, ловкость, быстрота, выносливость. Обязательность выполнения правил дисциплинирует ребят, воспитывает волю. Большинство подвижных игр имеют познавательное значение, так как связаны с подражанием животным, птицам, воспроизведением реальных действий людей.В подвижных играх имеется широкая возможность общения воспитателя с детьми: воспитатель рассказывает содержание игры, её правила, дети узнают значения новых слов. Активизации речевого общения способствуют также игры с текстом и пением. Можно условно разделить детей на три группы — большой, средней и малой подвижности. Чаще всего подвижные игры используются в целях двигательной активизации детей. Незначительная усталость, вызываемая в подвижной игре,полезна: систематически повторяясь она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но так как эти игры эмоциональны и очень привлекательны для детей, то нередко увлекшись игрой, они могут перевозбуждаться и переутомляться. Внешними признаками утомления являются чрезмерная одышка, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движений. Признаком начинающегося переутомления является снижение интереса к тому виду деятельности в котором в данный момент ребёнок участвует. Переутомление может неблагоприятно отразиться на общем состоянии ребёнка, привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызвать двигательное беспокойство или, наоборот, вялость. Для того, чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были созданы благоприятные условия для решения задач умственного, нравственного и физического развития дошкольников, необходимо следить за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера.
Слайд №15
Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.
Работа с родителями. Я использую разнообразные формы совместной работы с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
• Оформляется информация для родителей на стендах, в уголке «Советы Доктора Айболита»
• Готовлю консультации, памятки, папки-раскладки по закаливанию детей дома, о приобщении воспитанников к здоровому образу жизни, о пользе физического развития, по профилактике нарушения осанки, деформации стопы и другие.
Провожу физкультурные досуги и различные праздники с участием родителей. С помощью родителей создаем физкультурно – оздоровительную среду в группе, на площадке.
Слайд №16
Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых. Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников детского сада, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
В своей работе с воспитанниками использую следующие здоровьесберегающие технологии:
М. Ю Картушина «Быть здоровыми хотим» Творческий ценр Сфера М. 2004г.
О. Ф. Горбатенко «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Изд. Учитель 2007г.
М. А. Павлова «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» Изд. Учитель 2009г.
Т. С. Яковлева «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» М. 2006г.
Т. Е. Харченко «Физкультурные праздники в детском саду» Детство-пресс 2009г.
Слайд №17
Источник